Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Семеновского полка
Выйдя из Царскосельского (ныне Витебского) вокзала на площадь, прибывший в столицу Империи видел перед собой высокий белый пятикупольный храм, который принадлежал одному из самых известных и старых российских гвардейских полков – Семеновскому. Он был создан в 1682 г. из „потешных“ будущего царя Петра Алексеевича и квартировал в подмосковной деревне Семеновской. В 1700 г. полк стал лейб-гвардейским, участвовал во многих войнах, подавлении мятежей и дворцовых переворотах; в нем начинали военную службу генералиссимус А.В. Суворов-Рымникский, флотоводец А. Г. Орлов-Чесменский и фельдмаршал И.И. Дибич-Забалканский; его шефами были Императоры и великие князья.
После перевода полка в 1718 г. в Петербург для полка была поставлена походная церковь-палатка с белым атласным иконостасом. В 1730-е гг. она находилась у Синего моста через Мойку. Здесь семеновцы молились до 1742 г., когда им отвели место за Фонтанкой, в Московской части. Здесь, в центре Семеновской слободы, на правой стороне нынешнего Клинского проспекта, между Можайской и Верейской улицами, 1 июня 1745 г. была заложена „деревянная, на каменном фундаменте церковь“, освященная архиепископом Феодосием 20 ноября 1746 в присутствии Императрицы Елизаветы Петровны. В 1764 г. это здание разобрали и, несколько переделав, перенесли ближе к полковому плацу, поставив на Загородном проспекте. В канун полкового праздника в церкви на богослужении почти всегда бывала Екатерина II.
Планируя в 1797–1799 гг. комплекс Семеновских казарм, арх. В.И. Баженов, а затем Ф.И. Демерцов предусмотрели большой купольный храм, но их проекты не были осуществлены.
При прокладке Царскосельской железной дороги в 1836 г. выяснилось, что деревянная церковь ей мешает, и Николай I повелел выстроить каменный трехпридельный храм близ полкового госпиталя на средства (около 1 млн. руб.), главным образом, Императорской казны. Он был заложен 22 августа 1837 г. по проекту К.А. Тона, которому помогали ему А.К. Росси, Н.Л. Бенуа, Ф.И. Эппингер и К.К. Мейснер. Строительную комиссию возглавил министр двора кн. П.М. Волконский, генерал по спискам полка. Осенью 1839 г. выдержанная в русско-византийском стиле постройка была вчерне готова, но ее отделка продлилась до 21 ноября 1842 г., когда обер-священник армии и флота Кутневич в присутствии Императора произвел освящение. Южный придел был посвящен благ. кн. Александру Невскому, северный – правв. Захарии и Елизавете.
Трехъярусный главный иконостас и одноярусные в приделах были сделаны по рисунку Тона в мастерской Е. Скворцова резчиком Иваном Игумновым. Столярные и позолотные работы произвели Николай Тарасов и Василий Бобков. Лепку внутри исполнил крепостной Ф.П. Дылев, барельефы на фасадах – скульпторы Н.А. Рамазанов, И.И. Реймерс, М.Г. Крылов и А.И. Мануйлов. Образа написали академики: П.В. Басин, В.К. Шебуев, Я.Ф. Яненко, Т.А. Нефф, А.К. Виги, Ф.П. Брюлло; паруса расписал А.Т. Марков, купол – В.К. Сазонов.
Из прежней церкви в приделы взяли часть икон, в том числе две „греческого письма“: Нерукотворный Спас и Знамение, бывшие с Семеновским полком в битвах при Полтаве и Лесной и висевшие некогда в его московском храме. Николай I подарил церкви шпалеру „Поклонение пастухов“, копию с известной картины Корреджо; в 1877 г. было пожертвовано „Введение во Храм“, сделанное из перламутра. В 1914 г. Иерусалимский Патриарх Дамиан подарил храму образ „Воскресение Христово“ с частицей Гроба Господня. Гробницу для плащаницы изготовил в 1888 г. из золоченой бронзы известный мастер И. В. Софронов, а сама плащаница была отбита в 1812 г. семеновцами у французов, похитивших ее из древнего московского храма. Праздничное Евангелие весило 2,5 пуда, потому что в 1796 г. оно было обложено золоченым серебром и украшено драгоценными камнями и эмалевыми вставками.
16 декабря 1906 г. в подвальном этаже был освящен расписанный ликами святых и орнаментами нижний придел сщмч. Иакова с походным иконостасом Александра I. Здесь в двух мраморных гробницах были похоронены: убитый в 1906 г. террористкой командир полка генерал-майор Г.А. Мин и трое семеновцев, павших при подавлении восстания 1905 в Москве. На гробнице Мина находился образ „Спаситель в терновом венце“ кисти В. М. Васнецова, на стене была написана сочиненная генералом молитва. Ранее в церкви были погребены: командир полка гр. В.П. Клейнмихель (1882), и кн. П.М. Волконский (1852), гробница которого была сделана по эскизу К.А. Тона.
В 1907 г. в храме был произведен большой реставрационный ремонт, а 18 ноября 1912 г. на его хорах освящен придел новопрославленного свт. Иоасафа Белгородского и вмц. Екатерины. В 1913 г. церковь стала собором. К храму было приписано три часовни. Одна – на Загородном проспекте, у церкви, имела вид мраморного киота и была освящена в 1885 г. (арх. Н.В. Набоков); вторая – во имя св. Александра Невского, в память спасения в Борках, была выстроена севернее храма гражд. инж. С.А. Баранкеевым в 1893–1894 гг. Третью, небольшую шатровую часовню слева от вокзала освятили в 1898 г. в память о спасении Цесаревича Николая в Отсу.
Весной 1915 г. в нижней церкви было разрешено хоронить офицеров полка, павших на войне. В конце 1916 г. в ней был освящен мраморный иконостас по проекту В.Н. Боброва. По собранным сведениям, было погребено 26 человек, среди них командир полка генерал С.И. Соваж. Летом 1930 г. эти останки были перенесены на кладбище. В верхней церкви среди полковых знамен висели доски с именами павших ранее офицеров; в витринах лежали мундиры августейших шефов, а также фельдмаршальские жезлы кн. П.М. Волконского и вел. кн. Николая Николаевича-старшего.
Традиционно 19 июля по приходу шел крестный ход в воспоминание о холере 1892 г. 10 ноября служилась панихида по погибшим в Русско-турецкую войну 1877 г., в кровопролитном бою под Правцем. С 1873 г. при храме работало благотворительное общество, которое содержало женскую богадельню и школу-приют для бедных девочек. Последним до революции настоятелем был в 1908–1919 гг. прот. Александр Иоаннович Алексеев.
Собор – самое крупное произведение К.А. Тона в Петербурге, находившееся под охраной как памятник архитектуры, был закрыт 8 марта 1932 г. (решение Леноблисполкома от 21 февраля 1932 г.) и к марту 1933 г. снесен. Год спустя за счет освободившегося места расширен Введенский сквер. Часть ценностей собора хранится в музеях Петербурга и Москвы.
Ныне на месте здания находится большой сквер с установленным в 1997 г. памятным крестом. 1 июня 2003 г. открыта памятная колонна, созданная скульптором А.Г. Демой и архитекторами Н.Н. Соколовым, С.Л. Михайловым и И. Вержбицкой.
Введенская лейб-гвардии Семеновского полка церковь располагалась на правой стороне Загородного пр., между Гороховой ул. и Введенским каналом. Первый период истории Семеновской полковой церкви, так же как и истории самого полка, принадлежит Москве. Первой полковой церковью Семеновцев была приходская церковь Введения в храм Пресвятой Богородицы в селе Семеновском около Москвы.
После перевода Семеновского полка из Москвы в Санкт-Петербург, весною 1745 г. был высочайше одобрен план обустройства в Семеновской солдатской слободе небольшой деревянной церкви в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, который был освящен 20 ноября (по ст. стилю) 1746 г. Но церковь в слободе оставалась недолго, в 1764 г. храм перенесли на Большую Загородную ул. (Загородный пр.). В 1842 г. обветшавшая деревянная церковь была разобрана. Но сначала последовал высочайший рескрипт Николая I от 31 января 1837 г. о построении нового каменного храма на имя тогдашнего министра двора князя П.М. Волконского, который числился в списках полка. Затем Высочайше утвержден и комитет, под наблюдением которого происходила постройка храма, его возглавил князь Волконский……
План и фасад нового каменного храма были составлены арх. К.А. Тоном, которому было поручено возглавить и все работы по строительству. Закладка храма состоялась 22-го августа 1837 г., а освящение совершено 20-го ноября 1842 г. На построение новой церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы, а также на ее отделку и снабжение иконами, ризницею, сосудами и прочей церковной утварью было потрачено около миллиона рублей, «из коих семьсот тысяч рублей были получены от щедрот Августейшего Шефа полка, Императора Николая Павловича, из собственного Его Величества кабинета».
Пятиглавый храм был выполнен в византийском стиле, имел три престола: главный - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, южный - во имя Святого Благоверного князя Александра Невского и северный - во имя Святых праведных Захария и Елисаветы.
Иконостасы во всех приделах были деревянные, резной работы, золоченые. Для них были выполнены живописные работы , но в иконостасе правого придела большинство икон были перенесены из старой деревянной церкви. Новые живописные работы были произведены известными мастерами среди них академики Неф, Брюлов, Шебуев, Сазонов, профессора - Басин, Гобель-Цетелль, Марков и пр. В куполе храма по кругу располаголись 16 фресок: Спасителя, 12 апостолов и 3 святителей, которые были выполнены акад. Сазоновым.
Особого внимания в церкви заслуживали две исторические иконы в серебряных ризах, старинного греческого письма выполненные на деревянных досках - Нерукотворенного Спаса и Знамения Божией Матери, которые были помещены в главном алтаре по обеим сторонам запрестольного образа. Внизу каждой из них выгравирована одинаковая надпись: "Сей святый образ построен в дни благочестивыя державы при Царе Государе Петре Алексиевиче и при сыне его Государе Царевиче Алексии Петровиче всея России, а по обещанию полку Семеновскому, 1705 г.". Именно эти иконы, по свидетельству историков Семеновского полка, «постоянно сопутствовали Петру I в походах и воодушевляли Семеновцев в геройских битвах при деревне Лесной и под Полтавой». Из других святынь заслуживали особого внимания две плащаницы: одна по своей ценности (около 6 тыс. рублей), а другая - по своей исторической судьбе. Она была похищена французами в 1812 г. из какой-то, вероятно, Московской церкви, «плащаница сия была отбита у них казаками во время бегства Наполеоновской армии, при переправе через реку Березину, и передана, для благоговейного хранения, в церковь лейб-гвардии Семеновского полка».
К 1912 г. к числу достопримечательностей храма относились: «а) Семеновские мундиры Шефов полка, блаженной памяти Императоров: Александра I, Николая I и Александра II, - Высочайше пожалованные полку и, по распоряжению военного начальства, хранящиеся в церкви, в устроенных для того киотах; б) драгоценный фельдмаршальский жезл Великого Князя Николая Николаевича старшего, вделанный в стену и заложенный каменным стеклом и железною решеткою; в) гробницы над могильными склепами: светлейшего князя П. М. Волконского, который председательствовал в комитете по построению храма, бывшего командира полка графа В. П. Клейнмихеля; в нижней церкви, под сводами храма (во имя Св. Мученика Иакова) в левой стороне был особый склеп, где покоились кости убитых во время Московских мятежей трех нижних чинов. Над этой могилой была помещена художественная икона Спасителя в терновом венце, написанная Васнецовым и оцененная в 10 тыс. рублей. Тут же покоился прах бывшего командира полка генерал-майора Георгия Александровича Мина», убитого в 1906 г. революционеркой-террористкой.
К 1912 г. стены храма украшали четыре мраморные памятные доски с именами Семеновских офицеров, павших в битвах со времени сформирования полка. К 1917 г. прибавились памятные доски с именами погибших воинов в Первую мировую войну, но информация о них пока остается неизвестной.
С 1816 г. Введенская церковь была в ведомстве Обер-священника, а до этого времени в церковно-иерархическом отношении она подчинялась местной епархиальной власти. Точных юридических сведений о границах прихода не имелось. На основании же долговременной клировой практики принято было считать Введенским приходом часть города Санкт-Петербурга, лежавшую между Забалканским пр., Фонтанкой, Лештуковым пер., Ивановской, Николаевской и Звенигородской улицами и Обводным каналом (употребляемые названия улиц старые, на 1912 г.). «В черте этого прихода и у границ его располагалось 15 казенных или домовых церквей. При всем том, число прихожан обоего пола, бывающих у исповеди и Святого Причастия, простирается, по клировым ведомостям, за последние годы (с нач. XX в. – по 1912 г.) до 6 тысяч. Все это, как и подобает окраине города, преимущественно простые чернорабочие люди.
По материалам Г.А. Цитович. Храмы Армии и Флота. Историко-статистическое описание в двух частях. Пятигорск. Типо-литография А.П. Нагорова. 1913