ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Новочеркасск. Часовня Успения Пресвятой Богородицы.


Новочеркасск. Часовня Успения Пресвятой Богородицы
Часовня. Действует.  
Освящена в честь: Успения Пресвятой Богородицы
Год постройки:2015.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
Россия, Ростовская область, г. Новочеркасск, Архангельская площадь

Координаты: 47.403812, 40.08975



Часовня Успения Пресвятой Богородицы, Северный фасад. Вход в часовню.<br>, Новочеркасск, Новочеркасск, город, Ростовская область
Северный фасад. Вход в часовню.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Andrey Lazurenko
3 октября 2015



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  12 августа 2017

6 мая 2015 года в Новочеркасске на Архангельской площади торжественно освятили часовню Успения Святой Богородицы. На этом месте стояла единоверческая Успенская церковь, но она была разрушена до основания.

http://www.ruffnews.ru/novocherkassk/

Успенская единоверческая церковь

В 1889 г. открывается новоустроенная Успенская единоверческая церковь в Новочеркасске. В 1872 г. на Азовской площади (ныне Азовский рынок) была построена каменная двухъярусная церковь во имя Архистратига Михаила и всех бесплотных сил. До этого церковь в виде деревянной, перевезенной в Новочеркасск еще в феврале 1813 г., стояла на Архангельской площади (ныне пл. Кирова.). Ее ветхое состояние и развитие старого Азовского рынка привели к мысли о переносе храма на новое место, но уже каменной постройкой. Поэтому в 1870 г. на новом месте закладывается каменный Михайло-Архангельский храм и в 1872г. освящается. Прежняя деревянная Михайло-Архангельская церковь, стоящая на Архангельской площади, за ненадобностью несколько лет простояла без службы. И только в 1879 г. по распоряжению Епархиального начальства она была «обращена в приходскую церковь для Новочеркасских и ближайших к городу единоверцев». Но так как деревянному зданию церкви было уже 66 лет только в Новочеркасске, а до этого оно много лет простояло в Черкасске, то церковь «пришла в совершенную ветхость» и стала угрожать жизни прихожан. В связи с этим Войсковой Наказной Атаман Н.А. Краснокутский отпустил из войскового капитала 5 тыс. руб. на ее перестройку. Но по разным причинам, в том числе и по малочисленности единоверческого прихода, храм не ремонтировался и не перестраивался несколько лет. Уже при другом Войсковом Наказном Атамане князе Н.И.Святополк-Мирском, осмотревшем древнее здание церкви на Архангельской площади 10 февраля 1885 г., было дано задание Областному правлению немедленно квалифицированно осмотреть единоверческий храм и срочно придти на помощь его прихожанам. Атаман справедливо считал, что «единственная в Новочеркасске единоверческая церковь заслуживает справедливого покровительства и поддержки со стороны войска».

1 марта этого же года старая церковь была освидетельствована комиссией архитекторов (Кюнцель и др.) в присутствии единоверческого священника о. Иоанна Севастьянова. Комиссия пришла к заключению, что «вся осмотренная обветшалая постройка представляет вид не храма, а скорее развалины, угрожающей при первой сильной буре обрушением». Члены комиссии пришли также к общему мнению, что «поддержать здание в настоящем положении не представляется решительно никакой возможности» В связи с такими выводами комиссии возникло ряд насущных проблем. У церковного прихода имелось средств около 1 тыс. руб., так как прихожан в церкви было только «210 душ», да и всего «Новочеркасских раскольников», т.е. потенциальных единоверцев было 1.121 чел. Перестройка, т.е. постройка новой церкви оценивалась в 12 тыс. руб. или при большой экономии и работе самих единоверцев — 10 тыс. руб. Выход нашли опять же в компромиссном решении. Войсковая казна взяла на себя обязательство выделить 5 тыс. руб., а прихожане обязаны были собрать другие 5 или 7 тыс. руб. Войсковое правительство занялось перепиской с Главным управлением казачьих войск о разрешении или выделении этой суммы, а прихожане открыли при новом здании Михайло-Архангельской церкви «попечительство» для сбора недостающих средств. Председателем попечительства был избран о. Иоанн Севастьянов, членами — церковный староста П.А. Шлычков, торговый казак П.А. Леонов и казак Е.К. Макаров. 26 января 1886 г. этот попечительский совет был утвержден Высокопреосвященным Митрофаном. 1 апреля 1886г. попечительский совет получил 5 тыс. руб. Для обеспечения безопасности прихожан Архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан разрешил попечительству «устроить молитвенный дом на время и перенесть в него св. престол из старой церкви. «25 апреля этого же года Областной инженер-архитектор К.Ф. Кюнцель представил Высокопреосвященному Митрофану проект единоверческой церкви во имя Успения Божией Матери. Храм был «довольно поместительный». Он предполагал длину в 33 аршина и ширину в 21 аршин. Внешний вид храма был привлекательным, особенно тем, что «все наружныя украшения в чисто русском вкусе».

Имея утвержденный проект храма, 5 тыс. руб. и решимость построить новую церковь, попечительский совет стал заготавливать материалы и готовится к торжественной закладке храма. Она была приурочена к знаменательному событию в Новочеркасске — приезду в город Высокопреосвященного Платона, Митрополита Киевского и Галицкого, который 10 лет служил на Донской кафедре в сане Архиепископа с 1867 по 1877г. («Пребывание Высокопреосвященнейшаго Платона, Митрополита Киевскаго и Галицкаго в Новочеркасске с 19-го мая по 23-е июня 1886г.», Новочеркасск 1886г., стр. 57-65). Во вторник, 17 июня 1886 г. в 12 часов дня Высокопреосвященный Платон совершил торжественную закладку единоверческой церкви во имя Успения Божией Матери «на месте старой Михайло-Архангельской церкви». Торжественный акт происходил при участии «почти всего градского духовенства», Войскового начальства и «при огромном стечении народа». «Торжество это замечательно как своею особенностию — возникновением в областном городе перваго единоверческаго храма, так особенно тем, что закладку совершал Член Святейшаго Синода Высокопреосвященный Платон, Митрополит Киевский и Галицкий. Нужно было видеть искренний восторг почтенных стариков-единоверцев и их священника, отца Иоанна Севастьянова, удостоившихся высокой чести — совершения закладки их скромнаго сооружения рукою одного из высших иерархов русской церкви» («Казачий вестник» от 19 июня 1986 г.) Ровно в 11 часов из-за горы показалась в сопровождении почетного конвоя карета Высокопреосвященнейшего Платона. Из кареты почтенного служителя церкви, которому уже было 84 года, «приняли под руки генералы» А.Д. Мартынов (начальник Войскового штаба) и А.Ф. Поляков (помощник Наказного Атамана). Облачившись в полное святительское одеяние Владыка подошел к месту закладки и положил в основание созидаемого храма «четвероугольный камень с изсеченным на нем крестом и возлил на камень им же освященный елей…» Сопутствующий Владыке Киево-Печерский архидиакон Флавиан «звучным и приятным голосом» провозгласил многолетие Государю Императору и всему Царствующему Дому, Св. Синоду и его члену Высокопреосвященному Платону, а также священно-архимандриту Киево-Печерской лавры. Затем Высокопреосвященный Платон благословил всех присутствующих и обратился к ним с кратким поучением. Среди присутствующих: директор народных училищ Робуш, старший советник областного правления Миронов, много почетных лиц города и масса народа. В богослужении участвовало все высшее градское духовенство: кафедральный протоиерей, ректор и инспектор семинарии, местный благочинный, ключарь собора и друг.

В основание храма заложена металлическая доска с следующею резною надписью: «Заложен св. храм сей в городе Новочеркасске для прихода единоверцев, во имя Успения Пресвятой Богородицы в 1886 году, июня 17 дня, в 6-е лето Царствования Благочестивейшаго Государя Императора Александра Александровича 111-го, с благословения Св.Синода, Высокопреосвященным Платоном, Митрополитом Киевским и Галицким при Высокопреосвященном Митрофане Архиепископе Донском и Новочеркасском; при Войсковом Наказном Атамане Войска Донскаго князе Николае Ивановиче Святополк-Мирском, Помощнике его Генерал-Майоре Алексее Федоровиче Полякове, Начальнике Штаба Свиты Его Величества Генерал-Майоре Андрее Дмитриевиче Мартынове; наблюдающим за постройкою сего храма состоит Областной войска Донскаго Инженер-Архитектор Карл Федорович Кюнцель. Созидается храм сей на средства Войска Донскаго и пожертвования прихожан».(«Казачий вестник» от 19 июня 1986 г.). После богослужения обществом единоверцев была предложена Митрополиту, духовенству, войсковым властям и другим почетным лицам в углу церковной ограды хлеб-соль. Во время трапезы, которая проходила под специально устроенным навесом, были провозглашены тосты за здравие Государя Императора и членов Царствующего Дома, за славное войско Донское, его Атамана князя Н.И. Святополк-Мирского, достоуважаемого» Преосвященного Митрофана, Архиепископа Донского и Новочеркасского, строителей храма и т.д. В заключении Владыка пригласил всех присутствующих помочь новосозидаемому храму кто, чем может. После этого попечители и священник «едва успевали принимать деньги».

Нам неизвестно, как шло строительство единоверческой Успенской церкви. Намерения попечителей были еще в 1886 г. «покончить постройку нынешнею же осенью, только внутреннюю штукатурку думают отложить до весны следующего года». Известно лишь то, что в 1889 г. единоверческая церковь во имя Успения Божией Матери была освящена. Сколько и как она проработала после гражданской войны и установления советской власти в Новочеркасске нам тоже пока неизвестно. Но Успенская церковь попала в разряд тех церквей Новочеркасска, которые были не только закрыты, но и разобраны до основания. Сейчас на этом месте (площадь Кирова) пустырь. Нет даже приличного сквера и нормальной растительности. А некогда здесь бурлила духовная жизнь.

http://novocherkassk-gorod.ru/history/town-history/novoch-churces/not-survived-churces-part2/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.