Из описи церковного имущества по Пурнемским церквям 1834 г. Ф. 463. оп.1, д. 42.
«Всего в приходе две церкви, первая во имя Николая Чудотворца построена от сотворения мира 7126 г., от Рождества же Христова в 1618 г., выстроена тщанием прихожан, на деревянном фундаменте, в вышину 15 сажен, шатровая, одноглавая, чешуйчата. Глава покрыта чешуёю, шатер и прочее досками. В церкви в алтаре 8 окон с оконницами стеклянными и решетками железными, из коих в алтаре одно малое и окончина в нем слюдяная. Оная церковь первоначально была выстроена или другая какая на том или другом месте и о том никаких письменных документов в архиве нет. <…>
В Никольской церкви храмовый образ Николая Чудотворца, на нем венец с цатою серебряный, позлащенный, под венцом шапочка выписана бисером. Под сим образом две пелены шелковые, кресты басменту золотого осьмиконечные на кирпичной подкладке. Пред ним лампада медная на железной дуге.
Образ преподобных Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев, на них венцы с датами серебряные чеканные, под сим образом пелена набойчата. По северную сторону царских врат образ Богоматери с превечным младенцем, на них венца с цатами серебряные позлащенные, под венцами убрус с бисером... Вокруг оного образа разные праздники, над верхом корона, на ней образ Отечества с предстоящими ангелами. Внизу три пелены, две бумажные, наверху одна шелковая.
Образ Святителя Николая Чудотворца в чудесах. На нем венец с цатой, под венцом шапочка выписана мелким жемчугом со вставками и у Господа и у Матери с цатами, а по полям оклад серебряный позлащенный, басмянный. Оный образ в киоте гладником, в середине мелкой резьбой резан, частью позлащенной и синей краской крашен, наверху корона резная золощенная листовым золотом. Образ Святителя Филиппа Митрополита Московского. На нем венец с цатой серебряный позлащенный чеканный.
В церкви Николая Чудотворца престол устроен по чиноположению, посвящен от Сотворения мира 7126, от Рождества Христова 1618 г. Престол кем освящен о том в летописи не написано, но сказано "посвящен при благоверном царе и Великом князе Алексее Михайловиче и при Патриархе Всея Руси Иосифе, при митрополите Афанасии Великого Нова града и Великолуцкого при игумене Ильи Соловецкого монастыря". Святой антиминс на престоле на полотне освящен Преосвященным Иосаафом епископом Архангельским и Холмогорским в 1763 г.
Вторая церковь во имя Рождества Христа построена по благословению преосвященного Иосаафа епископа Архангельского и Холмогорского от сотворения мира 7213 г., от Рождества же Христова в 1762 г. Выстроена тщанием прихожан на деревянном фундаменте, вышиной 8 сажен, одноглавая, чешуйчата, покрыта вся досками. В церкви 6 окон с окончинами стеклянными и решетками железными. Оная церковь вторая на оном месте поставленная, а первая была во имя Священномученика Власия, которая от Божьей милости сгорела.
В церкви Рождества Иисуса Христа иконостас... на тумбах столярный гладкий, частью есть резьба. Местные иконы: образ священномученика Власия. При этой церкви есть трапеза. В церкви Рождества Иисуса Христа престол устроен по чиноположению, посвящен от Сотворения мира 7273 г., от Рождества Христова в 1765 г. Освящен священником Алексеем Онуфриевым. Из драгоценностей в церкви имеется чаша оловянная данная в Соловецком монастыре и хранится в ящике вместе с церковными деньгами. Серебра привесов доброхотными дателями два креста и цепочка весу 24 золотника.
Колокольня поставлена от Сотворения Мира в 7283 г., от Рождества же Христова в 1775 г. тщанием крестьян, в вышину 10 сажен, одноглавая, чешуйчата, в три яруса: в первом ярусе четверня, во втором ярусе осьмерня, в третьем ярусе шатер. На ней пять колоколов: первый - 18 пудов, второй - 8 пудов, третий - 4 пуда, четвертый - 1 пуд, пятый - 30 фунтов. Около церквей и колокольни ограды не имеется. В приходе прихожан 236 м.п., 263 ж.п., дворов 91.»
По свидетельству онежского иконописца Григория Федоровича Максимова, в 1790 г. он и Иван Иванович Богдáнов-Карбатóвский (1716, дер. Корбатовская Архангелогородской губ. - 16.07.1801, дер. Чекуевская (Чекуево) Онежского уезда Архангельской губ.) описывали в Ворзогорском приходе теплую церковь, затем работали в Кяндском приходе в холодной церкви, «потом в Нижмозерском и Архангельской округи в Яренском; Онегской же округи в Пурнемском, Кушерецком, Нименском, Чекуевском и Мондинском приходах. В продолжении таковыя в сих приходах работы мой учитель скончался».
Церковные земли располагались в Липатовщине, Магазеи, на Пономарщине, у Хоморогщины (м.б. Скоморощины – но и такой микротопоним для Пурнемы нам неизвестен А.Р.), на Пельдяги, Заручьем, в Каменихе, у Иоанна двора, на Бору, у Забора, Телятники, в Ручьях, в Попах, на Сетищах, в Глубоком, в Верхотине, в Наволоке, у Трошного, на Вейге.
В 1888 г. прихожан было 797 человек. 3 февраля 1889 г. в приходе открыта церковно-приходская школа. В 1894 году в ней обучалось 26 мальчиков и 6 девочек. Учителем в школе была окончившая курс в Архангельском епархиальном училище в 1888 г. дочь священника девица Клавдия Ивановна Иванова (ок. 1870, Холмогоры, в 1894 г. вознаграждение 120 руб.), в школе с 1887 г. (м.б., с 1888). Законоучитель – священник В. Ивановский. В 1894 г. школа помещалась в доме крестьянина Лаврентия Кожевникова с платой 33 руб. в год. Согласно прошению, Клавдия Иванова была с 1 сентября 1898 г. от должности уволена, а на ее место назначена Александра Гурьева. С 16 августа 1899 г. Александра Гурьева была уволена согласно прошению. На ее место с 16 августа назначена окончившая курс Архангельского епархиального училища Клавдия Шульгина. В 1908 г. учительницей было В.А. Поликина. В 1910 г. учительницей школы была Мария Колчина.
Благочинный 2-го благочинья пурнемский священник Василий Ивановский 19 декабря 1891 г. доносил о бедственном положении притча, о том, что в 1891 г. хлеб уродился чрезвычайно плохого качества – при растворе не укисает, а солодеет, в печеном виде он имеет черный землянистый вид, неприятный запах и вкус, отзывающий зеленью; цены на хлеб существуют весьма высокие от 8 до 8 руб. 50 коп. за мешок в 4 ½ пуда. Доходы причтов за требоисправления весьма ничтожны, так как прихожане также страдают от неурожая и дороговизны хлеба; единственное обеспечение причтов в продовольствии составляет жалование, но оно ничтожно (от 120 до 180 руб. у священника и от 50 до 60 руб. у псаломщика в год); положение причтов Дураковского, Золотичкого, Лямецкого, Пурнемского и Нижмозерского наиболее бедственно, особенно положение псаломщиков, а положение псаломщика Кяндского прихода Ивана Пасторова не поддается описанию. Единственной надеждою для причтов выйти из такого затруднительного положения может служить только пособие от Правительства. В связи с этим псаломщикам Тамицкого, Нижмозерского, Лямицкого, Пурнемского и Дураковского приходов было решено выдать из средств Епархиального комитета по 16 рублей, а псаломщику Кяндского прихода – 20 рублей, а священникам этих же приходов по 25 рублей. Через короткое время причт Пурнемского прихода пожертвовали в пользу Епархиального Благотворительного комитета 97 руб. 5 коп.
В 1892 г. псаломщик в Пурнемском приходе получал жалования от казны 50 руб. в год, кружечного дохода получалось причтом до 100 руб. в год, земли во владении причта 13 десятин. Имелся дом для причта.
В начале XX средств на содержание причта выделялось больше – в 1905 г. священнику Пурнемского прихода в год 392 рубля, псаломщику – 98. 10/23 октября 1905 г. Благочиннический съезд 2-го Онежского благочиния, выслушав заявления местных псаломщиков о недостаточности средств к жизни, принял решение выделять из братских доходов не четвертую, а третью часть со дня утверждения этого регения Епархиальным начальством.
Архангельский Епархиальный Церковно-Археологический Комитет сообщал, что в 1892 г. в заведываемое им Церковное древлехранилище из Пурнемской церкви поступили напрестольное рукописное евангелие 1633 года, рукописная нотная (крюковая) литургия с нотной же празничной Минеею (часть).
Евангелие из Пурнемской церкви хранилось в Архангельском епархиальном древлехранилище. Его описание в 1903 г. сделал действительный член Архангельского епархиального церковно-археологического комитета, товарищ председателя Архангельского Окружного Суда Г. Бугославский (опубликовано в неофициальной части АЕВ №№ 15 и 17 34.). Евангелье величиной в лист, написано на рубчатой бумаге с водяным знаком кувшин с цветком; в деревянном переплете, обтянутом светложелтым бархатом с металлическими украшениями на верхней доске – распятия с предстоящими посередине, 4 евангелиста по углам: св. Матфей, Марк и Лука изображены сидящими на табуретках и пишущими, а св. Иоанн стоящим, у его ног изображен сидящим и пишущим св. Прохор. Текст написан полууставом. В книге 4 евангелия, перед каждым рисунок такой же как на металлических украшениях, рисунки не изящные, сделаны неискусным рисовальщиком. Заставок и начальных букв нет – для них оставлены места. Когда и для кого было написано это евангелие в тексте указаний нет. В конце евангелия на одной из чистых страницах надпись, сделанная скорописью XVII века: «лета 7141 (1633 г.) подновлена бысь сия книга евангелие по благословению старца Капитона Соловецкого монастыря, а стала поновка спокром (с покрытием) и со евангелисты (с металлическими украшающими обложку фигурами) в 63 алтына (т.е. на наши деньги рублей 20-25 – замечает Г. Бугословский). Судя по водяному знаку и особенностям письма написано оно в конце XVI или начале XVII века. Написано, вероятно, в пределах Архангельской губернии, но не в монастыре, а в частном доме не очень искусным в письме и рисовании лицом.
В 1898 г. епископ Архангельский и Холмогорский Иоаникий вынес архипастырскую благодарность за пожертвования в пользу Пурнемской церкви Калиннику Филипповичу Никулину (правильно: Никитину), а Архангельское епархиальное начальство за то же благодарность директору лесопильным заводом в г. Онеге Василию Михайловичу Телятьеву.
В декабре месяце 1917 г. в Пурнеме проходил съезд духовенства и мирян, представителей от 2-го благочиния. Был рассмотрен устав Союза, объединяющего духовенство и мирян и принят за исключением параграфа 10 (проект устава был напечатан в №16 Арх. Епарх. Ведомостей за 1917 г.). На съезде было решено энергичнее проводить среди верующих мысль о важности единения и полного единодушия в Церковной жизни, ибо для Церкви наступают времена гонений. Только верующий народ может не допустить, чтобы какая бы то ни было власть заменила в народном сознании Светлый Лик Христов. Верующий народ, руководимый законно поставленными пастырями в деле созидания Церкви Христовой, не должен оставлять без ответа нападки на Церковь Божию, в которой спасется и в которой находит свет жизни, принесенный на землю Спасителем.
В 1907 г. в Архангельских Епархиальных Ведомостях было опубликовано следующее постановление: «Архангельский Епархиальный Церковно-археологический Комитет согласно постановлению своему от 5 апреля, утвержденному Его Преосвященством 9 апреля, за 3 1005, усерднейше просит духовенство епархии: 1) не отказать в составлении подробных описаний внешнего и внутреннего вида (состава и расположения икон в иконостасе, надписей на иконах и т.п.) церквей, устроенных в XVII и XVIII веках. Из таковых известны: а) Никольская церковь в Пурнемском приходе Онежского уезда (1618 г.); б) Крестовоздвиженская в Кургоминском приходе Шенкурского уезда (1623 г.); в) Всехсвятская-кладбищенская в Тамицком приходе Онежского уезда (1633 г.); г) Николаевская в Козьмогородском приходе Мезенского уезда (1635 г.); д) Воскресенская в Малонемнюжском приходе Пинежского уезда (1643); е) Вознесенская в Пияльском приходе Онежского уезда (1654 г.); ж) Николаевская в Нижмозерском приходе того же уезда (1661 г.); з) Успенская в Варзугском приходе Александровского уезда (1674 г.) и) Успенская в Чекуевском приходе Онежского уезда (1675 г.); i) Богоявленская в Перемском приходе Пинежского уезда (1676 г.); к) Преображенская в Ижемском приходе Архангельского уезда (1679 г.); л) Климентовская в Пияльском приходе Онежского уезда (1685 г.); м) Архангельская в Юромском приходе Мезенского уезда (1685 г.); н) Николаевская в Зачатьевском приходе Холмогорского уезда (1687 г.) и мн. др. Составленные описания прислать в Комитет; если имеются или могут быть составлены рисунки и фотографии упомянутых церквей, таковые также прислать в Комитет «Просить духовенство знакомится с историей своих церквей и не оставлять без внимания и торжественных воспоминаний тех событий в их истории, которым исполняются юбилейные годы, начиная от столетних».
9 февраля 1908 г. в Пурнеме был освящен вновь сооруженный в северной части паперти Христорождественского храма придел в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». При этом имело место 3-х дневное торжество. Все иконы в храме имеющие меднопосеребренные ризы, а также паникадила, подсвечники и лампады были промыты чеканщиком церковной утвари г. Дьячковым. Новый двухярусный иконостас, устроенный во вновь сооруженном приделе иконостасным мастером г. Шишовым, блестя позолотой и нежным цветом красок, придавал храму высокое благолепие.
Торжество началось 8 февраля в 4 часа вечера, когда местным притчом была отправлена малая вечерня. С 6 часов вечера в главном храме началось всеношное бдение, которое совершал местный священник В. Харитонов, а на литию и величание с акафистом выходили отец благочинный Николай Зуев, священник Нижмозерского прихода, и о. Леонид Ивановский, священник Кяндского прихода. Молящихся было весьма много, помазанье продолжалось включительно по Великое славословие. Сильная метель начавшаяся за несколько дней препятствовала участию в праздненстве прихожан в других приходов.
В день освящения с 5 часов утра в главном храме местным священником была совершена ранняя литургия, а с 8 часов отцом благочинным при участии вышеупомянутых иереев совершенно малое водосвятие, а затем и самое освящение храма. Затем имел место крестный ход и прочтение положенных молитвословий. Была совершена и первая божественная литургия и молебун храму с троекратным произношением многолетия.
Довольно обширный храм не вмещал всех молящихся и поэтому многие находились вне храма не смотря на сильно бушевавшую вьюгу. Вечером в день освящения во главе с благочинным всеми священнослужителями была совершена вечерня в том же новом приделе и опять храм был переполнен молящимися.
На второй день – в неделю о блудном сыне – была совершена утреня и соборне литургия, а вечером по случаю предстоящего храмового праздника в южном приделе во имя св. священномученика Власия, епископа Севастийского, с 4 часов была отправлена малая вечерня и затем соборне всеношное бдение.
В самый праздник св. священномученика Власия с 5 часов утра была совершена ранняя литургия местным причтом и затем поздняя – отцом благочинным при участии священника Кяндского прихода о. Л. Ивановского, а после оной всеми священнослужителями молебен храму с троектартным произношением положенного многолетия. Вечером же была совершена великая вечеря и произносились приличествующие дням поучения.
На всех богослужениях пение было простое, но стройное, в коем принимали участие, кроме местного псаломщика Кл. Красильникова псаломщик Нижмозерского прихода Ал. П. Сидоровский, зашт. псаломщик Ал. С. Копылов, местная учительница В.А. Поликина и несколько учеников и учениц местной церковно-приходской школы.
В советское время события церковной жизни Пурнемского прихода время от времени попадали на страницы районной газеты. Из них узнаем, что в апреле 1922 г., во время изъятия церковных ценностей, собрание верующих в Пурнеме «категорически отказалось от выдачи ценностей» («Красная Онега» №31 от 1 июля 1922 г., статья «Стыдитесь, пурнемцы»).
«Красная Онега» №20 от 20 мая 1924 г. «Председатель церковного совета «колдун». Церковному совету с. Пурнема с целью лучшего одурачивания темного народа потребовалось больше авторитета. Поп вместе в богом стали выходить из моды, верующие перестали их бояться. Тогда церковные заправилы решили привлечь на помощь колдуна с чертом и избрали председателем церковного совета человека, который известен всем гражданам как «колдун». Если раньше церковный совет не знал, как найти попу квартиру и как собрать следуемые ему ежемесячно 16 пудов хлеба, то теперь дело обстоит куда лучше. Новый председатель церковного совета держит всех в страхе («Ведь он колдун»): все бояться, что он «испортит», а потому безо всяких возражений выполняют его приказания. Вот как едут на мужицкой шеи (так в тексте – А.Р.), пользуясь его темнотой, поп в союзе с «колдуном» / Подпись: «А».
По-видимому, в этой заметке умышленная или не умышленная ошибка: автор называет «колдуном» председателя церковного совета Андриана Степановича Никитина, а «колдуном» в Пурнеме считали Якова Петровича Никитина (*1875-† после 1945)., о котором шла слава, что он «колдун по коням и людям» (со слов Ал. Ив. Гориной). Очень похоже, что именно он один из героев заметки "Будьте на чеку", "В Пурнеме подкулачник Никитин в "пасху" собрал колхозников и агитировал "Выходите из колхоза пока не поздно, колхозникам дрова возить будут за деньги, а не колхозникам бесплатно. Больше бдительности, больше классового чутья"- призывает некто Владимиров. (Онежский ударник от 1.06.1930). Яков Петрович Никитин вместе с Семеном Михайловичем Фоминым и Михаилом Афанасьевичем Шангиным был арестован 21.11.1930. Все они до 19 июля 1931 г. содержались под стражей по статье 58-11 УК РСФСР и освобождены в связи с прекращением дела.
18 ноября 1924 газета «Красная Онега» опубликовала заметку "Избирательное право дороже церковных должностей": "При перевыборах сельских советов в с. Лямце Харитонов П.П., в селе Пурнеме Бровков Федор Тимофеевич и Никитин Андрей Степанович, первые два секретари церковных Советов, третий - председатель, отказались от своих обязанностей, возбудив перед избирательными комиссиями вопрос о нелишении их избирательных прав. Правильно, товарищи, пользоваться правами при Советской власти должно быть дороже занятий церковных, никому не приносящих пользы кроме должности" Подпись: Рок.
Священник Пурнемского прихода Григорий Поликин был арестован 12 февраля 1930 г. Увезли его из села на санях. Бровкова Анна Никифоровна (1918 г.р., Пурнема) вспоминала: «У меня свадьба была в среду, а во вторник священника увезли. Я плакала, а мне говорят: “Дядя тебе теперь поп будет…”. Пять домов раскулачили. Судно имеешь – кулак… Отец Григорий просился: “Давайте я волосы обрею. Все сделаю. Хорошо работать буду!” …В поповском доме потом собирали сходки, спектакли…».
Богослужения в церквях прекращены в феврале-марте 1930 г. Иконы церковных иконостасов были розданы по домам. Прихожане Пурнемского прихода, пытаясь бороться против закрытия церкви, обратились с заявлением в Онежский районный исполнительный комитет, чтобы, в соответствии с Постановлением ВЦИК и СНК от 8/IV 1929 г. “О религиозных объединениях” СУ 1920, № 35, ст. 353 и инструкциями НКВД от 1 октября 1929 г. за № 38 “О правах и обязанностях религиозных объединений” (“бюллетень” НКВД 1929 г. № 37), зарегистрировать Пурнемскую общину верующих в количестве 137 человек. Это почти четверть трудоспособного населения Пурнемы в 1930 г. Заявление было положено руководством в особую папку с грифом “По надзору за Пурнемским культом верующих”.
Репрессии не заставили себя ждать. 12 октября 1929 г. был арестован бывший церковный староста Андриан Степанович Никитин. Уже 9 января 1930 г. Архангельским окружным судом 9 января 1930 г. по статье 58-10 часть 1 УК РСФСР (контрреволюционная агитация и пропаганда) он был осужден к лишению свободы сроком на 6 лет с конфискацией имущества. 12 февраля 1930 г., как уже сказано, был арестован и увезен в Онегу отец Григорий Поликин, 10 марта 1930 г. тройкой при Полномочном Представительстве ОГПУ он был осужден за то, что «препятствовал закрытию приходской церкви, говорил о гонениях на Церковь и верующих» к 5 годам концлагерей. Дальнейшая судьба отца Григория неизвестна.
Председатель «культа верующих», бывший секретарь церковного совета Федор Тимофеевич Бровков в 1930 г. был исключен из колхоза. 21 ноября 1930 г. были арестованы Яков Петрович Никитин, Семен Михайлович Фомин и Михаил Афанасьевичем Шангин. Все они до 19 июля 1931 г. содержались под стражей по статье 58-11 УК РСФСР и освобождены в связи с прекращением дела.
На важное обстоятельство обратил внимание В.Н. Матонин: в протоколах заседаний Пурнемского сельсовета за период с 4 октября 1930 г. по 19 ноября 1931 г. нет ни слова о решении закрыть церкви – очевидно, решение это было спущено сверху и не обсуждалось в сельсовете. Были приняты и меры идеологического характера. 19 марта 1930 г. в районной газете «Онежский лесоруб» № 28 от имени жителей села Пурнема был опубликован "ОТВЕТ ПАПЕ РИМСКОМУ".
"Заслушав сообщение о крестовом походе, организованном папой римским, мы, граждане села Пурнема (Онежского района), собравшись на собрание в клуб в бывшей церкви, заявляем, что вымышленных папой случаев запрещения правительством празднования пасхи, насильственного закрытия церквей и др. в Советском Союзе не было и нет. Присоединяемся к протестам рабочих и крестьян против наглых выпадов папы Пия против СССР, мы обещаем еще больше сплотиться вокруг ВКП(б) для выполнения пятилетки, за сплошную коллективизацию сельского хозяйства, высказываемся за закрытие всех церквей и организацию ячейки безбожников. Пусть будет наше решение ответом на наглые выпады папы римского и ему подобных против Советского Союза. Подпись: Собрание."
Колокольня, где ко времени революции было уже 7 колоколов (вес самого большего – 52 пуда), к 30-м годам XX века уже ветхая, была разобрана на дрова в 1932 г. Колокола увезены в Онегу. В зимней Христорождественской церкви с 1930-х по конец 1980-х гг. был сельский клуб, сейчас здание находится в катастрофическом состоянии, купол полуразрушен, и если не принять срочные меры, церковное здание 18 века погибнет. Здание Никольской церкви в 1930-1980-х гг. использовалось как склад зерна. Кладбищенская часовня сохранилась – первоначально она была перевезена на новое место и использовалась как столярная мастерская школы, затем (и до сих пор) как продуктовый магазин («лавка»). Дома причта, поповский и дьяка (потом пономаря) сохранились.
Источники: Родионов В.А. Пурнемский словарь. 1991. Смирнов В.А. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. III. Уезды Онежский, Кемский и Кольский. Архангельск, 1896. Сотная на Турчасовский стан Каргопольского уезда с книг письма Я.И. Сабурова и И.А. Кутузова – в кн. Социально-правовое положение северного крестьянства (досоветский период). Вологда, 1981. ред. П.А. Колесников, с. 95-135…»
По материалам: А.В. Родионов, Архангельская епархия, Версия 2015 г., Онежский уезд, 2-е благочинье, Пурнема.
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЕПАРХИЯ