ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ира. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Ира. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Год постройки:1896.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Тамбовская область, Кирсановский район, село Ира

Координаты: 52.789319, 42.839561



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Частная коллекция. Фото 1900-х годов<br>, Ира, Кирсановский район и г. Кирсанов, Тамбовская область
Частная коллекция. Фото 1900-х годов
Михаил Мещанинов
22 августа 1909
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровский храм, вид в советские годы. Источник: приходской сайт храма, http://pocrovskiihram.ru/<br>, Ира, Кирсановский район и г. Кирсанов, Тамбовская область
Покровский храм, вид в советские годы. Источник: приходской сайт храма, http://pocrovskiihram.ru/
Елена Григорьева
??
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Ира, Кирсановский район и г. Кирсанов, Тамбовская область
Олег Смирнов
12 сентября 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  8 декабря 2016

Село Ленинское - это бывшая "Ирская коммуна", образованная в бывшем поместье княгини Оболенской. Каменная теплая церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы возведена в 1896 году на средства местного купца Москалева вместо обветшалой деревянной церкви, сооруженной в начале XVIII столетия. С приходом Советской власти храм был закрыт, в 1930 году в нем размещался сельский "Дом культуры", позднее превращен в склад зерна и конюшню.

В настоящее время небольшая храмовая композиция включает в себя восьмигранный объем, завершенный высоким куполом и крестом. С востока к нему примыкает пятигранная алтарная апсида, а с запада - трапезная под двухскатной кровлей и притвор. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы действует, в ней совершаются регулярные Богослужения и продолжаются строительные работы. Храм нуждается в финансовой помощи.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  1 июля 2021

С 1 января 2013 года в Тамбовской области стартовала акция «Возрождение духовно-исторической памяти». Это шаги к возрождению утраченных православных традиций и возвращению духовных святынь обществу. В Кирсановском районе много святых мест. Одно из них - Покровский храм в селе Ира. Полное название в настоящее время - местная религиозная организация Православный Приход Покровского храма с. Ира Кирсановского района Тамбовской области Уваровской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

История храма интересна и необычна, как сказка со счастливым концом. Одна из них гласит о том, как и почему была устроена именно Покровская церковь: «Пресвятая Богородица ходила по окрестным селам, и, устав, стала стучаться в дома с просьбой пустить Ее на ночлег. Но никто ей не открыл двери, и не приютил, не приветил. Она, найдя стог сена в поле, села на него и заплакала, сетуя на людское жестокосердие. Увидев это, пророк Илия послал на село гром и молнию, которая попалила здания. Люди в панике стали взывать к небу и каяться. Тогда, увидев это, Пресвятая Богородица распростерла Свой Честной Аммофор и пожар прекратился. В благодарность за это и была построена церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы».

В истории церковного строительства на Тамбовщине выделяются периоды массового сооружения храмов: конец ХVIII столетия, середина и конец ХIХ века и начало ХХ столетия. Пожары многократно уничтожали деревянные сооружения, и поэтому с середины ХVIII века тамбовские строители обратились к возведению каменных церквей. Каменная однокупольная теплая церковь была построена в 1896 году на высоком берегу реки Ира. Престол один - в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Строительство каменных храмов в конце ХVIII столетия было дорогим удовольствием, доступным в основном, богатым дворянам. Значительная часть храмов Тамбовской губернии строилась на средства почетных потомственных граждан. Церковь в селе Ира была построена на средства купца Москалева. Имена строителей и архитекторов неизвестны, проекты и сметы давно уничтожены временем.

Первые сведения датируются 1764 годом. Штат прихода – священник и псаломщик. При приходе была одноклассная церковно-приходская школа. В приходе было 2 деревни: Бессоновка – 57 дворов, в 7 верстах от церкви и Воробьевка – 41 двор, в 10 верстах от церкви. Приход от станции Кирсанов в 10 верстах, от базара и больницы в 7 верстах, от благочинного в 35 верстах, от г. Кирсанова (теперь районный центр) - в 18 верстах, от Тамбова (теперь областной центр) в 110 верстах. Волостное управление в самом селе. Ближайшая церковь в селе Елисеевка в 4 верстах.

Строили церковь не только на средства Москалева, но и на добровольные пожертвования крестьян – местных жителей. Принимали участие в этом и чиновник Карпов, а также дочь генерала Рейтер, в замужестве княгиня Оболенская, поместие которой располагалось рядом (сейчас это село Ленинское). Дочь Марии Константиновны Оболенской была замужем за сыном помещика Москалёва. Дуб для перерубов год морили в реке Ира. Помнят в селе Ира о том, что кирпич и раствор делали на яичном белке, смешанном с известью. Яйца собирали по всему селу.

В церкви долгое время служил священник Иван Кедров, который скончался еще до разрушения храма и был похоронен рядом с ним. Рядом с церковью обрела вечный покой и его дочь Ирина, трагически погибшая. Кроме дочери, у Ивана Кедрова было два сына – Евгений и внебрачный сын его жены Альберт Анастасийский.

Февраль 1917 года поставил Русскую Православную церковь в совершенно новое и необычное для нее положение. Впервые со времен Петра I церковь освобождалась от подчинения государству. Руководство церкви признало Февральскую революцию, и теперь ей коренным образом предстояло изменить свою жизнь. И эти перемены начались.

20 января 1918 года Совнарком принял декрет о свободе совести, который «отделял церковь от государства», «отделял школу от церкви» и лишал церковь и различные религиозные общества иметь собственность. Все имущество церкви должно было перейти в распоряжение государства. Власти всячески поддерживали антицерковные настроения в обществе. Духовенство подвергалось арестам, храмы массово закрывались.

В 1920-е годы в Покровской церкви села Ира священником был Родин Александр Николаевич, 1885 г.р. В 1928 году церковь Покрова в селе Ира была закрыта. C церкви был снят крест. Крест на храме был сделан из зеленого толстого стекла и в солнечную погоду свет его был виден за многие километры.

Из воспоминаний Данилиной Е.И.: «У тех, кто пришел, чтобы снять крест с купола, долго ничего не получалось, а когда все-таки удалось столкнуть его, падая, он вошел глубоко в землю. С огромным трудом его вытянули. Когда крест разбили, многие подбирали его кусочки и хранили их дома как святыню».

Священник, по воспоминаниям его внучки Царевой Ольги Владимировны, был переведен на службу в другой приход. В фондах Государственного архива Тамбовской области нет сведений о раскулачивании хозяйства, изъятии имущества и репрессировании Родина Александра Николаевича.

«Активная борьба с религией» обернулась борьбой и с прекрасными архитектурными сооружениями, служившими религии. После того, как церковь Покрова в селе Ира была закрыта, ее разрушили, иконы разобрали по домам верующие. Одна из икон, носящая название «Неприкосновенная», была деревянная, размером в человеческий рост. На ней был изображен женский образ в голубом одеянии с розовой отделкой, с распущенными русыми волосами и без обуви. Эту икону вынесла жительница села Данилина. Предполагается, что она должна находиться у одной из её дочерей Галины, проживающей в г. Москве, или Антонины, проживающей в г. Тамбове. Одну из икон переносили из дома в дом, с ней хоронили усопших. Предположительно она находилась у Фирсовой Наталии. А икона, сделанная в виде панорамы, Серафима Саровского находилась в семье Коротковых. Крест спас Савосткин Павел Иванович. Он долго хранился у кого-то из многочисленных его родственников. Множество книг было перевезено в центральный склад села Ленинское. Во время председательствования Фетисова Е.Ф. они были куда-то вывезены.

В здании храма устроили склад для рядом стоящего магазина – в первой половине, а во второй половине дробилку для переработки зерна. В подвале, где раньше было устроено отопление – инкубатор. В амбаре, ранее принадлежащем храму, в первой части – клуб, во второй – шерстечесалку. (Здание не сохранилось). Не сохранилась каменная ограда, украшенная металлическими штырями, колокольня, на которой было 3 колокола. Маленький колокольчик отдали в школу, для звона на уроки. Возле храма размещалось кладбище, которое распахали и перенесли на место, где проходила трасса, а дорогу сделали возле храма. Не сохранилась пушка, из которой палили на праздники. До нашего времени сохранилось полуразрушенное здание храма, захоронение священника Ивана Кедрова и его дочери возле храма (дочь умерла от чахотки в отроческом возрасте). В настоящее время захоронение облагорожено.

В селе Ира сохранился дом, в котором жил помещик Москалев. Сейчас в нем устроено жильё на несколько семей. А от дома, где жил священник, остались руины и сосны. Это место является одним из красивейших в селе.

3 июня 2012 года Забродина Маргарита Федоровна, проживающая в г. Тамбове вернула в церковь одну из уникальнейших икон, ранее принадлежащую церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Вот что рассказала об этом Шевцова Галина Ивановна – член приходского Совета церкви: «Забродина Маргарита Фёдоровна – дочь Банникова Ф.П. и Банниковой П.А. (в девичестве - Волчковой), которые до 1941 года проживали в с. Ира Кирсановского района. По рассказам Маргариты Федоровны, ее родители были в дружеских отношениях с семьей священника Кедрова. Икона, которую сохранила эта семья – уникальна. Написана икона была за 60 лет до открытия церкви в селе Ира – в 1836 году. Икона в тяжелом деревянном окладе, потемневшем от времени, местами рассохшемся, но в идеальном состоянии. Название иконы никто не знает.

На иконе изображен Александр Невский и Иосиф Песнописец. Икона интересна тем, что только на этой иконе эти святые вместе. Иосиф Песнописец – христианский святой, названный патриархом Фотием «отцом отцов, «ангелом Божиим» и Александр Невский, благоверный князь, официально канонизированный русской церковью, жили в совершенно разные эпохи, в разных государствах. Почему эти святые на иконе изображены вместе – до сих пор никто не знает»...

Хочется надеяться, что пример Маргариты Федоровны окажет благотворное действие и, когда-нибудь, в церковь вернется икона «Неприкосновенная», которая хранится у Данилиной Галины, проживающей в городе Тамбове и другие ценности, принадлежавшие когда-то церкви Покрова в селе Ира.

http://pocrovskiihram.ru/, опубликовано в «Маршрут №3» (Кирсановская область) 20 ноября 2018 г.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.