Монастырь Неа-Мони [Новый монастырь], православный монастырь Пресвятой Богородицы на островеве Хиос (Греция), крупнейший памятник византийской архитектуры и изобразительного искусства XI в.; в 1990 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с византийскими монастырями Осиос Лукас и Дафни. Н.-М. основан вскоре после 1042 г. местными монахами Никитой, Иоанном и Иосифом. Их Житие написано не ранее XV-XVI вв. и, по мнению современных исследователей, содержит ряд недостоверных деталей. Согласно Житию, близ пещеры, в которой подвизались монахи, им явилась икона Пресвятой Богородицы Оранты на горевшей и не сгоравшей миртовой ветви. Впоследствии в Н.-М. икона почиталась как чудотворная. Помимо нее в монастыре был святой источник, также посвященный Богородице. Чудесное явление иконы произошло в правление византийского императора Михаила IV (1034-1041).
Вскоре монахи посетили находившегося в то время в ссылке на Лесбосе придворного Константина Мономаха и рассказали ему о том, что от иконы им было видение, предсказывавшее, что Константин станет императором. Тот пообещал в случае исполнения пророчества построить церковь во имя Пресвятой Богородицы на Хиосе. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал строительство монастыря. На Хиос отправили столичных мастеров-строителей и художников. В июле 1049 г. главный храм (кафоликон) Успения Пресвятой Богородицы был освящен. Возведение всего комплекса, как считают историки, завершилось около 1055 г., уже после смерти императора Константина. Скорее всего в тот же период были созданы мозаики кафоликона. Русский путешественник В. Г. Григорович-Барский, неоднократно посещавший Н.-М. в 1725-1743 гг., сообщил, что видел в Н.-М. рельефную памятную надпись о начале строительства кафоликона 11 января 6553 г. от сотворения мира, т. е. в 1045 г. (надпись утрачена, вероятно, в 1822).
В первые десятилетия своей истории Н.-М. находился в центре внимания византийской политической элиты. Ктиторами монастыря были и император Константин IX, и его жена августа Зоя, и ее сестра Феодора. Особое покровительство монахам оказывал Константинопольский патриарх Михаил I Кируларий. Сохранились сведения о 8 хрисовулах и других императорских актах, изданных для Н.-М. при Константине IX, большей частью между 1044 и 1051 гг. Часть из этих документов известна по рукописным копиям в собраниях Халкинской богословской школы, Святогробского подворья в К-поле и библиотеки монастыря святого Илии на о-ве Самос. Подлинные акты были утрачены в 1822 г.
Согласно этим актам, Н.-М. получил от к-польских властей значительные донации и привилегии. Монастырю принадлежали имение Калотикия и деревня Эфхия с париками (прикрепленными к земле крестьянами), Н.-М. объявлялся независимым от местных церковных властей и подсудным только императору, получал большие денежные суммы и хлебные выдачи. В императорских грамотах фиксировались многочисленные, даже незначительные, дары монастырю. Так, в хрисовуле 1049 г. было указано право монастыря собирать подушную подать с 15 семей евреев, проживавших на Хиосе. В то же время Н.-М. имел право пользоваться столичным странноприимным домом на подворье Олимпа Вифинского, а затем получил собственное подворье в К-поле, ранее принадлежавшее монастырю святого Георгия. Вероятно, в конце 40-х - начале 50-х гг. XI в. основатели монастыря Никита и Иоанн (имя Иосифа в источниках XI в. не упоминается) подолгу жили в К-поле.
При столь престижном статусе Н.-М. неизбежно оказался вовлечен в события происходившей в Византии внутриполитической борьбы, которая особенно обострилась в середине XI в. Со смертью Константина IX монастырь лишился своего главного покровителя, а в период единоличного правления императора Феодоры (январь 1055 - август 1056) подвергся гонениям. Придворная партия, пришедшая к власти при Феодоре, добивалась низложения патриарха Михаила Кирулария и вменила монахам Н.-М. в вину их слишком тесные связи с патриархом. В К-поле против монахов Н.-М. Никиты и Иоанна был организован судебный процесс. Одним из обвинителей выступил ученый придворный Михаил Пселл, бывший в то время активным противником Кирулария. Пселл обвинил Никиту и Иоанна в ересях, в том числе в несторианстве, а также в опасном увлечении магией; рассказы монахов о видениях и пророчествах были оценены судом как подлог. По итогам разбирательства Никита и Иоанн были отправлены в ссылку, а монастырь лишен всех привилегий и передан в управление императорской казны.
Вскоре, однако, новый переворот в К-поле изменил положение Н.-М. Пришедший к власти император Исаак I Комнин также был противником Кирулария, но в конце 1057 г. он вернул монастырю его привилегии. В последующие столетия Н.-М. сохранял статус ставропигиального, пользовался богатыми владениями на Хиосе, в Македонии и других областях и оставался в числе крупнейших византийских обителей. В конце XIII в. в нем проживало до 800 монахов. Известны еще несколько императорских хрисовулов, изданных для Н.-М. в разное время и в основном подтверждавших прежние привилегии и владения обители. Их утверждали императоры Константин X Дука (1062), Роман IV Диоген (1071), Михаил VII Дука (1072), Никифор III Вотаниат (1079), Алексей I Комнин (1086/87), Михаил VIII Палеолог (1259), Андроник II Палеолог (1289), Иоанн V Палеолог (1341). Вместе с тем Н.-М. постепенно перестал выражать интересы византийской элиты, превратился в крупный провинциальный монастырь, и в связи с этим упоминаний о нем в византийских источниках становится меньше. После хрисовула 1341 г. долгое время не было никаких сведений о Н.-М.
В эпоху Османской империи Н.-М. до 1859 г. оставался ставропигиальным монастырем в составе К-польской Православной Церкви и до начала XIX в. находился во вполне благополучном состоянии. Известны две грамоты К-польских патриархов Кирилла (1621) и Иеремии III (1725), подтверждавших автономию монастыря от местных церковных властей. Путешественники XVI в. сообщают, что в Н.-М. проживало около 200 монахов. В начале XVIII в. патриарх Хрисанф Нотара Иерусалимский отметил его богатство, обратил внимание на множество хранимых в нем реликвий и на красоту убранства кафоликона. В 1512 г. была построена колокольня (кампанилла) монастыря в итальянском стиле. Возможно, в XVII в. у Н.-М. появилось подворье на о-ве Самос - монастырь Илии Пророка.
Архив Н.-М., вероятно, сохранялся в почти нетронутом состоянии до начала XIX в. Императорскими хрисовулами и другими документами в подлинниках успел воспользоваться иеродиакон Н.-М. Никифор, первый историограф монастыря. В 1804 г. в Венеции он опубликовал книгу о Н.-М., где содержались два варианта Жития святых основателей Н.-М. Никиты и Иосифа, описание кафоликона и очерк истории монастыря. В книге приведены некоторые выдержки из хрисовулов, но, к сожалению, от публикации их в полном объеме Никифор отказался.
В 1822 г., во время резни христианского греческого населения на Хиосе, устроенной турками, в Н.-М. искало убежища множество христиан. Большинство из них были убиты, в том числе погибло около 200 монахов. Жертвы резни похоронены в часовне Св. Креста неподалеку от входных ворот Н.-М. Монастырь серьезно пострадал от пожара и разграбления; в кафоликоне сгорел иконостас, были повреждены мозаики восточной части храма, погибли архив и библиотека. В 1857 г., при настоятеле Григории Фотине, начались масштабные восстановительные работы, были заново выстроены стены монастыря. Григорий Фотин изучал историю Н.-М., в 1866 г. он открыл в архиве монастыря Илии Пророка на Самосе рукописные копии нескольких утраченных хрисовулов Н.-М. Они вскоре были опубликованы Сакеллионом и позднее переизданы в собрании византийских юридических памятников Ф. Миклошича и Й. Мюллера. К концу XIX в. открыты и изданы копии документов Н.-М. в рукописях библиотекк Халкинской школы в К-поле и Святогробского подворья в К-поле.
22 марта 1881 г. произошло землетрясение, которое разрушило купол и часть других элементов конструкции кафоликона, а также колокольню. Постройки были восстановлены в 1900 г., но мозаики кафоликона понесли ряд невосполнимых утрат. К середине XX в. монашеская община Н.-М. пришла в упадок; в 1952 г. монастырь был преобразован в женскую обитель. В 2001 г. здесь проживали 3 монахини. Ныне монастырь вновь действует как мужской, хотя число насельников по-прежнему невелико.
Комплекс монастыря занимает территорию около 17 тыс. кв. м, состоит из главного храма (кафоликона) Успения Пресвятой Богородицы, двух небольших церквей - Святого Креста и великомученика Пантелеимона, трапезной, монастырских келий, приемного зала (триклиния), на территории также имеется цистерна для сбора и хранения воды, Н.-М. окружен стеной. Все постройки были возведены в византийскую эпоху, впоследствии частично или полностью перестраивались. Архитектура и мозаики кафоликона представляют собой образец к-польского искусства эпохи Македонской династии. Кафоликон относится к так называемому островному варианту церквей с октагональным подкупольным пространством, который отличается от материкового типа, представленного храмами монастырей Осиос Лукас и Дафни. По мнению современных исследователей, ближайшей аналогией храму Н.-М. являются комплексы монастыря святого Георгия в Манганах (середина XI в.), а также Килисе-джами в К-поле.
Храм имеет 4-частную структуру: алтарь, наос (увенчанный куполом), нартекс и экзонартекс. Считается, что все части здания возведены одновременно в середине XI в. Алтарная часть (8,55×1,66 м) имеет 3 апсиды, полукруглые в интерьере и многогранные снаружи. Пространство алтаря достаточно глубокое. Свет в алтарь попадает через окна, которые устроены в апсидах (3 в центральной и по одному в боковых), а также в северной и южной стенах алтаря.
Наос - основное пространство храма - в плане представляет собой прямоугольник (10,5×24,5 м), производит впечатление цельного замкнутого пространства; отделен от алтаря высокой стеной с низкими арочными проемами. Проход в наос из нартекса осуществляется через единственный вход. Пространство наоса в высоту разделено на 4 регистра, каждый из которых отмечен мраморным карнизом. Переход от прямоугольного основания к цилиндрическому куполу осуществляется с помощью тромпов, которые образуют 8 ниш разного размера и глубины, зрительно расширяющих пространство наоса. Два нижних яруса стены облицованы разноцветным мрамором, верхние ярусы (ниши третьего яруса, основание барабана) украшены мозаиками. Современный купол кафоликона, восстановленный в кон. XIX в., не соответствует по размерам и конструкции первоначальному. Прежний купол был 9-гранным, имел высоту 15,62 м; в настоящее время купол опирается на более высокий 12-гранный барабан.
Нартекс прямоугольный, разделен на 3 части. Центральная часть по размеру в 2 раза больше боковых, увенчана небольшим зонтичным куполом без окон, боковые перекрыты цилиндрическими сводами. Стены нартекса на высоте до 2,65 м ранее были украшены мраморной инкрустацией (утрачена), мозаичный декор сохранился в верхних зонах.
Экзонартекс также прямоугольный в плане, трехчастный, с полукруглыми завершениями южной и северной стен; каждая из 3 частей перекрыта куполом. По мнению Р. Остерхута, экзонартекс был пристроен к храму в XIII в. На это указывают его трехчастная структура, купольные завершения 3 компартиментов, техника кладки. Также примечательно, что ни одна из византийских церквей, выстроенных с ориентацией на план Н.-М. в конце XII в. и позднее, не имеет экзонартекса (церкви святого Георгия в селении Айос-Еорьос-Сикусис, святых Апостолов в городке Пирьи, Панагии Крины).
Мозаики созданы скорее всего сразу по завершении строительства кафоликона. Декоративная программа состоит из небольшого числа композиций и однофигурных изображений. В алтарной части набор изображений минимален: в центральной апсиде помещено изображение Богоматери Оранты, в боковых - архангелов Михаила (в жертвеннике) и Гавриила (в диаконнике); на западной стене в люнете находятся медальоны с образами святых, на сводах - 8-конечные кресты в сиянии. Декорация в куполе и барабане утрачена в 1881 г., но ее можно реконструировать благодаря описаниям Григоровича-Барского (между 1725 и 1743), Никифора (1804), и Григория Фотина (1865). В скуфье находился образ Пантократора, окруженный фигурами 9 ангелов; между ними были помещены декоративные кулисы в виде колонн.
В наосе, в подкупольной зоне и в нишах по периметру стен, сохранились мозаики (с утратами). В основании барабана помещены изображения Небесных Сил (херувимы, серафимы, престолы) и апостолов в медальонах (идентифицированы Андрей, Филипп, Варфоломей), в парусах находятся образы евангелистов (хорошо сохранились изображения Иоанна в юго-восточном парусе, Марка - в северо-западном, фрагментарно - Луки в юго-западном; фигура Матфея утрачена). В нишах представлены евангельские сцены (сохранились 7 из 8): «Благовещение», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие», «Снятие с креста», «Сошествие во ад». Все композиции обрамлены орнаментальными лентами.
Мозаичный декор в нартексе сохранился лучше, чем в наосе и алтаре. Изображения находятся во всех 3 компартиментах на стенах, сводах, в куполе. В центре купола помещен медальон с образом Богородицы, в сегментах - 8 фигур святых мучеников Сергия, Вакха, Феодора Стратилата и мучеников Севастийских Ореста, Мардария, Евгения и Евстратия. В парусах находятся медальоны с образами святых праведных Иоакима и Анны, архидиакона Стефана и великомученика Пантелеимона. В люнете над входом в наос имелся полуфигурный образ Христа (не сохранился). Напротив, на западной стене - 4 ветхозаветных пророка, 2 в рост (Даниил и Исаия) и 2 в медальонах (Иезекииль и Иеремия). На 2 подкупольных арках - медальоны с изображениями преподобных, по 7 на северной и южной и 4 на западной. На северной арке - святые преподобномученики Стефан Новый, Ефрем, Арсений, Никита, преподобные Антоний Великий, Максим, Иоанн Кущник, на южной - исповедник Феодор Студит, преподобный Феодор, преподобный Евфимий Великий, великомученик Мина, преподобный Пахомий, преподобный Савва Освященный, преподобный Иоанн Лествичник, на западной - святые столпники Симеон Старший и Симеон Младший, Алипий, Даниил. В боковых компартиментах на сводах и стенах помещены изображения святых и 8 евангельских сцен: в северном - «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Приготовление к омовению ног» и «Омовение ног», в южном - «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа на апостолов».
Иконографическая программа мозаик рассматривается современными исследователями как один из образцов классической системы росписи византийского храма, сложившейся в главных чертах в постиконоборческое время (середина IX-XI в.). Она отличается логикой, отражает главные богословские идеи эпохи, непосредственно соотнесена с литургической практикой. Среди ее важных элементов: 1) образ Богоматери Оранты в конхе центральной апсиды, в котором прежде всего подчеркивается идея молитвы, заступничества и спасения в отличие, например, от идеи боговоплощения, заложенной в образе Богоматери с Младенцем на троне; 2) образы Пантократора в куполе, апостолов в подкупольной зоне и евангелистов в парусах. Необычная деталь - в барабане купола фигуры ангелов написаны в рост. Особая тема - преобладание в мозаике изображений Небесных Сил бесплотных - присутствует не только в Н.-М., но также в монументальной декорации собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и росписях Гёреме в Каппадокии (XI в.); 3) предельно сокращенный праздничный цикл в наосе.
В нартексе акцент программы смещен на тему страстей. Представленные в нартексе отдельные фигуры святых можно объединить в группы по чинам святости; их выбор, вероятно, обусловлен особым их почитанием в К-поле в середине XI в. Д. Мурики предполагает, что иконографическая программа Н.-М. прямо или опосредованно связана с традицией византийских иллюминированных рукописей. Возможно, они служили образцами для авторов мозаик. По предположению Х. Магуайра, при создании декоративной программы кафоликона была взята за основу модель столичной храмовой декорации, в которой главную роль играла тема прославления императорской власти. В связи с этим среди сюжетов мозаик Н.-М. отсутствует сцена Успения Пресвятой Богородицы, хотя храм посвящен Ей; ведущую роль играют сцены «Распятие» и «Сошествие во ад», расположенные в интерьере напротив друг друга. В сцене «Сошествие...» изображен царь Соломон, портретные черты которого имеют сходство с известным изображением императора Константина IX на миниатюре рукописи 1042 г. из библиотеки Синая.
Стилистически мозаики Н.-М. сопоставимы с современными им ансамблями византийского монументального искусства монастырей Осиос Лукас и Дафни, соборов Св. Софии в Киеве и Охриде. Все они относятся к образцам искусства нового для Византии XI в. направления, получившего благодаря О. С. Поповой наименование аскетического стиля. Мозаики Н.-М. представляют собой наиболее мягкий вариант такого стиля искусства.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/