ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Спасское. Церковь Спаса Нерукотворного Образа.

Спасская церковь


Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа
Архитектурный стиль:Классицизм
Год постройки:Между 1804 и 1814.
Адрес:
Россия, Оренбургская обл., Саракташский район, с. Спасское, ул. Заречная, д.21

Координаты:52.008611, 56.538543


Добавить фотографию
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Елена Щанкина
4 июля 2017
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Титов П.Н.
13 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Титов П.Н.
13 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Титов П.Н.
13 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Титов П.Н.
13 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Титов П.Н.
13 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Титов П.Н.
6 июля 2013
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Титов П.Н.
6 июля 2013
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Титов П.Н.
13 августа 2016
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Фото Зельцер Иосифа Давыдовича, 1969 г. Источник: http://baklykov.info/pravoslavie/hram-hrista-spasitelya.html
Елена Григорьева
1 января 1969
Церковь Спаса Нерукотворного Образа - Спасское - Саракташский район - Оренбургская область
Архивное фото, 1933 г. Источник: http://baklykov.info/pravoslavie/hram-hrista-spasitelya.html
Елена Григорьева
1 июня 1933




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Елена Григорьева,  22 августа 2020

17 декабря 2014 г. в селе Спасское Саракташского района состоялось поистине историческое событие, венчающее весь Год культуры в Оренбургской области – торжественное открытие храма Христа Спасителя – объекта культурного наследия федерального значения «Спасская церковь».

Село Спасское ныне Саракташского района появилось на карте Оренбурской губернии в конце XVIII, благодаря генерал-поручику Павлу Дмитриевичу Мансурову, которому государыня Екатерина II пожаловала 40 000 десятин земли по правому берегу реки Большой Ик за подавление восстания Емельяна Пугачёва. В 1785 г. он основал село Мансурово (первое название Спасского), в 1788 г. – Новосёлки, а в 1791-ом – Александровку, куда переселил крестьян из Медынского и Масальского уездов Калужской губернии и Сызранского уезда Симбирской губернии. Прошение о строительстве церкви в Мансурово на высочайшее имя подавал уже его сын Александр Павлович, также генерал. Сам Павел Дмитриевич на тот момент имел должность сенатора 2-го департамента в Санкт-Петербурге и, по всей видимости, способствовал ускорению дела.

Первоначально предполагалось построить деревянную церковь. Это видно из Указа императрицы Екатерины II от 3 августа 1789 г. о рассмотрении его просьбы. Екатерина распорядилась обосновать необходимость постройки возросшим числом народонаселения с помощью учета жителей села Спасского и близлежащих населенных пунктов.

Сохранился реестр имущества и материалов, составленный А.П. Мансуровым для постройки новой деревянной церкви в селе Спасском. В наличии было 500 рублей денег, 1000 м3 соснового леса, 400 половых досок, 600 досок для покрытия крыши, 50 пудов железа, два ящика стекол для окон, 400 пудов жести, 50 тысяч кирпичей для фундамента, 350 липовых досок для иконостаса, 10 пудов муки (планировалось выделять ежегодно), более 1 ведра кагора, 1 пуд ладана, 3 пуда воска.

Также А.П. Мансуровым выделялось 300 десятин пахотной земли и участка в пределах дворянской усадьбы для строительства домов церковнослужителей. Лишь в январе 1796 г. в мушкетерский полевой батальон из Оренбургского духовного правления пришло сообщение о разрешении на постройку церкви в селе Спасском. Однако к концу апреля 1798 г., по уведомлению Оренбургской духовной консистории, строительство церкви было отменено в виду слишком малого количества населения в сёлах Спасское и Троицкое, по сведениям ревизий.

Такой поворот не обескуражил Александра Павловича и в 1801 г. он вновь пытается получить разрешение императорских особ на строительство церкви в селе Спасском, но уже не деревянной, а каменной. И в 1804 г. из Оренбургского духовного правления прислан Указ императора Александра I о разрешении на постройку церкви. Указ содержал требование: «... ту церковь украсить иконостасом и святыми иконами и прочим благолепием церковным, ... в числе коих были непременно церковные сосуды серебряные, алтарные одежды, церковнослужительские облачения шелковые, книгами всего церковного круга удовлетворить… все церковное имущество описать и ту опись прислать на благорассмотрение к Его Преосвященству».

Строительство храма во имя Нерукотворного образа Христа Спасителя велось целых десять лет и было окончено в 1814 г. А 16 июня 1815 г. появился Указ императора Александра I, где было сказано: «... начатая вновь созидается в помянутом сельце каменная церковь во именование Нерукотворного образа Спасителя ныне при помощи Божьей как наружною, так и внутреннею отделкою собственным ее коштом попечением на земле, принадлежащей ее владению, приведена в совершенное окончание и, по примеру прочих православных грекороссийских церквей, украшена иконостасом, святыми иконами живописной работы; сосуды серебреные, книги церковного круга имеются, церковною приличною ризницею, утварью и прочим, что для церкви потребно, и ко освящению состоит в полной готовности, почему и просила ко вновь устроенному в сельце ее Спасском храму определить священника с принадлежащим причтом, приказать выдать как освященный антиминс, так кому следует оный храм по церковному чиноположению освятить...».

24 июня 1815 г. бирский священник протоиерей И. Агафонов рапортует в Оренбургскую духовную консисторию о выдаче священнику села Бугульчин Оренбургской губернии Я. Анциферову освященного антиминса. Благочинным протоиереем Стефаном Львовым 15 июля церковь была освящена. После освящения храма в честь Нерукотворного образа Иисуса Христа село Мансурово окончательно стало именоваться Спасским.

Ирина Данилова, начальник отдела научно-методической работы ГБУ «Государственный архив Оренбургской области»

Придел в храме один – в честь Нерукотворного Спаса Христова, престольный праздник 16 (29) августа. В 1816 г. выполнена роспись. Первоначально церковь не отапливалась, и лишь к 1859 г. были устроены три кирпичные печи с дымоходами. Дома для церковнослужителей были построены на территории помещичьей усадьбы, за неимением церковной земли. В 1861 г. вокруг здания была устроена деревянная решетчатая ограда. Рядом с храмом находилось здание для сторожа. Колокольня примыкала к храму с правой стороны, на ней размещался один огромный колокол (благовест), два больших (баса), два средних (альта) и два маленьких (дисканта). В церковно-приходской школе при храме проводились занятия для детей по основам счета, письма и катехизиса.

С августа 1815 г. в спасской церкви служил священник Симеон Васильевич Тимашев (1787 г.р.). Он обучался в Оренбургской духовной семинарии, которая тогда находилась в Уфе, прекрасно знал поэзию и риторику, философию, богословие, языки – греческий и немецкий. Преосвященным Августином, епископом Оренбургским и Уфимским, рукоположен 22 февраля 1808 г. в сан священника в Троицкую церковь крепости Магнитной Верхнеуральского округа. В 1815 г., по резолюции Его Преосвященства, переведен в Оренбургский округ в село Мансурово. В семье у него: жена Александра Гаврилова (1794г.р.), дочь священника; дети: Александр, Илья, Павел, Надежда, Николай. В службе ему помогал дьячок Филипп Иванов.

Священноцерковнослужителям, по решению А.П. Мансурова, положено было денежного жалования 250 руб. в год. Пахотной и сенокосной земли как руги (церковного источника дохода) не имелось. Да и такой размер жалованья был недолго. Перед крестьянской реформой 1861 г. жалованье от помещика составляло 59 руб. 15 коп., а после реформы окончательно было упразднено. Установлено было жалованье из Оренбургского казначейства на весь причт 258 руб. в год. Всего расходы храма на 1868 год составили 516 руб. 55 коп., что говорит, все-таки, о высоком обеспечении жизни прихода. Дома священнический и дьяконовский на 1868 год были общественные, дьяческий и пономарский – церковные, расположенные на территории помещичьей усадьбы.

Из клировых ведомостей за 1893 год узнаем, что происходит медленное улучшение материального обеспечения прихода. Штатного жалования на содержание причта отпускалось из Оренбургского губернского казначейства 212 руб. 64 коп.: священник получал 141 руб. 12 коп., старший псаломщик − 48 руб., младший псаломщик − 23 руб. 52 коп. Доход за требоисправления составил до 600 руб. В течение 1893 г. в кассу церкви поступило 1038 руб. 98 коп., причем в банковских билетах было около 1000 рублей. Для контроля и обеспечения жизни церкви было открыто 3 ноября 1891 г. церковно-приходское попечительство, в котором состояли: священник, два псаломщика-диакона, а также волостной старшина Спасской волости, церковный староста, два сельских старосты и восемь прихожан.

После пожара 1880 г. на церковные средства был выстроен священнический дом с надворными постройками, оцененный в Северном Страховом обществе в 1 200 рублей. У псаломщиков дома были общественные, деревянные, крытые соломой, оцененные в 200 руб. В 1886 г. при церкви была построена на церковные средства церковно-приходская школа с отдельною квартирою для учителя, а также дом для просфорни. На 1893 год в школе обучалось 42 мальчика и 22 девочки, занятия начинались в октябре. 4 сентября 1891 г. наставницей Епархиального училищного совета была определена Елена Ксенократова, окончившая курсы прогимназиии при Оренбургской духовной семинарии. Жалование она получала с сентября 1892 г. из Училищного совета 120 рублей, при готовой квартире и отоплении. Назначенная Училищным советом к ней помощница, ее сестра Раиса Ксенократова, получала только 5 руб. Обучение в школе было «безмездное», то есть бесплатное.

Последним священником до закрытия церкви при советской власти был Владимир Петрович Горизонтов, русский, родился в июле 1894 г. в семье священника в селе Ново-Архангельское Шарлыкского района. В Первую мировую войну служил в тыловом ополчении. В 1916 г. закончил Оренбургскую Духовную Семинарию. Преосвященным Мефодием, епископом Оренбургским и Тургайским, возведен в сан диакона 10 мая 1916 г. в Спасской церкви. 31 мая 1916 г. Преосвященейшим Леонтием, епископом Кустанайским, − в сан священника. С 1916 г. по 1921 г. служил в селе Спасское. С 1926 г. − в селе Ново-Петровское Петровского района, где и был арестован в 1928 г., повторно − 13 января 1931 г.

Арестованный за контрреволюционную деятельность, он не признал ложное обвинение и отказался дать показания на других лиц. Во время допросов в НКВД показал: «Ново-Петровский церковный приход, в котором я в данное время служу, охватывает следующие поселки: Кузьминовка, Картыкино, Трушино, Богдановка, Симбирский, Ургинка, − находящиеся на территории благочиния с. Исянгулово Петровского района. По всем этим поселкам я бывал во время обхода с крестом в праздники Пасхи, Рождества и в престольные до 1928 года систематически, а после этого приезжал по необходимости. В 1929 и 1930 г.г. совершенно не бывал в Кузьминовке, Богдановке, Ивановке, Трушино, но был много в Исянгулово. Виновным себя не признаю, добавляю, что никакой контрреволюционной организации я не создавал и не привлекал к агитации никого, а также не агитировал и сам».

Отец Владимир пострадал вместе со священномучеником Макарием Квиткиным. Заседанием тройки при ПП ОГПУ СВК от 26 марта 1931 г. был приговорен к расстрелу по ст. 58-2 УК. Они были расстреляны вместе с 33 людьми в Великую Пятницу под Пасху, 5 апреля 1931 г. в 04 часа 25 минут, и погребены в безвестной братской могиле на проспекте Победы на старом кладбище г. Оренбурга.

Андрей Мишучков, к.ф.н., доцент Оренбургского госуниверситета; Оксана Кажан, учащаяся Губернаторского лицея г. Оренбурга

Храм Христа Спасителя разрушали постепенно, начиная с 1921 г. Вот как об этом рассказывала жительница села Наталья Луповна Кожемякина, 1915 г. р.: «Взорвали пристройку для молящихся. От нее не осталось и следа. Разрушили колокольню. Крест на куполе был ажурный, позолоченный. Думали, что золотой. Намотали веревку и стали тянуть трактором, но стянуть крест не смогли. В 1974 г. крест снесло молнией. Приходскую школу разобрали, из нее сделали дом. В храме были большие иконы. Когда храм грабили и ломали, иконы растащили. Часть икон унес Андриан Филиппович Ломанцов и загородил ими свинарник. После стал сильно хворать. Во время войны ссыпали в храме хлеб, а после войны устроили склад». Также в послевоенное время в церкви показывали немое кино, пока не было клуба.

По воспоминаниям Анатолия Тимофеевича Слепых, 1940 г. рождения, проживающего в селе Спасское: «Вокруг церкви был прекрасный сад, обнесенный кованой изгородью. Попы жили в поповой усадьбе. Рядом с церковью была колокольня. Кирпич для церкви делали на берегу реки Большой Ик, что протекает рядом с селом. На берегу были вырыты ямы, в которых обжигался кирпич. Уже в советское время для печки в школе понадобился кирпич. Была взорвана колокольня, расположенная у церкви. Но при взрыве кирпич оказался испорчен, целого набрали немного.

На территории церкви находились четыре захоронения: две могилы и два склепа. В одном склепе был похоронен священник Михаил, в другом - главный строитель церкви (он умер в то время, когда достраивали церковь). Кто находился в двух других могилах - неизвестно. Захоронения находились с северной стороны. Склепы сделаны из прочного кирпича, но были неглубокими, а выпирали ввысь, так как территория затоплялась. Они были разобраны местными жителями с целью создания голландок, частично до войны, частично после. На одной из могил находилась красивая шлифованная плита размером метр на метр с изображением ангелов. Ее пытались утащить тросом, чем повредили и ее, и изображения. Далеко утащить не удалось, оставили на окраине сада. Впоследствии плита использовалась в качестве скамьи, на ней играли дети, сидели по вечерам бабушки».

Таким образом, церковь была обезображена в советские годы – была разрушена колокольня и разобраны печи. Не сохранилось завершение купола, утрачено покрытие трапезной и алтаря, главка алтаря. В интерьере утрачена большая часть настенной живописи и иконостас, полностью разобраны полы, входные двери. Со слов сельчан, церковь какое-то время использовали под склад химических удобрений. После строительства моста над речкой церковь во время весенних паводков регулярно затопляет, отчего разрушаются основание фундамента и стены. В 2004-2005 г.г. силами прихода была восстановлена кровля над трапезной и алтарем из оцинкованной стали.

В 1974 г. храм, можно сказать, помиловали. Постановлением Совета министров РСФСР Спасская церковь была включена в список объектов культурного наследия федерального значения Оренбургской области. Но реально реставрационные работы по заказу министерства культуры Оренбургской области от 2005 г. стали проводиться только с 2011 г.

В 2002 г. на приход был назначен настоятель, иерей Александр Мельников. Когда он с матушкой Светланой прибыл в Спасское, то не было ничего: ни жилья, ни денег, ни церковной утвари. Местные жители встречали их настороженно, а порой и враждебно.

– Храм разрушен, прихожан нет, вера у людей в глубоком упадке. Было искушение все бросить и уехать, – рассказывает батюшка, – но уповали на милость Божию, и вот, в итоге, образовался приход, действует молитвенный дом, восстановлен храм.

Что удивительно, первая икона, которая была пожертвована отцу Александру для храма, была икона Спаса Нерукотворного. А рукоположение Александра Мельникова в священники произошло 29 августа – на ореховый Спас! Именно этот день является престольным праздником – Днём Спаса Нерукотворного.

Собирать средства на восстановление храма отец Александр и матушка Светлана отправились в далекую Москву. В общем-то, от безысходности. Ведь кому в Москве интересна небольшая сельская церковь, к тому же расположенная на Урале, если в самой Москве храмов, находящихся в запустении, предостаточно? Но Господь не оставляет просящих у Него милости. После проникновенного выступления матушки Светланы на радио «Радонеж» стали поступать пожертвования. Отец Александр вспоминает: «Один мужчина принес 3000 рублей. Говорит: “Возьмите, батюшка, я получил пособие по безработице. Извините, что не могу дать больше”. Стал его отговаривать, мол, справимся и без твоего пособия, но он наотрез отказался взять деньги назад. Люди звонили и искренне, от души предлагали помощь. Мы с матушкой плакали от счастья! Так было куплено и перестроено под молитвенный дом небольшое полуразрушенное здание в селе Спасское».

Знакомый отца Александра московский священник Валериан Кречетов посоветовал ему первоначальные средства направить не на восстановление храма, а на закупку необходимой церковной утвари и начать служить. Так и было сделано. Первую литургию после огромного перерыва в селе Спасское отслужили на Покров Пресвятой Богородицы, 14 октября 2002 г.

Историческое событие на приходе Христа Спасителя произошло 8 ноября 2012 г., когда над храмом вновь засияли православные кресты.

Приведено по материалам альманаха "Гостиный Двор", № 49 – Оренбург, 2015; http://baklykov.info/


Статью добавил(а): Елена Григорьева,  22 августа 2020

Церковь Спаса Нерукотворного Образа была построена 1814 г. Здание было в длину почти 35 м и в высоту более 6 м. В 1815 г. храм освятили. В 1816 г. выполнена роспись. Первоначально, церковь не отапливалась, и лишь к 1859 г. были устроены три кирпичные печи с дымоходами. Дома для церковнослужителей были построены на территории помещичьей усадьбы, за неимением церковной земли. В 1861 г. вокруг здания была устроена деревянная решетчатая ограда.

В 1930-е г.г. церковь закрыли, была разрушена колокольня и разобраны печи. Не сохранилось завершение купола, утрачено покрытие трапезной и алтаря, главка алтаря. В интерьере утрачена большая часть настенной живописи и иконостас, полностью разобраны полы, входные двери. Со слов сельчан церковь какое-то время использовали под склад химических удобрений.

В 2004-2005 г.г. силами прихода была восстановлена кровля над трапезной и алтарем из оцинкованной стали. Полное восстановление храма завершено в 2014 г. Была проделана большая работа по реставрации храма - единственного православного храма Оренбургской области, имеющего статус объекта культурного наследия федерального значения.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Комментарии и обсуждение


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов)

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.