ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Неа Мони. Монастырь Неа Мони.


Неа Мони. Монастырь Неа Мони
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:приблизительно 1040.
Адрес:
Греция, Северные Эгейские острова, Неа Мони

Координаты: 38.374517, 26.055823



Монастырь Неа Мони, Рис. из журнала "Нива".<br>, Неа Мони, Северные Эгейские острова, Греция
Рис. из журнала "Нива".
Андрей Агафонов
1880



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 июня 2025

Монастырь Неа-Мони [Новый монастырь], православный монастырь Пресвятой Богородицы на островеве Хиос (Греция), крупнейший памятник византийской архитектуры и изобразительного искусства XI в.; в 1990 г. включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО наряду с византийскими монастырями Осиос Лукас и Дафни. Н.-М. основан вскоре после 1042 г. местными монахами Никитой, Иоанном и Иосифом. Их Житие написано не ранее XV-XVI вв. и, по мнению современных исследователей, содержит ряд недостоверных деталей. Согласно Житию, близ пещеры, в которой подвизались монахи, им явилась икона Пресвятой Богородицы Оранты на горевшей и не сгоравшей миртовой ветви. Впоследствии в Н.-М. икона почиталась как чудотворная. Помимо нее в монастыре был святой источник, также посвященный Богородице. Чудесное явление иконы произошло в правление византийского императора Михаила IV (1034-1041).

Вскоре монахи посетили находившегося в то время в ссылке на Лесбосе придворного Константина Мономаха и рассказали ему о том, что от иконы им было видение, предсказывавшее, что Константин станет императором. Тот пообещал в случае исполнения пророчества построить церковь во имя Пресвятой Богородицы на Хиосе. Став императором в 1042 г., Константин IX Мономах начал строительство монастыря. На Хиос отправили столичных мастеров-строителей и художников. В июле 1049 г. главный храм (кафоликон) Успения Пресвятой Богородицы был освящен. Возведение всего комплекса, как считают историки, завершилось около 1055 г., уже после смерти императора Константина. Скорее всего в тот же период были созданы мозаики кафоликона. Русский путешественник В. Г. Григорович-Барский, неоднократно посещавший Н.-М. в 1725-1743 гг., сообщил, что видел в Н.-М. рельефную памятную надпись о начале строительства кафоликона 11 января 6553 г. от сотворения мира, т. е. в 1045 г. (надпись утрачена, вероятно, в 1822).

В первые десятилетия своей истории Н.-М. находился в центре внимания византийской политической элиты. Ктиторами монастыря были и император Константин IX, и его жена августа Зоя, и ее сестра Феодора. Особое покровительство монахам оказывал Константинопольский патриарх Михаил I Кируларий. Сохранились сведения о 8 хрисовулах и других императорских актах, изданных для Н.-М. при Константине IX, большей частью между 1044 и 1051 гг. Часть из этих документов известна по рукописным копиям в собраниях Халкинской богословской школы, Святогробского подворья в К-поле и библиотеки монастыря святого Илии на о-ве Самос. Подлинные акты были утрачены в 1822 г.

Согласно этим актам, Н.-М. получил от к-польских властей значительные донации и привилегии. Монастырю принадлежали имение Калотикия и деревня Эфхия с париками (прикрепленными к земле крестьянами), Н.-М. объявлялся независимым от местных церковных властей и подсудным только императору, получал большие денежные суммы и хлебные выдачи. В императорских грамотах фиксировались многочисленные, даже незначительные, дары монастырю. Так, в хрисовуле 1049 г. было указано право монастыря собирать подушную подать с 15 семей евреев, проживавших на Хиосе. В то же время Н.-М. имел право пользоваться столичным странноприимным домом на подворье Олимпа Вифинского, а затем получил собственное подворье в К-поле, ранее принадлежавшее монастырю святого Георгия. Вероятно, в конце 40-х - начале 50-х гг. XI в. основатели монастыря Никита и Иоанн (имя Иосифа в источниках XI в. не упоминается) подолгу жили в К-поле.

При столь престижном статусе Н.-М. неизбежно оказался вовлечен в события происходившей в Византии внутриполитической борьбы, которая особенно обострилась в середине XI в. Со смертью Константина IX монастырь лишился своего главного покровителя, а в период единоличного правления императора Феодоры (январь 1055 - август 1056) подвергся гонениям. Придворная партия, пришедшая к власти при Феодоре, добивалась низложения патриарха Михаила Кирулария и вменила монахам Н.-М. в вину их слишком тесные связи с патриархом. В К-поле против монахов Н.-М. Никиты и Иоанна был организован судебный процесс. Одним из обвинителей выступил ученый придворный Михаил Пселл, бывший в то время активным противником Кирулария. Пселл обвинил Никиту и Иоанна в ересях, в том числе в несторианстве, а также в опасном увлечении магией; рассказы монахов о видениях и пророчествах были оценены судом как подлог. По итогам разбирательства Никита и Иоанн были отправлены в ссылку, а монастырь лишен всех привилегий и передан в управление императорской казны.

Вскоре, однако, новый переворот в К-поле изменил положение Н.-М. Пришедший к власти император Исаак I Комнин также был противником Кирулария, но в конце 1057 г. он вернул монастырю его привилегии. В последующие столетия Н.-М. сохранял статус ставропигиального, пользовался богатыми владениями на Хиосе, в Македонии и других областях и оставался в числе крупнейших византийских обителей. В конце XIII в. в нем проживало до 800 монахов. Известны еще несколько императорских хрисовулов, изданных для Н.-М. в разное время и в основном подтверждавших прежние привилегии и владения обители. Их утверждали императоры Константин X Дука (1062), Роман IV Диоген (1071), Михаил VII Дука (1072), Никифор III Вотаниат (1079), Алексей I Комнин (1086/87), Михаил VIII Палеолог (1259), Андроник II Палеолог (1289), Иоанн V Палеолог (1341). Вместе с тем Н.-М. постепенно перестал выражать интересы византийской элиты, превратился в крупный провинциальный монастырь, и в связи с этим упоминаний о нем в византийских источниках становится меньше. После хрисовула 1341 г. долгое время не было никаких сведений о Н.-М.

В эпоху Османской империи Н.-М. до 1859 г. оставался ставропигиальным монастырем в составе К-польской Православной Церкви и до начала XIX в. находился во вполне благополучном состоянии. Известны две грамоты К-польских патриархов Кирилла (1621) и Иеремии III (1725), подтверждавших автономию монастыря от местных церковных властей. Путешественники XVI в. сообщают, что в Н.-М. проживало около 200 монахов. В начале XVIII в. патриарх Хрисанф Нотара Иерусалимский отметил его богатство, обратил внимание на множество хранимых в нем реликвий и на красоту убранства кафоликона. В 1512 г. была построена колокольня (кампанилла) монастыря в итальянском стиле. Возможно, в XVII в. у Н.-М. появилось подворье на о-ве Самос - монастырь Илии Пророка.

Архив Н.-М., вероятно, сохранялся в почти нетронутом состоянии до начала XIX в. Императорскими хрисовулами и другими документами в подлинниках успел воспользоваться иеродиакон Н.-М. Никифор, первый историограф монастыря. В 1804 г. в Венеции он опубликовал книгу о Н.-М., где содержались два варианта Жития святых основателей Н.-М. Никиты и Иосифа, описание кафоликона и очерк истории монастыря. В книге приведены некоторые выдержки из хрисовулов, но, к сожалению, от публикации их в полном объеме Никифор отказался.

В 1822 г., во время резни христианского греческого населения на Хиосе, устроенной турками, в Н.-М. искало убежища множество христиан. Большинство из них были убиты, в том числе погибло около 200 монахов. Жертвы резни похоронены в часовне Св. Креста неподалеку от входных ворот Н.-М. Монастырь серьезно пострадал от пожара и разграбления; в кафоликоне сгорел иконостас, были повреждены мозаики восточной части храма, погибли архив и библиотека. В 1857 г., при настоятеле Григории Фотине, начались масштабные восстановительные работы, были заново выстроены стены монастыря. Григорий Фотин изучал историю Н.-М., в 1866 г. он открыл в архиве монастыря Илии Пророка на Самосе рукописные копии нескольких утраченных хрисовулов Н.-М. Они вскоре были опубликованы Сакеллионом и позднее переизданы в собрании византийских юридических памятников Ф. Миклошича и Й. Мюллера. К концу XIX в. открыты и изданы копии документов Н.-М. в рукописях библиотекк Халкинской школы в К-поле и Святогробского подворья в К-поле.

22 марта 1881 г. произошло землетрясение, которое разрушило купол и часть других элементов конструкции кафоликона, а также колокольню. Постройки были восстановлены в 1900 г., но мозаики кафоликона понесли ряд невосполнимых утрат. К середине XX в. монашеская община Н.-М. пришла в упадок; в 1952 г. монастырь был преобразован в женскую обитель. В 2001 г. здесь проживали 3 монахини. Ныне монастырь вновь действует как мужской, хотя число насельников по-прежнему невелико.

Комплекс монастыря занимает территорию около 17 тыс. кв. м, состоит из главного храма (кафоликона) Успения Пресвятой Богородицы, двух небольших церквей - Святого Креста и великомученика Пантелеимона, трапезной, монастырских келий, приемного зала (триклиния), на территории также имеется цистерна для сбора и хранения воды, Н.-М. окружен стеной. Все постройки были возведены в византийскую эпоху, впоследствии частично или полностью перестраивались. Архитектура и мозаики кафоликона представляют собой образец к-польского искусства эпохи Македонской династии. Кафоликон относится к так называемому островному варианту церквей с октагональным подкупольным пространством, который отличается от материкового типа, представленного храмами монастырей Осиос Лукас и Дафни. По мнению современных исследователей, ближайшей аналогией храму Н.-М. являются комплексы монастыря святого Георгия в Манганах (середина XI в.), а также Килисе-джами в К-поле.

Храм имеет 4-частную структуру: алтарь, наос (увенчанный куполом), нартекс и экзонартекс. Считается, что все части здания возведены одновременно в середине XI в. Алтарная часть (8,55×1,66 м) имеет 3 апсиды, полукруглые в интерьере и многогранные снаружи. Пространство алтаря достаточно глубокое. Свет в алтарь попадает через окна, которые устроены в апсидах (3 в центральной и по одному в боковых), а также в северной и южной стенах алтаря.

Наос - основное пространство храма - в плане представляет собой прямоугольник (10,5×24,5 м), производит впечатление цельного замкнутого пространства; отделен от алтаря высокой стеной с низкими арочными проемами. Проход в наос из нартекса осуществляется через единственный вход. Пространство наоса в высоту разделено на 4 регистра, каждый из которых отмечен мраморным карнизом. Переход от прямоугольного основания к цилиндрическому куполу осуществляется с помощью тромпов, которые образуют 8 ниш разного размера и глубины, зрительно расширяющих пространство наоса. Два нижних яруса стены облицованы разноцветным мрамором, верхние ярусы (ниши третьего яруса, основание барабана) украшены мозаиками. Современный купол кафоликона, восстановленный в кон. XIX в., не соответствует по размерам и конструкции первоначальному. Прежний купол был 9-гранным, имел высоту 15,62 м; в настоящее время купол опирается на более высокий 12-гранный барабан.

Нартекс прямоугольный, разделен на 3 части. Центральная часть по размеру в 2 раза больше боковых, увенчана небольшим зонтичным куполом без окон, боковые перекрыты цилиндрическими сводами. Стены нартекса на высоте до 2,65 м ранее были украшены мраморной инкрустацией (утрачена), мозаичный декор сохранился в верхних зонах.

Экзонартекс также прямоугольный в плане, трехчастный, с полукруглыми завершениями южной и северной стен; каждая из 3 частей перекрыта куполом. По мнению Р. Остерхута, экзонартекс был пристроен к храму в XIII в. На это указывают его трехчастная структура, купольные завершения 3 компартиментов, техника кладки. Также примечательно, что ни одна из византийских церквей, выстроенных с ориентацией на план Н.-М. в конце XII в. и позднее, не имеет экзонартекса (церкви святого Георгия в селении Айос-Еорьос-Сикусис, святых Апостолов в городке Пирьи, Панагии Крины).

Мозаики созданы скорее всего сразу по завершении строительства кафоликона. Декоративная программа состоит из небольшого числа композиций и однофигурных изображений. В алтарной части набор изображений минимален: в центральной апсиде помещено изображение Богоматери Оранты, в боковых - архангелов Михаила (в жертвеннике) и Гавриила (в диаконнике); на западной стене в люнете находятся медальоны с образами святых, на сводах - 8-конечные кресты в сиянии. Декорация в куполе и барабане утрачена в 1881 г., но ее можно реконструировать благодаря описаниям Григоровича-Барского (между 1725 и 1743), Никифора (1804), и Григория Фотина (1865). В скуфье находился образ Пантократора, окруженный фигурами 9 ангелов; между ними были помещены декоративные кулисы в виде колонн.

В наосе, в подкупольной зоне и в нишах по периметру стен, сохранились мозаики (с утратами). В основании барабана помещены изображения Небесных Сил (херувимы, серафимы, престолы) и апостолов в медальонах (идентифицированы Андрей, Филипп, Варфоломей), в парусах находятся образы евангелистов (хорошо сохранились изображения Иоанна в юго-восточном парусе, Марка - в северо-западном, фрагментарно - Луки в юго-западном; фигура Матфея утрачена). В нишах представлены евангельские сцены (сохранились 7 из 8): «Благовещение», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Распятие», «Снятие с креста», «Сошествие во ад». Все композиции обрамлены орнаментальными лентами.

Мозаичный декор в нартексе сохранился лучше, чем в наосе и алтаре. Изображения находятся во всех 3 компартиментах на стенах, сводах, в куполе. В центре купола помещен медальон с образом Богородицы, в сегментах - 8 фигур святых мучеников Сергия, Вакха, Феодора Стратилата и мучеников Севастийских Ореста, Мардария, Евгения и Евстратия. В парусах находятся медальоны с образами святых праведных Иоакима и Анны, архидиакона Стефана и великомученика Пантелеимона. В люнете над входом в наос имелся полуфигурный образ Христа (не сохранился). Напротив, на западной стене - 4 ветхозаветных пророка, 2 в рост (Даниил и Исаия) и 2 в медальонах (Иезекииль и Иеремия). На 2 подкупольных арках - медальоны с изображениями преподобных, по 7 на северной и южной и 4 на западной. На северной арке - святые преподобномученики Стефан Новый, Ефрем, Арсений, Никита, преподобные Антоний Великий, Максим, Иоанн Кущник, на южной - исповедник Феодор Студит, преподобный Феодор, преподобный Евфимий Великий, великомученик Мина, преподобный Пахомий, преподобный Савва Освященный, преподобный Иоанн Лествичник, на западной - святые столпники Симеон Старший и Симеон Младший, Алипий, Даниил. В боковых компартиментах на сводах и стенах помещены изображения святых и 8 евангельских сцен: в северном - «Воскрешение Лазаря», «Вход Господень в Иерусалим», «Приготовление к омовению ног» и «Омовение ног», в южном - «Моление о чаше», «Поцелуй Иуды», «Вознесение» и «Сошествие Св. Духа на апостолов».

Иконографическая программа мозаик рассматривается современными исследователями как один из образцов классической системы росписи византийского храма, сложившейся в главных чертах в постиконоборческое время (середина IX-XI в.). Она отличается логикой, отражает главные богословские идеи эпохи, непосредственно соотнесена с литургической практикой. Среди ее важных элементов: 1) образ Богоматери Оранты в конхе центральной апсиды, в котором прежде всего подчеркивается идея молитвы, заступничества и спасения в отличие, например, от идеи боговоплощения, заложенной в образе Богоматери с Младенцем на троне; 2) образы Пантократора в куполе, апостолов в подкупольной зоне и евангелистов в парусах. Необычная деталь - в барабане купола фигуры ангелов написаны в рост. Особая тема - преобладание в мозаике изображений Небесных Сил бесплотных - присутствует не только в Н.-М., но также в монументальной декорации собора Св. Софии в Киеве (40-е гг. XI в.) и росписях Гёреме в Каппадокии (XI в.); 3) предельно сокращенный праздничный цикл в наосе.

В нартексе акцент программы смещен на тему страстей. Представленные в нартексе отдельные фигуры святых можно объединить в группы по чинам святости; их выбор, вероятно, обусловлен особым их почитанием в К-поле в середине XI в. Д. Мурики предполагает, что иконографическая программа Н.-М. прямо или опосредованно связана с традицией византийских иллюминированных рукописей. Возможно, они служили образцами для авторов мозаик. По предположению Х. Магуайра, при создании декоративной программы кафоликона была взята за основу модель столичной храмовой декорации, в которой главную роль играла тема прославления императорской власти. В связи с этим среди сюжетов мозаик Н.-М. отсутствует сцена Успения Пресвятой Богородицы, хотя храм посвящен Ей; ведущую роль играют сцены «Распятие» и «Сошествие во ад», расположенные в интерьере напротив друг друга. В сцене «Сошествие...» изображен царь Соломон, портретные черты которого имеют сходство с известным изображением императора Константина IX на миниатюре рукописи 1042 г. из библиотеки Синая.

Стилистически мозаики Н.-М. сопоставимы с современными им ансамблями византийского монументального искусства монастырей Осиос Лукас и Дафни, соборов Св. Софии в Киеве и Охриде. Все они относятся к образцам искусства нового для Византии XI в. направления, получившего благодаря О. С. Поповой наименование аскетического стиля. Мозаики Н.-М. представляют собой наиболее мягкий вариант такого стиля искусства.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

НЕА-МОНИ


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 июня 2025

«…Несколько особое место занимает церковь Неа Мони на острове Хиосе. Ее главная часть представляет собой простое квадратное в плане помещение, ограниченное толстыми стенами с небольшими проемами и перекрытое куполом на тромпах. Эта типичная восточновизантийская система интерпретирована в интерьере в характере столичного зодчества. Стены внутри расчленены на два яруса. В нижнем ярусе имеются неглубокие ниши, перекрытые плоскими арками, которые опираются на столбы и на миниатюрные колонки на углах. Во втором ярусе во всех стенах устроены довольно глубокие полуциркульные ниши, арки которых опираются на сдвоенные миниатюрные колонки, в свою очередь поставленные на подобные же колонки первого яруса. Все верхние ниши перекрыты конхами. Угловые конхи играют роль тромпов. В итоге создается кажущееся расширение интерьера главной части. Её пространство получило сложное, но чисто иллюзорное подразделение в характере столичного зодчества…»

Глава «Греческая школа средневизантийской архитектуры». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. - Москва, Стройиздат, 1966 г.

Греческая школа средневизантийской архитектуры | История архитектуры средних веков



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.