Очарованный архитектурой и атмосферой древних украинских храмов Польши молодой польский журналист, писатель и путешественник Пьетр Дурак создал серию фотографий брошенных и забытых греко-католических церквей Подкарпатья и Люблинщины.
Экстерминация определенной группы населения всегда ведет к уничтожению следов ее культуры, выразительными признаками которой являются сакральные памятники. Это характерно не только для Польши, где после Второй мировой войны произошла экстерминация украинского населения с территорий юго-восточного пограничья и украинские церкви оказались в невостребованном состоянии. Подобное произошло и в Украине, где в результате выселения польского населения из территорий Галиции и Волыни в таком же положении оказались костелы, а в Крыму после полного выселения татарского населения — мечети.
В случае церквей в Польше можно определить определенные регионы, где их судьба сложилась по-разному. В первую очередь это Западная Лемковщина, территория которой покрывалась с территорией Тарновской латинской епархии. Тогдашний епископ Ян Петр Степа сразу после выселения издал распоряжение, которым занял опекой все греко-католические церкви, включив их в латинский обряд. Это позволило сохранить практически все достопримечательности, включая и их устройство. На территории же Перемышльской католической епархии такого распоряжения не было. Поэтому часть церквей перебрали на костелы жители тех сел, в которые они заселились, и приступили к их обряду, что привело к исчезновению иконостасов, внутреннего устройства. Еще в худшей ситуации оказались церкви в местностях, где польское население не захотело заселяться. Эти церкви практически пропали в течение нескольких десятилетий, потому что использовались на склады, конюшни для скота.
Со временем возникла еще одна проблема. Польские общины возводили новые храмы, а древние приспособленные церкви оставляли на произвол судьбы, что вызвало их разрушение.Фотографии Пьотра Дурака, выполненные в последнее десятилетие, собственно фиксируют состояние этих памятников нашего присутствия на этих территориях, показывая, как и давние, уже длительные руины каменных церквей, покинутых еще сразу после выселения украинцев, так и состояние новых никому не нужных уже церквей, покинутых в последние десятилетия. Это боль души и раны этой земли, которую лишили заботящихся и любивших ее жителей», — так комментирует Василий Слободян, историк-ученый, исследователь сакральной архитектуры, руководитель издательского отдела института «Укрзахидпроектреставрация».
23/03/2019 Статья «100 фото заброшенных украинских храмов Польши».
Источник: https://inlviv.in.ua/zhittya/foto/100-foto-pokynutyh-ukrayinskyh-hramiv-polshhi ; Credo-ua.org