Во время пребывания в любимой с детства Акуловой Горе Василий Дмитриевич Поленов запечатлел на своих полотнах живописные виды и героев Приоятья давно ушедшего от нас девятнадцатого столетия. Эти картины хорошо известны поклонникам его творчества и многим лодейнопольцам, так как их репродукции можно увидеть во многих местах.
Но далеко не все наши земляки знают, что Василий Поленов зарисовал карандашом схему Нижнего Приоятья и старинную часовню у Каномской переправы, через которую переправлялся, чтобы посетить Александро-Свирский монастырь. На одном из своих рисунков живописец графитным карандашом сохранил для нас на бумаге образ исчезнувшей ныне часовни. Его можно найти в фондах историко-художественного музея-заповедника художника.
На рубеже девятнадцатого и двадцатого столетий писатель и исследователь Михаил Круковский так написал об этой часовне: «У самого парома стоит часовня древнерусской архитектуры, с высоким коленчатым крылечком, плоской, широкой крышей; над ней возвышается деревянный купол, на котором искусная рука мастера вырезала резцом дубовые листья. Рядом с часовней стоит столб, на котором под навесом висит небольшой колокол…»
Краеведческое наследие великого художника, https://газета-лп.рф/2020/08/07/краеведческое-наследие-великого-худ/
Подпись к фото 1904 года. Часовня на переправе через р. Свирь. В 1930-е годы в ней был каномский магазин. Другая часовня и кладбище находились на выезде из деревни на Санкт-Петербург (где-то у завода «Вектор-Свирь» или дома №50 на Ленинградском шоссе).