ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Красноярск. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.


Красноярск. Собор Рождества Пресвятой Богородицы
Собор.  Утрачен.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Николая Чудотворца, Евфимия Суздальского, Исидора Хиосского, Татианы Римской
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:Между 1845 и 1849.
Год утраты:1936 (взорван)
Архитектор:К.А. Тон
Адрес:
Россия, Красноярский край, г.Красноярск, территория современной площади Революции

Координаты: 56.011716, 92.85232





Сортировка:

Собор Рождества Пресвятой Богородицы,   <br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
 
Елена Григорьева
1 августа 1936
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, "Красноярский краевой краеведческий музей"<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
"Красноярский краевой краеведческий музей"
Дмитрий Дроздецкий
22 сентября 1930
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1913-1917 год. с сайта http://rushkolnik.ru/tw_files/3003/d-3002576/3002576_html_7cc70c86.jpg<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
1913-1917 год. с сайта http://rushkolnik.ru/tw_files/3003/d-3002576/3002576_html_7cc70c86.jpg
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1917
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Часовня и собор, фото 1916 г. Источник http://naov.ru/objects/kafedralniyi-sobor-rozhdestva-bogorodici-v-krasnoyarske.html<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Часовня и собор, фото 1916 г. Источник http://naov.ru/objects/kafedralniyi-sobor-rozhdestva-bogorodici-v-krasnoyarske.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1916
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1898—1900, направление съемки:юго-восток. С сайта https://pastvu.com/p/279249<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
1898—1900, направление съемки:юго-восток. С сайта https://pastvu.com/p/279249
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фотография кон. XIX-нач. XX вв. Источник http://drevo-info.ru/articles/25412.html<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фотография кон. XIX-нач. XX вв. Источник http://drevo-info.ru/articles/25412.html
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, 1890—1900, направление съемки: север. С сайта https://pastvu.com/p/196293<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
1890—1900, направление съемки: север. С сайта https://pastvu.com/p/196293
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1900
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото из альбома «Уильям Генри Джексон путешествует по Транссибу. Восточная Сибирь. 1895 г.»<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фото из альбома «Уильям Генри Джексон путешествует по Транссибу. Восточная Сибирь. 1895 г.»
Елена Григорьева
1 января 1895
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото 1880-х г.г. Источник: Красноярский краеведческий музей<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фото 1880-х г.г. Источник: Красноярский краеведческий музей
Елена Григорьева
1 июня 1880
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://www.sibmedport.ru/article/11107-tserkvi-i-hramy-v-dorevolyutsionnom-krasnojarske/<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фото с сайта http://www.sibmedport.ru/article/11107-tserkvi-i-hramy-v-dorevolyutsionnom-krasnojarske/
Андрей Агафонов
1 января 1861
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото с сайта http://www.sibmedport.ru/article/11107-tserkvi-i-hramy-v-dorevolyutsionnom-krasnojarske/<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фото с сайта http://www.sibmedport.ru/article/11107-tserkvi-i-hramy-v-dorevolyutsionnom-krasnojarske/
Андрей Агафонов
1 января 1861
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Красноярский краевой краеведческий музей. фото начала 20в.<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Красноярский краевой краеведческий музей. фото начала 20в.
архитектон
??
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Фото нач. 20в. Красноярский краевой краеведческий музей<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Фото нач. 20в. Красноярский краевой краеведческий музей
архитектон
??
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Дореволюционное фото<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Дореволюционное фото
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, , Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Виктор Агапченко
14 декабря 2013
Собор Рождества Пресвятой Богородицы, Проект ограды и часовни, построенной в 1867 г.<br>, Красноярск, Красноярск, город, Красноярский край
Проект ограды и часовни, построенной в 1867 г.
Елена Григорьева
1 июня 1866



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


архитектон  26 января 2015

Проект собора был разработан крупнейшим русским архитектором К.А.Тоном и одобрен императором Николаем I восьмого июля 1844 года. Закладка здания состоялась 15 июля 1845 года преосвященным Афанасием (Соколовым), епископом Томским и Енисейским. Сооружение собора осуществлялось на средства красноярских золотопромышленников строительной артелью, в состав которой входили приезжие и местные мастера. Надзор за строительством собора выполнялся членом Иркутской губернской строительной комиссии, штабс-капитаном Строительного отряда путей сообщения Е.П.Ле-Дантю. Из-за ошибок, допущенных при строительстве, во время случившегося 29 сентября 1849 года землетрясения произошло обрушение центральной части здания. В результате длительной работы различных комиссий, в разное время возглавлявшихся надворным советником Эрном, губернским архитектором Я.Алфеевым, полковником Корпуса инженеров Фоком 1-м, разрушенное здание собора (кроме колокольни) было разобрано. На средства красноярского купца И.Г.Щеголева строительство собора возобновилось, вероятно, весной 1854 года. К сентябрю 1856 года работы по сооружению основного объема здания были завершены.

В 1857 году выполнялись работы по его наружной и внутренней отделке. В этом же году был разработан проект иконостаса собора, одобренный Синодом в январе 1858 года. Предположительно автором проекта иконостаса был архитектор Я.М.Набалов, направленный Тоном К.А. в Красноярск для надзора за строительством собора. Сооружение иконостаса завершилось к концу 1858 года. Освящение главного престола Богородице-Рождественского собора состоялось 7 сентября 1861 года. В этом же году были освящены остальные придельные храмы: южный - Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня (10 сентября), северный – Святителя и Чудотворца Николая (21 сентября) и в юго-западной части нижнего этажа – Святых Мучеников Исидора и Татианы (22 сентября). В 1863 году на средства С.Г.Щеголева вокруг собора была возведена кирпичная с чугунными решетками и тремя чугунными воротами ограда протяженностью около 470 метров. В 1867 на восточной линии соборной ограды на средства наследников И.Г.Щеголева была выстроена каменная часовня. В 1901 году к ней был пристроен каменный склад епархиального свечного завода. В 1913-1914 года в нижней части собора был устроен придельный храм преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца. Освящен 15 февраля 1914 года. В этом же году в собор было проведено электрическое освещение.

Крупное,сложенное из кирпича двухэтажное здание кафедрального собора Рождества Богородицы располагалось в центре обширной Новособорной площади, разбитой по генеральному плану Красноярска 1828 года. На протяжении длительного времени собор играл роль главной градостроительной доминанты Красноярска. Здание собора имело продольно-осевую трехчастную структуру, состоявшую из прямоугольного в плане (в сплошных линиях боковых фасадов) объема собственно церкви с полукруглой алтарной апсидой и притвора, а также примыкающей с запада колокольни. Главный объем собора (собственно храм) завершался пятью покрытыми металлом шатрами на вертикально вытянутых восьмигранных барабанах. Ребра барабанов были оформлены полуколонками с капителями. Барабан центральной главы был прорезан восемью арочными оконными проемами и имел более крупный размер. На осевых гранях остальных барабанов, поднимавшихся над углами храмового объема, располагались арочные окна меньшего размера. Основания шатров храмового пятиглавия были прикрыты поясами кокошников килевидной формы. В тимпанах кокошников помещались выполненные гризайлью панно с растительным орнаментом. На шатры были водружены небольшие луковичные главы с восьмигранными шеями, в основании которых также находились пояса килевидных кокошников. Главы были увенчаны массивными металлическими крестами. В отличие от шатров периферийных глав пятиглавия, каждая грань шатра центральной главы была прорезана слуховым окном круглой формы. Два нижних яруса высокой завершенной шатром соборной колокольни были четырехгранными, равновеликими в плане. На них был установлен невысокий восьмерик звона. Крупно профилированные пролеты звона были оформлены архивольтами килевидного очертания. На ребрах восьмерика звона выделялисьспаренные пилястры с капителями. В основании граней шатра колокольни находилось два яруса расположенных «вперебежку» кокошников килевидной формы. Тело шатра было разбито на два яруса, из которых нижний был прорезан восемью узкими арочными окнами, уложенными в плоскости граней шатра, а верхний – имел металлическое покрытие. Колокольня увенчивалась небольшой луковичной главой на граненом барабане, в основании которого находился пояс килевидных кокошников. На северной и южной стене четверика колокольни располагалось по одному крупному оконному проему с колончатыми наличниками, верх которых был оформлен разорванным треугольным фронтончиком. Выше этих окон находились небольшие проемы восьмигранной формы. Входы в здание располагались на западном, северном и южном фасадах. При входах были устроены широкие двухъярусные трехмаршевые крыльца, выполненные из чугуна.

Площадки крылец были вымощены природным камнем. Высокие порталы входов были оформлены полукруглыми профилированными архивольтами и колоннами с капителями. Боковые фасады главного объема Рождественского собора были расчленены на пять прясел спаренными высокими на пьедесталах полукруглыми колоннами с развитыми капителями композитного ордера. Три центральных прясла южного и северного фасадов (среднее из них более широкое) завершались треугольными щипцами. Эти же архитектурные элементы были использованы в завершении стен восточной и западной части здания. Поверхности стен щипцов были украшены живописными изображениями христианских святых, помещенными в круглые клейма. Высоко расположенные крупные оконные проемы с полуциркульными перемычками имели колончатые наличники с завершениями в виде разорванного треугольного фронтончика. На центральных осях северного и южного фасадов над входами в здание находились крупного размера оконные проемы венецианского типа. Окно такой же формы располагалось в колокольне над западным входом в здание. Внутреннее пространство главного объема собора было разделено четырьмя парами крестообразных столбов на три продольных нефа. Основной продольный неф и трансепт былизначительно шире боковых нефов. Подпружные арки, перекинутые между столбами, несли кирпичные крестовые своды (в основном нефе и трансепте) и световые кольца барабанов периферийных глав храмового пятиглавия. Конструктивный переход от подпружных арок столбов к стенам барабана центральной главы храма осуществлялся при помощи парусов.При устройстве стен основания барабана центральной храмовой главы был использован редкий прием, усиливавший эффект вертикального развития подкупольного пространства: стены барабана над парусами имели наклон внутрь здания. Барабан перекрывался сомкнутым восьмигранным сводом,в связи с чем, шатер центральной главы имел декоративное значение.

Помещения нижнего этажа собора, судя по аналогичным церковным постройкам К.А.Тона, могли иметь плоские перекрытия по балкам. Нижний ярус колокольни имел плоское перекрытие, остальные ярусы были перекрыты кирпичными сводами. В толще южной стены колокольни была устроена двухмаршевая лестница для выхода на хоры и попадания на ярус звона. В алтарной апсиде главного храма располагалась полукруглая в плане лестница для сообщения с нижним этажом собора. Главной доминантойвнутреннего убранства собора служил выполненный в русском стиле трехъярусный иконостас с иконами, написанными в Москве. В декоративном оформлении интерьера былашироко использованапозолоченная лепнина с элементами растительного орнамента. Стены собора были расписаны масляными красками и гризайлью. На своде главного алтаря помещалось большеразмерное изображение Богородицы с младенцем в окружении ангелов. Поверхности стен парусов в основании центрального барабана храма имели изображения фигур апостолов. Выше них находились поясные изображения различных христианских святых, в частности почитаемого в лике священномучеников Власия. Полы в главном объеме собора были покрыты мраморными плитами; в алтарях, ризницах и в нижнем этаже - из плит серого камня. Габариты здания : длина – 55,46 м, ширина – 23,46 м, высота внутри – 40,53 м.

Описание составлено Шумовым К.Ю.

Собор был взорван 12 июля 1936 года и впоследствии разобран.

В 2012-2013 годах архитекторами Вагановой О., Шумовым К., Савченко А. разработан эскизный проект воссоздания собора Рождества Богородицы.

Собор Рождества Богородицы – один из крупнейших в Сибири памятников русско-византийского стиля середины ХIХ века, с мотивами московского зодчества ХVI-ХVIIв.в. в формах архитектурных объемов и декоративном убранстве фасадов.Выдающийся образец творчества известного российского архитектора К.А.Тона с оригинальной объемно-пространственной композицией, сочетавшей планировочную структурузальной церкви и традиционную схему крестово-купольного храма с шатровыми формами завершений.

Источник: http://naov.ru/objects/kafedralniyi-sobor-rozhdestva-bogorodici-v-krasnoyarske.html


Марина Зуйкова  4 марта 2020

Часовня и ограда Кафедрального собора Рождества Богородицы в Красноярске

В ряду событий, связанных с возведением в Красноярске в середине ХIХ века соборной церкви Рождества Богородицы, определенный интерес представляют собой обстоятельства сооружения её ограды и располагавшейся в восточной части территории храма часовни, которым в прошлом принадлежала заметная роль в формировании архитектурного облика главной доминанты Новособорной площади столицы Енисейской губернии. Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных различным аспектам этого безвозвратно утраченного произведения сибирской церковной архитектуры, создание соборной ограды и часовни, остается малоизвестной страницей строительной истории красноярского памятника. Недавно обнаруженные нами в фондах Красноярского краеведческого музея ранее не известные исследователям проектные чертежи здания часовни и ограды заставили нас предпринять поиск и изучение документальных источников, позволивших в итоге составить представление о некоторых подробностях процесса проектирования и строительства этих важных объектов архитектурного комплекса Богородице-Рождественского собора.

С освящением осенью 1861 года престолов новой красноярской соборной церкви, её строительство не было окончательно завершено: городским и епархиальным властям вместе с церковным строителем –золотопромышленником С.Г. Щеголевым предстояло выполнить существенный комплекс работ по ограждению и благоустройству территории храма. Утвержденный в 1844 году императором Николаем I проект собора, сочиненный архитектором Тоном К.А., не содержал предложений по размещению и архитектурному облику соборной ограды. В этой связи С.Г. Щеголевым, выразившим готовность принять на себя будущие денежные затраты, был предложен собственный вариант устройства ограждения места кафедрального собора. В феврале 1863 года после одобрения епископом Енисейским и Красноярским Никодимом (Казанцевым), проект соборной ограды, выполненный по заказу С.Г. Щеголева не известным лицом, был направлен на утверждение енисейскому губернатору П.Н. Замятнину. Как следует из апрельского 1863 года обращения епископа Никодима в Красноярское духовное правление, предложения С.Г. Щеголева не ограничивались сооружением только самой ограды. «Подавая мне сей рисунок, - сообщал в своем послании красноярский владыка, - Исидор Григорьевич объявил мне словесно, что он желает, что бы на одном угле ограды устроена была часовня, для продажи свечь, а на другом сторожка с пристройками».

Утрата упоминающегося в документах церковного архива щеголевского чертежа соборной ограды не позволяет нам сегодня составить какое-либо представление о характере этого сооружения. А в отношении часовни можно лишь предположить, что идея её строительства в ограде собора могла быть продиктована не только соображениями утилитарного толка, но и, возможно, ревностным желанием С.Г. Щеголева не оставить без ответа благородное деяние красноярского купца П.И. Кузнецова, на средства которого несколькими годами ранее на Караульной сопке была установлена выдающаяся по своим градостроительным качествам каменная часовня в честь святой мученицы Параскевы. Енисейский губернатор П.Н. Замятнин, по долгу службы вовлеченный в круг обсуждений предстоящего строительства соборной ограды, и выразивший искреннее желание всестороннего содействия этому начинанию донатора соборного храма, внес предложение по устройству в предполагаемой церковной ограде нескольких торговых построек.

В своем обращении к епископу Никодиму он писал: «соображаясь с огромным пустым пространством, которое должно будет без всякой пользы занять будущая решетка или ограда вокруг собора, нахожу очень удобным употребить хотя часть сего пустопорожняго места с большею пользою:…выстроить в линию ограды 10 или 12 каменных невысоких лавок или магазинов, обращенных дверьми к базарной площади, которые лавки и будут составлять на вечные времена неотъемлемую принадлежность и собственность духовенства Красноярского кафедрального собора, от отдачи которых в наём по моему мнению можно будет получать постоянно значительный доход в пользу соборного духовенства». Отличающееся практичностью предложение енисейского губернатора П.Н. Замятнина, как видим, содержало способ улучшения финансового благополучия соборного причта, и было непосредственно связано с реализацией возникшей еще в 40-х годах XIX в. и поддержанной губернскими властями идеи переноса красноярского базара, существовавшего в районе Воскресенского храма, на площадь нового кафедрального собора. В противоположность местному купечеству, традиционно предпочитавшему вести торговлю на Старособорной площади в изрядно обветшавшем деревянном здании гостиного двора, и упорно не желавшему покидать привычные торговые места, активными сторонниками переноса городского базара были крупные красноярские чиновники и золотопромышленники, селившиеся в приобретавшем все большую престижность районе Новособорной площади.

Одним из главных инициаторов идеи устройства базара на площади кафедрального собора являлся и сам С.Г. Щеголев, исполнявший с конца 1850-х годов должность красноярского городского головы. Благодаря поддержке восточно-сибирских и енисейских губернских властей, полагавших «более выгодным, как для города, так и для его жителей устроить постоянный базар на новой площади», С.Г. Щеголеву и его сторонникам удалось добиться согласия горожан на открытие базара рядом с недавно отстроенным кафедральным собором. В указанном выше обращении губернатора П.Н. Замятнина в адрес епископа Никодима выражалась готовность, в случае согласия духовных властей на устройство в ограде собора торговых построек, сделать распоряжение о составлении «на предмет сей надлежащего плана с соблюдением в наружном виде лавок правильности и изящности в архитектурном отношении». При этом губернские власти, неустанно проявлявшие заботу о создании представительного облика столичного Красноярска, не забыли и о благоустройстве непосредственно самой территории соборной церкви, выстроенной на главной городской площади.

«В остальном пространстве земли, остающемся между Вашими лавками, имеющими составлять также часть церковной ограды, я, - писал губернатор Замятнин, - имею намерение вокруг всего собора насадить невысокие деревца и кусты, что будет, по моему мнению, служить очень приятным украшением для наружного вида храма подобно тому, как это устроено в С. Петербурге, при соборах Николы Морского и Спаса Преображения». Красноярское духовное правление, рассмотревшее в конце апреля 1863 года по предписанию епископа Никодима письмо губернских властей, внесло предложение о необходимости обращения к церковному строителю С.Г. Щеголеву с просьбой об отпуске средств на сооружение в ограде кафедрального собора упомянутых торговых лавок. Однако, предложение духовного правления не нашло должной поддержки у С.Г. Щеголева, поскольку в последующее время строительство торговых лавок в соборной ограде так и не было осуществлено: еще в июле 1861 года купец категорически отказывался от «обеспечения на будущее время содержания собора и причта».

Обнаруженный нами в фондах красноярского краеведческого музея «Проект часовни, ограды и ворот при Кафедральном соборе в Красноярске», судя по составу содержащихся в нем чертежей, предположительно мог быть сочинен после получения предварительного согласия епископа Никодима на устройство при соборной церкви отдельно стоящего здания часовни. Отсутствие на чертежах изображений торговых лавок позволяет сделать вывод о том, что этот проект был разработан не по указанию губернатора П.Н. Замятнина, выражавшего, как указывалось выше, готовность содействия в сочинении «на предмет сей надлежащего плана», а сделан по заказу церковного строителя С.Г. Щеголева. Судя по подписи на чертежах, этот проект был выполнен находившимся в это время в Красноярске архитектором-художником Александром Федоровичем Хейном. Это обстоятельство позволяет нам существенно пополнить весьма скудные сведения о проектной деятельности этого специалиста в столице Енисейской губернии и расширить список его авторских работ. Известно, что своё профессиональное образование Хейн А.Ф. получил в Москве при финансовой поддержке красноярского золотопромышленника П.И. Кузнецова. Он был хорошо знаком с великим русским художником В.И. Суриковым, в одном из писем которого, датированным 1869 годом, упоминается об их совместной поездке из Красноярска в Петербург.

В середине 1860-х годов Хейном А.Ф., как указывалось в документах того времени «выпущенным из Московского цеха по ученой части», по заказу епископа Никодима был разработан проект деревянного Архиерейского дома, позднее выстроенного на западной стороне Новособорной площади Красноярска. Рядом исследователей Хейну А.Ф. приписывается авторство новой колокольни красноярского Воскресенского собора, возведенной в 1850-х годах на средства П.И. Кузнецова. В художественном облике перечисленных нами произведений со всей очевидностью проявилась незаурядная творческая личность Хейна А.Ф., твердо придерживавшегося национального направления в русской культуре второй половины XIX века. И в чертах сочиненной им соборной часовни, мы обнаруживаем характерный почерк зодчего, воспитанного в стенах московских учебных заведений в духе следования национальным архитектурным образцам, заслужившим высочайшее монаршее благоволение. В этой связи архитектора Хейна А.Ф. не без основания следует причислить к плеяде зодчих (Алфеев Я.И., Набалов Б.М., Набалов Я.М.), творческая деятельность которых способствовала широкому распространению архитектурных форм русского стиля в церковных зданиях православного вероисповедания, возводившихся в Красноярске и на территории близлежащих сел в 50-60-х годах XIX века. «Проект часовни, ограды и ворот при Кафедральном соборе» после того, как в начале июня 1865 года при рассмотрении, состоявшем при начальнике Енисейской губернии архитектором А.А.Лоссовским, был «в техническом отношении найден удобоисполнительным», восьмого июня того же года получил одобрение губернатора П.Н.Замятнина.

По неизвестным причинам рассмотрение этого проекта красноярскими духовными властями состоялось лишь весной 1866 года и окончилось выраженным епископом Никодимом несогласием на предложенное проектом размещение часовни напротив алтаря кафедрального собора. В своей резолюции от восьмого апреля 1866 года, наложенной на чертежи ограды и часовни, епископ написал: «Ограду строить по сему плану да благословит Бог, но часовню строить на востоке, против алтаря, согласиться строить не могу: не обычно…». Неожиданно возникшее препятствие, вероятнее всего, благодаря энергичным действиям губернских властей и С.Г.Щеголева, было устранено в очень короткий срок: уже через два дня епископ Никодим в своей новой резолюции, начертанной на листах проекта, написал: «Уважая общее желание, соглашаюсь на построение и часовни, на востоке, против алтаря, и вообще на полное выполнение сего плана».

Проектом архитектора А.Ф.Хейна оградой предполагалось обнести значительный по площади земельный участок прямоугольного очертания: вдоль реки Енисея её длина должна была составить 64 сажени, а поперек – 52 сажени. В соборной ограде назначались трое ворот: главные на западе, и боковые напротив северного и южного входов в храм. Сама же ограда, представлявшая собой протяженный ряд звеньев из ажурных металлических решеток на кирпичных устоях и калиток, чьи завершения, гармонично перекликались с формами щипцов на фасадах соборной церкви, вполне соответствовала русскому духу тоновской постройки. Здание часовни предусматривалось разместить на восточном участке ограды, напротив алтаря главного городского храма. По замыслу Хейна А.Ф., хорошо осознававшего необходимость соблюдения стилевого единства при работе над архитектурным обликом постройки, размещаемой рядом с творением знаменитого Тона, будущая часовня приобрела вид, близко повторяющий пластический образ храмовых шатровых барабанов красноярской соборной церкви.

Следуя образцу, восьмигранный объем часовни получил довольно высокое шатровое покрытие, основание которого было прикрыто поясом крупных килевидных кокошников (по одному над каждой гранью объема). Пластику кокошников усиливали помещенные на их стеновых поверхностях круглые рельефы - «тондо». Тело шатра с круглыми, имевшими ложный характер оконцами-слухами на каждой его грани, увенчивалось небольшой луковичной главкой на граненой шее, низ которой был оформлен поясом небольших кокошничков килевидной формы. Ребра часовни были обработаны огибающими плоскими пилястрами, опиравшимися на выступ цоколя. На гранях часовенного объема помещались высокие обрамленные штукатурным профилем арочные ниши и оконные (на западной и северной гранях) проемы. Как видно на чертежах проекта, здание часовни должно было получить два этажа. Нижний цокольный этаж часовни, оборудованный печью, предназначался для сторожа; в помещение этого этажа можно было попасть с соборной территории по лестничному маршу, находившемуся с западной стороны постройки. Вход в главное помещение часовни располагался у её южного фасада, где устраивалась небольшая площадка – «рундук» с лестничными всходами. Помещения обоих этажей часовни перекрывались кирпичными восьмилотковыми сомкнутыми сводами. Ширина здания часовни в плане по проекту составляла восемь аршин (около 5.70 м). Высота здания с крестом – двадцать два аршина с четвертью (15.84 м). Толщина стен цокольного этажа была принята в полтора аршина (около 107 см), толщина стен основного этажа - в три четверти аршина (около 53,4 см).

Сооружение соборной ограды, начатое летом 1866 года, завершилось, судя по дате сданного в епархиальный архив дела, к началу 1870-х годов, и было, как можно наблюдать на ранних фотографиях Новособорной площади, осуществлено в полном соответствии с утвержденным проектом архитектора А.Ф. Хейна. По свидетельству соборного протоиерея В.Д. Касьянова в окончательном виде общая протяженность кирпичной ограды с чугунными решетками и воротами составляла 220 саженей (около 469 м). Строительство часовни на восточной стороне ограды напротив алтаря храма осуществлялось, как и сооружение ограды, на средства наследников С.Г. Щеголева, скончавшегося в декабре 1866 года, и завершилось в 1867 году. Мы не располагаем сведениями о лицах, непосредственно занятых на работах по строительству соборной ограды и здания часовни. Предположительно подряд на их сооружение мог быть отдан прочно обосновавшемуся в Красноярске бывшему ардатовскому мещанину Матвею Кузьмичу Сажину. К моменту сооружения ограды и часовни М.К. Сажин, записавшийся в красноярское купечество, был хорошо известен в среде горожан и пользовался заслуженной репутацией опытного строителя. Еще в 1857 году с ним был заключен контракт на постройку деревянной на каменном фундаменте Вознесенской церкви (1857-1858 гг.) в селении Коркинском, располагавшемся под Красноярском. Примечательно, что при подведении результатов торгов на строительство храма его заказчиками было принято во внимание, представленное М.К. Сажиным «ручательное одобрение на подряды по строительной части», данное донатором коркинской церкви - красноярским купцом первой гильдии П.И. Кузнецовым.

Принимая во внимание это обстоятельство, нельзя исключить, что доброе расположение П.И. Кузнецова могло быть заслужено Сажиным М.К. ранее, при постройке в Красноярске на средства, отпущенные красноярским золотопромышленником, часовни святой мученицы Параскевы (1854-1855 гг.) или новой колокольни Воскресенского собора (1853-1860 гг.). Особым доверием, видимо, М.К. Сажин пользовался и у красноярских духовных властей: в середине 1860-х годов под его руководством в столице Енисейской губернии по заказу епископа Никодима был выстроен целый ряд принадлежавших местной епархии зданий, включая внушительное по размерам здание деревянного Архиерейского дома. К услугам Сажина М.К. нередко прибегало и красноярское городское общество купцов и мещан. Так, в 1863-1866 годах по его заказу на Старособорной площади неподалеку от Воскресенской соборной церкви Сажиным М.К. было выстроено двухэтажное каменное здание гостиного двора.

Возможно, при строительстве часовни соборной церкви Рождества Богородицы, Сажиным М.К. был использован опыт сооружения в 1863-1864гг. годах на его собственные средства каменной часовни во имя Святых Апостолов Петра и Павла около красноярского кладбищенского Троицкого храма. Судя по фотоснимкам, здание часовни при Богородице-Рождественском соборе было возведено без видимых отступлений от чертежей А.Ф. Хейна. Об этом свидетельствуют и документальные сведения о наличие у выстроенного объема цокольного этажа: согласно одной из ведомостей о соборной церкви, в начале 1890-х годов «под часовней» проживали две монастырские послушницы, занимавшиеся печением просфор «для Собора и крестовой (при Архиерейском доме) церкви».

В интерьере часовни на пожертвования наследников церковного строителя С.Г.Щеголева был установлен резной иконостас с иконами, среди которых особое место заняла икона Тихвинской Божией Матери в серебряной ризе. Вероятно эта икона представляла собой список с одноименного чудотворного образа, хранившегося в Исаакиевском соборе Петербурга и прославившегося в 50-х годах XIX века милостью исцеления. Согласно проектным чертежам Хейна А.Ф. плоскость иконостаса должна была состоять из трех частей и размещаться на трех крайних к востоку гранях часовни. Предположительно рисунок иконостаса мог быть составлен автором постройки – архитектором Хейном А.Ф. Еще одно иконописное изображение было размещено на внешней восточной грани здания часовни, под специально устроенным металлическим навесом на ажурных кронштейнах, предусмотренным проектными чертежами. Сложенные из кирпича стены часовни были оштукатурены и окрашены в цвет фасадов соборной церкви. Видимые на фотоснимках детали штукатурного декора часовни показывают высокий уровень ремесленного мастерства представителей красноярского строительного цеха того времени.

Как видно на рисунках и фотоснимках Новособорной площади рубежа XIX-XX веков, территория главного городского храма обладала благоустроенным видом, и была заполнена невысокими зелеными насаждениями. А соборная ограда, вследствие её художественно-стилевых качеств и тщательной заботе соборного причта о её внешнем облике, выглядела достойным обрамлением архитектурной массы Богородице-Рождественского собора. Здание часовни, благодаря её выверенным размерам, не только не терялось на фоне величественного объема кафедрального собора, но и приобрело роль значимого сакрального и архитектурного акцента в структуре и силуэте застройки главной площади столичного Красноярска.

К началу 1930-х годов в процессе закрытия красноярских храмов здание часовни, лишившееся шатрового венчания, было частично перестроено и приспособлено под хозяйственные нужды. В середине 1950-х годов, в период завершения архитектурного ансамбля бывшей Новособорной площади, получившей в послеоктябрьский период имя Революции, и сохранившей роль главного городского общественного пространства, здание соборной часовни, удивительным образом пережившей соборный храм на два десятилетия, было окончательно разобрано.

Шумов К.Ю., Шумов Д.К. К истории проектирования и строительства ограды и часовни при соборной церкви Рождества Богородицы в Красноярске. Статья 2015 года.

Источник: https://naov.ru/objects/article/70_chasovnya-i-ograda-kafedralnogo-sobora-rozhdestva-bogorodici-v-krasnoyarske.html


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 марта 2021

Самый большой храм дореволюционной Сибири, находился на Новобазарной площади (ныне площадь Революции) города Красноярска.

Нужда в постройке собора остро ощущалась в Красноярске в связи с увеличением населения. В октябре 1843 года, во время съезда золотопромышленников в городе, было получено известие о рождении наследника престола, цесаревича Николая Александровича. В честь этого события и возникла мысль об устройстве храма, который стал пятым каменным храмом города. По добровольной подписке золотопромышленники собрали 96400 рублей и вручили потомственному почетному гражданину, купцу Исидору Григорьевичу Щеголеву для постройки храма.

По проекту, составленному известным московским архитектором К.А. Тоном и высочайше утвержденному 8 июня 1844 года, храм был заложен 15 июля 1845 года преосвященным Афанасием (Соколовым), епископом Томским и Енисейским.

К середине 1849 года храм был вчерне отстроен. Но неожиданно, 29 сентября верхние своды его с куполами рухнули, а стены растрескались. После освидетельствования специальной комиссии причин падения храма выяснились ошибки при его строительстве. Рухнувший собор разобрали до основания, кроме колокольни, которую признали прочною, и купец Исидор Григорьевич Щеголев за свой счет, по прежнему проекту вновь его построил. Постройка храма совсей утварью, иконостасом, ризницей и колоколами обошлась Щеголеву в 560 тысяч рублей серебром. Строитель был удостоен высочайшей награды - ордена Св. Анны II степени с Императорской короной. Достраивался храм под наблюдением городского архитектора Бориса Набалова.

7 сентября 1861 года епископом Томским Порфирием (Соколовским) был освящен главный престол в честь Рождества Пресвятой Богородицы, 10 сентября - Крестовоздвиженский придел, на правой, южной стороне; 21 сентября - придел во имя свт. Николая Чудотворца, на левой северной стороне; 22 сентября - устроенный внизу, на юго-западной стороне, придел свв. мчч. Исидора и Татианы.

8 января 1862 года епископом Енисейским Никодимом (Казанцевым) храм был утвержден кафедральным собором учрежденной в 1861 году Енисейской и Красноярской епархии . По штату при соборе состояли кафедральный протоиерей, ключарь, 2 священника, протодиакон, 2 диакона, 2 иподиакона, 2 псаломщика. Для причта собор имел два деревянных дома и такой же флигель приобретенные вместе с землей, на которой они расположены, - все на каменных фундаментах. Построены они были на пожертвования прихожан на месте, отведенном по Высочайшему повелению от 12 сентября 1863 года. Кроме того, ещё два деревянных дома, были пожертвованны вместе с усадебною землею в пользу собора супругою и сыном И.Г. Щеголева. Всего зданий, принадлежащих собору, было восемь и несколько усадебных мест.

В апреле 1863 года епископ Никодим (Казанцев) обратился к губернатору П.Н. Замятнину с предложением о постройке каменной ограды вокруг кафедрального собора. В своем ответе 16 апреля 1863 года губернатор, одобрив постройку каменной ограды, в свою очередь высказал ряд предложений, а именно "в линию ограды выстроить 10 или 12 каменных невысоких лавок или магазинов, обращенных дверями к базарной площади, от отдачи которых в наем, по моему мнению, можно будет получать постоянно значительный доход в пользу соборного духовенства". Построить их губернатор предлагал на средства духовенства. Кроме того, он предложил в ограде собора в целях украшения храма сделать посадку деревьев "подобно тому, как это устроено в Петербурге при соборах Николы Морского и Спаса Преображения"

Каменная с чугунными решетками ограда с тремя чугунными воротами общей протяженностью 220 сажен была сделана в 1863 г. за свой счет купцом И.Г. Щеголевым. На восточной стороне против алтаря главного храма в линии ограды наследниками строителя в 1867 году построена каменная часовня с иконостасом и иконами. К ней в 1901 году пристроен каменный склад для церковно-восковых свечей епархиального завода.

При соборе имелась библиотека церковно-исторического содержания, состоявшая из более 700 книг, значительная часть которых была передана открывшейся Красноярской духовной семинарии, а затем в библиотеку Братства Святителя Иннокентия Иркутского, которое до 1914 года считалось Братством при кафедральном соборе.

В 1913 году был устроен придел во имя преподобного Евфимия Суздальского Чудотворца на средства собора и церковного старосты А.П. Шарова. В нем была устроена усыпальница, в которой был погребен епископ Евфимий (Счастнев) (+ 1913). Престол освящен епископом Енисейским и Красноярским Никоном 15 февраля 1914 года.

В 1914 году в собор проведено электрическое освещение.

В архитектуре собора перемешались мотивы древнерусской и классической архитектуры. Храм пятиглавый, колокольня в одной связи с собором. Купола и кресты вызолочены. Длина собора внутри составляла 26 сажен (55 метров), высота внутри - 19 сажен (40 метров) [2]. Общий вес колоколов 958 пудов. Отапливался 4 пневматическими печами.

Полы в церкви были мраморными, темноватого цвета, с такими же ступеньками к амвонам, в алтарях, ризницах и в подвальном этаже из тесаных серого камня плит, в кладовой под главным алтарем пол из простых каменных плит, в других кладовых пол кирпичный. С западной стороны было 4 двери, с северной и южной - 4 (две со стеклами и две глухие); 3 крыльца с 16-ю ступенями. Площадки из каменных тесаных плит.

Святыни, которые находились в соборе в предреволюционный период: частица святых мощей свт. Иннокентия Иркутского, которая перенесена в собор из Иркутского Вознесенского монастыря в 1914 году, благодаря старанию епископа Енисейского Никона (Бессонова); икона свт. Николая Чудотворца, написана на полотне в серебряном окладе, вызолочена на венце и украшена разными камнями, подарена храму в сентябре 1854 года отставным полковником Александром Кирилловичем Шепетковским; икона Рождества Пресвятой Богородицы в серебряно-позолоченной ризе, пожертвована в мае 1858 года императорской семьей. Размер иконы в длину соответствовал росту наследника Николая Александровича в день его рождения. На верхнем крае иконы обозначалось число, месяц и год его рождения - 8 сентября 1843 год, внизу освящение иконы - 17 апреля 1858 год. Икону поместили в иконостас главного храма.

Настоятели: Василий Касьянов (8 января 1862 - упом. 1889); Димитрий Вологодский (1897-1909); Михаил Лотоцкий (1909?-упом. 1915);... Игнатий (Голинченко) (упом. март 2015). Ключари: Алексий Угрюмов (8 января 1862-упом. 1889); Михаил Солодчин (1891-?).

Приписные храмы:Троицы Живоначальной, кладбищенский1 мая 1921 года Новобазарную площадь, на которой располагался собор, переименовали в площадь Революции.

30 декабря 1935 года в Крайисполкоме было принято решение: «В связи с необходимостью освобождения площади Революции в г. Красноярске под постройку Дома Советов поручить крайкомхозу организовать работы по разбору здания бывшего собора. Все стройматериалы после разбора собора передать в распоряжение крайкомхоза для использования их на строительстве гостиницы. Расходы по разборке согласно ориентировочной сметы в сумме 150690 руб. отнести за счет кредитов по постройке гостиницы».

Собор был взорван 12 июля 1936 года. Здание дважды выдерживало взрывы заложенного под него динамита, и было разрушено лишь на третий раз. Перед разрушением храма из него были вывезены и частично уничтожены иконы и утварь. После вскрытия гробниц супругов Щеголевых, находившихся в приделе свв. Исидора и Татианы, и гробницы епископа Евфимия было обнаружено, что тела купцов и епископа сохранились нетленными. Тела эти были выставлены на обозрение в Краеведческом музее. Через некоторое время в помещении стал распространяться неприятный запах. Было решено сжечь тела в кочегарке музея...

На фундаменте собора возведено здание Дома Советов (ныне в нем размещается краевое правительство).

В сентябре 2012 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) благословил воссоздание кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы на земельном участке в районе Стрелки - историческом месте высадки первых русских казаков на берега Енисея. На Стрелке находился самый древний храм Красноярска - Воскресенский собор, разрушенный в начале 1960-х годов.

В начале октября 2012 года губернатором Красноярского края Л. Кузнецовым был утвержден состав рабочей группы для подготовки предложений по организации процесса воссоздания собора. 21 сентября 2013 года был совершен праздничный молебен и чин освящения места под строительство храма митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, установлен поклонный крест, в основание будущего храма положен закладной камень.

Строительство ведется по оригинальным чертежам архитектора Константина Тона.

Литература: Сведения о Красноярском кафедральном Богородице-Рождественском соборе. Памятная книжка Енисейской губернии на 1863 год. - СПб., 1863; Касьянов В. Д. Богородице-Рождественский собор в Красноярске. Памятная книжка Енисейской губернии на 1890 г. - Красноярск, 1889; Ажар Л. Православные церкви Красноярска. "Енисей".- 1990.- №2; Чуркина П. Главный собор Красноярска. "Енисей". - 1990. - №2; Персианов Григорий, прот. Богородице-Рождественский кафедральный собор. Енисейский энциклопедический словарь. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1998; Утраченное творение. Красноярский материк : времена, люди, документы. Красноярск: Гротеск, 1998; Чуркина П. Главный собор Красноярска. С новым веком, родной Красноярск!: историко-краеведческий календарь на 2001 год. - Красноярск: Красноярское книжное изд-во, 2001; Рождественский кафедральный собор. Красноярск в четырёх веках: путеводитель по истории; города 1628-2003. - Красноярск: Издательские проекты, 2003; Потапов, И.Ф. Кафедральный Богородице-Рождественский собор. Красноярск: история в фотографиях и документах. - Красноярск: Офсет, 2007.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  19 марта 2021

12 июля 1936 г. богоборческими властями было завершено уничтожение кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы в городе Красноярске.

В 1935-1936 г.г. власти Советского Союза дали новый импульс беспрецедентной по масштабам кампании, направленной на окончательное, как им казалось, уничтожение «религиозного мракобесия». Тысячи священнослужителей и верующих были заключены в лагеря, а храмы, соборы и монастыри закрывались, осквернялись и разрушалсь.

В Красноярском крае началом необъявленной войны Церкви стало изъятие у верующих старинного кладбищенского Всехсвятского храма в июне 1936 г. Разумеется Богородице-Рождественский кафедральный собор - крупнейший православный храм за Уралом - тоже должен был пасть жертвой фанатиков-атеистов.

Возведение этой церкви было приурочено ко дню рождения императорского наследника Николая Александровича в 1843 г. С инициативой выступила группа красноярских купцов и промышленников во главе с Исидором Щеголевым. Автором проекта стал один из крупнейших русских архитекторов XIX в. - Константин Тон. Осенью 1849 г. в ходе строительства произошел несчастный случай: верхние своды собора с куполами рухнули, а стены растрескались. Чудом никто из людей не пострадал, но здание пришлось разбирать и перестраивать - уже на личные средства упомянутого выше купца Щеголева, пожертвовавшего более 550 тысяч рублей (почти 600 миллионов в пересчете на современный курс).

Возведение Богородице-Рождественского собора было завершено к 1861 г., что совпало с учреждением Енисейской епархии Русской Православной Церкви. Возвышаясь над городом на 41 метр, кафедральный собор был доминирующей высотой дореволюционного Красноярска.

Поругание святыни в 1936 г. превратилось в настоящее сражение. Собор держался до последнего: потребовалось три взрыва, чтобы обрушить его стены. А его фундамент богоборцам так и не покорился: на нем и был возведен Дом Советов Красноярского края - современное здание регионального Правительства. Перед окончательным разрушением святыни гонители вынесли из нее иконы и утварь, которые были впоследствии уничтожены, вскрыли гробницы покоившихся в нижнем приделе епископа Евфимия (Счастнева, управлявшего епархией с 1898 по 1912 г.г.), Исидора Щеголева и его супруги Татьяны. Коммунисты обнаружили, что тела владыки Евфимия и четы Щеголевых остались нетленными, - отмечает в своей монографии «Красноярская (Енисейская) епархия РПЦ: 1861–2011 г.г.» хранитель «Касьяновского дома», руководитель епархиального Отдела по взаимоотношениям Геннадий Малашин. Останки были выставлены для всеобщего обозрения в Краеведческом музее и затем сожжены.

Однако уничтожить Православие и Церковь воинствующим безбожникам не удалось. Восстанавливаются старые и возводятся тысячи новых храмов и монастырей. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла будет возрожден и Богородице-Рождественский собор - закладной камень на его новом месте, набережной Енисея в районе Стрелки, освятил 21 сентября 2013 г. Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон.

http://kasdom.ru/r_prosveschenie/r_den_v_istorii/9035/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.