Представители русского древлеправославия проживали в городе Морозовске (до апреля 1917 г. станица Таубевская) с самого его основания. Задолго до образования станицы Таубевской была построена железнодорожная ветка (с 1898 по 1900 г.) «Лихая-Царицын» (ныне Волгоград). Самой крупной на этом участке стала станция Морозовская (названная по одноименному названию хутора Морозовского). Кроме паровозного депо и других железнодорожных служб рядом вырос железнодорожный поселок. Вплотную к нему приблизились разросшиеся хутора Басов и Любимов. 23 сентября (н.ст.) 1910 г. Войсковой Земельный отдел войска Донского постановил открыть станичный сбор в новообразованной станице Таубевской, названной в честь Наказного войскового атамана, немца по происхождению, барона Фёдора Фёдоровича Таубе (1857–1911гг.). Этот год и следует считать датой рождения новой донской станицы Морозовской (в апреле 1917 г. станица Таубевская была переименована в станицу Морозовскую).
Бурное заселение станицы Таубевской началось в 1911 году. Старообрядцы из соседних станиц наряду с другими переселенцами осваивали новые земли и водворялись в молодой станице. Поначалу старообрядцы собирались на службы в расположенном неподалёку хуторе Морозове, где находился молитвенный дом. Служил в нём иерей Дионисий Зимовин. Затем казаки-старообрядцы соорудили молитвенный дом в самой станице. Пастырскую службу тогда в Никольской Общине нёс иерей Леонтий Балашов, а председателем совета Общины был Ф.М. Турченков. В 1912 году станичное управление выделило местному старообрядческому обществу земельный участок под строительство храма. 26 мая 1914 года было освящено место под строительство нового храма, а на следующий день прихожане начали вести подготовительные работы по постройке храма. Спустя два дня таубевский станичный сбор по ходатайству совета общины выделил 1000 рублей на строительство храма и добился перед администрацией железной дороги снижения тарифов для доставки строительных материалов в количестве 63 вагонов. 17 августа духовенством в составе благочинного священника Иоакима Карелина, приходского священника Леонтий Балашова, приезжего священника Поликарпа Гамаюнова и диакона Исаака Быкадорова была торжественно совершена закладка нового храма.
9 мая 1916 года состоялось освящение храма в честь святителя Николы архиепископа Мир-Ликийских. Торжество возглавил епархиальный архиерей Геннадий (Лакомкин) в сослужении духовенства местного благочиния: настоятеля иерея Димитрия Ершова, благочинного иерея Иоакима Карелина из Нижне-Чирской станицы, иерея Филиппа Гамаюнова из хут. Крылова, иерея Дионисия Зимовина из хут. Морозова, иерея Феодота Родина из хут. Воробьёва. На празднике присутствовало множество гостей из окрестных мест, так что не всем удалось вместиться в храме. Богослужение украсили стройным пением мужской лик и в особенности женский хор из 18 девиц.
Церковь была размером 26 метров в длину и 13 метров в ширину. Община старообрядческого Никольского храма станицы Таубевской являлась духовным центром, к которому тяготели древлеправославные казаки со всей округи. На страницах журнала «Церковь» содержится упоминание деятельности этой Общины — «Совет Николаевской старообрядческой Общины белокриницкой иерархии ст. Таубевской, желая отпраздновать 300-летие Дома Романовых, решил провести публичный молебен и крестный ход. Совет Общины уведомил об этом полицейского пристава х. Любимова. Однако пристав Чипликов запретил проведение крестного хода. Председатель общины Ф.М. Турченков направил телеграмму наказному атаману Войска Донского с просьбой разъяснить недоразумение. В тот же день, 20 февраля, был получен ответ, разрешавший проведение крестного хода. В крестном ходу приняло участие множество старообрядцев из окрестных хуторов».
Одним из первых настоятелей Никольской Общины являлся иерей Димитрий Ананьевич Ершов, который начал своё служение при храме не позже 1916 года. В 1923 году Никольская Община была зарегистрирована исполкомом Морозовского райсовета, а в 1926-м произошла её перерегистрация. В 1930 году отец Димитрий Ершов был арестован по ст.58–10 и 121 УК РСФСР. Вернуться в Морозовск он смог только в 1946 году после 10 летнего заключения в лагерях. В 1936 году старообрядческая церковь в станице Морозовской была закрыта, а само здание было разрушено. Церковная утварь и иконы были переданы настоятелю этого храма иерею Никите Ивановичу Жучкову, а после его смерти (1945?) хранились прихожанами бывшей Никольской церкви.
Как следует из архивных материалов, несмотря на слом церкви, в 1936–45 гг. старообрядцы продолжали собираться на молитву в доме священника Никиты Жучкова. С 1946 по 1947 гг. старообрядцы проводили свои молитвенные собрания в доме вернувшегося из заключения протоиерея Димитрия Ершова. В 1947 году протоирей Димитрий Ершов преставился ко Господу и Община осиротела. Морозовские старообрядцы лишись своего пастыря и помещения для проведения служб и треб. Это затруднительное положение решили использовать власти. Несмотря на многочисленные заявления со стороны старообрядцев г. Морозовска и прилегающих селений, они отказывались регистрировать Общину и разрешить приобрести постоянного священника. Однако морозовские старообрядцы сумели проявить решимость и настойчивость в этом деле. Каждый год они писали по нескольку десятков заявлений, при том обращались не только к местным властям, но даже к депутатам Верховного Совета РСФСР и Председателю Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилову. Сами старообрядцы г. Морозовска и окружных хуторов насчитывали свою Общину в количестве 800 душ.
Несмотря на отсутствие постоянного пастыря и храма, а также чинимые властями препятствия, древлеправославные христиане смогли сохранить свою Общину в последующие годы. Они собирались на дому для проведения молитвенных собраний, приглашали священников и уставщиков для совершения таинств и исполнения богослужений. История сохранила несколько имён таких служителей. В 1947-50 гг. Никольскую Общину временно окормляли иерей Руф Макеевич Митяев из села Суровикино и протоиерей Иоанн Васильевич Хуторский, а для проведения служб приезжал уставщик Маркин. В 1949 года морозовские старообрядцы арендовали саманный флигель у одной своей единоверки Епистимии Ивановны Наполовой. Они своими силами произвели ремонтные работы в помещении и добились позволения совершать в нём богослужения.
С 1950 года уставщиком служил Давыдов, а для совершения духовных треб 3–4 раза в год приезжал протоиерей Иоанн Силкин из станицы Орловская. Видимо, такое положение дел в Общине приводило к ослаблению единомыслия среди её членов. Некоторые старообрядцы белокриницкого согласия стали обращаться за исполнением таинств к священнику Блохину беглопоповского согласия, который приезжал в Морозовск из Сталинградской области. Визиты этого священнослужителя в Морозовск к древлеправославным христианам белокриницкого согласия, проведение им служб на дому, вызывали беспокойство как у Московской старообрядческой Архиепископии, так и у уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Каменском облисполкоме. В 1955 году постановлением Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР старообрядческая Никольская Община г. Морозовска была зарегистрирована. В скором времени в Никольскую Общину епископом Иннокентием был назначен настоятелем протоиерей Иоанн Силкин.
Известно, что уставщиком в Общине в 1970 году служил Иоанн Авдеевич Борисов, а после него Автоном Иванович Вершинин.
10 августа 1971 года в Никольском храме по причине нарушения правил пожарной безопасности произошло возгорание, от огня пострадала большая часть помещения. Этот трагический случай и последовавшие за ним события стали новым испытанием для Никольской Общины. Исполком Морозовского районного Совета депутатов отказывает старообрядческому обществу в восстановлении здания церкви и снимает его с регистрации. В марте 1972 года Промыслом Божиим власти позволяют Никольской Общине произвести ремонт сгоревшего здания церкви и отменяют решение о снятии с регистрации. Почти заново отстроенный храм сохранился до наших дней. Он продолжает служить домом молитвы для преданных древлеправославию христиан.
https://izdrevle.ru/staroobryadcy_morozovska