ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Санкт-Петербург. Собор Троицы Живоначальной.

Троице-Петровский Собор


Санкт-Петербург. Собор Троицы Живоначальной
Деревянный собор.  Утрачен. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной
Архитектурные стили:Барокко, Петровское барокко
Год постройки:Между 1754 и 1756.
Год утраты:1933 (снесён)
Адрес:
Россия, г.Санкт-Петербург, Троицкая площадь

Координаты: 59.951776, 30.325723
Проезд:метро Горьковская



Сортировка:

Собор Троицы Живоначальной, Фото с сайта lori.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото с сайта lori.ru
Андрей Агафонов
1916
Собор Троицы Живоначальной, Рис. из журнала "Зодчий"<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Зодчий"
Андрей Агафонов
1913
Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1909
Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1909
Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1909
Собор Троицы Живоначальной, Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из книги "Лавры, монастыри и храмы на святой Руси" Спб 1909.
Андрей Агафонов
1909
Собор Троицы Живоначальной, Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Известия ИАК 1908 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=2
Андрей Агафонов
1908
Собор Троицы Живоначальной,  1903 год с сайта   http://drevo-info.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
1903 год с сайта http://drevo-info.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1903
Собор Троицы Живоначальной, Фото из журнала "Огонек".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Фото из журнала "Огонек".
Андрей Агафонов
1903
Собор Троицы Живоначальной, Иконостас с сайта http://www.encspb.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Иконостас с сайта http://www.encspb.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1901
Собор Троицы Живоначальной, фото начала 20 века с сайта http://www.encspb.ru<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
фото начала 20 века с сайта http://www.encspb.ru
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1901
Собор Троицы Живоначальной, Почтовая открытка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1913 г.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Почтовая открытка нач. ХХ века. Приблизительная датировка: с 01.07.1900 г. по 01.07.1913 г.
Алексей Кротов
1900
Собор Троицы Живоначальной, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1877
Собор Троицы Живоначальной, Макет Троицкого Собора. Установлен в сентябре 2020 года.<br>, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург
Макет Троицкого Собора. Установлен в сентябре 2020 года.
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Турбаев Роман
22 ноября 2020



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  21 июня 2015

Это был любимый храм Петра Великого. Царь бывал в нем два-три раза в неделю, читал Апостол и „пением своею особою, стоя на клиросе с протчими певчими, продолжал всенощное бдение часов по пяти и по шести“. Здесь отмечались полтавские годовщины и заключение Ништадтского мира, когда Петру был поднесен титул Императора. Здесь, в свой праздник, собирались поначалу андреевские кавалеры и произносил проповеди архиепископ Феофан (Прокопович). Здесь же отпевали казненного в 1718 царевича Алексея. По своему рангу собор до революции занимал в городе место сразу после Исаакиевского.

С основания новой столицы прошло всего четыре с половиной месяца, когда был дан указ о закладке „в знак благодарения Триединому Божеству“ церкви на правом берегу Невы, неподалеку от строящейся крепости. В апреле 1709 указ пришлось повторить, и 10 июля 1711 небольшая деревянная постройка была, наконец, освящена. Находясь в тогдашнем центре столицы, Троицкая церковь некоторое время считалась кафедральной.

Через два года после освящения храм расширили приделами и трапезной, над которой возвышалась двухъярусная колокольня с курантами, снятыми с московской Сухаревой башни, которые каждые четверть часа играли „Господи, помилуй“. В 1721 в память о битве при Лесной был пристроен придел прп. Харитона Исповедника, где поставили походную церковь Петра, позже переданную в приписной Николо-Труниловский храм. В 1727 в Харитоньевский придел из упраздненного храма Рождества Богородицы была передана на время чудотворная икона Казанской Божией Матери, которую позже перенесли в новопостроенный храм на Невском.

В январе 1732 последовал указ о возведении каменного храма, ибо „оная церковь совершенно обветшала... и невозможно свеч зажигать, что всегда от ветру угасают“, отчего пришлось даже разобрать колокольню. Хотя М. Г. Земцов и П. М. Еропкин соответствующие проекты составили, до их осуществления дело не дошло, и приготовленные стройматериалы пошли на Зимний дворец. Службы с 1739 стали идти в Гостином дворе и в Синодальной канцелярии.

В том же году И. Я. Бланк сочинил новый проект, а два года спустя проект купольного двухэтажного храма подал М. Г. Земцов, но в апреле 1743 приказано было, разобрав обветшавшую деревянную постройку, восстановить „ровно такую, какова прежде была“. Эту работу проделал X. фан Болеc под руководством арх. И. И. Сляднева. 1 июня 1745 в церкви был освящен придел прп. Харитона (вскоре перенесен в церковь Синода), а 17 мая следующего года в присутствии Императрицы – главный. Часть икон происходила из прежнего иконостаса, часть написали И. Я. Вишняков и М. Л. Колокольников. Однако 27 марта 1750 новопостроенный храм сгорел дотла от упавшей свечки; удалось спасти лишь иконостас из придела, петровские реликвии и часть утвари.

После этого пожара вначале было решено выстроить совершенно новый храм, и Б. Растрелли в 1752 составил его проект, но Императрица велела использовать освященную в 1725 деревянную церковь, которая при постройке третьего Летнего дворца (на месте Михайловского замка) была разобрана и складирована. Зимой 1753 ее перевезли на место, и под руководством Болеса стали собирать по проекту С. А. Волкова, воспроизводя прежний вид Троицкого храма, но без придела. Сруб при этом был сделан двойным. 1 июня 1756 восстановленный собор с новым трехъярусным иконостасом был торжественно освящен. Императрица Елизавета Петровна пожертвовала ему шитую золотом бархатную сень.

В 1802–1805 Л. Руска капитально отремонтировал собор, но он был сильно поврежден наводнением 1824 года, после чего устранением причиненных повреждений руководил арх. П. С. Филиппов. Следующий крупный ремонт был проведен в 1875–1876 арх. Е. Е. Аникиным, который подвел под постройку новый фундамент и выстроил часовни. Дополнительные образа для храма написал акад. А. Е. Бейдеман. 19 декабря 1876 последовало освящение обновленного здания. В 1858–1859 староста купец М. К. Низовцев сделал на свои средства серебряную одежду для престола и бронзовую гробницу для плащаницы.

В 1888 причт предложил выстроить в ограде новую церковь Греческой Божией Матери по проекту Г. И. Карпова и П. А. Григорьева, но денег на нее собрать не удалось. На бумаге осталась и выдвинутая в 1896 идея возвести трехпридельный храм в ознаменование 200-летия столицы – построили лишь часовню у Кронверкского сада по проекту А. В. Малова. Юбилей собора почти совпал с этой датой и праздновался 22 октября 1903 при участии митрополита Антония и о. Иоанна Кронштадтского.

С 1868 в храме хранилась самая большая его святыня – икона Греческой Божией Матери, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и привезенная в 1821 в Россию из разрушенного турками греческого монастыря Монемвасия. Она стояла слева от алтаря, на особом мраморном возвышении, в устроенном в 1908 гражд. инж. Н. Ф. Романченко в приделе прп. Нила Столбенского. В честь иконы 12 мая служился молебен с водосвятием, собиравший множество народа.

Имелись в соборе и другие чтимые образа: свт. Николая, изображенного в кольце, отчего он именовался в народе Николай-обручник, прп. Нила Столбенского в житии (1778) с частицей его мощей, мощевая икона ап. Андрея Первозванного и Новодворской Божией Матери, перед которой служили молебны при вселении в новый дом. В память о коронации Их Величеств в 1896 в соборе была устроена особая икона со вделанным в нее крестом-мощевиком. Об истории здания напоминали две бронзовые доски, помещенные в притворе.

Кроме святынь, в храме хранились и ценные художественные произведения: пальмовый крест XIV века с Афона с изображением жизни Спасителя, подаренный молдавскому господарю Д. Кантемиру, золоченая серебряная утварь и запрестольное Евангелие в богатом окладе работы А. Бланкенштейна, ряд старинных образов из московских церквей. Особое место занимали вещи, сделанные самим Петром Великим: небольшой резного мрамора образ Благовещения, паникадило из слоновой кости, коробочка для ладана и бывшее с Царем в Азовском походе стрелецкое знамя.

В 1873 при соборе было открыто благотворительное общество, содержавшее богадельню и ясли. Его долгое время возглавлял писатель Н. С. Лейкин. В праздник Рождества Божией Матери по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 года.

В ночь на 7 февраля 1913 собор сильно пострадал от пожара: сгорели купол и крыша, притвор и колокольня. Через две недели Синод объявил о сборе средств на сооружение „нового величественного храма, соответствующего значению и достоинству столицы“. Состоялся конкурс, на который видные зодчие представили свои проекты, кто „в суздальском стиле“, кто „на две сажени выше Исаакия“, кто в подражание Успенскому собору в Москве. Был создан строительный комитет во главе с вел. кн. Иоанном Константиновичем, но ведавшее охраной памятников Императорское Археологическое общество решительно воспротивилось всем этим замыслам и предложило не отдавать сгоревший храм Шамординскому подворью в Стрельне, а бережно восстановить его „как историческую святыню… символ современной русской Империи“.

Погоревший собор был покрыт защитной крышей; службы проходили в деревянном двухпрестольном храме, освященном 22 декабря 1913 митрополитом Владимиром. Он простоял до конца 1927 и был копией сгоревшего, воссозданной А. П. Аплаксиным; в него из поврежденного здания перенесли отреставрированный иконостас, уцелевшие детали и утварь. Новые колокола отлил Валдайский колокольный завод, плафон в этом временном здании написал С. Т. Шелков.

Реставрация собора из-за революции и Гражданской войны возобновилась только в 1923 и шла под руководством Е. И. Катонина на деньги прихожан. Архиепископ Алексий 17 октября 1926 освятил восстановленный (кроме колокольни) храм, а в 1928 был освящен придел прп. Нила Столбенского.

Более полувека, с 1785, прослужил в храме прот. Никита Захарович Захаров, снискавший уважение прихожан подвижнической жизнью, а последним перед революцией настоятелем был прот. Иоанн Андреевич Савинский.

Закрыт собор 15 августа 1933 и через два месяца безжалостно снесен, хотя числился под охраной как уникальный памятник архитектуры. Часть икон из него поступила в Русский музей, имущество – во Владимирский собор. Освободившееся место занял разбитый после войны сквер.

В 1998 был объявлен конкурс на воссоздание храма, который выиграл Д. А. Бутырин, предложивший вернуться к зданию середины XVIII века. В 2001 решено вместо этого построить к юбилею города у Троицкого моста высокую часовню, хотя комитет городского Законодательного собрания высказался за восстановление собора. Часовня заложена 8 мая 2002 и освящена 27 мая 2003.

http://www.encspb.ru/object/2804677827?dv=2853952566&lc=ru

Собор в плане представлял собой четырехугольник. С востока к нему примыкал алтарь с трехскатной крышей, над которой находилась луковицеобразная глава. Наружные стены собора были украшены большими пилястрами с капителями ионического ордера. С запада к нему примыкал трехъярусный притвор с колокольней.

Описание собора, сделанное в конце XIX века: "Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен... Высота здания от основания до креста 15 сажень. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового золота". Внутри стены были оштукатурены и окрашены маслянной краской. Деревянный трехъярусный иконостас с резными украшениями, покрытыми червонным листовым золотом, был окрашен белой маслянной краской. Иконы были написаны на досках. Царские врата - деревянные, сквозной резьбы.

http://drevo-info.ru/articles/19419.html#1


Сергей Ковров   5 мая 2018

Деревянный храм Святой Троицы заложен через четыре с половиной месяца после основания города, 1 октября 1703 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Два года спустя его расширили приделами и трапезной с колокольней. Когда 30 мая 1714 года в Петропавловской крепости заложили каменный собор, Троицкая церковь получила временный статус кафедрального собора новой столицы. В соборе совершались все благодарственные молебны по случаю побед, коронаций и других важных событий. В нем торжественно отмечалась Полтавская победа (1709), праздновалось заключение Ништадтского мира со Швецией и присвоение Петру I титула императора (1721). На богослужениях в соборе почти повседневно присутствовала царская семья, а сам государь случалось пел на клиросе или выходил читать Апостол.

В 1743 году по указу Елизаветы Петровны ветхое здание Троицкой церкви было разобрано, и к 1746 году возведен новый "безо всякой перемены" храм, освященный в мае того же года. Здание храма всегда сохраняло первоначальный вид. В 1750 году здание сгорело дотла и восстановлено после пожара в 1756 году архитектором С. А. Волковым, который во всем следовал старым планам. При императоре Александре I Троицкий собор дважды капитально ремонтировали: в 1802 и в 1825 годах, после наводнения 1824 года. К 1869 году здание так обветшало, что совершать в нем богослужения стало небезопасно. Император Александр II распорядился выделить необходимую сумму на ремонт храма. Восстановительные работы начались весной 1876 года, и зимой того же года обновленный храм был освящен.

"Построен собор из дерева на каменном фундаменте и покрыт железом, стены срублены из толстых сосновых бревен. Купол синего цвета, кресты бронзовые золоченые, по краям глав идут продольные полосы из листового железа" – из описания собора конца XIX века.

Около 150 лет здание собора, перекрытое характерным приземистым куполом с луковичной главкой, было одной из главных достопримечательностей всей столицы. В 1913 году огонь вновь повредил купол, крышу и колокольню. В 1924-1928 годах собор был восстановлен как историческая святыня. В соборе хранилось знамя, сопровождавшее Петра I во время Азовских походов.

Ценнейший памятник отечественной истории и архитектуры снесен в 1934 году.

http://piters.in/nohram


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  27 мая 2020

Ранняя история Троицкой церкви богата преданиями и в недостаточной степени освещена документальными свидетельствами (ИССПЕ. 7. 1883. 97-108). По легенде место ее закладки было выбрано Петром Великим уже в первые дни нахождения его в устье Невы. 14 мая 1703 г., осматривая окрестности Заячьего острова, где предполагалось построить крепость, он срубил ракитовый куст на том месте, где позднее была сооружена Троицкая церковь. А несколько месяцев спустя – 1 октября произошла ее закладка (Беспятых 1991: 258-260).

Южная часть Петроградского (ранее Березового) острова не случайно была выбрана для размещения первоначального центра Санкт-Петербурга. Это был один из наиболее освоенных к тому времени районов на территории невской дельты. Наглядное представление об этом дают шведские карты XVII в. Судя по плану из Атласа Ингерманландии, конца XVII века, здесь находились пахотные земли усадьбы Бьеркенхольм, располагавшейся на побережье Большой Невки к северу от современного Сампсониевского моста.

Писцовая книга Водской пятины 1500 г., упоминающая Село на Фомине острову, где было 32 крестьянских двора и двор тиуна «на проезд», позволяет отодвинуть время его освоения как минимум к XV столетию. Следует отметить, что здесь не было большого населенного пункта – село того времени объединяло отдельные крестьянские усадьбы, рассредоточенные на значительной территории. В XVI в., из-за происходивших здесь войн, село запустело, однако освоенная ранее территория пустовала недолго. В XVII в. ее заселили выходцы из Финляндии. Вблизи места Троицкой церкви на побережье Невы в конце XVII в. располагался один из дворов селения Яниссаари, который по имени владельца носил название Лейя (Сауло Кепсу 2000: 38-40). Учитывая, что эта деревня находилась в районе домика Петра, не исключено, что один из ее домов и был использован царем для своей резиденции.

Существует предположение, что первая Троицкая церковь была построена уже в 1703 г. Однако достоверная информация об этом отсутствует. На плане центральной части Санкт-Петербурга 1706 года она еще не обозначена. Здесь, как и на гравюре П. Пикарта на самом побережье Невы изображено здание с башенкой увенчанной шпилем, однако, традиционно оно интерпретируется как Австерия, которая располагалась у причала на Троицкой площади. Не упоминается Троицкая церковь и в подробнейших описаниях иностранных путешественников, посещавших город в первые годы его существования. Первый план Петербургского острова, на котором изображена церковь, уже тогда имевшая крестообразную форму, датируется 1714 г.

Достоверной датой начала строительства Троицкой церкви можно считать 1709 год, когда в апреле появляется указ о ее сооружении. Освящена же она была только 10.07.1711 г. (Антонов, Кобак 1997, т. 3. 131).Ближайшими постройками к Троицкой церкви, в первые годы ее существования, были: правительственные коллегии, располагавшиеся примерно в 50 метрах от нее к востоку, канал городского торгового порта, заканчивавшийся в нескольких десятках метров к югу, и гостиный двор, на Северо-западе. При этом первый Гостиный двор, сгоревший в 1710 г., находился примерно в 50-ти метрах от места расположения церкви, новый же был отдален от нее метров на 100.

Этапы строительства Троице-Петровского собора приводятся в Историко-статистических сведениях Санкт-Петербургской епархии. Согласно этим данным первоначальная церковь была в виде продолговатого четырехугольника с небольшой алтарной пристройкой. Она была покрыта крутой деревянной крышей на два ската. Несколько лет спустя – в 1714 г. к церкви были пристроены приделы и трапезная с двух ярусной колокольней. В результате этой перестройки собор приобрел форму продолговатого креста. В 1720 г. с северной стороны к храму был пристроен придел Харитона Исповедника. Предлагаемая система перестроек храма представляется достаточно убедительной – первое расширение храма в 1714 г. было вызвано изменением его статуса, второе – в 1720 г. в связи с необходимостью размещения здесь походного храма.

По свидетельству Ф.В. Берхгольца, посетившего Санкт-Петербург в 1724-25 гг., наряду со строившимися тогда каменными Петропавловским и Исаакиевским храмами «между плохими деревянными церквами Санкт-Петербурга самая красивая была церковь Святой Троицы,… деревянная с широкою открытою колокольнею, на которой много колоколов и небольшие куранты, играющие, сами собой, через каждую четверть часа «Господи помилуй». Ее обычно посещает царь во время богослужений…» (Дневник камер-юнкера Берхгольца 1902, с. 112-113).

Архивные материалы дают некоторую информацию обустройстве придела и алтаря Троицкой церкви, в 1720 г., архитектором Доменико Трезини и мастером Ван Болесом. «Сего сентября 25 дня Царское Величество изволило повелеть у Троицкой церкви, которая на площади приделать другой алтарь для ранних обеден». В другом месте речь идет о трапезной. Судя по всему, имеются в виду алтарь и трапезная придела Харитона Исповедника, служившие продолжением уже существовавшего северного придела церкви. Для отделки собора велено было отпустить следующие припасы: стекло обрезное, свинец, олово, масло деревянное, нашатырь, олифу, белила, скипидар, кисти щетинные, нити, иглы, гвозди (ЦГИАРФ ф.467. оп. 4, д. 691).

«От непрочности материала, или от климатических причин, собор скоро пришел в крайнюю ветхость, требовавшую совершенной перестройки». (ИССПЕ, т. VII, 1883, 100-102, Антонов, Кобак, 1997, т. 3, 131-132). Еще в 1732 г. по Указу Анны Иоанновны предполагалось построить каменную Троицкую церковь «…на том месте, где ныне стоит деревянная». Из-за ветхости пришлось даже разобрать колокольню, и выстроить другую – временную в виде звонницы рядом с церковью. Проекты нового Троицкого собора были выполнены архитекторами М.Г. Земцовым и П.М. Еропкиным, однако, они так и не были осуществлены. Только в 1738 г., Канцелярией от строений было получено новое указание: « …тое деревянную церковь разобрав вновь, построить на том же месте, что и таким же маниром деревянную…»

О месте строительства нового храма в документах говорится: «…будет оноя соборная церковь вокруг старые или усмотра близ оно где гостиный двор удобное невысокое место, на том месте построить». Для этого «велено вышеписанное место осмотреть архитекторам Земцову и Шумахеру к построению той церкви удобное и оное назначить» (РГИА ф.1601. оп. 1. Д.132. л.246-247).

В документах отмечалось, что прежняя «…деревянная церковь в совершенной ветхости стены и полы все сгнили и осели и алтарь на сторону пошатнулся от чего опасно внезапного оной церкви разрушения…» При этом из экономии средств предполагалось «материалы на строение оной употребить из имеющихся близ той же соборной церкви из разломанного помянутого гостиного двора с прибавлением к онным если чего из них не достает потребные к тому от канцелярии от строений (РГИА ф.1601. оп. 1. Д.132. л.246-247).

Сохранились план и рисунок фасада первоначального Троицкого собора, подписанные архитектором Иваном Бланком. Чертеж может быть датирован 1738 – 1742 гг. – временем после получения Бланком звания архитектора до его отъезда в Москву. Вероятно, составление чертежа было связано с подготовкой собора к полной перестройке. На нем храм имеет форму, полученную в результате предшествующих перестроек, – к вытянутой крестообразной постройке с северной стороны примыкает придел с дополнительным алтарем. Несомненно, это придел Харитона Исповедника. Судя по плану, храм достигал 37 м в длину (около 40 м с крыльцом) и 27 м в ширину (с двумя крыльцами около 36 м). Без придела Харитона Исповедника ширина первоначальной трапезной составляла всего около 16 м, а алтаря около 10 м.

Помимо чертежа фасада храма, выполненного Иваном Бланком, сохранились и другие изображения храма, относящиеся к первому периоду его существования. Все они показывают южный фасад церкви, обращенный к Неве. Наиболее достоверные из них: гравюры А. Ростовцева 1716 г., П. Пикарта 1714-15 гг. и А. Зубова 1720, 1727 гг. и рисунок Ф.В. Берхгольца. На последнем из этих изображений внешний вид церкви почти полностью соответствует его чертежу, выполненному И. Бланком. Близка к ним и иконография храма на гравюрах А. Ростовцева и П. Пикарта. На гравюрах А. Зубова, изображавших корабли на фоне Троицкой площади и крепости, церковь имеет несколько измененные высотные пропорции – вытянутая колокольня напоминает колокольню Петропавловского собора, который еще не был достроен к тому времени. Вероятно, эти искажения носили целенаправленный характер – стремление подчеркнуть величие центра новой столицы.

К 1741 г. относится следующий проект каменного двухэтажного Троицкого храма М.Г. Земцова, однако и он не был осуществлен. В 1743 г. окончательно обветшавший собор, по указанию Елизаветы Петровны, был разобран, а на его месте – на старом фундаменте сооружен новый – такой же, как прежде. Освещен он был в 1746 году в присутствии императрицы. Известно, что перестройкой руководил архитектор Ван Болес. При постройке использовались бревна длинной 3 сажени и толщиной 6-7 вершков. Крыша была покрыта тремя рядами пильных досок, прибитых новоманерными пятидюймовыми гвоздями. Всего было использовано около 7 тыс. гвоздей.

Сооружение в «…церкви и в приделе Харитона Исповедника, вдоль чуланов и в трапезе пяти печей израсчатых» было поручено Михайлу Иванову. Изготовить их предполагалось «…из казенных материалов: плитного камня, кирпича, изразцов, глины, проволоки, галланским маниром и трубы вывести выше кровли» (ЦГИАРФ. Ф.467. оп.4. д.693.л.127-128). Второй период существования храма продолжался недолго – в 1750 г. из-за упавшей свечи случился пожар и он сгорела дотла.

После двухлетнего перерыва в 1752 г. было принято решение о возобновлении Троицкого собора. Он сооружался на прежнем месте из материалов старой церкви, находившейся ранее вблизи Третьего Летнего дворца, в 1754-56 гг. по проекту С.А. Волкова (ИСССПЕ. т. VII. 1883, 104). Несмотря на стремление к воссозданию храма в прежнем виде, по своим внешнему виду, размерам и внутренней планировке он не был схож с предшествующим сооружением. Согласно сохранившемуся плану XVIII в. его размеры были менее размеров петровской церкви (фотоархив ИИМК РАН 18353, 18355).

Храм состоял из четверика и примыкавших к нему алтаря и паперти с колокольней. Примечательно, что в 1754 г. при укреплении береговой линии у домика Петра использовался плитный камень, а возможно и кирпичный щебень, из фундаментов сгоревшей Троицкой церкви (Зязева, 1983: 25-26). Вероятно, это были лишние строительные материалы, которые не использовались при строительстве нового храма.

Третий период, наиболее продолжительный, был отмечен несколькими крупными ремонтами храма. Непременным условием всех перестроек было то, что он должен был сохранять внешний вид, полученный при его возведении в середине XVIII в. Известно, что в 1776 г. примерно в 50 м к юго-западу от Троицкой церкви была построена, приписанная к ней, теплая каменная церковь во имя преподобного Нила Столбенского. Однако, она просуществовала недолго, после пожара 1809 г., было принято решение о ее разборке (ИСССПЕ. т. VII. 1883, 105).

В начале XIX в., оставаясь длительное время без ремонта, Троицкий храм пришел в крайний упадок, а колокольня в совершенную ветхость. В 1802–1805 гг. храм был переделан в теплый – в нем были сделаны двойные бревенчатые стены, промежутки между которыми заполнены известью (Немиров 1905: 239). Следующий ремонт происходил в 1825 г., после катастрофического наводнения 1824 г. В те же годы была изменена церковная ограда, в результате чего в церковную территория расширилась от ул. Большая Дворянская на севере до ул.Петровская на юге и Магазинного переулка на востоке. Эта ситуация нашла отражение на плане из атласа Шуберта 1828 г.

В 1875-1876 гг. Троицкий собор был подвергнут новому капитальному ремонту. Все здание, за исключением стен, оказавшихся весьма крепкими, было исправлено. Под него был подведен новый фундамент, облицованный цокольною плиткою. В соборе были заменены полы, балки, двери и окна, построена новая колокольня, покрыта железная крыша. Снаружи он был обшит тесом, а изнутри оштукатурен. Для обогрева были поставлены новые – круглые печи. Печей было шесть. Они располагались по две – в алтаре, притворе и в средней части храма (Платонович 1881: 32-34).

Известно, что в это время Троицкая церковь имела следующие размеры: центральное помещение 6 саж. длины и 7 саж. ширины, алтарь соответственно – 3 саж. 1 арш. и 5 саж., притвор с колокольней – 4,5 и 4 саж. (ИСССПЕ, 1883, 111). Помимо этого с западной южной и северной сторон к храму примыкали крыльца – в три ступени. На плане начала ХХ в. размеры церкви составляли примерно 30.2 м в длину и 17.3 м в ширину, а с крыльцами – 34 м в длину и 18 м в ширину (Фото-архив ИИМК РАН.15038). Эти параметры можно считать наиболее достоверными.

Во время последней перестройки вокруг храма, вместо деревянной, была устроена железная ограда на цокольном фундаменте. В ее юго-западном и северо-западном углах были обновлены, существовавшие ранее, деревянные часовни. В северо-восточном углу ограды находился двухэтажный деревянный дом для причта, а в юго-восточном сторожка. В ограде собора погребения не совершались. Здесь было известно лишь одно захоронение священника Н.Федорова, совершенное в 1756 г. (ИССПЕ, 1883, 118).

Собор сильно пострадал от пожара в 1913 г., случившегося от неисправности дымовых труб. Сгорели купол, крыша, чердак, притвор и колокольня, сохранилась лишь алтарная часть (Пожар собора Св.Троицы) В сильном огне оплавились колокола. Мнения о состоянии собора после пожара разделились. В биржевых ведомостях от 8 февраля, по результатам осмотра собора, священниками выражалась надежда, что он может быть отремонтирован и чин малого освящения предполагалось совершить уже 16 февраля. Другое мнение, высказанное епархиальным архитектором А.П. Аплаксиным было диаметрально противоположным. Он считал, что пожар распространился благодаря пустотам в стенах. В процессе тушения они оказались заполнены водой, которая вскоре замерзла и именно благодаря этому стены не рухнули. Возглавляемая им комиссия пришла к заключению, что исключая фундамент храма все остальное должно быть признано безвозвратно утраченным (К пожару исторического собора Святой Троицы). Первоначально погоревший собор был покрыт крышей. Службы проходили во временном деревянном двухпрестольном храме. Этот храм по своим размерами планиграфии был сопоставим со сгоревшим. Он был построен в 1914 г. в 40 м к юго-востоку от Троицкого собора и простоял до 1927 г., когда после завершения его реставрации был разобран.

Длительное время продолжалась дискуссия о том в каком виде должен быть восстановлен Троицкий собор. Наконец, было принято решение восстановить церковь в том виде, какой она была до последнего пожара.

Однако, из-за революции и гражданской войны реставрация церкви затягивалась. В 1922 г. на Всероссийской музейной конференции, проходившей в Москве, было принято постановление о производстве «реставрационных работ по воссозданию полусгоревшего … Троицкого собора …, являющегося ценным памятником древнего зодчества середины XVIIIв.». После этого – в 1923 г., были начаты восстановительные работы, завершившиеся в 1926 г.Работы эти велись на средства прихода под наблюдением Реставрационной мастерской Ленинградского отделения Главнауки. Проект реставрации был выполнен на основе исторических документов архитектором Евгением Катониным. Проводившиеся работы, почти, не затрагивали подземного пространства, так как фундаменты храма, в основном, были признаны сохранившимися. Некоторой модернизации подверглись лишь фундаменты колокольни – были усилены основания колонн, стоявших по внешнему периметру паперти (Архив НТД, ф.192, оп. 3-1. д. 60, 4359).

Сохранилось несколько планов того времени составленных архитектором Е.И. Катониным. Они датируются 1923 и 1926 гг. Эти планы содержат подробную информацию о постройках на участке Троицкой церкви того времени. К северу и северо-востоку от нее располагались: жилые дома причта, сарай, прачечная. С восточной и юго-восточной сторон находились: временные колокольня и церковь, кочегарка и сарай. В церковной ограде на углах улиц Большая Дворянская и Петровская имелись часовни.

Несмотря на то, что Троицкий собор был признан единственным памятником деревянного зодчества XVIII в. в Ленинграде и находился на государственной охране, спустя всего несколько лет после его восстановления – в 1933 г. он был закрыт и разобран по решению Облисполкома. В 1930-50-е гг. площадь была перепланирована, а на месте разобранного собора в 1956 г. построено новое здание (дом 3 – 5 по Троицкой пл.) и разбит газон.

Сорокин П.Е. Археологическое изучение Троице-Петровского собора //Археологическое наследие Санкт-Петербурга. - СПб., 2003. - Вып. 1. - С. 25-74.


Восстановленный в 1920-х гг. на средства советских верующих, с разрешения советской власти, Троице-Петровский собор был снесен по постановлению той же власти осенью 1933 г. Его закрытие 15 августа 1933 г. и подготовка к закрытию производилась в последние месяцы пребывания на Ленинградской кафедре митрополита Серафима (Чичагова), в обстановке "паспортизационного террора", когда многим представителям духовенства, включая митрополита, было отказано в получении паспорта с ленинградской пропиской. В такой обстановке заступиться за собор, кроме академика И. П. Павлова, было некому. В направленном в Совнарком письме протеста академик писал: "Обращаюсь к правительству, наверно, не один, должны же остаться еще порядочные (пусть безгласные) люди в моем отечестве /.../ Не может быть, чтобы уничтожение памятников великого прошлого ... никого не тронент. /.../ только что услышал - собираются разрушать Троицкий собор в Ленинграде, скромную деревянную церковку, где молился Петр Великий..."

Загрина Н.А. И.П. Павлов и религия // Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова. 2000, № 1-2. С. 223-224

Но что значил для Вождей мирового пролетариата голос какого-то Нобелевского лауреата ?



Комментарии и обсуждение


https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb/materialattachment/attachment/1e/b8/1eb8f185-c2d7-49a6-9f08-942b0444fb3a.pdf Прибавление к Церковным ведомостям 1890 №46 стр. 1569, фото и описание

1 марта 2021.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.