"Тот собор, который мы знаем по фотографии и которым гордились кукарские жители, был построен в 1829 г., а название Троицкого он наследует от других церквей и храма, которые в Кукарке существовали до него. Впервые в литературных источниках упоминается «древян храм живоначальной Троицы» в книге Константина Шушерина в 1620 г. А собор упоминается впервые в 1678 году.
В 1750 г.в Кукарке случился большой пожар, в котором сгорели собор, крепость и деревянные Спасо-Преображенская и Успенская церкви. Но церкви сразу же восстанавливаются. Строится каменная Спасо-Преображенская церковь в 1752 г., каменный Троицкий собор в 1761 г. (по другим источникам в 1750 г.) и деревянная Успенская церковь.
Спасо - Преображенская и собор соседствовали друг с другом. Обе колокольни были отдельно стоящими от храмов. В этом виде собор простоял до 1818 г., когда кукарские жители решили его сломать, т.к. он был мал и некрасив, а на его месте построить новый. В это время было принято решение Спасо-Преображенскую церковь приписать к Троицкому собору, и с того времени она стала называться теплым храмом Троицкого собора.
Из прибавления № 8, № 9 к «Вятским губернским ведомостям» за 1838 г.: «В Кукарке четыре каменные церкви, в том числе особенно замечателен богатый собор, построенный по плану, составленному в кабинете Его Императорского Величества архитектором Статским Советником РУСКО, усердием прихожан и всех удельных крестьян Яранского уезда.
Замечательно, что постройка этого огромного здания, которое в длину и ширину имеет по 18 сажен, а в вышину с крестом 26 сажен (сажень 2 м 13 см), произведена с соблюдением всех правил архитектуры без архитектора.
Комиссия, возглавляемая непосредственно Главным Управляющим Вятскою Удельною Конторою, строила его самым экономическим образом. Все материалы заготавливались на месте, заблаговременно, с соблюдением всех выгод. Кирпич, которого израсходовано более трех миллионов, с доставкой на место не дороже 14 рублей за тысячу.
Наружная сторона собора выложена опочным камнем, которым изобилует Кукарка. Построение храма стоило более 200 тысяч рублей. Храм украшен тремя иконостасами с отличной резьбою и позолотою, с образами хороших мастеров. Теплый храм по величине и расположению заслуживает не меньшей похвалы, если он уступает холодному в красоте и блеске снаружи, зато далеко превосходит расположением. В нем все устроено так, что невольно побуждает к молитве. Вся честь как в построении холодного храма, так и в переправке теплого, принадлежит бывшему в Кукарке протоиерею Феоктисту Ивановичу Ивановскому. При соборах есть две колокольни очень хорошей архитектуры. Главная имеет в вышину с крестом 31 сажень».
Собор был построен вновь, но колокольня осталась от старого собора 1761 г. (По иным источникам - 1700 г.)
В Троицком соборе, кроме главного во имя Троицы, были приделы Петра и Павла и во имя Святого благоверного Великого князя Александра Невского. А в теплом храме главный придел во имя Преображения господня и во имя Смоленской Божьей Матери, и Николая чудотворца Мирликийского. Пятиглавый, с большим круглым куполом собор и колокольня действительно были величественны - 66 метров в высоту, сейчас нет такого сооружения в Советске. Самое большое богатство было сосредоточено именно в этих двух храмах. Самый древний приход. В стенах этих зданий сосредоточилась вся сторона местной христианской культуры. В них были старинные иконы и книги: крест серебропозолоченный - 1747 г.; Книги: «Иоанн Златоуст» - 1664 г.; «Русский временник» - 1681 г.; «Лексикон треязычный» - 1704 г.; «Триодь»1717 г.; «Дневник камер-юнкера Бергольца» - 1721 г.; «Регламент» - 1724 г.; «Камень веры» - 1728 г.; «Евангелие учительское» - 1744 г.; «Маргарит» - 1764 г. и многие другие книги.
Внутри помещения колокольни был установлен в часовне массивный крест из толстого дерева, обтесанный «маковицей» и вставлен в землю. Распятие обложено позлащенным серебром стоимостью 1200 руб.
Резное изображение спасителя помещено в стеклянном футляре. В соборе икона Смоленской Божьей Матери принесена была из Казани около 1700 года. Напрестольный крест восьмиконечный деревянный обложен тонкочеканным серебром с надписью о царе Михаиле Федоровиче. Ограда вокруг собора была построена на опочном цоколе и забрана железной решеткой. Теплый храм был обнесен глухой каменной оградой. Снаружи собор имел множество архитектурных деталей. Трудно определить по фотографии были ли обложены наружные стены камнем из опоки, но то, что резной опоки применено довольно много - это определенно. Это и отделка окон, и дверных проемов, базы и капители колонн, крыльцо и ступени лестниц, цоколь здания, отмостка и водоотводные лотки. Выносные плиты и симы. Довольно редкие элементы архитектуры в нашем крае - триглифы, метапы, капли, тении, регулы и прочее.
Влияние архитектуры собора в дальнейшем строительстве кирпичных зданий в Кукарке прослеживается повсеместно. И т.к. в 30-е годы XIX в. в слободе было всего 8 гражданских кирпичных зданий, архитектура его служила постоянным примером всего каменного строительства.
При перестройке теплого храма или Спасо - Преображенской церкви в 30 - е годы нашего столетия были использованы архитектурные детали из разрушенного Троицкого собора во фризе здания - это триглифы и метапы из опоки.
Троицкий собор был разрушен в 30-е годы XX века. Купол был взорван, обе колокольни также взорваны. Кирпич возили в Киров на строительство гостиницы «Центральная», стены разбирали вручную, загружали в баржи на Пижме. Так как высота стен была значительна, то лотки из досок были положены одним концом на собор, а другим на баржу, кирпичи скользили прямо в баржу. Теплый храм пострадал меньше, у него отсутствует только купол и колокольня. Все помещение сохранилось, только появился справа пристрой, а вместо входа в паперть сделано окно. Теперь это здание занимает музей".
А.Репин, http://sovetsk-kukarka.ru/o-sovetske/istoria-sovetska/51-cerkvi.html?start=1