Старообрядцы Глазовского уезда Вятской Губернии Курьинской стороны
Церковные реформы, проведенные в ХVII в. и неуклонные преследования за религиозное инакомыслие привели к тому, что в конце XVII - первой половине XVIII вв. староверы центральной России уходили в глухие, малодоступные места, в том числе по рекам Вятке, Каме и их притокам. Основу же старообрядчества в Вятском крае составила та часть местного православного населения, которое, пользуясь труднодоступностью своих поселений, не приняло церковных реформ, отошло от церковной жизни и превратилось в результате в старообрядцев.
Центрами поповства в Глазовском уезде были волости: Афанасьевская, Леденцовская, Васильевская, Омутнинская, Парезская, Сардыкская, Святогорская, Унинская, Юмская. Наибольшее число старообрядцев проживало в приходах Омутнинский, Зюздино-Христовоздвиженский, Афанасьевский, Воскресенский, Курьинский, Валамазский, Утинский. Старообрядцы белокриницкого согласия Глазовского уезда проживали в таких деревнях, как Антоновской, Барабаны, Большой Полом, Большое Лукошино, Большое Мухино, Ботаниха, Бухма, Валамаз, Каркалай, Колбенки, Костоломах, Котляки, Курья, Лялино, Малый Полом, Мосята, Мосинцы, Новоселы, Осипинцы, Погудино, Подгорновской, Прозван, Пуга, Раменцы, Рябиновцы, Самушонки, Слаповской, Сычи, Тарасенки, Шаши, Юдино и др. Василий Иванович Тукмачев, священник с. Курьи, в отчете за 1860 год перечисляет ещё старообрядческие деревни и починки: Липовый мыс, Пихтовый мыс, Ореховый мыс, Пастуховская, Толоконовская, На березовом ключе, Под речкой Чакшурской, Сверх Ути речки. Вышеперечисленные деревни в дальнейшем называем как деревни курьинской стороны.
Первые старообрядческие поселения старообрядцев-поповцев в Глазовском уезде на территории современной Удмуртии в Красногорском и Юкаменском районах возникают во второй половине XVIII века. Большинство старообрядческих деревень в курьинской стороне попадают под перепись 4 ревизских сказок 1782 года. Переселяются они со стороны сел Уни и Уть Кировской области. Активное переселению способствало открытие в с. Уни (1762 год) и с. Уть (1774 год) православных храмов.
Часть переселившихся старообрядцев в графе о времени присоединения к старообрядчеству указывали: «с давних времен», «с незапамятных времен», «издревле», вместе с тем указываются годы между 1794 по 1820 годами. Однако годы между 1794 по 1820 годами следует рассматривать как время, когда старообрядцы впервые записались таковыми, до этого они чаще записывали себя православными, считая унизительным причислять себя к расколу и пытаясь оградиться от репрессий.
До выхода в 1905 году «Манифеста о веротерпимости» старообрядцам разрешено было хоронить умерших только на Курьинском кладбише, после 1905 года были основаны старообрядческие кладбища - Курьинское, Котляковское, Тарасенское, Заимское, Поломское, Барабановское.
Первые упоминания о старообрядческих церквях находим в конце XIX - начале ХХ веков, в основном они все являлись не разрешенные правительством, поэтому регулярно разрушаются, а священники подвергаются тюремным заключениям и гонениям. Старообрядческие моленные на рубеже ХХ века были расположены в частных крестьянских домах в д. Костоломах (священник Тимофей Тимофеевич Гребенкин с 1870 г.), в д. Заиской (священник – Федор Григорьевич Фефилов), в д. Новосельской (священник Кондрат Саввинович Феофилактов), д. Слаповской, д. Антоновской. Только одна церковь в д. Подгорновской (священник Лука Константинович Неуструев) была разрешена правительством.
Первые старообрядческие церкви поповцев белокриницкого согласия в Глазовском уезде курьинской стороне были построены в д. Каркалай и д. Тарасенки. В деревне Тарасенской упоминается священник Стефан Карпович Чернышов (1888 г.), моленная которого неоднократно разрушалась, а он подвергался тюремному заключению; священники И.Ч. и С.Ч. (скорее всего это Иван и Стефан Чернышовы).
В начале ХХ века был построен деревянный храм, обшитый тесом 15,5 метров длиной и 7 метров шириной. На четырех столбах была сделана звонница с 5-ю колоколами. Самый большой медный колокол весил 196,5 кг и самый маленький 4,5 кг. Храм был не богатый: 36 деревянных икон, иконостас простой работы, 5 медных подсвечников, 11 богослужебных книг. В церковь ходили из деревень Погудино, Ботанихи, Мосят, Самушонок.
В 1922 году в д. Тарасенки из г. Нолинска приехал священник Иван Поликарпович Вологжанин. Ему помогал псаломщик Чернышов Георгий Трифонович. Председателем общины был Ключеров Михей Афанасьевич из д. Самушонки.О. Иоанн служил в тарасенской церкви до конца 20-х годов ХХ века. В начале 1930-х годов И.П. Вологжанин (по другим документам Волегжанин) был сослан с женой и детьми на поселение на север в Архангельскую область п. Коноша. Все старообрядческие церкви в течение 1932-1934 годов были закрыты и переданы под школы, детские ясли и детские площадки.
В настоящее время старообрядческих деревень практически в курьинской стороне не осталось. Небольшая община старообрядцев РПСЦ находится в д. Курья Красногорского района Удмуртии.
http://udmstarover.ucoz.com/blog/staroobrjadcy_glazovskogo_uezda_vjatskoj_gubernii_kurinskoj_storony/