Монастырь во имя святителя Николая Чудотворца был основан в 1629 году по велению матери первого царя из Дома Романовых — инокини Марфы. По преданию, в монастыре на берегу Святого озера долгие годы жил старец Мамант, по имени которого и названо было место. Старец стал строителем первой церкви обители. Он обнаружил у трёх лип икону святителя Николая и на том самом месте соорудил первый храм, посвященный этому святому. Святой образ сделался главной святыней обители, а из спиленных лип была изготовлена церковная утварь.
В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог. Грамотой 1634 года запрещалось взыскивать налог с 30 четвертей монастырских земель, поскольку: «старец в тоей пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего». Постепенно земли заселялись пришельцами из соседней Рязанской области, из-под Наровчата и из Звенигородского уезда; были среди них вольные люди, бобыли и кабальные крестьяне. Всем им оказывалось гостеприимство, на обильных свободных территориях всего было достаточно, а рабочих рук не хватало.
В 1652 году пустынь была приписана к Звенигородскому Саввино-Сторожевскому монастырю с крестьянами, бобылями, их детьми, братьями и племянниками. В писцовых книгах 1677 года указывалось, что в Мамонтовской пустыни у Глубокого озера был один храм во имя святителя Николая Чудотворца с правым приделом во имя преподобного Алексия, Божьего человека. К храму примыкала трапезная и паперть, круглый пятистенный алтарь был прирублен отдельно. Имелась колокольня, иконы и утварь. Церковные главы были отделаны чешуей, кресты — железом.
Придельная церковь не случайно была освящена во имя Алексия — ведь наибольшее число вкладов монастырь получил в царствование Алексея Михайловича «для ради покоя вечных благ будущего века». Монастырские владения быстро обогащались; к концу XVII века обитель владела многочисленными коровьими, птичьими, пчелиными дворами. В каждой монастырской деревне были свои старосты, назначенные монастырем, и управляющие-монахи.
В 1764 году в ходе секуляризации пустынь была упразднена, но её храмовые и хозяйственные постройки еще долгое время оставались монастырскими.
В 1768-1775 годах по храмозданной грамоте епископа Тамбовского Феодосия был построен новый однопрестольный Никольский храм для села Мамонтова. Это прочная и красивая постройка располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье возле озера Глубокого. Церковь была срублена из соснового леса. В новых рубленых приделах, устроенных в 1865 году, разместилась ризница и престол в честь Покрова Божией Матери. Храмовые иконостасы с витыми колоннами были обильно позолочены. Храм имел много деревянных скульптур: в нижнем поясе над местными иконами находились изображения херувимов, искусно вырезанных из дерева и покрытых листовым золотом. Над иконостасом — резное распятие, по сторонам — резные изображения Иоанна Богослова и Пресвятой Девы Марии. Нижняя часть царских врат была оформлена деревянными скульптурами евангелистов в полный рост. Этот храм просуществовал до первой четверти XX столетия.
Стараниями священника села Мамонтова Алексея Ивановича Кринова при храме была образована новая община сестер на основе богадельни, в которой проживало к 1912 году двадцать крестьянских вдов. К маю 1912 года в Мамонтове появился первый каменный храм, построенный на средства прихожан и отца Кринова. Храм был освящен в 1915 году.
После революции 1917 года в Николаевской церкви была устроена детская коммуна, затем винный магазин, а на Святом озере, которое считалось целебным, завели гусиную ферму. Скульптуры из Мамонтовой пустыни, разнообразные по композиции, расписанные красками как иконы, привлекли исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей. В 1930 году монастырь был разрушен.
С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа (ныне митрополита) Тамбовского Феодосия. На старом фундаменте были вновь возведены церковь, часовня и купель на Святом озере. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.
Скульптор Зураб Церетели подарил епархии бронзовую скульптуру Николая Чудотворца для установления в Мамонтовой пустыне, но в июле 2007 года епископ Тамбовский Феодосий, ссылаясь на то что статуя выполнена с нарушениями православных канонов (святой изображен в римо-католической кардинальской мантии, зажимающим Святое Евангелие под мышкой), возвратил её автору. Вместо неё 22 мая 2008 в пустыни был открыт памятник святителю Николаю созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма.
Святыня храма - древняя икона святителя Николая, по преданию обретенная старцем Мамантом и сберегаемая ещё в начале XX века, была исполнена на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке — стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский». Столетиями в Мамонтовской Никольской церкви сохранялась деревянная церковная утварь, по преданию, сделанная из тех лип, у которых была обретена икона святителя.
В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса.
http://michurinsk-eparchia.ru/eparhiya/monastyri/zhenskaya-mamontova-pustyn-vo-imya-svyatitelya-nikolaya-chudotvortsa-michurinskoj-eparhii/