ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красноярск. Церковь Алексия, митрополита Московского при 30-м Сибирском стрелковом полку.


Красноярск. Церковь Алексия, митрополита Московского при 30-м Сибирском стрелковом полку
Церковь.  Утрачена.  
Престолы:Алексия, митрополита Московского
Архитектурный стиль:Русский стиль
Год постройки:Между 1909 и 1916.
Год утраты:приблизительно 1990 (разобрана после пожара)
Архитектор:Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), В.А. Соколовский (строительный надзор)
Адрес:
Россия, Красноярский край, г. Красноярск, на месте здания по адресу ул. Краснодарская, д. 8

Координаты: 56.046097, 92.939834 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Алексия, митрополита Московского при 30-м Сибирском стрелковом полку, Источник: личная коллекция автора<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Источник: личная коллекция автора
архитектон
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


архитектон  5 марта 2015

В справочнике о приходах Енисейской епархии, изданном в 1916 году Енисейским церковно-историко-археологическим обществом, содержится краткое упоминание об Александро-Невской деревянной военной церкви в городе Красноярске. Этот справочник, содержание которого не утратило своей актуальности до настоящего времени, ничего не сообщает о другой, кирпичной военной церкви одноименного названия, строительство которой было завершено в период подготовки к изданию самого справочника. Красноярские военные церкви, в связи с их полной утратой никогда не были объектами специальных исследований и не нашли должного отражения в трудах по истории архитектуры Приенисейского края. Настоящая небольшая статья о строительной истории и архитектурных особенностях красноярских военных церквей представляет собой попытку восполнить имеющийся пробел в наших знаниях об этих редких по характеру своего предназначения памятниках православной архитектуры Красноярского края.

В сентябре 1867 года для «отправления духовных треб у воинских чинов» высочайшим повелением был утвержден штат священнослужителей при Красноярском губернском батальоне. Из-за отсутствия при этой воинской части собственного храма ( с 1832 года штабные, обер- и унтер-офицеры, рядовые и нестроевые солдаты Красноярского линейного сибирского батальона № 12 были приписаны к приходу Всесвятской церкви) военным командованием были предприняты усилия по сооружению батальонной церкви. В феврале 1872 года епископом Красноярским и Енисейским Павлом было рассмотрено обращение командира Красноярского батальона майора Тульничеева о разрешении строительства военной церкви.

По указанию енисейского губернатора А.Д.Лохвицкого специальной комиссией во главе с губернским архитектором Г.Я.Судовским, при участии протоиерея И.Рачковского для церкви был выбран земельный участок, находившийся внутри комплекса батальонных казарм. Возникновение этого комплекса построек, принадлежавших военному ведомству, относится к 20-30-м годам XIX века. По распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири А.С.Лавинского, требовавшего энергичных мер по обустройству столицы открытой Енисейской губернии, проект для строительства батальонных казарм был разработан вероятнее всего первым енисейским губернским архитектором П.Ф.Воцким. В архивах сохранились его проектные чертежи некоторых деревянных построек для красноярского батальона, выполненных в формах классицизма.

Судя по генеральному плану Красноярска 1828 года батальонные казармы занимали значительный по размерам земельный участок в границах современных улиц Робеспьера, пр.Мира, Декабристов и Бограда. По воспоминаниям первого енисейского губернатора А.П.Степанова в 20-х годах XIX века среди деревянных построек комплекса числились четыре здания для рядовых и три здания для офицеров батальона Сибирского отдельного корпуса. Наряду с жилыми зданиями в состав комплекса входили хозяйственные постройки и лазарет. К территории батальонных казарм с запада примыкало обширное пространство Плац-парадной площади (ныне Красная площадь). Вокруг комплекса казарм селились семьи нижних чинов, вследствие чего застройка близ лежащих кварталов в дальнейшем получила название Солдатской слободы.

Судя по изображению на генеральном плане Красноярска, высочайше утвержденном 11 августа 1855 года, комплекс казарм Красноярского губернского батальона сохранял свое прежнее местоположение. Его деревянные постройки размещались по периметру значительного по размерам квартала прямоугольной формы, вытянутого с севера на юг. Именно здесь на территории комплекса строений батальонных казарм 15 мая 1872 года была заложена деревянная церковь во имя Св.Благоверного князя Александра Невского. Здание церкви строилось на средства иркутского потомственного почетного гражданина Н.А.Немчинова под надзором специально созданного комитета, в состав которого входили подполковник Тульничеев, штабс-капитан Горецкий и протоиерей И.Рачковский.

Донатор красноярской батальонной церкви Николай Андреевич Немчинов принадлежал к известной семье сибирских предпринимателей и меценатов XIX века. Известно, что на пожертвования представителей этой богатейшей фамилии были выстроены не только крупные общественные здания в городах Кяхте, Иркутске и Таре, но и ряд православных церквей в различных населенных местах Сибири.

Строительство батальонной церкви завершилось к концу сентября 1873 года. 30 сентября этого же года здание церкви было торжественно освящено. Вот как описывает эту постройку один из документов того времени: «Церковь деревянная с такой же колокольней на каменном фундаменте. Снаружи обшита тесом и окрашена светло-дикою краскою с выбеленными карнизами. Крыша, купола церкви и колокольни покрыты железом и выкрашены зеленою краскою на масле. Кресты на куполах железные, вызолоченные. Расстояние от алтаря до выхода десять сажен. Церковь обнесена деревянной решетчатой оградой, окрашенной дикою краскою. Иконостас в два яруса, резьба, карнизы вызолочены. Стоимость постройки с утварью, иконостасом и колоколами около 8500 рублей серебром».

В таком виде планировочная структура комплекса батальонных казарм с расположенной на его территории церковью просуществовала до начала XX века. На генеральном плане Красноярска 1894 года северная граница комплекса казарм по-прежнему проходила по Воскресенской улице. С восточной стороны застройка комплекса размещалась вдоль Батальонного переулка, с западной стороны — вдоль Плац-Парадного переулка. Южную сторону комплекса казарм ограничивала Садовая улица.

К 1906 году ул.Гостинская (Маркса) была продлена до Плац-Парадной площади, вследствие чего, комплекс военных построек оказался расчлененным на северную и южную части. Деревянная батальонная церковь своим южным фасадом вышла в северную линию застройки Гостинской улицы. Здесь ее и зафиксировали фотоснимки начала XX века.

Здание Александро-Невской церкви, имело продольно-осевое построение архитектурных масс. Вдоль оси запад-восток последовательно располагались: колокольня, небольшой переход-«трапезная» и храм с пятигранной алтарной апсидой. Храмовый объем церкви в традициях древнерусского зодчества завершался широким глухим восьмериком с крупным куполом шлемовидной формы. Над алтарной апсидой поднималась глава на высокой шее. Трехъярусная четырехгранная колокольня завершалась восьмигранным шатром, диагональные грани которого имели меньшую ширину. Каждая из граней яруса звона была прорезана прямоугольным проемом с устройством для навески колоколов.

Силуэт колокольни обогащали треугольные фронтоны, установленные над каждой гранью яруса звона. Им вторили треугольные фронтоны объемов, находившихся у северного и южного фасадов колокольни. Главный западный вход в церковь, подчеркнутый треугольным фронтоном, имел крыльцо, крытое двускатной крышей. Оконные проемы нижнего яруса церкви имели трехгранные завершения. Для освящения второго яруса колокольни в его стенах были устроены (по одному на грани четверика) небольшие окна, восьмигранной формы. Бревенчатые стены здания снаружи были обшиты горизонтально уложенными досками. Здание окружала деревянная решетчатая ограда, звенья которой были установлены между кирпичными столбами прямоугольного сечения на сплошном цоколе.

В целом архитектура красноярской батальонной церкви восходила к тоновским образцовым проектам храмов без буквального воспроизведения какого-либо из них. Среди известных нам образцовых проектов, содержащихся в «Атласе планов и фасадов деревянных приходских церквей», изданном в 1857 году, нет ни одного полностью совпадающего с красноярской церковью. Образ батальонной церкви, созданный предположительно енисейским губернским архитектором Г.Я.Судовским, отражал характерные для своей эпохи черты православных храмов в духе русского стиля с рядом еще не изжитых классицистических мотивов, таких как четырехгранная форма колокольни, треугольные фронтоны и дощатая обшивка фасадов. В течение пятидесяти лет архитектурный объем батальонной церкви вместе с объемами кафедрального Рождественского собора и домовой церкви Иоанна Предтечи Архиерейского дома служил пространственным ориентиром в застройке Красноярска и активно участвовал в формировании его живописного силуэта. После своего закрытия деревянная церковь Александра Невского сгорела в 1923 году.

Об обстоятельствах сооружения второй красноярской военной церкви, посвященной имени Александра Невского, известно не много. После окончания Русско-японской войны из Сибирского военного округа в 1906 году был выделен самостоятельный Иркутский военный округ, в состав которого вошли территории Енисейской и Иркутской губерний, а также Забайкальской и Якутской областей. Летом 1906 года, после участия в подавлении восстаний во Владивостоке, в Енисейскую губернию была передислоцирована 8-я Восточно-Сибирская дивизия, входившая в состав 3-го Сибирского пехотного корпуса. Ее 29-й пехотный полк разместился в Ачинске, 32-й в Канске, 30-й и 31-й в Красноярске. Прибывшие в Красноярск пехотные полки были расквартированы по обывательским домам и размещены в выстроенных еще в 1887 году кирпичных казармах бывшего 7-го Красноярского резервного батальона 2-й Сибирской резервной пехотной бригады (на территории батальонных казарм в районе Плац-Парадной площади). Религиозные потребности чинов 30-го пехотного полка удовлетворялись причтом деревянной церкви Александра Невского, а для 31-го пехотного полка службы проводились в учрежденной в 1906 году походной церкви.

В послевоенный период на восточных территориях Российской империи развернулась активная работа по развитию военной инфраструктуры. Командованием военных округов создаются Хозяйственно-строительные комиссии, в задачи которых входили вопросы обустройства новых мест дислокации воинских частей. Начиная с 1907 года под руководством офицеров окружных штабов при участии гарнизонных офицеров в Иркутске, Новониколаевске, Омске и других сибирских городах на казенные средства осуществлялось возведение комплексов военных городков. К строительству казарм для 29-го, 30-го и 31-го пехотных полков в это время приступили в Ачинске и Красноярске.

Земельный участок для красноярского военного городка был безвозмездно отдан Городской думой военному ведомству еще в конце XIX века. Этот участок размером более ста гектаров находился к востоку от Красноярска по дороге в Канск. В 1910-х годах здесь было выстроено значительное количество солдатских казарм, складов и жилых домов для офицерского состава 31-го пехотного полка и их семей, а также полковая церковь. История ее строительства такова.

В 1900 году императору Николаю II военным министром А.Н. Куропаткиным был направлен доклад по улучшению быта нижних чинов российской армии. В своем докладе министр писал, что в настоящее время «представляется необходимым изыскать средства для постройки церквей при всех частях войск, в которых по штату положены священники, для чего необходимо разработать тип военной церкви, хотя бы барачной системы, но поместительной и недорогой, чтобы изысканием для постройки церквей средств не пришлось откладывать удовлетворение этой насущной нужды»...После высочайшего одобрения доклада в январе 1900 года при Главном штабе была учреждена особая комиссия под председательством члена Военного Совета, генерала от инфантерии графа И.Д.Татищева. В состав комиссии вошли протопресвитер военного и морского духовенства А.А. Желобовский, представители Главного Штаба и Главного Инженерного Управления, а также комиссии при Военном Совете по постройке казарм.

Деятельность этой комиссии была направлена на решение вопросов, связанных с удовлетворением религиозных нужд войск и улучшением их религиозно-нравственного воспитания. Одним из результатов работы комиссии стал образцовый проект военной церкви, отличавшийся экономичностью и рассчитанный на значительное число молящихся. Стоимость сооружения военной церкви составляла 40 000 рублей. Автором образцового проекта являлся военный инженер член комиссии по устройству казарм при Военном Совете Военного министерства надворный советник Фёдор Михайлович Вержбицкий. Окончивший в 1871 году Петербургское Строительное училище Вержбицкий Ф.М. являлся крупным специалистом по железнодорожному и казарменному строительству. В 1900-х годах трудился преподавателем Школы десятников по строительному делу, входя в состав правления Общества гражданских инженеров.

Первого декабря 1901 года высочайше было повелено: «Установить на будущее время к исполнению правило, чтобы в казармах Военного Ведомства, как существующих, так и возводимых вновь распоряжением и на средства этого ведомства, православная церковь, в виде отдельного здания, была непременной принадлежностью казарм тех частей войск, по штатам коих положены церковные причты». При этом приказом по Военному ведомству от 23 января 1902 года командованию на местах предписывалось: «руководствоваться при постройке войсковых церквей Высочайше одобренным проектом таковой церкви.» На нужды церковного строительства по Военному ведомству... было отпущено в конце 1901 года 200 тысяч рублей, а в 1902 и 1903 годах ассигновано по 450 тысяч рублей.

Спроектированная Ф.М.Вержбицким войсковая церковь принадлежала к числу редких храмов базиликального типа в «русском стиле», в архитектуре которых органично соединялась структура западнохристианских сакральных построек с мотивами древнерусского зодчества XVII века.

Известны многочисленные примеры использования этого удостоившегося высочайшего одобрения образцового проекта при сооружении военных церквей в российских губерниях.

Церковь во имя Александра Невского 31-го красноярского пехотного полка была выстроена в 1915-1916 годах по образцовому проекту военного инженера Ф.М.Вержбицкого. Об использовании при строительстве здания этого проекта убедительно свидетельствуют имеющиеся в нашем распоряжении фотоснимки. К надзору за строительством полковой церкви мог быть привлечен енисейский губернский архитектор В.А.Соколовский. За период исполнения этой должности В.А.Соколовский по роду своей деятельности часто привлекался к проектированию и приемке в эксплуатацию выстроенных православных церквей в различных населенных местах Енисейской губернии. В своей биографии, составленной в мае 1940 года, В.А. Соколовский сообщает, что весной 1914 года он был приглашен на должность младшего техника по вольному найму на строительство Красноярского военного городка. Под его надзором в 1915-1916 годах в очень короткий промежуток времени были возведены многие постройки его комплекса. В должности старшего техника В.А.Соколовский проработал на строительстве зданий военного городка до весны 1918 года.

Одноэтажный объем здания церкви Александра Невского 31-го красноярского пехотного полка, возведенный в юго-восточной части военного городка, имел продольно-осевое построение. К обширному прямоугольному в плане залу для молящихся с востока примыкала развитая алтарная часть, состоявшая из главного квадратного помещения алтаря с граненым выступом апсиды и двух расположенных с севера и юга объемов дьяконника и жертвенника. К западу от зала находилось квадратное в плане помещение нижнего яруса колокольни, фланкированное с севера и юга также квадратными в плане пристроями, возведенными в одну линию с боковыми фасадами церкви. В северном из пристроев располагалась лестница на колокольню. Входы в здание находились на западном фасаде колокольни и северном и южном фасадах церкви. Кроме этих входов существовал еще один вход на южном фасаде объема жертвенника.

Над вертикально вытянутым двухъярусным четвериком вимы — центральной части алтаря был установлен световой восьмерик, завершавшийся крупным восьмигранным куполом изогнутой формы со шлемовидной главой на высокой шее. С западной стороны над главным входом в здание была установлена трехъярусная восьмигранная в двух верхних ярусах колокольня с шатром, грани которого, расположенные по странам света, были прорезаны слухами. Высокий стройный шатер колокольни увенчивался главой шлемовидной формы на вытянутой шее. Эффектный силуэт постройки, главную роль в котором играли завершения колокольни и алтаря, дополнялся шлемовидными главами над западной частью здания и трехлопастными фронтонами над северным и южным входами в основное помещение церкви. К числу элементов, дополнительно обогащавших силуэт церкви, следует отнести поднимавшиеся над стенами ее нижнего яруса кирпичные тумбы с завершениями в виде крещатой бочки. Входы в здание были акцентированы крыльцами с колончатыми порталами.

Нарядное убранство фасадов полковой церкви, в соответствие с установками русского стиля…было стилизовано под кирпичное узорочье XVII века. Сложенные из хорошего качества кирпича стены здания расчленялись широкими лопатками с ширинками и крестообразными филенками. Оконные проемы здания имели обрамления, состоявшие из килевидных архивольт, опиравшихся на полуколонки. Кирпичный убор фасадов здания обогащался кокошниками на четверике и в основании купольного покрытия восьмерика вимы. Особый декоративный эффект архитектуре здания придавала отделка « в шахмат» металлических покрытий купола алтаря и шатра колокольни.

Из-за полной утраты здания полковой церкви в 1930-х годах мы не располагаем данными о характере конструктивного решения ее перекрытий и убранства интерьеров. Судя по сохранившимся аналогам – военным церквям в других российских регионах, главное помещение красноярской церкви могло быть перекрыто большепролетными металлическими фермами из уголков на болтовых соединениях. К фермам был подвешен деревянный оштукатуренный потолок в форме коробового свода. Восьмерик вимы и ярус звона колокольни в соответствие с образцовым проектом Ф.М.Вержбицкого должны были иметь подвесные деревянные потолки. Над ярусом звона плоский, а в восьмерике алтаря – в форме восьмигранного сомкнутого свода. В целях удешевления строительства конструкции главы и шатра колокольни образцовым проектом предполагались быть выполненными из дерева.

Сохранившиеся фотографии интерьеров других военных церквей, выстроенных по образцовому проекту Вержбицкого Ф.М., дают возможность составить представление о внутреннем облике красноярской полковой церкви. В интерьере церкви небольшой двухъярусный иконостас в «русском стиле», имевший, скорее всего образцовый характер, размещался в высокой трехцентровой арке, разделявшей пространства обширного зала для молящихся и алтаря. В иконостасе находились иконы житийного цикла Святого князя Александра Невского. Оштукатуренные стены зала для молящихся были отделаны декоративными панно, располагавшимися в верхней и нижней части стен. Плоскость подвесного потолка была украшена лепными тягами. Мозаичные полы зала были выполнены из керамической плитки.

В 1930-х годах была начата перестройка здания бывшей полковой церкви с приспособлением под функции клуба. Позднее В.А.Соколовским был составлен новый проект реконструкции уже начатого строительством учреждения культуры для полной средней школы. Эта школа была выстроена в 1936 году.

Источник: статья Шумова К.Ю."Александра Невского военные церкви в Красноярске"
http://new.naov.ru/?voennie_cerkvi_krasnojarska&id=1519


Михаил Мещанинов  8 августа 2016

Расквартированный в Красноярске 30-й Сибирский стрелковый полк имел собственную деревянную Александро-Невскую церковь, построенную в 1872-1873 гг. тщанием иркутского потомственного гражданина Якова Андреевича Немчинова и освящённую 30 августа 1873 г. епископом Енисейским и Красноярским Павлом (Поповым).

В 1909 г. для 30-го и 31-го Сибирских стрелковых полков на окраине Красноярска было начато строительство новых двух- и трёхэтажных каменных казарм. Рядом с этими казармами 12 сентября 1909 г. была заложена новая полковая церковь во имя свт. Алексия, митрополита Московского. Церковь была построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Ф.М. Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 68 таких церквей. Согласно клировой ведомости 30-го Сибирского стрелкового полка, строительство церкви было закончено в 1916 г.

В годы Первой Мировой войны на территории военного городка был устроен концлагерь для военнопленных. Сведений об использовании в те годы здания бывшей полковой церкви не сохранилось.

На территории городка еще до начала Великой Отечественной войны разместилась 52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов (ОШМАС), которая выпускала авиатехников вплоть до 1994 г. В настоящее время на территории бывшей ШМАС расположен Авиационно-спасательный центр МЧС.

В 1930-е гг. здание бывшей полковой церкви было перестроено сначала под клуб, а в 1936 г. клуб уже был капитально перестроен в среднюю школу № 5, выходившую фасадом на Краснодарскую ул. После перевода в 1968 г. средней школы в новое здание, в старом здании расположились райисполком Советского района, райком партии, райком комсомола, ДОСААФ и др. организации и учреждения. После выезда райисполкома в здании произошёл пожар и оно вскоре было разобрано.

В 2012 г. на месте бывшей полковой церкви был построен новый жилой комплекс Фрегат-NEO (ул. Краснодарская, 8).

В пространной статье красноярского архитектора К.Ю. Шумова о данной церкви в Красноярске, опубликованной в 2011 году http://new.naov.ru/?voennie_cerkvi_krasnojarska&id=1519 , наряду с ценной информацией, содержится ряд ошибочных сведений о новом полковом храме, связанный с тем, что автор не имел доступа к хранящимся в РГИА (Санкт-Петербург) клировым ведомостям. Отмечу попутно, что никакого "31-го красноярского пехотного полка", упоминаемого К.Ю. Шумовым не существовало.

Источники: РГИА ф. 806, оп. 14, д. 133 Клировая ведомость церкви 30-го Сибирского стрелкового полка (1916 г.)

Цитович Г.А. Храмы Армии и Флота. 1913, с. 494

http://kraevushka.livejournal.com/507065.html

http://sch5.ru/sites/museum/muz3.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.