ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Калопанайотис. Монастырь Иоанна Лампадиста.

Μονή Αγίου Ιωάννη Λαμπαδιστή


Калопанайотис. Монастырь Иоанна Лампадиста
Монастырь. Действует. (все монастыри в каталоге →)
Престолы:
Год основания: Дата постройки неизвестна.
Епархия: Кипрская православная Церковь
Адрес:
Кипр, Никосия, Калопанайотис

Координаты: 34.99225, 32.830161



Сортировка:

Монастырь Иоанна Лампадиста, , Калопанайотис, Никосия, Кипр
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Церковь Святого Ираклидиса, Калопанайотис, Никосия, Кипр
Церковь Святого Ираклидиса
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Церковь Святого Ираклидиса. Интерьер., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Церковь Святого Ираклидиса. Интерьер.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Церковь Святого Ираклидиса. Вход в Иерусалим., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Церковь Святого Ираклидиса. Вход в Иерусалим.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Церковь Святого Ираклидиса. Интерьер., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Церковь Святого Ираклидиса. Интерьер.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Церковь Святого Ираклидиса. Боковой неф., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Церковь Святого Ираклидиса. Боковой неф.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Церковь Святого Ираклидиса. Боковой неф., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Церковь Святого Ираклидиса. Боковой неф.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Нартекс., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Нартекс.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Фреска нартекса. Справа - Святой Христофор., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Фреска нартекса. Справа - Святой Христофор.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Церковь Святого Ираклидиса. Фреска конхи апсиды., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Церковь Святого Ираклидиса. Фреска конхи апсиды.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Часовня Святого Иоанна Лампадиста. , Калопанайотис, Никосия, Кипр
Часовня Святого Иоанна Лампадиста.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Часовня Великого Акафиста. Конха апсиды., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Часовня Великого Акафиста. Конха апсиды.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Часовня Великого Акафиста. Своды., Калопанайотис, Никосия, Кипр
Часовня Великого Акафиста. Своды.
zavar-vera
11 мая 2015
Монастырь Иоанна Лампадиста, Иконостас. Экспонат в музее при монастыре, Калопанайотис, Никосия, Кипр
Иконостас. Экспонат в музее при монастыре
Павел В. Воробьев
18 мая 2024
Монастырь Иоанна Лампадиста, , Калопанайотис, Никосия, Кипр
zavar-vera
11 мая 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


 
samoyloff.aleksandr2012Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 11 марта 2024

Точная дата основания монастыря неизвестна. Историками установлено, что главный храм монастыря, посвященный Святому Ираклидию, был построен в XI веке.Через сто лет к главной церкви с северной стороны была сделана пристройка - часовня Святого Иоанна Лампадиста, чьим именем стал называться и сам монастырь. Часовня, в которой находилась гробница Святого Иоанна и его мощи, впоследствии была разрушена, потом на ее месте была построена другая церковь. Концом XV века датируется время постройки еще одной часовни - Латинской капеллы, или часовни Акафиста Божьей Матери. В монастыре сохранились исключительные по своему историческому и художественному значения фрески XI - XVI веков, по которым можно проследить основные черты византийской храмовой живописи.

В монастырский комплекс входит специально оборудованное хранилище-музей, где находятся уникальные иконы.

http://ostrov-kipr.info/site/tourismview?article=918


 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) 21 ноября 2025

Иоанна Лампадиста монастырь [греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννη τοῦ Λαμπαδιστῆ], находится в с. Калопанайотис, в 60 км от Никосии, в долине Маратаса, лежащей между горными цепями Троодоса (Кипр). В старину долина называлась Мирианфуса, т. е. «покрытая десятками тысяч цветов». Принадлежит митрополии Морфу Кипрской Православной Церкви. Включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Соборный храм (кафоликон) И. Л. м., первоначально служивший главной деревенской церковью, был построен на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрах сщмч. Ираклидия (45 г. по Р. Х.; впоследствии епископ Тамаса и видный распространитель христианства на Кипре). Мон-рь возник, видимо, немного ранее 1549 г.

Монастырский комплекс состоит из 3 соединенных друг с другом церквей и примыкающего с юга узкого двора, образованного келейными корпусами. В XI в. был построен кафоликон во имя сщмч. Ираклидия типа вписанного креста на 4 квадратных столпах без вимы, с 3 полуциркульными апсидами. В XII в. с севера к нему была пристроена однонефная церковь, посвященная прп. Иоанну Лампадисту. В сер. XV в. к обеим церквам был добавлен общий нартекс, который первоначально имел каменный свод, а позже получил деревянное перекрытие. В кон. XV в. с северной стороны была пристроена 3-я церковь, получившая название Латинской капеллы: однонефное сооружение, перекрытое 2 разделенными аркой крестовыми сводами на нервюрах. Предполагали, что в период венецианского господства в ней совершалось богослужение по западному обряду. По мнению Э. Константиниди, ктитором капеллы был аристократ-католик, перешедший в Православие, что наряду со стилем росписей дало капелле это название. Весь комплекс был перекрыт общей деревянной кровлей, покрытой черепицей.

В апсиде кафоликона во имя сщмч. Ираклидия сохранились фрагменты росписей XI в. (орнамент) и XII в. (2 коленопреклоненные фигурки монахов). Фрески в куполе, на сводах южного и западного рукавов креста и на столпах датировались А. Папагеоргиу, А. и Дж. Стилиану 1-й пол. XIII в., С. Бойд - 2-й четв. XIII в., С. Янг - ок. 1275-1300 гг. в связи с тем, что такая иконографическая деталь, как обморок Пресв. Богородицы в композиции «Распятие», впервые встречается у скульптора Николо Пизано в рельефах кафедры Сиенского собора (1265-1269).

Живопись отличается яркой цветовой гаммой. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в простенках барабана - пророки, в парусах - евангелисты; на сводах зап. рукава помещены композиции «Вход Господень в Иерусалим» и «Воскрешение прав. Лазаря», под ним - «Жертвоприношение Авраама», в люнете зап. стены - «Распятие». В последней сцене заметно западное влияние: помимо упомянутого изображения Богоматери без чувств на щите мч. Лонгина Сотника помещен герб королевской династии Лузиньянов. Весь свод южного рукава креста занимает композиция «Вознесение». На восточных столпах с западной стороны изображены фигуры Христа и Богородицы в рост (над ними - пророки); на юго-западном столпе с восточной стороны - Деисус, с западной - Богоматерь с Младенцем на левой руке, с северной - мц. Кириакия, одеяние которой украшено медальонами с персонификациями дней недели, и неизвестная святая в красном омофоре (вмц. Марина?); на северо-западном столпе с восточной стороны - преподобные Андроник и Афанасия, над ними - Нерукотворный образ Спасителя, с западной - прмц. Параскева Иконийская с иконой «Спас во гробе», с южной - сщмч. Ираклидий и прп. Симеон Столпник. К этому же слою росписи принадлежит огромная фигура арх. Михаила справа от западной двери.

Первый из исследователей росписей XIII в. в И. Л. м. Папагеоргиу отметил, что эти росписи демонстрируют разрыв связей с современным византийским искусством, консервативную тенденцию кипрской живописи, опирающуюся на комниновские образцы XII в., но в значительно упрощенном виде, а также появление элементов зап. и восточного влияния. Бойд прослеживает отголоски стиля росписей церкви Панагии Аракос: удлиненные фигуры, преувеличенно взволнованные изгибающиеся позы пророков, особенно Захарии в барабане, но при этом отмечает большую материальность в изображении этих фигур. М. Панайотиди сопоставила росписи И. Л. м. с фресками 3-й четв. XIII в. в некоторых церквах Южного Пелопоннеса (1-го художника в церкви св. Бессребреников в Кипуле и изображение Христа перед Пилатом в нартексе церкви Агиос-Стратигос близ Ано-Буларии), которые характеризуются значительным упрощением художественных средств комниновского периода (схематичностью моделировки фигур и одеяний, яркими цветами и оживленными жестами), считая это явление типичным для византийских областей, захваченных крестоносцами.

По мнению Папагеоргиу, не все фрески XIII в. выполнены одним мастером. Стиль одного из художников характеризуется близостью к кипрской живописи кон. XII - нач. XIII в.- он использует серо-белые световые пятна в форме широких мазков вокруг носа и под глазами и выделяет скулы широкими красными румянами. Лики, выполненные этим художником, имеют яйцевидную форму. Складки одеяний он моделирует более искусно по сравнению со 2-м художником, а фигуры отличаются статичностью. Другой мастер изображает лики узкими и без румян, а фигуры представлены в неестественных позах с вычурными жестами. Папагеоргиу считает этого художника чуждым традиции кипрской живописи, указав на жесткость линий, безыскусную трактовку одежд, особенности иконографической программы (сцена «Вознесение Господне» помещена на южном своде вместо восточного, а «Жертвоприношение Авраама» - на западном своде, а не в алтарной части), а также на многочисленные орфографические ошибки в надписях.

Характерной чертой фресок И. Л. м. является использование красного цвета для фона в изображениях пророков в барабане, евангелистов в парусах, Христа и Богоматери, композиции «Распятие». Стилиану объясняли этот художественный ход тем, что в результате крестовых походов синяя краска вост. происхождения стала дефицитной и красный цвет в качестве фона стал использоваться в XIII в. повсеместно, в т. ч. и на Западе. Бойд и А. Вейл Карр связывали появление краснофонных фресок на Кипре с влиянием сирийских рукописей XIII в.

Папагеоргиу отметил западные иконографические черты в росписях XIII в., указав в т. ч. на ромбовидный орнамент, выполненный внизу по позему изображений Христа и Богоматери «Параклисис» (на западных сторонах 2 восточных столпов), который встречается также на иконах крестоносцев и южноитальянских фресках. По замечанию Папагеоргиу сцена «Жертвоприношение Авраама» и образы пророков имеют общие черты с миниатюрами рукописи 1-й пол. XIII в. Brux. Cod., видимо изготовленной крестоносцами на Кипре: сходны типы ликов и приемы передачи движений, неестественность жестов, упрощение и схематизация складок одежд.

Если Стилиану неопределенно говорят о «мощном восточном колорите в типах некоторых фигур», то Вейл Карр, указав на сходство росписей И. Л. м. с фресками в церкви св. Феодора в дер. Бехдайдат в Ливане (тип ликов) и сравнив композицию «Распятие» с аналогичным сюжетом на иконах крестоносцев, пришла к выводу, что они отражают «новую географическую ориентацию, обращенную более к искусству Ближнего Востока, чем к искусству Византии».

Папагеоргиу приходит к выводу, что с точки зрения стиля фрески И. Л. м. продолжают комниновскую традицию живописи (высокие тонкие фигуры, особенности светотеневой моделировки и трактовки складок), но с точки зрения иконографии появляются новые черты - многофигурность композиций («Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим»), элементы западного влияния.

30 новозаветных сцен (двунадесятые праздники и Страстной цикл), созданных, по мнению Стилиану, ок. 1400 г. или, по М. Эммануэль, при кипрской королеве Елене Палеолог (1442-1458), покрывают своды восточного и северного рукавов, юго-западный и северо-западный компартименты храма. Нижнюю зону занимают фигуры святых. На стене южного рукава креста изображено «Древо Иессеево», в апсиде - Богоматерь «Оранта» с архангелами и «Служба св. отцов», в боковых апсидах - Богоматерь «Воплощение», в жертвеннике и диаконнике - апостолы от 70. Изображение 70 апостолов впервые появляется в росписях Мистры - в церквах Пресв. Богородицы «Одигитрии» (Афендико) (1366) и Пресв. Богородицы «Пантанассы» (ок. 1430), в связи с чем Эммануэль предполагает влияние на фрески И. Л. м. палеологовского искусства. Видимо, эти фрески выполнены одним мастером. Они характеризуются единообразной трактовкой ликов и фигур, а также концепцией передачи пространства. Почти все лики повернуты на 3/4. Данный тип лица отличается длинным носом, немного закругленным на конце, и широким подбородком. Сравнение этого типа лица с ликом ангела в апсиде ц. Пресв. Богородицы «Пантанассы» в Мистре показывает, что мастер, работавший в И. Л. м., достиг большей выразительности благодаря акцентированию глаз и носов. Т. н. вращающиеся глаза святых, характерные для зап. искусства, придают взгляду особую напряженность. Трактовка фигур также характерна для палеологовского искусства. Стиль росписей становится наиболее изысканным в сценах, где имеются следы влияния зап. иконографической традиции (короны на головах пророков, доспехи воинов, знамена, трубы, черная остроконечная обувь). Эммануэль предположила, что мастер происходил из византийского художественного центра, но изменил стиль в угоду западному заказчику, видимо перешедшему в Православие (что нередко случалось в правление Елены Палеолог).

М. Эммануэль считает, что эти росписи выполнены одновременно или немного ранее фресок нартекса, где в композиции «Страшный Суд» также присутствует изображение 70 апостолов. Второй аргумент - сходная стилистическая трактовка фронтально стоящих святых в нижней зоне нартекса (образы мучеников Артемия и Никиты похожи на изображение Христа в сцене «Уверение ап. Фомы» в наосе). Нижней хронологической границей фресок наоса нужно считать 1474 г., когда были выполнены росписи ц. арх. Михаила в дер. Педулас, в нескольких километрах южнее Калопанайотиса, где фигура Богоматери «Влахернитиссы» с кадящими архангелами воспроизводит соответствующий образ из апсиды наоса И. Л. м. В северной боковой апсиде наоса помещена икона прп. Иоанна Лампадиста со сценами жития (XIII и XVI вв.).

В 1731 г. был расширен южный вход в кафоликон, в результате чего были утрачены фрески на южной стене. Низкий иконостас - древнейший из сохранившихся на Кипре иконостасов. Папагеоргиу датирует его XIV-XV вв., Стилиану - кон. XV в., И. А. Илиадис - кон. XIII - нач. XIV в. Он украшен орнаментом, включающим как гербы Лузиньянов и др. знатных франц. фамилий, так и изображения двуглавых орлов. В местном ряду находятся икона арх. Михаила (XIII в.) и чтимый образ сщмч. Ираклидия, написанный в 1543 г. по заказу свящ. Георгия.

Церковь прп. Иоанна Лампадиста

В XII в. была полностью перестроена в XIV и XVII-XVIII вв. (Г. Дер Партог приводит точную дату - 1731) или, по мнению Илиадиса, ранее 2-й пол. XVI в. (на основании фрески 1-й пол. XVI в. с изображением прп. Иоанна Лампадиста на северной стене церкви); при перестройке были почти полностью разобраны северная и южная стены. От первоначальной постройки осталась только небольшая часть северной стены: северо-восточный столп и идущая от него на восток узкая арка, сохранившая фрагменты 2 слоев живописи XII в. Из-за плохой сохранности трудно установить сюжет росписей. Предполагают, что здесь было изображено погребение прп. Иоанна Лампадиста. Иконостас датируется XVII - нач. XVIII в., царские врата - XVI в., деисусный ряд состоит из икон 1772, 1775 и 1782 гг., праздничный - из икон XVI в. Честная глава святого в серебряном ковчеге (1641) помещена в нише в стене, отделяющей церковь Иоанна Лампадиста от Латинской капеллы. На стене вокруг этой ниши имеется несколько надписей, в т. ч. В. Г. Григоровича-Барского, посетившего И. Л. м. в 1735 г., и известного критского живописца Иоанна Корнароса.

Нартекс был сооружен в связи со значительным притоком паломников к гробнице прп. Иоанна Лампадиста. Над южным входом находится поврежденная надпись, в которой сообщается, что расписавший нартекс художник прибыл из К-поля. Возможно, его приезд был связан со взятием византийской столицы турками в 1453 г. Одним из заказчиков росписей была семья некоего анагноста и доместика Михаила. Часть фресок в северной части нартекса была утрачена в XVIII в. при сооружении прохода в церкви прп. Иоанна Лампадиста.

А. и Дж. Стилиану обратили внимание, что стиль росписей, довольно примитивный, не соответствует представлениям о столичном и провинциальном искусстве, с последним из которых обычно связывали «ремесленный» стиль. Кроме фигур святых в нижней зоне все другие фигуры отличаются грузностью, грубой трактовкой ликов, схематичностью одеяний. Примечательно, что в числе грешников, вверженных в огненную реку, представлены императоры и члены греческого православного духовенства, а также 2 латинских аристократа в черных широкополых шляпах.

Восточная стена нартекса разделена на 3 регистра, кроме южной части, которую занимает композиция «Страшный Суд». В верхнем регистре помещены сцены «Христос и самарянка», «Исцеление расслабленного», «Исцеление больного водянкой», «Исцеление слепого»; в среднем регистре - «Мария Магдалина, возвещающая апостолам Воскресение Христово», «Явление Христа Марии Магдалине», «Уверение ап. Фомы», «Явление Христа на Тивериадском озере» («Чудесный улов») и частично утраченная композиция, изображающая беседу Христа с ап. Петром («Паси овец Моих»); в нижнем регистре - образы вмч. Никиты, мч. Христофора, равноапостольных Константина и Елены, мч. Меркурия, вмч. Артемия, прп. Алексия, человека Божия, прп. Иоанна Юродивого. В люнете над дверью, ведущей в кафоликон,- погрудное изображение сщмч. Ираклидия, выше - Нерукотворный образ Спасителя.

На северной стене сохранились сцены «Брак в Кане Галилейской» (верхний регистр), «Явление апостолам по Воскресении», «Жены-мироносицы у гроба» и «Воскресение Христово» (средний регистр), на южной стене над дверью - «Три отрока в печи огненной» и «Прор. Даниил во рву львином». Фрески на северной стене относят к XVI в.

Латинская капелла

Росписи этого храма с ренессансными элементами - наиболее яркий пример синтеза византийской и итальянской живописи на Кипре. Для них характерны 3-мерная трактовка пространства, использование в качестве фона ренессансной архитектуры или пейзажа с западноевроп. замками. По сравнению с традиционной византийской живописью более индивидуализированы лики, фигуры (особенно в многофигурных композициях) выполнены натуралистичнее, в них передана свобода движения и их позы естественны. Искусно организованы композиции, напр. 3-частное деление сцены «Гостеприимство Авраама», достигнутое благодаря разграничению пространства тонкими колоннами.

Главной темой росписей является Акафист Пресв. Богородице. В заключительной сцене «О, Всепетая Мати» по правую руку от Богоматери изображены католич. иерархи. В конхе апсиды помещена Богоматерь с Младенцем на престоле, по сторонам - «Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной» и «Моисей, получающий скрижали», а над Ней - «Гостеприимство Авраама». На западной стене изображено «Древо Иессеево», на своде представлены погрудные изображения 12 апостолов и 12 святых. А. и Дж. Стилиану датировали их кон. XV в. и считали, что они напоминают произведения североитал. живописи, например фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные Джотто. Э. Константиниди высказала мнение, что мастер, расписавший Латинскую капеллу, является тем же художником, который работал в церкви Пресв. Богородицы (Панагия тис Подиту) в Галате (1502). При этом, указывая на более зрелую манеру мастера фресок Латинской капеллы, она считает их более поздними. По мнению исследовательницы, декорация свода медальонами с изображениями святых и орнаментальными поясами отражает тосканские модели, например фрески Таддео Кадди в капелле Барончелли в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1332-1338). С. Фриджерио-Зениу датирует росписи Латинской капеллы кон. XVI в. (между 1555 и 1571), указав на тот факт, что художник использовал в качестве образцов при создании композиций «Гостеприимство Авраама» и 7-го икоса Акафиста гравюры Б. Саломона, опубликованные в Лионе в 1555 г. В Латинской капелле находится Киккская икона Божией Матери (XIV в.), ранее хранившаяся в церкви Пресв. Богородицы «Феоскепасты» в Калопанайотисе.

Длинные 2-этажные корпуса келий образуют монастырский двор. В 1782 г. были построены синодикон (зал для торжественных заседаний, в т. ч. совета старцев) и келья игумена.

По сведениям Григоровича-Барского, в 1735 г. в И. Л. м. подвизались 10 монахов, терпевших притеснения от турок. Согласно описям монастырского имущества 1763 и 1773 гг., И. Л. м. имел 4 подворья: 1 - в с. Прастио, 2 - в с. Геракьес, 1 - на месте совр. с. Айос-Димитриос в горах Троодос. В 1788 г. архим. Киприан упоминает И. Л. м. среди мон-рей Киринийской митрополии. В сер. XIX в. мон-рь был превращен в приходскую церковь. В кельях была размещена начальная школа, которая была впоследствии переведена в здание, построенное в 1920 г. за южными воротами мон-ря. В настоящее время в этом здании открыт Византийский музей, в котором собраны иконы не только из И. Л. м., но и из других храмов Калопанайотиса - из церквей Пресв. Богородицы «Феотокос», Пресв. Богородицы «Феоскепасты», мч. Сергия, прп. Андроника, вмц. Марины, вмч. Георгия. В музее хранятся иконы Божией Матери с Младенцем XII-XIII вв., Божией Матери «Елеусы» XIII в., Киккской Божией Матери XIV в. (из церкви мч. Сергия), Киккской Божией Матери XV-XVI вв. (из церкви Пресв. Богородицы «Феотокос»), прп. Иоанна Лампадиста, с житием XIII в., бессребреников Космы и Дамиана XIII в., Христа Вседержителя с редким эпитетом Πληροφορῶν Κύριος, т. е. «Извещающий Господь», XIV в. (из церкви прп. Андроника), 2 образа Божией Матери XIII в. из И. Л. м., недавно обнаруженный в мон-ре деисусный чин XIII в. и др.

В музее также находится 2 эпистилия XIII в.- из ц. Иоанна Лампадиста со сценами «Умовение ног» и «Моление в Гефсиманском саду» и из церкви Пресв. Богородицы «Феоскепасты» с расположенными в 2 ряда 22 сценами христологического цикла, Успением Пресв. Богородицы и изображениями пророков Давида и Исаии в нижних углах, отчасти позволяющие составить представление об облике византийского иконостаса в палеологовскую эпоху. Особого внимания заслуживает также бронзовый оклад кон. XI - нач. XII в. с изображением арх. Михаила, в который заключено печатное Евангелие 1550 г.

По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/

https://www.pravenc.ru/text/577896.html?ysclid=mi8luiuzcz140860819



Комментарии и обсуждение




Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.