ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Пляшева. Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца.


Пляшева. Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца
Церковь. Действует.  
Престолы:Георгия Победоносца
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1910 и 1914.
Архитектор:В.Н. Максимов
Адрес:
Украина, Ровненская область, Дубенский район, с. Пляшева

Координаты: 50.349403, 25.194968



Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца, , Пляшева, Радивиловский район, Украина, Ровненская область
Наина
22 сентября 2013
Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца, , Пляшева, Радивиловский район, Украина, Ровненская область
Наина
22 сентября 2013
Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца, Частная коллекция. Фото 1960-х годов<br>, Пляшева, Радивиловский район, Украина, Ровненская область
Частная коллекция. Фото 1960-х годов
Михаил Мещанинов
29 июля 1961
Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца, Фото 1915 г. с аукциона e-bay.de<br>, Пляшева, Радивиловский район, Украина, Ровненская область
Фото 1915 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
17 сентября 1915
Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца, Фото 1915 г. с аукциона e-bay.de<br>, Пляшева, Радивиловский район, Украина, Ровненская область
Фото 1915 г. с аукциона e-bay.de
Михаил Мещанинов
9 сентября 1915
Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца, Фото из журнала "Нива".<br>, Пляшева, Радивиловский район, Украина, Ровненская область
Фото из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1 января 1915
Свято-Георгиевский мужской монастырь на Казацких могилах. Церковь Георгия Победоносца, Фото 1931-1934 гг. Польская национальная библиотека https://polona2.pl/item/plaszowa-przy-beresteczku-cerkiew-kozackie-mogily,NDczMzM0MTc/0/#info:metadata<br>, Пляшева, Радивиловский район, Украина, Ровненская область
Фото 1931-1934 гг. Польская национальная библиотека https://polona2.pl/item/plaszowa-przy-beresteczku-cerkiew-kozackie-mogily,NDczMzM0MTc/0/#info:metadata
Т.
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  13 ноября 2021

Село Пляшевая, расположено на правом берегу реки Стырь, впервые упоминается в документальных источниках в 1545 году. Неподалёку от села, на левом заболоченном берегу речушки Пляшевка летом 1651 года состоялось кульминационное сражение освободительной войны украинского народа 1648-1654 годов, вошедшее в историю как битва под Берестечком. В ней приняло огромное, по меркам того времени, число воинов - более 200 тысяч человек. Армия польского короля Яна Казимира противостояла объединённому казацкому (под командованием Богдана Хмельницкого) и татарскому войску (руководимому крымским ханом Исламом-Гиреем III). В разгар сражения казаки в очередной раз были преданы татарами, которые не только отступили, но и захватили в плен Б. Хмельницкого, бросившегося им вдогонку. Украинские казаки героически сражались, но исход битвы, ставшей переломной во всей народно-освободительной кампании, был уже предрешён. В начале ХХ века, когда прокладывали дорогу от Дубно до Берестечко, прошедшую через поле сражения, было найдено множество человеческих костей и оружия. Тогда было принято решение собрать все найденные реликвии боевой славы и почтить память погибших.

В июне 1908 года на острове Журавлиха состоялось первое официальное почитание памяти казаков. Тогда же возникла идея строительства храма-памятника на этом месте, чтобы собрать в окрестностях останки тысяч безымянных героев. Инициатором проведения крестных ходов и строительства храма на казацких Могилах выступил насельник Почаевской Лавры архимандрит Виталий (Максименко). По всей стране было объявлено о сборе средств на строительство церкви-усыпальницы. Средства поступали и от бедных крестьян, и от богатых купцов, прдпринимателей и даже от царя Николая II. Среди остальных ктиторов - князь В. В. Волконский, купец И. А. Колесников, Иерусалимский патриарх Дамиан, купцы-мануфактурщики из Москвы, кубанские и донские казаки. Но самым большим вкладом в строительство храма-памятника на казацких Могилах, был вклад волынского крестьянства, которое финансово и своим трудом помогли возведению величественного и монументального храма-памятника погибшим казакам.

В 1909 году была приобретена земля вблизи казацких могил, остров Журавлиха, его владелица - графиня Анна Граббе, отдала бесплатно. На Журавлихе построили временную деревянную Троицкую часовню, куда сносили все найденные кости и черепа для временного хранения. Часовню освятил 28 мая 1909 года Кременецкий епископ Никон. В ней же проходили молебны. В 1910 году был выполнен проект храма студентом Санкт-Петербургской Академии художеств Владимиром Максимовым - учеником А. Щусева. 17 и 18 июня 1910 года при многотысячном количестве собравшегося народа состоялось освящение места под строительство храма святого великомученика Георгия Победоносца и закладки первого камня, которое совершил Волынский архиепископ Антоний (Храповицкий). Строительными работами с весны 1912 года руководил волынский епархиальный архитектор Владимир Леонтович, который отстоял, чтобы в Георгиевской церкви прослеживался украинский казацкий стиль и пригласил для росписи храма-памятника известного художника Ивана Ижакевича.

С 1909 года на казацких Могилах несли послушание монахи из Почаевской Лавры. Но мысль о постоянной монашеской молитве на этом историческом месте возникла лишь после сооружения здесь храма. Первым внёс такую идею архитектор Леонтович, предложив учредить обитель вместе с детским приютом, чтобы братия могла ухаживать за усыпальницей и опекать детвору, воспитывая патриотическое поколение. Для проведения богослужений в зимнее время на о. Журавлиха в 1912 году перенесли старинную казацкую Михайловскую церковь, построенную накануне сражения в 1650 году. В ней, согласно легенде, Богдана Хмельницкого напутствовал накануне битвы, константинопольский посланник Иоасаф, духовник войска казаков, а также освятил казацкие сабли. В храме перед боем молился сам атаман Хмельницкий. Михайловская церковь была соединена подземным переходом с новопостроенным Георгиевским храмом-усыпальницей.

К концу весны 1914 года почти все запланированные работы на о. Журавлиха были закончены. Был построен трёхпрестольный Георгиевский собор, двухэтажное помещение для проживания братии (с трапезной и архирейскими покоями), стена с воротами с западной стороны, длиной 97 метров, укреплённой контрфорсами, дом для детского приюта. Художник И. Ижакевич, который расписывал главный фасад храма (внешний иконостас), также нарисовал 11 картин на казацкую тематику, которые находились в нишах каменной стены. Во время Первой мировой войны, они были вывезены в Австрию. 2 июня 1914 года состоялось торжественное освящение комплекса казацких могил с основанным здесь монастырём-скитом, которое совершил епископ Кременецкий Дионисий (Валединский). Скит был приписан к Почаевской Лавре. После освящения крестов освятили и подвесили на временную звонницу привезённый из Москвы огромный 14-тонный колокол, язык которого весил 400 кг. (звон был уничтожен в Первую мировую войну).

В 1920 году польские легионеры, подозревая братию монастыря в симпатиях к Красной Армии, штыками убили двух монахов (их похоронили перед храмом). В 1921 году на Казацких могилах несколько месяцев находился женский Николаевский монастырь, переведённый сюда из города Дубно, а малочисленная братия переселена в Почаев. Во время оккупации Польшей украинских земель начальником обители был иеромонах Антоний (Ляшук). Он управлял скитом с 1923 по 1931 год, а также с 1954 по 1958 год. В те времена на о. Журавлиха действовал приют, в котором проживали дети-сироты под опекой монахов. Согласно решению Синода Русской Православной Церкви от 4 июня 1954 года,  монастырский скит был ликвидирован и на Казацких могилах был создан приход. С момента закрытия обители в ней было колхозное хозяйство, ферма, позже - больница. А в сентябре 1965 года украинская общественность добилась создания здесь музея, благодаря которому многое было сохранено (то, что не было вывезено во время боевых действий в Первую мировую войну). В 1967 году казацкий мемориал был преобразован в Историко-культурный заповедник "Казацкие могилы", а с 1991 года - Государственный историко-мемориальный заповедник "Поле Берестецкой битвы".

В конце 80-х гг. ХХ столетия встал вопрос о возрождении служб на этом святом месте и с 1990 года в Георгиевском храме начали молиться прихожане села Пляшевая. Уникальность храма св. Георгия Победоносца заключается в том, что он с девятью главами и вынесенным наружу иконостасом, трёхъярусный, имеет в себе три действующие церкви. В Георгиевском приделе находится одна из главных святынь храма - икона великомученика Георгия Победоносца, написанная на дереве. Второй, "балконный" этаж Георгиевского храма занимает придел святых Бориса и Глеба, где находится киот с иконой Святой Троицы. Третья, подземная часовня Параскевы Пятницы, соединённая подземным ходом с Михайловской церковью. В часовне-усыпальнице Параскевы-Пятницы захоронены останки погибших казаков (в частности, ими заполнен пустотелый центральный столб). Описываемый храм имеет чрезвычайно пышную роспись стен и иконостасов. В частности, внешний иконостас выполнен из красного кварца и чёрного лабрадорита, а иконы для иконостаса писал уже упомянутый художник, Иван Ижакевич. Здесь и по сей день располагается действующий Свято-Георгиевский мужской монастырь УПЦ КП.

С сайта: our-travels.info/ost/Goroda/Ukraine/Rovno/Radivilov-dost.pnp и из книги-путеводителя: Серия: Дорогами Украины. Иващенко Н., Ивченко А. "Киев-Львов". - Киев: ПИИ "Интертехнология", ТОВ, 2007



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.