ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Городная. Церковь Троицы Живоначальной.

Троицкая церковь


Городная. Церковь Троицы Живоначальной
Деревянная церковь. Действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Троицы Живоначальной
Год постройки:Между 1700 и 1800.
Адрес:
Беларусь, Брестская область, Столинский район, село Городная

Координаты: 51.87155, 26.498423



Церковь Троицы Живоначальной, , Городная, Столинский район, Беларусь, Брестская область
Кузич Николай
22 марта 2020
Церковь Троицы Живоначальной, , Городная, Столинский район, Беларусь, Брестская область
Кузич Николай
22 марта 2020
Церковь Троицы Живоначальной, Фото 1933 г. из приходского архива<br>, Городная, Столинский район, Беларусь, Брестская область
Фото 1933 г. из приходского архива
Михаил Мещанинов
5 июня 1933
Церковь Троицы Живоначальной, фото 1912 года. Автор:Исаак Сербов. (до перестройки 1930-е гг) с сайта http://globus.tut.by/gorodnaya/index.htm#church<br>, Городная, Столинский район, Беларусь, Брестская область
фото 1912 года. Автор:Исаак Сербов. (до перестройки 1930-е гг) с сайта http://globus.tut.by/gorodnaya/index.htm#church
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Александр Качалин
1 января 1912
Церковь Троицы Живоначальной, Фото на котором запечатлены обе церкви: Никольская и Троицкая. Фотография сделана в 1929 году. В это время Троицкая церковь была греко-католической.<br>, Городная, Столинский район, Беларусь, Брестская область
Фото на котором запечатлены обе церкви: Никольская и Троицкая. Фотография сделана в 1929 году. В это время Троицкая церковь была греко-католической.
Алексей Кротов
??
Церковь Троицы Живоначальной, Фотоснимок храма в конце 1920-х годов, когда в Троицкой церкви располагался греко-католический приход.<br>, Городная, Столинский район, Беларусь, Брестская область
Фотоснимок храма в конце 1920-х годов, когда в Троицкой церкви располагался греко-католический приход.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  19 мая 2019

Местечко Городная Пинского уезда расположено между болотами. Расстоянием от губернского города в 300 верст, от уездного, где и ближайшая почтовая станция, в 49 верстах и от Московско-Брестской железной дороги в 130 верстах. Недалеко от местечка, именно в 2 верстах, есть какие-то древние окопы, под названием Замковище, что указывает на существование на том месте укрепленного замка. Внизу окопов, с западной стороны, есть болото, заросшее лесом, среди которого протекает небольшой ручеек, в котором, по рассказам старожилов, находили обломки больших судов.

О построении в местечке первой или древнейшей церкви нет никаких сведений, нет также сведений о времени построения настоящей приходской церкви, расположенной среди самого местечка. Зданием она деревянная, в основании имеет вид прямоугольника, с закруглением в алтарной части, с двумя глухими куполами и гонтовою крышею, с одною входною дверью и одним рядом окон, не снабженных железными решетками; снаружи не окрашена.

Внутренняя площадь вместимости заключает в себе, вместе с алтарной частью, около 30 кв. саж. Потолок настлан досками, пол кирпичный, стены выбелены; солея возвышена на шесть вершков; клиросы на солее. Двухъярусный иконостас, окрашенный в голубой цвет, с золочеными капителями, резьбою и некоторыми рамами, заключает в себе тринадцать икон, большею частью, новой живописи. Ризница помещается в алтарной части.

Престол один – во имя Св. и Живоначальной Троицы. К отоплению церковь не приспособлена; в стенах она, вообще, ветхая. За исключением сборного блюда, купели и водосвятной чаши, все утварные вещи имеются, но все малоценны; только литургийные сосуды и одна униатская дарохранительница – серебряные. Риз три, из них две новые. Богослужебное Евангелие одно, в лист, Московской печати 1834 г., оправленное в парчу, с металлическими изображениями Спасителя и Евангелистов. Полного круга богослужебных книг нет.

В церковном архиве метрические и исповедные ведомости хранятся с 1838 г. Деревянная ограда кругом церкви совершенно ветха. Колокольня устроена отдельно от церкви; в ней пять колоколов: в 5, 4, 3, 2 и 1 пуд. Кладбищ два; на одном из них есть часовня; приписных церквей нет.

Приход состоит из села Городная и деревни Деревной. Прихожан муж. пола 860 душ и жен. 880 душ. Все они мещане, из бывшей шляхты, и занимаются преимущественно выделкою глиняной посуды. Религиозность прихожан очень удовлетворительна; к церкви они усердны. Церковное поминовение умерших и служение молебнов бывают часто; крестные ходы также совершаются.

По штату положен при сей церкви причт одноклирный, состоящий из настоятеля и псаломщика. Настоятелем состоит священник Александр Русецкий, из окончивших курс семинарии, священствует с 1845 г., а при настоящем месте состоит с 1859 г. И. д. псаломщика Яков Вечорко, в должности с 1843 г.

Церковного дохода в год поступает от 50 до 60 руб. Причт, кроме штатного жалованья, пользуется церковною землею, которой считается: усадебной две трети десятины, пахотной 20 дес. и сенокосной две трети десятины. Земля худого качества и расположена в 9 кусках, чересполосно. Плана и межевой книги на нее нет. Настоятель помещается в церковном доме, совершенно ветхом, в 85 саженях от церкви, псаломщик помещается в собственном доме. Комиссиею предположено обеспечить причт постройками, но до сих пор ничего по сему делу не сделано. Штатного народного училища в приходе нет, а обучаются дети частью в Теребежовском училище, a частью в местном церковно- приходском; богадельни в приходе нет.

«Описание церквей и приходов Минской епархии». Составлено по официально затребованным от причтов сведениям. Часть VI, Пинский уезд. Типо-Литография Б. И. Соломонова, Минск, 1879 г.


Алексей Кротов
 
Алексей Кротов  2 февраля 2022

Городная - знаменитый на всё Полесье центр гончарства. Она известна с 1448 года и прежде была местечком, в 1579 году получившее магдебургское право и герб с изображением лося. В центре Городной соседствуют два православных храма: деревянная Свято-Троицкая и кирпичная Свято-Николаевская (2004).

Церковь Троицы Живоначальной явяется памятником традиционного народного деревянного зодчества. История деревянного Свято-Троицкого храма берёт своё начало с так называемой Казацкой войны 1648-1651 годов. В эти годы воевавший на стороне Богдана Хмельницкого крымский хан Ислам-Гирей III захватил поселение и разместил здесь свои войска. По народному преданию татар было так много, что копыта их лошадей выбили в центре деревни озеро, сохранившееся до наших дней, которое местные жители и теперь называют "татарским стоилом". Уходя, татары разграбили и полностью сожгли поселение, а около семисот его оставшихся жителей угнали в неволю. Но сразу же после войны население стало возвращаться на свою родину и первым делом люди возродили свой храм. Сохранившаяся с того времени деревянная Свято-Троицкая в немного изменённом виде дошла до нашего времени. В ХVIII веке церковь подверглась перестройке в связи с ветхим состоянием здания (1787 г.). Святыня деревни представляет собой памятник архитектуры местного традиционного полесского народного деревянного зодчества. При строительстве использовался приём, когда брёвна точно подгонялись одно к одному и закреплялись особым замком, что позволяло строить храм практически без единого гвоздя.

Церковь состоит из 2 срубов: квадратного в плане основного и пятигранного алтарного. Срубы одинаковой ширины, объединены в один объём, накрытый высокой вальмовой крышей, завершённой гранёными главками. Стены обшиты досками с нащельниками и прорезаны высоко расположенными прямоугольными оконными проёмами в наличниках. С запада к церкви в 1930-е годы пристроена над притвором двухъярусная колокольня (четверик на четверике), накрытая шатром с главкой. Нижний ярус одинаковый высоты с основным объёмом, отделён от верхнего широким козырьком. Внутри главный и алтарный срубы соединены широким прямоугольным проёмом. Каждый сруб перекрыт сводом в виде восьмигранной усечённой пирамиды. В объёме колокольни сооружены хоры. Алтарная апсида отделена от зала для молящихся деревянным иконостасом.

В начале ХХ века (1915 г.) рядом с деревянным храмом была построена кирпичная церковь во имя Николая Чудотворца, но она была взорвана при отступлении немецких войск в 1944 году, а частично сохранившиеся фрагменты стен и камни фундамента были разобраны для строительства колхозных построек. Стоит сказать, что по приглашению польских властей в Городнаю переселилось около 200 жителей Галичины. Переселенцы создали отдельное поселение хуторского типа (имело название "Колония") и возродили греко-католический приход. Вскоре им передали здание деревянной Троицкой церкви, первое богослужение в которой состоялось 5 января 1928 года. В качестве униатской она находилась до осени 1939 года, после чего вновь стала православной. Церковная жизнь продолжалась и во время Великой Отечественной войны и после. В 1972 году коммунистическая власть в лице технической комиссии Столинского райисполкома пыталась запретить эксплуатацию храма по причине его ветхости и аварийности, но благодаря усилиям прихожан его вновь разрешили открыть. В дальнейшем подобных попыток не повторялось.

Из книги: Якимович Ю. А. "Деревянное зодчество Белорусского Полесья ХVII-ХIХ в". - Минск, издательство "Полымя", 1978 и с сайта: www.pinskeparh.by/Епархиальное управление/Благочиния/Столинское благочиние/Иерей Николай Коледа. Троицкая церковь в дер. Городная



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.