Находился в составе Храмового комплекса соборов Благовещения Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня и церкви Алексия, митрополита Московского
Благовещенский собор - самый первый каменный храм, построенный в г. Кунгуре. В 1700 году была собрана необходимая сумма для постройки каменного храма. Средства на постройку собирали с местных жителей: по 25 копеек с каждой души. В 1704 году собор был освящен. Собор был построен холодным, т.е. не отапливаемый. Колокольня у храма была высокой и на ней было 10 различных колоколов. Внутренне убранство собора было самым богатым в городе. Он был внутри весь расписан и украшен очень красивой живописью. Иконы для иконостаса были написаны в Москве. В 1857 году во время грозы от молнии пострадал иконостас храма, в 1862 году был поставлен новый иконостас. Многие купцы жертвовали деньги на содержание храма. Купец И.Е. Симаков выделил деньги на пол в храме, А.С. Губкина – на украшение храма. Также много жертвовали для собора В.Е. Фоминских, А.М. Понаморев и братья Семовские. В 1931 году советским правительством было решено снести собор в целях использования его в качестве строительного материала. 8 лет храм стоял разоренным и обезглавленный. В одну из ночей храм был взорван.
http://kungur-online.ru/
Благовещенский собор – самый первый каменный храм Кунгура. Он был основан в 1700 году при императоре Петре Великом с благословления Ионы, архиепископа Вятского и Великопермского. Возведён собор на средства, собранные по приказанию воеводы Ивана Михайловича Коробьина с жителей города и Кунгурского уезда, по 25 копеек с души. Освящение собора было совершено 23 января 1704 года в день памяти св. мученика Климента Анкирского, по благословлению Дионисия. Вначале Благовещенский собор был построен холодным, а для постоянной службы в зимнее время использовалась деревянная церковь во имя св. великомученицы Параскевы, которая служила тёплым храмом до 1740 года. Благовещенский собор не был беден. Из церковных приходно-расходных книг видно, что от каждого года было не менее 200 рублей остаточной суммы, а в некоторые годы до 700 и более рублей.
До 1761 года, пока в городе не было других больших храмов, приход собора был очень большим. Но всё равно на протяжении XIX века приход был самым большим и состоял не только из горожан, но и из жителей ближайших деревень, так как только мужского пола насчитывалось в приходе до 3000 человек, тогда как в городе проживало не более 1000 мужчин.
На соборной колокольне было девять колоколов, весом 1537 пуд. Хотя и на других кунгурских храмах было также много колоколов, например, на Успенском храме даже больше, но звон соборных колоколов выделялся из всех звонов города своей созвучностью, приятностью и гармонией. Над колоколами в шпиле колокольни находились часы, которые существовали с самого устройства собора. Они отбивали пятью молоточками четверти и часы. Городская управа держала специального часовщика, который заводил механизм и ухаживал за ним. Платили ему за это 50 руб. серебром в год.
В 1840 году, когда трапезу соединили с храмом, хоры перестроили, сделали небольшими, а вход на них из паперти, в ту эпоху было принятым так устраивать хоры. Хоры были украшены золочёной резьбой, а внутри обиты листовым железом. От пола они находились на высоте трёх сажень. В алтаре, на восточной стороне, за жертвенником, было написано: «Распятие Спасителя», на восточной стене: «Принесение праотцом Авраамом сына своего Исаака в жертву».
На постройку собора большие пожертвования совершили: Василий Евдокимович Фоминский, Алексей Матвеевич Пономарев и братья Семовские.
http://www.microarticles.ru/article/arhitektyrnie-pamjatniki-kyngyra.html
82. Благовещенский собор, каменный, построен 1700 г. От консистории 87 1/2 вер. 1 протоиерей, 2 священника, 2 диакона и 4 псаломщика. Протоиерей Иоанн Мих. Луканин 52 л., студ. П. дух. сем., имеет наперстный крест Св. Син. и ордена св. Анны 3 и 2 ст. Протоиеpeй Илия Прокоп. Бабин 59 л., ок. С.-ПБ. дух. ак., имеет камилавку. Священник Иоанн Вас. Титов***) 32 л., студ. П. дух. сем., имеет скуфью. Священник на вакансии диак. Александр Феод. Баженов 41 г., ок. П. дух. сем., имеет камилавку, вдов. Священ. на вакансии псаломщ. Иоанн Мих. Отев 67 л., ок. уездн. уч. Диакон Инокентий Алекс. Чуватов 29 л., ок. К. техн. уч. Диакон – псаломщик Михаил Иаковл. Корионов 32 л., об. в П. дух. уч. Псаломщ. Николай Павл. Рычков. Исп. должность псаломщика Виктор Лавр. Двинянинов 21 г., ок. гор. уч., холост.
Приписная к собору церковь, Св. Митрополита Алексия****), каменная, построена 1838 г.
Приписная к собору Николаевская церковь, при тюремном замке, каменная, построена 1894 г.
***) Священник Титов состоит Членом Государственной Думы.
****) Церковь эта находится в одной ограде с собором и тут же выстроен еще новый храм, но внутри еще не отделан.
Источник: "Справочная книга Пермской епархии на 1912 год". Пермь, 1911.
История современного Кунгура, одного из центров русской колонизации Сылвенско-Иренского поречья, уходит в 1663 г., когда по указу царя Алексея Михайловича город после разрушения во время башкирского Сеитовского бунта был восстановлен на новом месте. В освоении плодородных земель в бассейне уральских рек Сылвы и Ирени участвовали выходцы из разных частей России. Среди них были и представители Русского Севера. Этим и объясняется существование в местном зодчестве различных традиций, в том числе и характерных для северных регионов страны. В то время Кунгур подчинялся Казанскому приказу, а в религиозных делах относился к Вятской епархии.
В 1699 г. в центре деревянного кунгурского кремля началось строительство главного храма города – Благовещенского собора. Место для его возведения было огорожено еще в 1684 г. Возможно, именно здесь ранее стояла деревянная Благовещенская церковь, уничтоженная пожаром. Тогда первый каменный храм города получил имя своей предшественницы. По другой версии название собора произошло от одной из башен кремля с иконой «Благовещение».
Средства на возведение Благовещенского собора были собраны с жителей Кунгурского уезда по приказу воеводы Дмитрия Жукова: «Они обязаны были заплатить для сего с каждой души по 25 коп…» Строительными работами руководил церковный староста Козма Тимофеев Переляев, который в 1699 г. заказал ярославскому крепостному крестьянину Сидорке Кузнецову изготовление кирпича. Подряд был заключен на 300 000 штук. В тексте были оговорены и размеры: «…мерою тот кирпич против государева орленого кирпича длиною в обжиге накрасно в 7 вершков, а шириною на связь, а толщиною в полтора вершка…» Подрядчик для выполнения работ нанял усольских мастеров кирпичных дел: Антона Шумчихина, Софрона Сандалова, Ивана Пятовских, Гаврилу Краева.
Строительство собора велось в 1700–1704 гг. По примеру древнерусских городов, в которых рядом стояли зимняя и летняя церкви, Благовещенский храм был построен холодным, так как теплая церковь в Кунгуре уже была. Внутри кремля стоял деревянный храм, посвященный Параскеве Пятнице. Благовещенский собор, единственный из кунгурских храмов XVIII в., не имел трапезной. Он состоял из трехчастной апсиды, кубического четверика храма и притвора с колокольней. Длина здания составляла 16,5 сажен, ширина – 6 сажен. По своему внешнему облику Благовещенский собор почти полностью соответствовал храму соборного типа, утвердившемуся в русском культовом зодчестве во второй половине XVII в.
Как и многие соборы конца XVII столетия, кунгурский храм имел четырехскатную крышу. «Палатное» покрытие на четыре ската соответствовало климатическим условиям как Русского Севера, так и Урала с его длинными зимами и обильными снегопадами. Четырехскатную крышу венчало луковичное пятиглавие. Деревянные главки были обиты луженым железом.
Кубический четверик Благовещенского собора был двустолпным. Такой тип собора был достаточно редок в московском культовом зодчестве XVII в. Двустолпие было распространено преимущественно среди церковных сооружений северо-востока Руси. Снаружи многие из таких построек походили на обычные бесстолпные храмы того времени. От них кунгурский Благовещенский собор отличался тем, что имел двучастное деление северного и южного фасадов, соответствовавшее его внутреннему устройству. Кубический четверик был одноэтажным, двусветным. Стены северного и южного фасадов прорезали по четыре окна, размещенные в два ряда. Нижние окна имели простые рамочные наличники, а верхние, смещенные к центру, украшали ордерные наличники с изразцовыми колонками, с рельефными антаблементами и с завершениями, состоявшими из двойных профилированных завитков, соединенных ступенчатым кронштейном. В их оформлении сказалось влияние «нарышкинского» барокко.
Над завитками наличников, опоясывая четверик, проходил изразцовый фриз с храмосдательной надписью: «В лето от сотворения мира 7208, воплощения Господа Слова 1700 индикта 9 месяца августа построена церковь во имя Благовещения Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, при великом государе нашем царе и великом князе Петре Алексеевиче всея великия и малыя и белыя России самодержце и при благоверном царевиче великом князе Алексее Петровиче, при святейшем кире Адриане, патриархе Московском и всея России и по благословению Ионы архиепископа Вятского и Великопермского». Буквы надписи имели одинаковую высоту.
Они были выполнены в технике плоского рельефа и выделены желтым цветом на зеленом фоне. Над надписью располагалась лента из зубчатых изразцов, а ниже проходил пояс изразцов с рельефными листьями. Изразцовыми были также полуколонки окон второго ряда четверика храма и барабана центральной главы. Глазурованную поверхность имели и другие детали фасадного декора. Известно, что изразцовое убранство находилось не только на фасадах храма, но и в интерьере. Еще в конце XIX в. его фрагменты были видны в нижней части алтарной стены.
Использование такого декора позволяет сделать предположение о наличии среди мастеров, руководивших строительством собора, ярославских зодчих. Ведь для культовой архитектуры Ярославля XVII в. было характерно широкое применение изразцов как в оформлении фасадов и интерьеров, так и в создании храмосдательных надписей. Неизвестно, где был изготовлен керамический декор Благовещенского собора. По одной из версий, высказанной пермским археологом Н.Е.Соколовой, изразцы могли быть выполнены и в Кунгуре.
Шатровая колокольня Благовещенского собора возвышалась над притвором. Она имела традиционную схему восьмерика на четверике. Первоначально колокольня опиралась на четыре сквозные арки. Позднее проемы были заложены, а по углам возведены четыре контрфорса. Ярус звона с восемью арками располагался в верхней части восьмерика. Под ним проходил однорядный изразцовый пояс. Ниже ленты из изразцов углы восьмерика были оформлены лопатками. Колокольня завершалась восьмигранным шатром, имевшим один ряд маленьких окон – «слухов». Ее вертикаль, высотой 18 сажен, была увенчана небольшой луковичной главкой на низеньком барабане. С самого начала на колокольне были устроены часы с боем.
Несмотря на то, что Благовещенский собор был сооружен летним, его торжественное освящение состоялось 23 января 1704 г. Об этом сообщал текст надписи на надпрестольном кресте. Храм на протяжении почти всей истории своего существования оставался холодным. Печное отопление в нем появилось только в 1880 г. На средства кунгурского купца-чаеторговца А.С.Губкина в соборе были устроены духовые печи с калориферами. Этой реконструкцией руководил француз И.Шебек.
Благовещенский собор был первым храмом города Кунгура, вызвавшим интерес исследователей. В конце XIX столетия его называли «замечательной в архитектурном отношении археологической редкостью», считали народной святыней. В Прикамье храм славился своей богослужебной утварью и ризницей. Среди древних образов особым почитанием пользовалась икона Богоматери «Неувядаемый Цвет».
Первые шаги к разорению собора были сделаны в 1922 г.: 24 апреля из его ризницы изъяли 9 пудов 11 фунтов серебра, 36 бриллиантов, 3 аметиста и два топаза. В 1920-е гг. храм находился в списке мемориальных и архитектурных памятников, состоящих на учете Главнауки Наркомпроса. В 1931 г. Благовещенский собор по решению Кунгурского горисполкома был закрыт. Охранный статус памятника был подтвержден постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 сентября 1935 г. Но, несмотря на это, вскоре началось разрушение культового сооружения, затянувшееся до начала 1940-х гг.
На примере кунгурского Благовещенского собора можно судить о начальном этапе развития каменного зодчества юга Пермского края. Создатели храма продемонстрировали возможность использования в климатических условиях Урала композиционных приемов, характерных для Центральной России и Русского Севера. Это объясняется не только историей заселения Сылвенско-Иренского поречья, но и экономическими связями территории. По своему типу кунгурский Благовещенский собор не имел аналогов в регионе, так как в XVIII в. в Прикамье уже существовали местные артели строителей. Здесь сложился свой вариант барокко, получивший название «уральское», в рамках которого и развивалось каменное культовое зодчество Кунгура и Кунгурского края до конца столетия.
Источник: Рябининские чтения – 2011. Материалы VI конференции по изучению и актуализации культурного наследия Русского Севера // Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011
По материалам статьи: Ренёва О.А. (г.Кунгур) «Кунгурский Благовещенский собор – утраченный памятник рубежа XVII–XVIII вв.» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru
https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya-2011/1299.html