Церковь во имя свв. Зосимы и Савватия Соловецких (Рождества Пресвятой Богородицы) на Верховском погосте: история, особенности архитектуры и аналоги
Село Верховской погост расположено на западе современного Тарногского района Вологодского района на левом берегу Уфтюги, в верхней части ее течения. Историческое название этой местности – Кокшеньга, по названию реки, одним из притоков которой и является Уфтюга. Кокшеньгский (Кокшенский) стан впервые упоминается в 1552 году в Уставной Важской грамоте царя Иоанна IV Грозного как один из станов, входивших в состав Важского уезда. Среди волостей Кокшеньгского стана упоминается и Верховская. Впоследствии это разделение претерпело ряд изменений, пока в 1798 году Верховской теперь уже приказ в составе провинции Кокшеньга не был включен в состав Тотемского уезда. В 1870 году приказы переименовали снова в волости.
На протяжении всей своей истории земли Кокшеньги были богаты деревянными храмами удивительной красоты. К сожалению, к нашему времени от архитектурного многообразия этого края почти ничего не осталось, значительная часть церквей и погостов практически забыты и долгое время не привлекали внимания исследователей. Большей частью изображений, по которым мы можем судить о типологическом разнообразии храмов Тотемской земли, мы обязаны двум ныне малоизвестным художникам и исследователям северного края [1]. Один из них - это Иван Яковлевич Билибин, сейчас более известный как иллюстратор детских сказок. В 1902-1904 годах он по поручению этнографического отдела Русского музея императора Александра III (сейчас - Государственный Русский музей) путешествовал по Вологодским, Олонецким и Архангельским землям с целью изучения деревянного зодчества и собрал имеющий огромную художественную и научную ценность альбом фотографий и рисунков, а также издал ряд научных публикаций на основе собранных материалов.
Другой - это Феодосий Михайлович Вахрушов (1870-1931 годы) - тотемский художник и исследователь Русского Севера, основатель собрания Краеведческого музея Тотьмы. После окончания Академии художеств и до 1914 года жил и работал на Украине, затем вернулся в родной город. В 1919 - 1922 годы он совершил несколько экспедиций по реке Кокшеньге, собирая экспонаты для музея. В 1919 году Ф. М. Вахрушов вывез и спас драгоценную старинную утварь и иконы из Спасо-Суморина монастыря под Тотьмой, передав их в собрание музея. Феодосий Михайлович был сотрудником вологодского Музея иконописи, сотрудничал с Государственным Историческим музеем в Москве и с Музеем этнографии в Ленинграде. Еще одним драгоценным наследием художника стал альбом его акварелей, который он привез из своих путешествий. Рисунки, на которых запечатлены тотемские храмы и дома, сейчас хранятся в собраниях Вологодской областной картинной галереи, Тотемского музейного объединения, Государственного Исторического музея и Государственного Эрмитажа, позволяя нам судить о былой красоте этого края.
С большой долей вероятности можно предположить, что сам Верховской погост появился (или был восстановлен) не ранее 1616-1617 годов, так как в 1615 год тотемские земли подверглись почти полному разорению польско-литовской армией. Скорее всего, большая часть деревянных построек при этом сгорела. Оба упомянутых художника в своих рисунках отдали должное своеобразной красоте летней - Зосимо-Савватиевской церкви, а И. Я. Билибин составил и подробное ее описание [2]. Ранние упоминания об этом храме не сохранились. Все обращавшиеся к его изучению исследователи уверенно датируют его концом XVII столетия [3]. Местные жители относят храм к середине XVII века, так как краеведами любителями был найден колокол из его подбора, согласно тексту надписи на нем отлитый в 1653 году [4]. Столетием позже на погосте появилась теплая - зимняя церковь во имя свт. Николая Чудотворца с колокольней.
На Ивана Яковлевича церковь произвела глубокое впечатление. В своей статье он пишет о ней так: «Самую интересную шатровую церковь из виденных мною я нашел в погосте Верховье Тотемского уезда Вологодской губернии. Там три церкви - одна каменная, новейшая, другая - испорченная ремонтом - деревянная церковь XVIII века и третья - воспроизводимая здесь. Старенькая, престаренькая, заброшенная деревянная шатровая церковь, неизвестно какого времени; называется она Богородицкой. Теперь, может быть, ее уже и нет. Я видал ее летом 1903 г., и тогда еще мне говорили, что ее хотят снести, а на месте ее поставить новую, точно такую же. Воображаю, что это будет за копия!» [5]. И.Я. Билибин ошибся, церковь тогда не снесли, и она просуществовала до 1940-х годов…
Из описания художника можно сделать вывод, что уже в начале XX века храм нуждался в неотложной реставрации. Такие работы действительно провели. В 1908 году его тщательно перебрали «…по бревнам, с заменой подгнивших венцов новыми…» под руководством архитектора Д.В. Милеева и по его чертежам [6]. Реставрация, судя по всему, выполнялась чрезвычайно тщательно. Во всяком случае, И.Э. Грабарь, упоминая о ней, отмечает ее хорошее состояние и почти полную сохранность [7].
Это было уже не первое вмешательство в архитектуру церкви. В упомянутой выше статье И.Я. Билибин пишет: «…прежде … церковь стояла на столбах и на таких высоких, что под нее подъезжали на лошадях, которых привязывали к чугунным кольцам, вделанным в столбы» [8]. Не вполне понятно, что здесь имеется ввиду, так как известную нам конструкцию храма трудно представить себе поднятой на столбы. Возможно, здесь имеется в виду галерея и крыльцо на столбах, следы которых, по свидетельству Ивана Яковлевича, заметны на бревнах стен. Эту галерею, которая охватывала с храм западной стороны, видел Владимир Васильевич Суслов во время своего путешествия по Русскому Северу в 1883-1887 годах [9].
Стоит обратить внимание и еще на одну деталь. В статье церковь названа Богородицкой, как и во всех источниках данного периода. В некоторых трудах указано, что она освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы [10]. С 1870-х годов она, из-за ветхости, не использовалась для богослужений, а престол перенесли в новый каменный храм, построенный рядом (1871-1877 годы) [11]. Свое новое посвящение церковь получила в 1910 году. Это отражено в протоколе заседания Комиссии по сохранению древних памятников Императорского Археологического общества № 685 от 6 октября 1910 года: «... существующий в селе Верховье Тотемского уезда деревянный храм во имя Рождества Пресвятыя Богородицы возобновлен в 1908 году, с сохранением своего вида и предложен к освящению 5 октября с.г. с переименованием в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев, ибо во имя события Рождества Пресвятыя Богородицы освящена каменная церковь в означенном селе» [12]. После ремонта просуществовала она недолго. В 1930-е годы в ней располагалась школа. Во время паспортизации памятников архитектуры, проведенной в 1947 году, она в их списке уже не значится [13]. В альбоме 1942 года она еще упомянута. Скорее всего, ее утрату можно отнести к периоду Великой Отечественной войны.
По своей композиции Зосимо-Савватиевский храм представляет собой центрическую шатровую церковь. Ее план выглядит как четырехконечный, почти равносторонний крест [14]. Все перечисленные исследователи оставили в своих трудах более или менее подробные ее описания, которые различаются только деталями.
Центральную часть со всех сторон окружали трехстенные прирубы значительных размеров, возвышающиеся до самого восьмерика. В восточном прирубе находился алтарь. Западный прируб был разделен на два яруса, в верхнем из которых устроили небольшой придел, посвящение которого пока не выяснено. К нему примыкала громоздкая трапезная с нарядным крыльцом на два всхода. Трапезную, скорее всего, можно считать поздним дополнением к облику храма. Возможно, что в конце XIX столетия она заменила крытую галерею, о которой упоминал В.В. Суслов (см. выше). Над центральной частью неизвестный мастер срубил небольшой восьмерик с широким повалом в верхней части, увенчанный высоким, вытянутой формы шатром с широкой полицей. Все четыре прируба также имели повалы и соединялись с основным объемом при помощи очень необычного приема – рубленых парусов, придававших крещатой композиции дополнительную выразительность [15].
Уникальной частью облика Зосимо-Савватиевской церкви можно назвать перекрытия прирубов. Они не имеют аналогов среди известных нам храмов не только Тотемских земель, но и всего русского деревянного зодчества. Как правило, прирубы северных церквей завершались нарядными «бочками» с небольшими главками. Именно так выглядела, например, церковь Спаса Преображения Спасского погоста на реке Кокшеньге (1683 год), сгоревшая уже в 1910 году. На прирубах верховского храма бочки были заменены трехскатными, почти плоскими кровлями. Такая конструкция в виде «епанчи» известна по деталям сооружений тотемских мастеров. Среди них можно отметить притвор и крыльцо церкви свт. Николая Великорецкого в селе Подмонастырском (начало XVIII века) и прирубы Никольского храма (1625 год (?)) в Тарногском городке (крепость на берегу реки Тарноги, впоследствии Шевденицкий Богоявленский погост).
Встречается эта особенность и в зодчестве Архангельских земель. Наиболее характерны в этом плане крыльца церкви Богоявления Господня в Лядинах (1793 год, Каргопольский район) и трапезной храма свт. Николая в Малошуйке (1638 год, Онежский район). Некоторые авторы считали «епанчу» производным шатровой формы и даже именовали «почти плоским шатром» [16], однако такое утверждение маловероятно. В случае же церкви во имя свв. Зосимы и Савватия Соловецких Верховского погоста, каждая «епанча» дополнительно увенчивалась четырехгранным шатром небольшой высоты и чрезвычайно вытянутой формы. Эти шатры весьма напоминали готические шпили под маленькими главками, установленные на ребро кровель. Такой же шатер венчал и удивительное по красоте резное крыльцо. Происхождение этого элемента на настоящий момент остается загадкой.
Следует отдельно упомянуть о декоративном оформлении церкви. Ее сдержанное благородство не раз упоминалось в литературе. Особенное восхищение вызывали обрамления окон крыльца: «…с витиеватым очертанием вверху, колонками и нижней обшивкой в косяк, с особыми вставками под подлокотником, в виде арочек». Отмечали и интересную форму киота в галерее, его сложную конструкцию и красивую геометрическую резьбу. Киот, к сожалению, разобрали вместе с галереей еще в конце XIX столетия [17]. Среди других элементов убранства несомненный интерес представлял старинный тябловый иконостас. За исключением этой алтарной преграды внутреннее пространство храма было открытым до самого шатра, что придавало ему необыкновенную величественность [18]. Что касается деталей внешнего декора, то оно было очень скромным, даже суровым. Строгий облик лишь немного оживляли резные полицы, обрамлявшие широкие выносы повалов восьмерика и прирубов. Мастер решил их в виде заостренных трилистников, снова вызывающих в памяти готическое искусство. Их дополнял рисунок лемеха, покрывавшего шатер и миниатюрные главки.
В заключение несколько слов о датировке Зосимо-Савватиевской церкви. Самая ранняя дата его строительства, названная в источниках – 1439 год, уже у первых его исследователей вызвала справедливое недоверие [19]. Однако и утвердившийся в литературе вариант – конец XVII столетия – представляется не вполне бесспорным. В этот период центричные шатровые храмы Русского Севера имели, в большинстве случаев, совсем другую композицию и пропорции шатра (во всяком случае, в этом районе), примером чему может служить уже названная церковь Спаса-Преображения на Спасском погосте (1683 год). В местном зодчестве этот облик начал активно варьироваться только в начале – середине XVIII века, о чем свидетельствует, в частности, Никольская церковь в селе Подмонастырском (начало XVIII века). Конечно, могли существовать и более ранние примеры среди не сохранившихся и неизвестных нам храмов с похожей композицией. Тем не менее, такие особенности, как вытянутая форма шатра и небольшой восьмерик на высоком основании «о четырех сторонах» характерны уже для первой половины XVIII столетия. В качестве иллюстрации можно назвать Георгиевскую церковь в селе Поча (около 1700 года) и храм во имя свт. Николая на Илезском погосте (1763 год). Эти аналоги, как и необычная форма шатриков на прирубах, позволяет высказать осторожное предположение о более поздней дате строительства в пределах 1700-1750-х годов.
[1] Кузнецов А. Деревянные храмы Кокшеньги Краеведческий альбом. Тотьма Русское Устье, 2011. С.: 9
[2] Билибин И.Я. Народное творчество Русского Севера. С.: 303-318. Мир искусства. Т. 11. 1904. С.: 304-305. Илл.: на с.: 273
[3] Красовский М.В. Деревянное зодчество. Часть I. Пг., 1916. С.: 246, 247; Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1910. Т.1. С.: 382, 386
[4] И. Сабурова. Из истории православных храмов на Кокшеньге. Известия Вологодского общества изучения северного края. Выпуск 17(6). Вологда, 2008.
[5] Билибин И.Я. Указ. соч.
[6] Забелло С., Иванов В., Максимов П. Русское деревянное зодчество. М., 1942. С.: 95-96
[7] Грабарь И.Э. Указ. соч.
[8] Билибин И.Я. Указ. соч.
[9] Суслов В.В. Памятники русского древнего зодчества. Спб., 1901. Вып. VII. С.: 75-76
[10] Грабарь И.Э. Указ. соч.; Ащепков Е.А. Русское деревянное зодчество. М., 1950. С.: 68-70
[11] ВЕВ. 1876. №24. С.: 439; 1877. №13. С.: 215.
[12] Древности. Труды Комиссии по сохранению древних памятников. Т.4. М., 1912. С.: 246
[13] Пьянкова Н. Какие храмы дивные стояли. Кокшеньга. Тарногский Городок, 2012. 1 августа. С. 4-6; Она же: Исчезающие храмы Тарноги. Чекалов А.К. По реке Кокшеньге. М., 1973. С.: 49-50
[14] Известия Археологической комиссии. Т. 61. Спб., 1916. С.: 47, 48
[15] Суслов В.В. Указ. соч., Грабарь И.Э. Указ. соч.
[16] Ащепков Е.А. Указ. соч., Грабарь И.Э. Указ. соч.
[17] Суслов В.В. Указ. соч.
[18] Ащепков Е.А. Указ. соч.,
[19] Билибин И.Я. Указ. соч.