Иоанна Лампадиста монастырь [греч. ῾Ιερὰ Μονὴ ῾Αγίου ᾿Ιωάννη τοῦ Λαμπαδιστῆ], находится в с. Калопанайотис, в 60 км от Никосии, в долине Маратаса, лежащей между горными цепями Троодоса (Кипр). В старину долина называлась Мирианфуса, т. е. «покрытая десятками тысяч цветов». Принадлежит митрополии Морфу Кипрской Православной Церкви. Включен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Соборный храм (кафоликон) И. Л. м., первоначально служивший главной деревенской церковью, был построен на месте, где апостолы Варнава и Павел крестили в водах р. Сетрах сщмч. Ираклидия (45 г. по Р. Х.; впоследствии епископ Тамаса и видный распространитель христианства на Кипре). Мон-рь возник, видимо, немного ранее 1549 г.
Монастырский комплекс состоит из 3 соединенных друг с другом церквей и примыкающего с юга узкого двора, образованного келейными корпусами. В XI в. был построен кафоликон во имя сщмч. Ираклидия типа вписанного креста на 4 квадратных столпах без вимы, с 3 полуциркульными апсидами. В XII в. с севера к нему была пристроена однонефная церковь, посвященная прп. Иоанну Лампадисту. В сер. XV в. к обеим церквам был добавлен общий нартекс, который первоначально имел каменный свод, а позже получил деревянное перекрытие. В кон. XV в. с северной стороны была пристроена 3-я церковь, получившая название Латинской капеллы: однонефное сооружение, перекрытое 2 разделенными аркой крестовыми сводами на нервюрах. Предполагали, что в период венецианского господства в ней совершалось богослужение по западному обряду. По мнению Э. Константиниди, ктитором капеллы был аристократ-католик, перешедший в Православие, что наряду со стилем росписей дало капелле это название. Весь комплекс был перекрыт общей деревянной кровлей, покрытой черепицей.
В апсиде кафоликона во имя сщмч. Ираклидия сохранились фрагменты росписей XI в. (орнамент) и XII в. (2 коленопреклоненные фигурки монахов). Фрески в куполе, на сводах южного и западного рукавов креста и на столпах датировались А. Папагеоргиу, А. и Дж. Стилиану 1-й пол. XIII в., С. Бойд - 2-й четв. XIII в., С. Янг - ок. 1275-1300 гг. в связи с тем, что такая иконографическая деталь, как обморок Пресв. Богородицы в композиции «Распятие», впервые встречается у скульптора Николо Пизано в рельефах кафедры Сиенского собора (1265-1269).
Живопись отличается яркой цветовой гаммой. В куполе изображены Христос Пантократор и ангельские силы, в простенках барабана - пророки, в парусах - евангелисты; на сводах зап. рукава помещены композиции «Вход Господень в Иерусалим» и «Воскрешение прав. Лазаря», под ним - «Жертвоприношение Авраама», в люнете зап. стены - «Распятие». В последней сцене заметно западное влияние: помимо упомянутого изображения Богоматери без чувств на щите мч. Лонгина Сотника помещен герб королевской династии Лузиньянов. Весь свод южного рукава креста занимает композиция «Вознесение». На восточных столпах с западной стороны изображены фигуры Христа и Богородицы в рост (над ними - пророки); на юго-западном столпе с восточной стороны - Деисус, с западной - Богоматерь с Младенцем на левой руке, с северной - мц. Кириакия, одеяние которой украшено медальонами с персонификациями дней недели, и неизвестная святая в красном омофоре (вмц. Марина?); на северо-западном столпе с восточной стороны - преподобные Андроник и Афанасия, над ними - Нерукотворный образ Спасителя, с западной - прмц. Параскева Иконийская с иконой «Спас во гробе», с южной - сщмч. Ираклидий и прп. Симеон Столпник. К этому же слою росписи принадлежит огромная фигура арх. Михаила справа от западной двери.
Первый из исследователей росписей XIII в. в И. Л. м. Папагеоргиу отметил, что эти росписи демонстрируют разрыв связей с современным византийским искусством, консервативную тенденцию кипрской живописи, опирающуюся на комниновские образцы XII в., но в значительно упрощенном виде, а также появление элементов зап. и восточного влияния. Бойд прослеживает отголоски стиля росписей церкви Панагии Аракос: удлиненные фигуры, преувеличенно взволнованные изгибающиеся позы пророков, особенно Захарии в барабане, но при этом отмечает большую материальность в изображении этих фигур. М. Панайотиди сопоставила росписи И. Л. м. с фресками 3-й четв. XIII в. в некоторых церквах Южного Пелопоннеса (1-го художника в церкви св. Бессребреников в Кипуле и изображение Христа перед Пилатом в нартексе церкви Агиос-Стратигос близ Ано-Буларии), которые характеризуются значительным упрощением художественных средств комниновского периода (схематичностью моделировки фигур и одеяний, яркими цветами и оживленными жестами), считая это явление типичным для византийских областей, захваченных крестоносцами.
По мнению Папагеоргиу, не все фрески XIII в. выполнены одним мастером. Стиль одного из художников характеризуется близостью к кипрской живописи кон. XII - нач. XIII в.- он использует серо-белые световые пятна в форме широких мазков вокруг носа и под глазами и выделяет скулы широкими красными румянами. Лики, выполненные этим художником, имеют яйцевидную форму. Складки одеяний он моделирует более искусно по сравнению со 2-м художником, а фигуры отличаются статичностью. Другой мастер изображает лики узкими и без румян, а фигуры представлены в неестественных позах с вычурными жестами. Папагеоргиу считает этого художника чуждым традиции кипрской живописи, указав на жесткость линий, безыскусную трактовку одежд, особенности иконографической программы (сцена «Вознесение Господне» помещена на южном своде вместо восточного, а «Жертвоприношение Авраама» - на западном своде, а не в алтарной части), а также на многочисленные орфографические ошибки в надписях.
Характерной чертой фресок И. Л. м. является использование красного цвета для фона в изображениях пророков в барабане, евангелистов в парусах, Христа и Богоматери, композиции «Распятие». Стилиану объясняли этот художественный ход тем, что в результате крестовых походов синяя краска вост. происхождения стала дефицитной и красный цвет в качестве фона стал использоваться в XIII в. повсеместно, в т. ч. и на Западе. Бойд и А. Вейл Карр связывали появление краснофонных фресок на Кипре с влиянием сирийских рукописей XIII в.
Папагеоргиу отметил западные иконографические черты в росписях XIII в., указав в т. ч. на ромбовидный орнамент, выполненный внизу по позему изображений Христа и Богоматери «Параклисис» (на западных сторонах 2 восточных столпов), который встречается также на иконах крестоносцев и южноитальянских фресках. По замечанию Папагеоргиу сцена «Жертвоприношение Авраама» и образы пророков имеют общие черты с миниатюрами рукописи 1-й пол. XIII в. Brux. Cod., видимо изготовленной крестоносцами на Кипре: сходны типы ликов и приемы передачи движений, неестественность жестов, упрощение и схематизация складок одежд.
Если Стилиану неопределенно говорят о «мощном восточном колорите в типах некоторых фигур», то Вейл Карр, указав на сходство росписей И. Л. м. с фресками в церкви св. Феодора в дер. Бехдайдат в Ливане (тип ликов) и сравнив композицию «Распятие» с аналогичным сюжетом на иконах крестоносцев, пришла к выводу, что они отражают «новую географическую ориентацию, обращенную более к искусству Ближнего Востока, чем к искусству Византии».
Папагеоргиу приходит к выводу, что с точки зрения стиля фрески И. Л. м. продолжают комниновскую традицию живописи (высокие тонкие фигуры, особенности светотеневой моделировки и трактовки складок), но с точки зрения иконографии появляются новые черты - многофигурность композиций («Воскрешение прав. Лазаря» и «Вход Господень в Иерусалим»), элементы западного влияния.
30 новозаветных сцен (двунадесятые праздники и Страстной цикл), созданных, по мнению Стилиану, ок. 1400 г. или, по М. Эммануэль, при кипрской королеве Елене Палеолог (1442-1458), покрывают своды восточного и северного рукавов, юго-западный и северо-западный компартименты храма. Нижнюю зону занимают фигуры святых. На стене южного рукава креста изображено «Древо Иессеево», в апсиде - Богоматерь «Оранта» с архангелами и «Служба св. отцов», в боковых апсидах - Богоматерь «Воплощение», в жертвеннике и диаконнике - апостолы от 70. Изображение 70 апостолов впервые появляется в росписях Мистры - в церквах Пресв. Богородицы «Одигитрии» (Афендико) (1366) и Пресв. Богородицы «Пантанассы» (ок. 1430), в связи с чем Эммануэль предполагает влияние на фрески И. Л. м. палеологовского искусства. Видимо, эти фрески выполнены одним мастером. Они характеризуются единообразной трактовкой ликов и фигур, а также концепцией передачи пространства. Почти все лики повернуты на 3/4. Данный тип лица отличается длинным носом, немного закругленным на конце, и широким подбородком. Сравнение этого типа лица с ликом ангела в апсиде ц. Пресв. Богородицы «Пантанассы» в Мистре показывает, что мастер, работавший в И. Л. м., достиг большей выразительности благодаря акцентированию глаз и носов. Т. н. вращающиеся глаза святых, характерные для зап. искусства, придают взгляду особую напряженность. Трактовка фигур также характерна для палеологовского искусства. Стиль росписей становится наиболее изысканным в сценах, где имеются следы влияния зап. иконографической традиции (короны на головах пророков, доспехи воинов, знамена, трубы, черная остроконечная обувь). Эммануэль предположила, что мастер происходил из византийского художественного центра, но изменил стиль в угоду западному заказчику, видимо перешедшему в Православие (что нередко случалось в правление Елены Палеолог).
М. Эммануэль считает, что эти росписи выполнены одновременно или немного ранее фресок нартекса, где в композиции «Страшный Суд» также присутствует изображение 70 апостолов. Второй аргумент - сходная стилистическая трактовка фронтально стоящих святых в нижней зоне нартекса (образы мучеников Артемия и Никиты похожи на изображение Христа в сцене «Уверение ап. Фомы» в наосе). Нижней хронологической границей фресок наоса нужно считать 1474 г., когда были выполнены росписи ц. арх. Михаила в дер. Педулас, в нескольких километрах южнее Калопанайотиса, где фигура Богоматери «Влахернитиссы» с кадящими архангелами воспроизводит соответствующий образ из апсиды наоса И. Л. м. В северной боковой апсиде наоса помещена икона прп. Иоанна Лампадиста со сценами жития (XIII и XVI вв.).
В 1731 г. был расширен южный вход в кафоликон, в результате чего были утрачены фрески на южной стене. Низкий иконостас - древнейший из сохранившихся на Кипре иконостасов. Папагеоргиу датирует его XIV-XV вв., Стилиану - кон. XV в., И. А. Илиадис - кон. XIII - нач. XIV в. Он украшен орнаментом, включающим как гербы Лузиньянов и др. знатных франц. фамилий, так и изображения двуглавых орлов. В местном ряду находятся икона арх. Михаила (XIII в.) и чтимый образ сщмч. Ираклидия, написанный в 1543 г. по заказу свящ. Георгия.
Церковь прп. Иоанна Лампадиста
В XII в. была полностью перестроена в XIV и XVII-XVIII вв. (Г. Дер Партог приводит точную дату - 1731) или, по мнению Илиадиса, ранее 2-й пол. XVI в. (на основании фрески 1-й пол. XVI в. с изображением прп. Иоанна Лампадиста на северной стене церкви); при перестройке были почти полностью разобраны северная и южная стены. От первоначальной постройки осталась только небольшая часть северной стены: северо-восточный столп и идущая от него на восток узкая арка, сохранившая фрагменты 2 слоев живописи XII в. Из-за плохой сохранности трудно установить сюжет росписей. Предполагают, что здесь было изображено погребение прп. Иоанна Лампадиста. Иконостас датируется XVII - нач. XVIII в., царские врата - XVI в., деисусный ряд состоит из икон 1772, 1775 и 1782 гг., праздничный - из икон XVI в. Честная глава святого в серебряном ковчеге (1641) помещена в нише в стене, отделяющей церковь Иоанна Лампадиста от Латинской капеллы. На стене вокруг этой ниши имеется несколько надписей, в т. ч. В. Г. Григоровича-Барского, посетившего И. Л. м. в 1735 г., и известного критского живописца Иоанна Корнароса.
Нартекс был сооружен в связи со значительным притоком паломников к гробнице прп. Иоанна Лампадиста. Над южным входом находится поврежденная надпись, в которой сообщается, что расписавший нартекс художник прибыл из К-поля. Возможно, его приезд был связан со взятием византийской столицы турками в 1453 г. Одним из заказчиков росписей была семья некоего анагноста и доместика Михаила. Часть фресок в северной части нартекса была утрачена в XVIII в. при сооружении прохода в церкви прп. Иоанна Лампадиста.
А. и Дж. Стилиану обратили внимание, что стиль росписей, довольно примитивный, не соответствует представлениям о столичном и провинциальном искусстве, с последним из которых обычно связывали «ремесленный» стиль. Кроме фигур святых в нижней зоне все другие фигуры отличаются грузностью, грубой трактовкой ликов, схематичностью одеяний. Примечательно, что в числе грешников, вверженных в огненную реку, представлены императоры и члены греческого православного духовенства, а также 2 латинских аристократа в черных широкополых шляпах.
Восточная стена нартекса разделена на 3 регистра, кроме южной части, которую занимает композиция «Страшный Суд». В верхнем регистре помещены сцены «Христос и самарянка», «Исцеление расслабленного», «Исцеление больного водянкой», «Исцеление слепого»; в среднем регистре - «Мария Магдалина, возвещающая апостолам Воскресение Христово», «Явление Христа Марии Магдалине», «Уверение ап. Фомы», «Явление Христа на Тивериадском озере» («Чудесный улов») и частично утраченная композиция, изображающая беседу Христа с ап. Петром («Паси овец Моих»); в нижнем регистре - образы вмч. Никиты, мч. Христофора, равноапостольных Константина и Елены, мч. Меркурия, вмч. Артемия, прп. Алексия, человека Божия, прп. Иоанна Юродивого. В люнете над дверью, ведущей в кафоликон,- погрудное изображение сщмч. Ираклидия, выше - Нерукотворный образ Спасителя.
На северной стене сохранились сцены «Брак в Кане Галилейской» (верхний регистр), «Явление апостолам по Воскресении», «Жены-мироносицы у гроба» и «Воскресение Христово» (средний регистр), на южной стене над дверью - «Три отрока в печи огненной» и «Прор. Даниил во рву львином». Фрески на северной стене относят к XVI в.
Латинская капелла
Росписи этого храма с ренессансными элементами - наиболее яркий пример синтеза византийской и итальянской живописи на Кипре. Для них характерны 3-мерная трактовка пространства, использование в качестве фона ренессансной архитектуры или пейзажа с западноевроп. замками. По сравнению с традиционной византийской живописью более индивидуализированы лики, фигуры (особенно в многофигурных композициях) выполнены натуралистичнее, в них передана свобода движения и их позы естественны. Искусно организованы композиции, напр. 3-частное деление сцены «Гостеприимство Авраама», достигнутое благодаря разграничению пространства тонкими колоннами.
Главной темой росписей является Акафист Пресв. Богородице. В заключительной сцене «О, Всепетая Мати» по правую руку от Богоматери изображены католич. иерархи. В конхе апсиды помещена Богоматерь с Младенцем на престоле, по сторонам - «Прор. Моисей перед Неопалимой Купиной» и «Моисей, получающий скрижали», а над Ней - «Гостеприимство Авраама». На западной стене изображено «Древо Иессеево», на своде представлены погрудные изображения 12 апостолов и 12 святых. А. и Дж. Стилиану датировали их кон. XV в. и считали, что они напоминают произведения североитал. живописи, например фрески Капеллы дельи Скровеньи (Капеллы дель Арена) в Падуе, выполненные Джотто. Э. Константиниди высказала мнение, что мастер, расписавший Латинскую капеллу, является тем же художником, который работал в церкви Пресв. Богородицы (Панагия тис Подиту) в Галате (1502). При этом, указывая на более зрелую манеру мастера фресок Латинской капеллы, она считает их более поздними. По мнению исследовательницы, декорация свода медальонами с изображениями святых и орнаментальными поясами отражает тосканские модели, например фрески Таддео Кадди в капелле Барончелли в церкви Санта-Кроче во Флоренции (1332-1338). С. Фриджерио-Зениу датирует росписи Латинской капеллы кон. XVI в. (между 1555 и 1571), указав на тот факт, что художник использовал в качестве образцов при создании композиций «Гостеприимство Авраама» и 7-го икоса Акафиста гравюры Б. Саломона, опубликованные в Лионе в 1555 г. В Латинской капелле находится Киккская икона Божией Матери (XIV в.), ранее хранившаяся в церкви Пресв. Богородицы «Феоскепасты» в Калопанайотисе.
Длинные 2-этажные корпуса келий образуют монастырский двор. В 1782 г. были построены синодикон (зал для торжественных заседаний, в т. ч. совета старцев) и келья игумена.
По сведениям Григоровича-Барского, в 1735 г. в И. Л. м. подвизались 10 монахов, терпевших притеснения от турок. Согласно описям монастырского имущества 1763 и 1773 гг., И. Л. м. имел 4 подворья: 1 - в с. Прастио, 2 - в с. Геракьес, 1 - на месте совр. с. Айос-Димитриос в горах Троодос. В 1788 г. архим. Киприан упоминает И. Л. м. среди мон-рей Киринийской митрополии. В сер. XIX в. мон-рь был превращен в приходскую церковь. В кельях была размещена начальная школа, которая была впоследствии переведена в здание, построенное в 1920 г. за южными воротами мон-ря. В настоящее время в этом здании открыт Византийский музей, в котором собраны иконы не только из И. Л. м., но и из других храмов Калопанайотиса - из церквей Пресв. Богородицы «Феотокос», Пресв. Богородицы «Феоскепасты», мч. Сергия, прп. Андроника, вмц. Марины, вмч. Георгия. В музее хранятся иконы Божией Матери с Младенцем XII-XIII вв., Божией Матери «Елеусы» XIII в., Киккской Божией Матери XIV в. (из церкви мч. Сергия), Киккской Божией Матери XV-XVI вв. (из церкви Пресв. Богородицы «Феотокос»), прп. Иоанна Лампадиста, с житием XIII в., бессребреников Космы и Дамиана XIII в., Христа Вседержителя с редким эпитетом Πληροφορῶν Κύριος, т. е. «Извещающий Господь», XIV в. (из церкви прп. Андроника), 2 образа Божией Матери XIII в. из И. Л. м., недавно обнаруженный в мон-ре деисусный чин XIII в. и др.
В музее также находится 2 эпистилия XIII в.- из ц. Иоанна Лампадиста со сценами «Умовение ног» и «Моление в Гефсиманском саду» и из церкви Пресв. Богородицы «Феоскепасты» с расположенными в 2 ряда 22 сценами христологического цикла, Успением Пресв. Богородицы и изображениями пророков Давида и Исаии в нижних углах, отчасти позволяющие составить представление об облике византийского иконостаса в палеологовскую эпоху. Особого внимания заслуживает также бронзовый оклад кон. XI - нач. XII в. с изображением арх. Михаила, в который заключено печатное Евангелие 1550 г.
По материалам сайта «Православная энциклопедия»: https://m.pravenc.ru/
https://www.pravenc.ru/text/577896.html?ysclid=mi8luiuzcz140860819
Комментарии и обсуждение