ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Гареджи, хребет. Монастырь Давида Гареджийского.

Лавра Давида


Гареджи, хребет. Монастырь Давида Гареджийского
Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Год основания:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Грузия, край Кахетия, Сагареджойский муниципалитет, хребет Гареджи, 6 км к югу от села Удабно, монастырь Давида Гареджийского

Координаты: 41.447459, 45.376659
Проезд:Монастырь находятся в 45 км строго на юг от Сагареджо, 30 км по прямой или 45 по извилистой дороге.





Сортировка:

Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
zavar-vera
22 июля 2014
Монастырь Давида Гареджийского, Монашеские кельи<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Монашеские кельи
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, В углу - вход в церковь Преображения, где находится могила Святого Давида.<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
В углу - вход в церковь Преображения, где находится могила Святого Давида.
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Михаил Анатольевич
11 октября 2013
Монастырь Давида Гареджийского, Монастырская стена<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Монастырская стена
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, Ворота монастыря<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Ворота монастыря
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, Главный вход в лавру<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Главный вход в лавру
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Михаил Анатольевич
11 октября 2013
Монастырь Давида Гареджийского, , Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Михаил Анатольевич
11 октября 2013
Монастырь Давида Гареджийского, Келья отшельника<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Келья отшельника
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, Источник и искусственные каналы в скале<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Источник и искусственные каналы в скале
Василий ШелёминАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)
24 апреля 2017
Монастырь Давида Гареджийского, Кельи в пещерах. В центральных нижних кельях (где крест и над ним) жили св. Давид и св. Лукиан (6 в.).<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Кельи в пещерах. В центральных нижних кельях (где крест и над ним) жили св. Давид и св. Лукиан (6 в.).
zavar-vera
18 июля 2015
Монастырь Давида Гареджийского, Источник святого Давида<br>, Гареджи, хребет, Кахетия, Грузия
Источник святого Давида
zavar-vera
18 июля 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Михаил Анатольевич 30 октября 2015

Комплекс Давид-Гареджи представляет собой несколько монастырей в пещерах, построенных в VI веке. Комплекс находится в 60 км от Тбилиси, на границе Грузии с Азербайджаном. Монастырь основал монах Давид, один из «ассирийских отцов», которые проповедовали христианство в Грузии. Это произошло через два века после того, как святая Нино принесла в Грузию христианство. Кстати, у верующих считается, что три посещения Гареджийской пустыни можно приравнять к паломничеству в Иерусалим. Самыми известными и посещаемыми туристами пещерами можно назвать: Лавру святого Давида, пещеры Святого Додо, Бертубани, Воскресенскую, Чичхитури, Иоанно-Крестительскую, Тетри-сенакеби, Колагири, Мохатули, Веран-Гареджа и Пир-Укугмарти.

Масштабы комплекса поражают: всего в Давид-Гареджийской пустыни было выдолблено руками отшельников около 5000 келий и церквей. Давидо-Гареджийский монастырский комплекс совершенно особенный, протянулся на 25 км на Гареджийском кряже. Это полупустынная местность, где мало растительности и живых организмов, к тому же территория комплекса поделена границей между Грузией и Азербайджаном. Причиной того, что именно на этом засушливом месте был построен огромный комплекс, стало то, что здесь существует источник воды рядом с церковью Преображения Господня в Лавре Святого Давида. Эта Лавра считается главным монастырем комплекса и представляет собой кельи в скале, которые вместе образуют по форме крест.

В церкви Преображения Господня расположена усыпальница самого Давида Гареджийского. Это святое место посещает множество паломников. Ученые предполагают, что здесь захоронен и последователь Давида Гареджийского - святой Додо. В Лавре есть две часовни, расположенные на холме, с территории которых открываются живописные виды на окрестности и соседний Азербайджан. После смерти Давида Гареджийского в VI веке были возведены монастырские комплексы Додос-Рка и Натлисмцемели. В IX веке в Давид-Гареджи святой Илларион Картвели возвел новые церкви, а также достроил главную церковь Лавры.

После нападения турков-сельджуков в XI веке постройка сооружений на территории комплекса прекратилась. Пика развития комплекс достиг в XII веке, когда появились монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури, а Лавра Святого Давида расширялась и благоустраивалась. Особое внимание туристов и искусствоведов обращает то, что в Давид-Гареджи существовала своя школа живописи, так как во всех церквях есть уникальные фрески, иконы и картины христианской жизни. На рисунках на стенах храмов можно увидеть выдающиеся исторические личности: царя Давида IV Строителя, царицу Тамару, царя Георгия IV Лаша, Димитрия Саможертвователя и многих святых. Внимание ученых привлекают и старинные надписи на стенах сооружений монастыря: грузинские, армянские, греческие, арабские, а также уникальная «тетралингва» сразу на этих четырёх языках. Грузинские надписи можно прочесть при входе в лавру святого Давида.

В XII веке при главе комплекса Онуфрии Гареджели монастырь стал одним из крупнейших культурно-просветительских центров Грузии. Однако в XIII веке на этой территории появились монголы, которые разграбили и повредили Давидо-Гареджийский монастырь. Некоторые монахи тогда бежали в другие монастыри. В XIV–XV веках на территории Грузии появился Тамерлан, а в 1615 году за одну ночь Шах-Аббас разорил монастырь, были убиты монахи, которые поддерживали деятельность монастыря и восстанавливали его. Возрождение этой святыни началось лишь в XVII веке при царе Теймуразе II. Онуфрий Мачутадзе, настоятель монастыря с 1690 года, многое сделал для его возрождения. Монастырю были возвращены прежние владения и построена стена, которая оберегала святыню от вражеских нападений. Тем не менее, в XIX веке, когда во многих грузинских городах появлялись духовные школы, интерес к монастырю спал, он постепенно опустел, и лишь в Натлисмцемели проживало несколько монахов.

Так как территория монастырского комплекса делится пополам границей, он является предметом территориального спора между двумя странами, начиная с 1991 года. Грузия хочет вернуть свои святыни, которые несут огромную культурную и историческую значимость для страны, а для Азербайджана данная территория важна из-за стратегического расположения высот.

С сайта "Туристер"


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 12 июля 2025

«…Развитие монастырей и рост монашества в Грузии были в немалой степени обусловлены арабским господством. Стекавшиеся в монастыри люди стремились сохранить национальные устои жизни, языка и религии. В эпоху утраты Грузией национальной независимости монастыри нередко являлись тем единственным местом, где еще могли бытовать старые культурные традиции. Особенно примечательны пещерные храмы Давид-Гареджи. Их росписи, охватывающие огромный период времени с IX по XVII век, предоставляют в распоряжение исследователя богатый иконографический материал.

Наряду с изображением столь излюбленного на Кавказе Деисуса мы находим здесь многочисленные сцены из жизни Христа и основателя монастыря Давида Гареджели (он жил в VI веке), фигуры святых и столпников и типичную для грузинских фресок композицию Вознесение креста. Иконография и стиль росписей обнаруживают сходство с фресками Каппадокии, а порою и с ранними романскими фресками Франции: здесь та же плоскостная трактовка форм, то же примитивное развертывание композиции на поверхности стены, та же светлая красочная гамма с преобладанием голубых, золотисто-желтых и ярко-зеленых цветов. Иконография, хотя ей и присущи местные черты, хранит множество раннехристианских, преимущественно сиро-палестинских пережитков.

К числу древнейших росписей Давид-Гареджи относятся уже упомянутые нами фрески маленькой купольной церкви в Додо, возникшие в IX веке. В апсиде представлены Христос во славе и два архангела, внизу изображены на огненных колесах два тетраморфа и символы евангелистов, а наверху, по сторонам от нимба Христа, медальоны с олицетворениями луны и солнца. Этот архаический тип Христа во славе, встречающийся также в ранних армянских росписях, был широко распространен на христианском Востоке, где он известен, например, в Каппадокии и на Латмосе. XI веком датированы фрески главного храма монастыря Удабно, в настоящее время наполовину обрушенного (фрагменты фигуры Богоматери с младенцем и фигур апостолов в апсиде, евангельские сцены на своде, композиция Страшного суда на западной стене, эпизоды из жития Давида Гареджели и портреты на северной стене). В северном приделе храма, вырытом в глубине скалы, фрески того же времени, частично переписанные по старому рисунку (Деисус и Взятие пророка Илии на небо в апсиде, Вознесение креста и евангелисты на потолке, сцены из жития Давида Гареджели на стенах).

К росписи главной церкви монастыря Удабно очень близки по стилю и манере письма относительно хорошо уцелевшие фрески первого слоя в трапезной лавры Удабно (Деисусы в нишах, Благовещение, Тайная вечеря, Ветхозаветная Троица в восточной нише на северной стене). В XI веке исполнены также фрески небольшой пещерной церкви, расположенной почти на вершине хребта (обычное для центральной части свода Вознесение креста, сцены из жизни Давида Гареджели, фигуры отцов церкви), и полуобвалившегося пещерного храма в восточной части лавры Удабно (здесь в апсиде представлено, согласно старой традиции, Вознесение). Ранняя группа фресок Давид-Гареджи наглядно показывает, как много общего имеется между памятниками монашеского искусства Палестины, Сирии, Каппадокии и Грузии…»

Источник: Лазарев В. Н. «История византийской живописи» на сайте «Христианство в искусстве»

[VI.11. Грузинское искусство] - Лазарев В. Н., История византийской живописи



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.