ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Воча (Пятница-Воча), урочище. Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы.


Храмовый комплекс. Не действует.  
Год постройки:1772.
Адрес:
Россия, Костромская область, Солигаличский район, урочище Воча

Координаты:59.01168, 42.631672


Добавить фотографию
Храмовый комплекс. Церкви Воскресения Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы - Воча (Пятница-Воча), урочище - Солигаличский район - Костромская область
Фото из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1 января 1916



Карта и ближайшие объекты





Добавить статью

Статьи


Статью добавил(а): Андрей Агафонов,  14 июля 2015

В руинном состоянии в настоящее время существует только большая церковь Воскресения. Малая, Пятницкая, утрачена.


Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  10 февраля 2018

В приходе две церкви: 1) Воскресенская каменная, построенная в 1772 г. старанием прихожан; 2) Благовещенская, тоже каменная, когда и кем построенная, неизвестно. Колокольня при церкви каменная. Церкви обнесены каменной оградой, внутри коей кладбище. Престолов 5: в Воскресенской - а) в честь Воскресения Христова, б) святителя Николая Чуд., в) преп. Александра Свирского; в Благовещенской - г) Благовещения Пресвятой Богородицы, д) вмц. Параскевы. Расстояние от Костромы 200 в., от Солигалича 21 в. Ближайшие церкви: Николаевская с. Вяльцева в 1 в. и Георгиевская с. Митина-Верховья в 10 в.

В XVII в. село входило в состав Судайской осады Галичского уезда. В 1628 г. упоминается церковь "святыя мученицы пятницы воцкие волости".
В Галицких писцовых книгах Романа Киреева 1653 г. написано: "Церковь Воскресения Христова, другая Благовещения Пр. Богородицы, да в приделе мученицы Парасковеи в Воцкой волости в селе Олешкове в поместье князь Семен княжа Григорьева сына Хованскаго...". С 1656 "писать Воскресение Христово". На картах конца XX в. населенный пункт (на сегодня урочище)Алешково находится в 300 м южнее церквей.

http://www.old-churches.ru/so_015.htm


Статью добавил(а): Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Юрий Булкин,  1 октября 2020

Своеобразный памятник провинциального культового зодчества в стиле барокко. Сведений о датировке Благовещенской церкви нет, но, судя по формам, она возведена в кон. 18 столетия. Рядом с ней стоял второй кирпичный храм, Воскресенский, сооруженный в 1772 г. стараниями прихожан. В нач. 19 в. территория храмового комплекса была окружена оградой, с воротами и лавками при них. В конце того же столетия к югу от храмов построена деревянная церковно-приходская школа. К настоящему времени Воскресенская церковь и ограда не сохранились, школа полуразрушена. Благовещенская церковь расположена вдали от жилья, на участке, заросшем деревьями. Ворота и лавки находятся неподалеку от северного фасада ее колокольни. Все постройки комплекса выполнены из кирпича и побелены по известковой обмазке.

Церковь Благовещения принадлежит к распространенному в регионе типу, объединяющему композицию «восьмерик на четверике» с пятиглавием. К основному объему с востока примыкает суженный пятигранный алтарь, а с запада — более широкая трапезная, по высоте равные храмовому четверику. Узкий притвор-переход соединяет трапезную с колокольней, от которой сохранились два яруса — лежащий в основании квадратный и водруженный на него восьмиграный (площадка звона и завершение, по-видимому, шатровое, утрачены). Углы четверика, трапезной и нижнего яруса колокольни скруглены и раскрепованы.

Все объемы храма объединены невысоким чуть выступающим цоколем и трехчастным профилированным антаблементом, раскрепованным над гладкими пилястрами, поставленными на флангах фасадов с отступом от углов. Входы, размещенные по центрам трехосевых боковых фасадов четверика, подчеркнуты активными ризалитами, завершенными лучковыми фронтонами. Над арочным проемом входа, зажатым между пилястр и украшенным широким архивольтом с замком, помещено небольшое окно с лучковой перемычкой в своеобразном плоском наличнике с валиковой бровкой. Прямоугольные окна по сторонам входа заключены в развитые плоские наличники с ушами, сережками и трехчастными замками, достигающими линии профилированного сандрика. Внизу, между вытянутых консолей профилированных подоконников, наличники дополнены лежачими досками. Аналогичную форму имеют окна алтаря и трапезной — последние помещены в высокие прямоугольные ниши. Ребра восьмерика фиксированы рустованными пилястрами, крепующими широкий профилированный карниз. Окна украшены рамочными наличниками с полукруглыми фартуками и профилированными бровками, над которыми помещены лежачие нишки. Венчающие восьмилотковую изогнутую кровлю восьмигранные барабаны утраченных главок завершены карнизиками, центральный прорезан щелевидными окнами. Скругленные углы нижнего яруса колокольни между раскреповок рустованы. Высокие входные арки с архивольтами, опирающимися на малые пилястры, фланкированы большими пилястрами, крепующими антаблемент. Ребра второго яруса декорированы широкими лопатками, усиленными гуртами.

Храм перекрыт восьмилотковым сводом, прорезанным световым барабаном. Переход от четверика к восьмерику осуществлен с помощью двухступенчатых тромпов, высота верхней арки которых равна высоте глубоких арочных ниш, в которые помещены проемы боковых входов и окон над ними. Коробовый свод алтаря замкнут с востока граненой конхой. Арочный проход ведет в трапезную, завершенную высоким лотковым сводом с распалубками над проемами. В утолщенной стене между холодным храмом и трапезной находятся две узкие лестницы, ведущие на существовавшие в храме хоры (выход на них размещен в западной грани восьмерика). Плоский потолок притвора утрачен. Нижний ярус колокольни перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом с узкими диагональными лотками.

На стенах восьмерика сохранилась клеевая живопись 1-й пол. 19 в.: на светло-бирюзовом фоне написаны колонны с коринфскими капителями, поддерживающие гризайльный карниз с иониками, пальметтами и модульонами. На западной грани восьмерика, над выходом на хоры, помещено более позднее и, в отличие от карниза, грубо выполненное «Вознесение». Окна восьмерика во 2-й пол.19 в. получили обрамления в виде узких тянутых наличников. Живопись в трапезной грубо прописана маслом в нач. 20 в.

Ворота сочетают в своем облике черты барокко и классицизма. Прежде трехпролетные — с арочными калитками по сторонам проезда, — они сохранили лишь среднюю часть. Хороших очертаний арка, профилированный архивольт которой опирается на импосты, фланкирована сдвоенными колоннами, несущими отрезки антаблемента. Венчает сооружение треугольный фронтон, поднятый на крупных волютах. В тимпане над аркой помещена прямоугольная ниша-киот для иконы.

Библиография: Беляев, 1863, с. 282; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб, 1909. Вып. 31. С. 202; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 304; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 4: г. Солигалич и Солигаличский район. Кострома, 2002. С. 145-147. http://svodokn.ru/object/101516036?open=true



Добавить комментарий

Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.



Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.