Кватахеви — формально монастырь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь с собором, построенным примерно при царице Тамаре, засунутый далеко вглубь ущелья реки Кавтуры. Когда-то был большим и популярным, потом пришёл в упадок и был отремонтирован в XIX веке. Ценный памятник культуры, который, однако ж, редко посещается туристами из-за неудобной дороги. Помимо собственно монастыря интерес представляет и само Кавтисхевское ущелье, в котором он находится.
Кватахеви относится к тому виду памятников, о которых мало что написано в документах, поэтому его возникновение вычисляется умозрительно по внешним признакам. Мы не знаем, кто, когда и зачем его основал. Вроде бы в первый раз он упоминается в грамоте царя Гиоргия IV, который умер в 1223 году. Визуально это типичный храм конца XII или начала XIII века. Мы знаем, что в 1386 году монастырь был разорён армией Тимура, а все монахи были сожжены прямо в здании собора. Впоследствии их всех канонизировали. Пишут, что до 1821 года существовала традиция снимать обувь при входе в собор из уважения к памяти погибших. Возможно, именно по этой причине полы храма сейчас постоянно застилают коврами.
Царь Александр I отремонтировал собор в 1442 году. Впоследствии в документах он упоминается только в связи с какими-либо пожертвованиями. А пожертвований было много, так что в 1599 году монастырь даже выделял деньги на выкуп из плена царя Свимона I. В начале XVII века монастырь попадает в черту владений князей Саакадзе. Около 1610 года именно в этом монастыре царь Луарсаб II женился на сестре Гиоргия Саакадзе. Это самая яркая деталь в истории кватахевского собора, если помнить, какие глобальные последствия повлекла за собой эта свадьба.
В первые годы российского присутствия настоятелем монастыря был архимандрит Досифей. Монастырь вроде бы не пострадал напрямую при отмене автокефалии, принудительно закрыт не был, но в 1820 году монахи покинули его и переселились в Шио-Мгвиме. Только в 1849 году монастырь вернули к жизни и провели там небольшой ремонт. Правда при этом храм славянизировали, сделав ему шлемообразный купол. Ремонты XIX века порой приносили больше вреда, чем пользы, так что монастырю в данном случае не повезло. В 1924 году советская власть закрыла монастырь и вывезла всё имущество в Тифлис. В 1975 году прошёл новый ремонт, уже более научный. Славянский купол убрали, вернув традиционный конический. Только в 1989 году он снова вернулся к жизни.
В наше время дорога проходит мимо северной стороны монастыря, потом огибает его и подходит к воротам с запада. Но с северной стороны от дороги есть пешеходный мостик, поэтому люди в основном заходят в монастырь с севера. Они проходят невысокие ворота и видят слева Успенский собор, а справа хозяйственные постройки. Странно, что всё вместе занимает не очень большую территорию.
По материалам сайта "Грузия для всех"