ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Теребовская (Шальский погост). Неизвестная (Успения Пресвятой Богородицы (?)) церковь.


Теребовская (Шальский погост). Неизвестная (Успения Пресвятой Богородицы (?)) церковь
Церковь.  Утрачена.  
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Год утраты:Не установлен.
Адрес:
Республика Карелия, Пудожский район, Теребовская (Шальский погост)

Координаты: 61.808054, 36.04224
Вопрос модератора:Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм.



Неизвестная (Успения Пресвятой Богородицы (?)) церковь, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Теребовская (Шальский погост), Пудожский район, Республика Карелия
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1 января 1892



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  13 октября 2016

Шальский погост упоминается в качестве Олонецкой вотчины Юрьева монастыря и одновременно в качестве владений "Великого Князя" в уже называвшейся автором ранее "Обводной книге Юрьева монастыря 1391 г.". Однако необходимо сказать и о том, что, по мнению историка Н.С.Шайжина, "эти же земли Юрьева монастыря …под общим названием земель "на Волоце" разумеются еще в грамоте Иоанна Калиты (всероссийский Вел. Князь с 1328 по 1340 г.)". И приведенные Н.С. Шайжиным доказательства выглядят достаточно убедительными.

Позднее в конце XVI века в писцовых книгах Андрея Плещеева 1582-1583 годов упоминаются "Спасского-ж погоста Шальскаго Настасьинские волостки Григорьева Царевы и Великаго князя деревни оброчные по р. по Шале в низ по обе стороны. Дер. у погоста на р. на Водле", а также деревни "на р.р. Малой Водлице, Большой Водле и Трестянке". А из документом Юрьева монастыря известно также, что в конце XVII века в числе его "Олонецких вотчин" наличествовал "Шальский Спасский погост при р.Водле", а в нем "Нигижемская волость", к которой в это время относились деревни "Зеховская, Усовская и Трестянка".

Шальская групповая система поселений примечательна еще и тем, что в ней "по свидетельствам от 1-ой половины XVI столетия" существовал мужской монастырь. Но, как отмечал в своей работе историк Н.С. Шайжин, "об основателе и времени основания этого монастыря сведений не имеется". По утверждению Н.С. Шайжина, первый раз Шальский Спасский монастырь упоминается под 1505 годом. От этого времени сохранилась "разводная грамота на земли Вяжицкому и Юрьеву монастырям", а "грамоту эту писал дьяк с Юрьевские стороны Нектарей Шальского монастыря святаго Спаса". Как пишет далее в своей работе Н.С. Шайжин, "существование в Шале Спасопреображенской церкви в 1537 году подтверждается тяжебным делом Муромского монастыря с Палеостровским (в 1537-39 гг.)".

Из "платежной о поземельных деньгах", взятых крестьянином "Юшко Митолфановым сыном … у Спасскаго игумена у Еуфимия с братьею", становится известно о существовании Спасского мужского монастыря в Шале и в 1548 году. Позднее, по описи 1582 года в Шале значился уже "Спасский мужско-женский монастырь", а "на погосте была церковь Преображенье Господне, да церковь Успение Св. Богородицы деревянные. Да на монастыре келья Игумена Кирилла, да 4 кельи, а в них живут черноризцы, да 6 келей пустых, да за монастырем 5 келей, а в них живут 5 стариц черноризц".

Примечательно, что Шальский Спасский монастырь владел и землей: "пашни пашут игумен с соборяны 3 чети с третником в поле, а в дву потомуж; сена 15 копен треть обжи". "После же Литовского разорения", - отмечал Н.С.Шайжин, - "Шальский монастырь обратился в приходскую церковь", поскольку писцовая книга 1628 г. говорит о нем, как лишь о существовавшем: "да на погосте же и за погостом 16 мест келейных, а живали на тех местах в кельях старцы и старицы". А из "белых Шальских священников конца XVI в." по писцовой книге Плещеева известен Тит Маковеев, имевший для "торговли рыбою и мелким товаром два амбара под клетью, да под горницею".

Следующим по времени документом является упоминавшаяся автором ранее "Ведомость" о церквях и монастырях 1798 года, согласно которой "в Шальском погосте церквей" было "две, первая Успения Богоматери, вторая Преображения Господня, в 20-ти верстах от Негижмы". А судя по "Ведомости" за 1890 год, на погосте уже находилась одна церковь "во имя Преображения Господня", построенная в 1850 году "усердием прихожан с помощью благотворителей" и заменившая собою два упоминавшихся выше и, очевидно, пришедших в ветхость храма. Новая церковь была "деревянной, обита тесом с таковою же колокольнею" и на 1898 год значилась достаточно "крепкой". А престолов в ней было три: "в настоящей холодной" церкви – "во имя Преображения Господня" и в приделе теплом – "во имя Успения Божией Матери" и "во имя Святых Апостолов Петра и Павла".

Помимо церкви "при устье реки Водлы в заливе Онежского озера, от церкви в 3-х верстах" находилась деревянная, "неизвестно когда построенная" часовня "во имя Нерукотворного Образа" с богослужением 16 августа. К 1992 году обе упомянутые архитектурные доминанты вместе с деревней Мошниковской оказались утраченными, вследствие чего функцию планировочного ядра системы приняла на себя застройка поселка Шала.

По материалам: Медведев П.П. "Система расселения Восточного Обонежья (ареальные исследования народного зодчества на территории Республики Карелия)" /Петрозаводский гос. ун-т. Петрозаводск, 2000.

 



Комментарии и обсуждение


Шальский приход располагался в нижнем течении Водлы и по берегам впадающей в нее речки Шалицы. Приходская Преображенская церковь, находившаяся в д.Теребовской (в 25 верстах от г. Пудожа), являлась прямой наследницей церкви Шальского погоста. Приход состоял из 24 деревень (на 1876г. - 505 муж. душ).

17 января 2019.