ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Вецслабада. Церковь Спаса Преображения.

Vecslabadas Kristus Apskaidrošanās pareizticīgo baznīca


Вецслабада. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Не действует.  
Престолы:Спаса Преображения
Год постройки:не ранее 1842.
Адрес:
Латвия, Лудзенский край, Истрская волость, Вецслабада
Vecslabada, Istras pagasts, Ludzas novads, Latvija

Координаты: 56.261067, 27.987521
Проезд:Из Зилупе 22 км.



Церковь Спаса Преображения, Вход в церковь.<br>, Вецслабада, Лудзенский край, Латвия
Вход в церковь.
Владимир Ткаченков
25 июля 2012
Церковь Спаса Преображения, Каменная кладка церкви.<br>, Вецслабада, Лудзенский край, Латвия
Каменная кладка церкви.
Владимир Ткаченков
25 июля 2012
Церковь Спаса Преображения, Могила возле церкви.<br>, Вецслабада, Лудзенский край, Латвия
Могила возле церкви.
Владимир Ткаченков
25 июля 2012



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  25 сентября 2018

Старинный поселок Старая Слобода (Вецслобода) располагается в Лудзенском районе на востоке Латвии примерно в 320 километрах от столицы Латвийского государства и в 20 километрах от границы современной России и Белоруссии. Слобода – в старину так называлось село свободных людей, а также пригородное селение, поселок за стеною города, а в настоящее время так называют большое село, где более одной церкви, торг или ярмарка, или волостное правление. Поселение Старая Слобода уютно размещено между тремя озерами – Истра, Глубокое и Аудзелю, соединенных между собой небольшими реками. Старая Слобода является центром Истринской волости, созданной еще в 1862 году, включавшая в себя четыре больших имения, состоящих из 52-х деревень. Православный приход в начале XX века - около 5000 человек при двух действующих храмах...

Несмотря на то, что Полоцкая епархия и была основана в X веке, свою деятельность на белорусских и латгальских землях она смогла развернуть лишь тогда, когда эти территории были присоединены к Российской империи, т.е. с XVIII – XIX вв. Самый древний приход в Люцинском благочинии был основан в 1751 году, когда помещик Вейсенгоф подарил причту Бродайжского прихода землю, до этого момента там находилась часовня во имя св. Иоанна Крестителя. Основание Старо-Слободского прихода также относится ко второй половине XVIII века, но, как считает С.П. Сахаров, приход зародился еще раньше. Как и по какому принципу происходил этот процесс, пока определить невозможно в связи с тем, что архивные данные, хранившиеся еще в XIX веке при Преображенской церкви Старой Слободы, имели информацию только с 1798 года. «Из них видно, что Старослободская церковь была униатскою и находилась в ведении Полоцкой униатской консистории и Себежского духовнаго повету. Какова была эта униатская церковь – описания здания ея не сохранилось». К 1814 году число прихожан на этом приходе составляло 207 человек. Только в 1839 году Старо-Слободской приход становится православным.

«Вместо бывшей униатской церкви в 1842 году, стараниями прихожан и при помощи местного помещика Бениславскаго, с благословения преосвященнейшего Василия Архиепископа Полоцкого и Витебского, была воздвигнута новая православная церковь во имя Преображения Господня из дикого булыжного камня, с облицовкою по углам и карнизу кирпичем». Размеры храма – 15,5х8х5 м. Здание церкви имеет несложную форму прямоугольника в основании, такой стиль архитектуры принято называть провинциальным ампиром. Архитектура храма является неповторимой для восточной Латгалии. Он построен добротно и исключительно точно, как замечают сегодня – строили на века. Эта церковь одна из немногих, которую построили из несгораемого материала, и это не маловажно, т.к. в то время церкви строили в основном из дерева, исходя из финансовых возможностей приходов. Храм не имеет купола, над алтарной частью имеется небольшой крест, на передней части храма расположена башенка для колокольни, с водруженным крестом. Иконостас храма одноярусный, кирпичный. На нем сделаны четыре впадины, где размещены четыре иконы – Спасителя (в летописи именуется чудотворной) и Божией Матери. Около северных дверей храмовая икона Преображения Господня, а около южных – апостола без надписи. Внутри церковь оштукатурена. Пол в средней части храма кирпичный, а в алтаре деревянный. Отопление в храме отсутствовало. Большим недостатком оказалось также и само выбранное место для постройки храма, хотя и самое красивое в поселке. Холм, на котором стоит церковь, был искусственным, т.е. насыпан из земли, взятой неподалеку, где образовался котлован, нехарактерный для рельефа этой местности. Со временем произошло постепенное неравномерное оседание холма, что повлекло за собой деформацию строения. Есть мнение, что здесь также было кладбище, т.к. холм именуют «Базницас калнс», а в документах XX века этот храм называют кладбищенским.

В 1850 году для обеспечения причта приходу было выделено 39 десятин земли. К 1855 году построены дома для причта. В том же году насчитывалось 283 крестьянских двора, а приход состоял из 2082 человек. Из инославных, проживающих на территории прихода, известно только о 105 старообрядцах.

Первым, упоминаемым в церковных документах 1857 года настоятелем Старо-Слободского храма, является священник Калинник Савицкий. Он обратился к Режицко-Люцинскому благочинному священнику Никифору Кушину с рапортом о том, что «20 июня, в 2 часа по полудни, вторая часть потолка обрушилась с повреждением некоторой части иконостасной арки. И первая, при входе в церковь, часть потолка угрожает час от часу совершенным падением». Зимой того же года сильным ветром была повреждена кровля храма, а службы на некоторое время прекратились.

Следующим настоятелем, с 1858 года, был священник Исаакий Доронин. Его стараниями крыша и потолок храма были вновь восстановлены. Возобновляются и регулярные богослужения. Отец Исаакий докладывает благочинному, что «церковная утварь состоит из пяти икон, трех лампад, трех ветхих хоругвей и одной плащаницы; имеется все, что необходимо для отправления богослужений, но только весьма в бедном и храму Божьему не совсем соответственном состоянии…».

Известно, что в 1860 году императрица Мария Александровна сделала пожертвования беднейшим храмам Полоцко-Витебской епархии. В число таких приходов попала и Старая Слобода. Пожертвования состояли из наборов священных сосудов, комплекты праздничных облачений и различная утварь. Кроме облачений, пожертвованных императрицей, остальные дары сохранились и имеют надписи подтверждающие этот факт. Вся оставшаяся утварь употребляется на богослужениях в храме Воскресения Христова и в наше время.

1 декабря 1861 года отец Исаакий Доронин открывает в своем доме церковно-приходскую школу для детей. Но количество обучающихся не доходило до десяти, т.к. сами прихожане не имели к тому явного расположения. Свободным же от богослужений был лишь один день, что не позволяло отцу Исаакию заняться этим в полной мере. К 1864 году усилиями настоятеля в храме Преображения была собрана библиотека, состоящая «из 74 книг 26 наименований, большей частью которой составляла учебная литература – буквари, прописи, книжки для начального чтения, учебники по арифметике, русскому языку и т.п.».

Отец Исаакий тяжело заболевает, и 1 января 1865 года настоятелем Старо-Слободского прихода назначается сын причетника Невельского уезда Витебской губернии – священник Николай Дмитриевич Никифоровский. Указом Полоцкой духовной консистории от 15 февраля 1867 года новый настоятель начинает составлять от 25 мая 1867 года летопись Старо-Слободской Преображенской церкви, которую продолжил и его сын. Но, увы, больше никто из последующих настоятелей не занимался этим трудом. Вместе с отцом Николаем подвизался, как он сам свидетельствует, диакон Михаил Забелин (с 1853 по 1876 гг.) и дьячок Афанасий Соколов (с 1853 по 1867 гг.). За двухлетнее пребывание на приходе нового настоятеля численность прихожан снизилась почти на шестьсот человек, т.е. от 2844 до 2218. Это было связано с тем, что крестьяне не имели возможности за счет своего труда прокормиться, и многим приходилось уезжать на заработки.

В 1866 году на приходском сходе отец Николай убеждает прихожан в необходимости открытия при храме школы, что в скором времени было и сделано. Школа обосновалась в бывшем здании волостного правления и находилась в ведении Витебской дирекции народных училищ, хотя содержалась только за счет прихожан. До 1870 года в ней преподавал только отец Николай Никифоровский, а численность учащихся, по причине тесного помещения, не превышала 45 человек.

В 1868 году в храме проводится ремонт – была покрашена крыша, заменена кровля на колокольне, обновлен иконостас, сооружены клироса и свечной ящик, а в 1875 году вокруг храма установлена деревянная ограда. Отец Николай обращался за помощью и к тем прихожанам, которые покинули Старую Слободу, но всячески поддерживали общение с жителями поселка. Многие не забывали родной приход, живя в Москве и Санкт-Петербурге. Благодаря их постоянной денежной поддержке в храме появлялись новые иконы, комплектовалась ризница. К 1887 году численность прихода увеличилась до 3054 человек.

В марте 1887 года после поездки к больному прихожанину священник Николай Никифоровский заболевает воспалением легких, которое переросло в чахотку, а 21 июля 1887 года он почил на 51-м году жизни. Отец Николай прослужил на этом приходе 22 года, принеся много пользы для укрепления православия и образования прихожан. Похоронили батюшку за алтарем Преображенского храма...

На место отца Николая, указом Полоцкой Духовной консистории от 5 октября 1887 года, назначается его 25-летний старший сын священник Владимир Никифоровский. Отец Владимир начальное образование получил в Старой Слободе, а в 1883 году окончил Витебскую Духовную семинарию. Новый настоятель поднимает вопрос о строительстве нового храма, т.к. Преображенский храм уже не соответствовал количеству прихожан, требовался храм более вместительный и просторный. Всеми усилиями настоятеля и прихожан велась работа по поддержке технического состояния старого Преображенского храма, которое приходило в плачевное состояние. В 1902 году Люценский благочинный Феодор Никонович докладывает в Полоцкую Духовную консисторию, что «непрочность булыжно-каменной церкви в с. Старая Слобода особенно обнаружилась зимой прошлого года, так что потребовалось даже экстренная командировка епархиального архитектора для осмотра ее. Архитектор признал здание этой церкви непрочным впоследствии оседания почвы, и признал необходимым заделать кирпичом одно из окон в алтаре из-за образовавшейся над ним большой трещины в стене и переложить арку над входной дверью. Окно в алтаре было заложено кирпичом, а от перестройки арки над дверью местные мастеровые отказались, находя, что от нарушения арки может обрушиться опирающаяся на нее каменная глыба». В 1894 году число прихожан возросло до 4309 человек.

Отец Владимир уже с 1888 года приступает к сбору пожертвований, и, как повествует летопись, в этом участвовали не только православные, но и местные евреи. Уже в 1899 году утверждается план новой каменной церкви. К 1904 году пожертвования прихожан достигают 12000 рублей, на это ушло около двадцати лет, однако сумма была еще недостаточной для постройки такого храма, к тому же Св. Синод не давал формального разрешения на строительство. Тогда церковный староста крестьянин Флор Образцов решился отправиться в Санкт-Петербург на прием к обер-прокурору В.К. Саблеру, который его любезно принял. Однако в ответ на прошение старосты проявил возмущение, акцентируя, что для России сейчас и так трудное время – идет война с Японией. В ответ обер–прокурору, Флор Образцов сказал, что и в Старой Слободе идет война, только с католиками. В.К. Саблер пообещал рассмотреть дело и уже на следующий день был дан положительный ответ. Указом Его Императорского Величества Николая II было выдано не только разрешение, но и сумма в размере 17000 рублей.

Можно представить, с какой радостью приняли это известие прихожане Старой Слободы! Было решено строить храм всем миром, и вот уже 18 июня 1906 года состоялась закладка долгожданного храма. Работами по постройке руководил епархиальный архитектор Коршиков. Храм, размерами 29х17,5х13,3 м складывался прихожанами из кирпичей, изготовленных на местных кирпичных заводах, где использовали только местную глину...

Строительство храма успешно завершилось к концу 1908 года. 2 ноября того же года состоялось торжественное освящение храма, которое возглавил благочинный Люцинского благочиния, протоиерей Федор Никонович в сослужении духовенства благочиния при многочисленном стечении народа. Такое событие явилось свершившимся чудом, т.к. никогда не существовало и больше не было построено храмов такого размера и красотой внутреннего убранства в сельской местности, как Люцинского уезда, так и его соседних благочиний. Старая Слобода становится единственным селом с двумя одновременно действующими православными храмами.

Как отметил С.П. Сахаров – «новый храм Воскресения Христова безусловно принадлежит к лучшим храмам в Латвии, и по своей архитектуре, и по художественной отделке». Сама церковь в основании построена в форме креста и увенчивается шестью куполами. Однако до нашего времени сохранились только пять, так как купол над колокольней пострадал при пожаре, возникшем от удара молнии в 40-е годы, и больше не восстанавливался. По архитектуре храм выполнен в исконно русском стиле, что очень отличает его от старого храма и выражает принадлежность этого села и его округи преимущественно к православию. Поражает храм и изнутри с его чудным иконостасом, покрытым золоченою и высеребряною оксидированною басмою. Рисунок басмы старинный, образцы которого можно видеть разве только в музеях. Все иконы иконостаса написаны в академическом стиле художником академиком Н.И. Верхотуровым по Васнецову, есть и самостоятельные авторские иконописные работы – центральная икона иконостаса Тайная вечеря и Моление о чаше, расположенная в алтаре на горнем месте. Пол в храме покрыт цементными разноцветными плитами. В отличие от Преображенского, новый храм стал отапливаемым при помощи пяти печей, обустроены вместительные хоры. Более торжественным становится и колокольный звон, воспроизводимый четырьмя колоколами. Большой колокол звонницы весом 30 пудов и 38 фунтов был пожертвован Л.С. Лавровым в еще 1894 году. Об этом говорит надпись, выгравированная на самом колоколе. В наше время на звоннице находятся только три колокола по причине образовавшейся трещины на среднем колоколе, который был снят.

С постройкой нового величественного храма старая Преображенская церковь не утратила своего значения. Она сегодня является символом села Старой Слободы и остается памятником тяжелых униатских и послеуниатских времен для православных в этой местности. Богослужения продолжались здесь, когда было на то желание прихожан. После возведения нового храма каждый год 19 августа торжественно стали отмечать праздник Преображения Господня, в котором всегда учувствовали и представители других вероисповеданий. Эта традиция всегда бережно сохранялась и передавалась вплоть до наших дней...

В Первую мировую войну у алтарной части Преображенского храма стояли орудия, посылающие снаряды через озеро Аудзелю. Конечно, стреляли и в сторону Старой Слободы. Здание храма тоже было повреждено, был разрушен мраморный памятник у могилы отца Николая Никифоровского. После войны население Старой Слободы жило весьма бедно и произвести ремонт в храме не было возможным, однако на восстановление его еще надеялись...

Когда в Европе полыхала Вторая мировая война, в ходе боев территория Латвии была занята фашистскими войсками. Начались репрессии, гибли люди, рушились храмы. В конце войны из имевшихся 164 храмов осталось 138, включая те, что находились в полуразрушенном состоянии. Однако храмы Старой Слободы не закрывались и не пострадали от орудий, но и не было возможностей в полной мере следить за их техническим состоянием. Деревянная щепа, которой была покрыта Преображенская церковь, была рассчитана максимум на 15 лет, а с 1926 года на это никто не обращал никакого внимания. Хотя старый храм и переживал послевоенные годы, как действующий, к пятидесятым годам крыша вместе с перекрытиями полностью обвалилась.

В 1949 году Истринский Волисполком просит у отца Николая во временное пользование здание этой церкви для ссыпки зерна. Эту просьбу 30 июня 1949 года Nr-243 одобрил Епархиальный совет ЛССР, а 3 июля 1949 года был подписан договор между протоиереем Владимиром Паньковым и председателем Волисполкома Чудовым Василием Петровичем. Всю оставшуюся утварь поместили в алтарной части храма, а иконостас огородили досками. В дальнейшем никаких ремонтных работ в храме не проводилось, и со временем Преображенская церковь превратилась в полуразрушенное здание-памятник...

К 1991 году вновь встает вопрос о Преображенской церкви. Истринский сельский совет дает достойную оценку факту разрушения храма, было принято решение немедленно приступить к его восстановлению. 23 августа Старую Слободу посещает Преосвященнейший епископ Рижский Александр (ныне Митрополит Рижский и всея Латвии) для благословения на начало работ. Для организации проведения работ была создана специальная комиссия, открыт банковский счет и начат сбор средств. Разработку архитектурной части проекта возглавил уроженец Старой Слободы – архитектор Игорь Федорович Павлов, строительную часть выполнил инженер Вадим Константинович Никифоровский – правнук священника Николая Никифоровского. Свой вклад в восстановление храма внесли Христорождественский собор города Риги, Дубултская, Зилупская церкви и многие другие организации. Было сделано уже все необходимое для начала работ в храме, однако экономическая реформа в стране обесценила все собранные средства и на этом все работы завершились...

Важной заботой прихода является сохранение и реставрация храма, а также пока еще есть надежда и на восстановление старой Преображенской церкви, и основными проблемами прихода, как во все времена, остаются финансовые вопросы.

Автор-составитель: иерей Артемий Кучинский

По материалам: http://eparhija.lv/istorija-prihodov/vecslabada/



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.