Говорят, все советские годы церковь Воскресения Словущего в Карпово простояла с крестами – хотя использовали здание под склад, но снять их то ли не смогли, то ли не посмели. Так стояла оскверненная, но не уничтоженная церковь, как бы напоминая о словах пророка: «… не всегда будет мрак там, где теперь он огустел» (Ис. 8:22).
Село считается одним из старейших Подмосковья: собственно, дата его основания теряется во времени. Известно лишь первое упоминание его под другим названием, Детялино. Относится оно к 1428 г. Тогда княгиня Евфросиния, вдова Дмитровского князя Петра (сына Дмитрия Донского) после кончины мужа от чумы решает оставить мир, став монахиней. Ну а Детялино передает на помин души супруга Московскому Богоявленскому монастырю.
Полагают, что уже тогда Детялино, сельцо примерно на 20 дворов, имело деревянную Воскресенскую церковь (отсюда другое именование села – Воскресенский погост). Существовала она примерно до середины XVII в., а затем была уничтожена – вместе с селом, когда на Москву наступали польские войска. После этого здесь была, по терминологии тех лет, «пустошь», то есть опустевшее поселение. Крестьяне пришли сюда лишь лет через 50 – упоминания о Детялино есть только с 1678 г.
Но храма там теперь не было. И продолжалось это до середины XVIII в. – пока Богоявленская обитель, которой по-прежнему принадлежали эти земли, не решила возвести кирпичную церковь того же посвящения, что прежде. Строительство началось в 1743 г., а уже к 1744 г. храм был освящен.
Однако, выглядел он не совсем так, как сейчас: первоначальная Воскресенская была совсем небольшой. Колокольня, которую теперь видно из любой точки Карпово, и трапезная часть, соединившая ее с церковью, появились довольно поздно (конец 1880-х гг.). Тем не менее, о том, что церковь строилась фактически этапами, которые разделяет более столетия, могут догадаться лишь специалисты, так как она представляет единый архитектурный ансамбль.
Имя зодчего, строившего старейшую часть храма, осталось неизвестным. Архитектурно это традиционный для церковной архитектуры XVIII в. «восьмерик на четверике», то есть квадратный храм с восьмиугольным барабаном, увенчанным куполом. Стиль этой части здания обычно определяют как «русский» с элементами так называемого «московского барокко», распространенного с конца XVIIв.
Стилистически похожи на архитектуру «русского» стиля также позже построенные части Воскресенской – трапезная и колокольня, которые были возведены по проекту известного московского зодчего, А.П.Белоярцева. Именно ему удалось при столь капитальной перестройке сохранить стиль здания, придать ему нарядность. Многие современные специалисты отмечают богатый декор колокольни стиля русских архитекторов XVII в.
С момента появления трапезной Воскресенская стала трехпрестольной: главный престол, давший именование храму, посвящен «Воскресению Словущему», или, говоря современным языком, «именуемому», «так называемому»; это значит, что речь идет не о самом празднике Пасхи, а о другом событии – обновлении церкви Воскресения Христова в Иерусалиме, которое произошло в 1 пол. IV в. при царице Елене, матери равноапостольного императора Константина; обычно в таких храмах накануне престольного торжества, а также на сам его день совершается служба по Пасхальному чину, когда открыты царские врата, поются праздничные песнопения; два придела также были в трапезной, теплой части, причем печи находились под ее полом; престолы посвящены мч. Харалампию, архиепископу Магнезийскому, и ап. Иоанну Богослову.
От убранства храма к настоящему времени сохранилось немного. Специалисты говорят, что это: «остатки сюжетной темперной живописи» на стенах трапезной части; темпера представляет собой роспись на основе древней технологии письма красками на яичном желтке – это означает, что Воскресенскую расписывали, опираясь на традицию, не следуя веяниям тогдашней моды на академическую живопись масляными красками; кроме того, реставраторы говорят, что эти фрески содержат следы «поновления», очевидно 1930-х гг.; и это означает, что здесь служили, несмотря на все революционные события.
Старожилы села помнят, что Воскресенскую пытались закрыть как минимум несколько раз, но каждый раз ее отстаивали прихожане – а это было около 500 человек, практически все взрослое население Карпово. Так, известно, что в 1930 г. советская власть потребовала прекратить службы, но натолкнулась на упорное сопротивление прихода. Против закрытия высказался настоятель, служивший здесь с 1913 г. священник Иоанн Лавров. Его арестовали, здание заняли зерновым складом. Но, освободившись из заключения, батюшка вернулся на село. Дружные прихожане вынесли из церкви колхозное зерно, богослужения возобновились. Второй арест несгибаемого настоятеля, вместе с диаконом Владимиром Величкиным, последовал в январе 1938 г. Оба погибли на печально известном Бутовском полигоне. Тогда же умер в лагере брат супруги о. Иоанна, уроженец села, также избравший путь священства, о. Павел Фелицын – из карповцев на сегодняшний день он пока единственный прославленный новомученик (с 2001 г.).
После закрытия храма он, как казалось властям, окончательно стал складом колхоза. Помимо этого, было разорено (вероятно, кладоискателями) старое кладбище у церковных стен: приезжающие на село видели раскопанные могилы, выброшенные черные кости…
Что до самой церкви, то к 1990-м здание стало уже аварийным. Таким его вернули верующим к1997 г. Начать восстановление удалось только через 5 лет. Прежде всего, отремонтировали кровлю – это остановило дальнейшее разрушение. Вскоре начались нечастые, по крайней мере раз за месяц, службы. Сейчас реставрация Воскресенской продолжается. Один из приезжавших в Карпово в 2020 г. пишет, что она активно «восстанавливается последние 3 года, уже позолотили купол». «Реставрация идет полным ходом», – подтверждают те, кто был здесь в декабре 2021 г.
Сейчас Карпово – больше село дачников, как многие подмосковные. Постоянных жителей на 2010 г. здесь числилось не более 30. Но храм имеет прихожан, которые твердо верят: молитвами новомучеников Воскресенская обязательно будет такой, какой ее помнили жители села более 100 лет назад.
Источник: статья Натальи Сазоновой «Реставрация церкви Воскресения Словущего в Карпово продолжается» на сайте православной онлайн энциклопедии https://pravoslavie.wiki/
Церковь Воскресения Словущего в Карпово с элементами русского барокко
Комментарии и обсуждение
Построена из кирпича в 1744 г. Фасады несут отголоски московского барокко. Трапезная, приделы и колокольня относятся ко 2 половине XIX в.Закрыта в 1930-е гг. Бесхозная.
Источник: Памятники архитектуры Подмосковья : Северное направление : Фотопутеводитель / А. А. Колмовской - М., 2002
Недалеко от храма Воскресения Словущего (800 м в сторону села Дятлино, не доходя моста через речку, повернуть на право) на берегу речки Дятлинка расположен святой источник священномученика Харалампия. Купальни и часовни на источнике нет.