ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Протопоповка. Церковь Екатерины.


Протопоповка. Церковь Екатерины
Церковь. Действует.  
Престолы:Екатерины Александрийской
Год постройки:1796.
Адрес:
Украина, Харьковская область, Изюмский район, с. Протопоповка

Координаты: 49.242916, 36.914107 (приблизительно)
Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам.




Церковь Екатерины, Общий вид, фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Протопоповка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Общий вид, фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Екатерины, Общий вид, фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Протопоповка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Общий вид, фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Екатерины, Бабинец, фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Протопоповка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Бабинец, фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914
Церковь Екатерины, Интерьер центральной части храма, фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского<br>, Протопоповка, Изюмский район, Украина, Харьковская область
Интерьер центральной части храма, фото из личного архива Стефана Андреевича Таранушенко, 1914 г. Адрес хранения: Институт рукописи Национальной библиотеки Украины им. И. Вернадского
Елена Григорьева
1 июня 1914



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  2 декабря 2016

Екатерининская церковь построена в 1796 г. тщанием прихожан, деревянная, однопрестольная. Прихожан муж. пола 1522 души, жен. пола 1393 души.

Причта по штату положено: священник, диакон и псаломщик, вакансия диакона не замещается. Жалование священнику 111 руб. 98 коп., псаломщику 35 руб. 28 коп. Священнику помещение в церковном доме, псаломщик в собственном. Имеются земское училище и церковно-приходская школа, попечительства нет.

Священник Митрофан Щербина, на настоящем месте с 1894 г., состоит законоучителем земского училища и церковно-приходской школы. Псаломщик Василий Пантелеймонов, на настоящем месте с 1898 г., состоит учителем приходской школы. Церковный староста Николай Кузьмин с 1898 г.

Справочная книга Харьковской епархии, составил Секретарь Харьковской Духовной Консистории Иван Самойлович. Литография И.М. Варшавчика, Николаевская ул. дом №3, 1904 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  13 апреля 2022

Одноэтажная, построена из дубовых, очень хорошо пригнанных в венцах брусьев. Внутри центрального сруба заметны следы срезанных циналий (круглых). Главная ось (восток–запад) строения повернута по компасу на 1 град. против движения стрелок часов. Построена церковь в 1796 году, а в 1822 году её «обновили». В чем заключалось «возобновление», неизвестно.

В церкви сохранился чертеж 1864 года, из которого видно, что тогда пристроили с юга и севера удели с четырехколонными портиками и фронтонами. Для соединения центра с рукавами в южной и северной гранях стен сруба вырезали широкие и высокие просветы, и тогда же пришлось рядом с просветами срубы взять в «лисе». К бабинцу достроен (когда – данных не имеем) двухстенок – притвор, соединивший женскую с колокольней, которая стоит на запад от церкви, но сруб бабинца притом не возбуждено, только в западной стене окно зашито, что имеет форму равноконечного креста с закругленными рукавами, в который вписан квадрат. Сохранились и косяки западных дверей с резной виноградной лозой, «короной» и «звездами»; в цоколе косяков с обеих сторон помещено по два крючка с «букетами». Характер резьбы косяков в Протопоповке напоминает резьбу на косяках Михайловской церкви в Лимане. В том же 1864 г. переделана крыша алтаря. В срубах стен, восьмериков и заломов церковь в интерьере сохранила первоначальный вид.

По плану церковь в Протопоповке относится к распространенной на Левобережье группе памятников, состоящих из четырехгранного Бабинца, четырехугольного центра и шестигранного алтаря. Первоначальный план в Протопоповской церкви сохранился целиком.

Невысокий сруб бабинца связан в интерьере со срубом центра в угол без остатка (столбики в просвете между бабинцем и центром поставлены позже). Перекрыт Бабинец в интерьере двуспадистой палаткой. Потолки палатки подшиты к шагам. К центральному срубу Бабинец открывается просветом на всю ширину Бабинца, а высотой – до начала перехода квадрата сруба центра в восьмигранник. Верхняя часть просвета по бокам украшена вырубленными в брусьях «фестонами», а нижняя сторона сволока, что завершает просвет, порезанная резной «вереницей» и зубчиками. Над сетевым сволоком в срубе прорезан небольшой круглый просвет – голосник. Сколько и какие окна были в притворе, сейчас сказать нельзя. Современные окна кажутся слишком большими. Не разжал ли их в 1842 г., когда пристроили боковые рукава? Сейчас окна в рукавах, алтаре и притворе одного размера. О старом крещатом, сейчас зашитом окне над выходными дверями, мы уже упоминали.

Алтарь в плане – шестигранник. Конструктивно он не отличается от бабинца. С центром сруб алтаря тоже связано в угол без остатку, но просвет ниже, чем в притворе; он достигает лишь половины высоты сруба стен алтаря. Перекрыт алтарь пятиспадистой палаткой. На грани перехода сруба стен в перекрытие перед Юго-Восточной и северо-восточной гранями вплотную к стене врублены ригели. Лицевая сторона ригеля вверху испещрены косыми зарубками, ниже – выбрано полку, а нижнюю грань бруска обработано в виде полукруглых фестонов. Такое же убранство имеют ригели и центрального участка. Резьба на ригелях - сухая, монотонная.

Сруб центральной участка в стенах – совсем невысокий (около 7 м), его высота меньше длины плана участка и равна полусумме полной длины плана центра и алтаря, зато верх высокий, он равен диагонали плана сруба (12 м). Первый залом в интерьере-очень стремительный (70°) и короткий – переходит в широкий первый восьмерик. Высота восьмерика в интерьере вдвое меньше длины, но в ракурсе он кажется значительно ниже. Чрезмерно растянутая во все стороны форма восьмерика мало способствует усилению иллюзионного высоты строения.

Второй залом-высокий, он стремительно возносится вверх. Все его грани имеют подчеркнуто проявленную выпуклость, но в натуре кривизна выпуклости выглядит значительно мягче, чем на обмерных чертежах. Второй залом активно помогает разворачиванию вверх внутреннего пространства.

«Баннистость» второго залома Протопоповской церкви-своеобразная» дань моде. Она навеяна куполами каменных церквей «классицистического» стиля, что в значительном количестве строились в те времена в окрестных помещичьих селах и в городах, и является интерпретацией тех «бань» народным мастером в дереве. Если первый залом очень мало уменьшил ширину и длину сруба стен, то второй залом, наоборот, резко сужает внутреннее пространство строения.

Второй восьмерик – светлый, прорезанный, как и первый, четырьмя окнами. Его высота близка к ширине; в натуре же иллюзионно он кажется высшим, умеренно стройным. Третий залом завершает центральный участок, снизу с пола он кажется почти плоским. Последний, очень низенький восьмеричок-фонарь выглядит снизу как плафон, что перекрывает третий залом. Во втором восьмерике над восточной и западной гранями заложено сволочок, до которого закреплена цепь для паникадила.

Ригели размещены в центральном участке, при переходе сруба стен в первый залом и на границе первого восьмерика и второго залома. При гранях, ориентированных по сторонам света, ригели заложены вплотную к стенам, а перед узкими простенками – чуть отступив от стены. Ригели выполняют функции цезур, разделяющих ритмично внутренний объем на части; резьба на ригелях – низкого художественного качества: она состоит из бесконечного повторения мелких, монотонных, «скучных» элементов.

Во внешнем виде еще отчетливее, чем внутри, оказывается избыточный вес масс первого восьмерика и второго залома. Под их тяжестью сруб стен будто увязает в землю. Тяжеловаты по пропорциям также второй восьмерик и фонарь; они в свою очередь еще усиливают ощущение чрезмерной массы верха центральной участка.

Начало перехода квадратного в плане центрального сруба стен в восьмигранник во внешнем виде не совпадает с началом его в интерьере. Снаружи сруб (определеннее его обшивка) сохраняет форму квадратового в плане чуть ли не до начала первого залома. В интерьере же клин, которым квадратный сруб стен центра переходит в восьмигранник, начинается на высоте равной высоте сруба стен алтаря или бабинца.

Попытка мастера Протопоповской церкви включить в традиционную народную схему характерные формы каменных церквей «классицистического» стиля не принесла ему успеха. В церквях «классицистического стиля световой барабан, перекрытый сферическим куполом, воздействует на зрителя простотой, мощью и величавым размахом архитектурных форм. У мастера Протопоповской церкви первый восьмерик вместе со вторым заломом не придает строению этой простоты и величавости. Формой и пропорциями восьмерик неспособен выполнять функцию подбанного барабана, ибо он вырастает из первого залома, а не опирается непосредственно на стены. Второй зал также не приобрел строгой чистоты сферической бани, а в то же время он в значительной степени утратил традиционные черты залома. Первый восьмерик приобрел ничем не оправданную весомость, которая «гнетет» сруб стен. Второй восьмерик с третьим заломом, с точки зрения требований «классицистического стиля архитектуры, излишни. Это свидетельствует о том, что силе традиционных привычек и непобедимому влечению к высокому, расчлененного на восьмерик и заломы верха, как к высшему проявлению красоты архитектурной формы, мастер не имел силы противиться. Модные же архитектурные новинки он неспособен был творчески переделать, не сумел их органично совместить с традиционной народной схемой. Эта двойственность художественной позиции мастера сказалась и на пропорциях, обнаруженных в обмерных чертежах.

Анализ обмерных чертежников церкви Екатерины с. Протопоповки

Исходный размер в построении плана – длина центрального участка. Центр в плане-квадрат. Бабинец в плане тоже квадрат; его сторона определяется тем, что сумма длины бабинца и ½ длины центра равны диагонали прямоугольника, что составляет половину центрального квадрата. Алтарь-шестигранник; его длина равняется длине Бабинца и ширина равна ширине Бабинца. Южная и северная грани алтаря равны ½ стороны центральной части, а восточная равняется ¼ суммы длины плана центра и алтаря.

Размеры срубов стен, заломов и восьмериков определяются размерами плана. Высота сруба стен центральной части равна полусумме длины плана центра и бабинца, или равна апофеме равностороннего треугольника со стороной равной длине плана центра. Высота сруба стен до начала перехода их в восьмигранник равна высоте сруба стен Бабинца.

Для заготовки на земле сруба первого залома мастер использовал шаблон-трапецию, у которой основа – длина сруба стен центральной участка, верхняя грань равна полусумме длины плана центра и бабинца; высота первого залома и сруба стен вместе равны полной длине плана центра.

Первый восьмерик никаких тенденций сближения с размерами алтаря не проявляет. Длина восьмерика равна полусумме длины плана центра и алтаря; длине восьмерика равна его ширина; высота восьмерика равна ½ его длины. Высота восьмерика, первого залома и сруба стен вместе равна диагонали плана центра.

Для заготовки на земле сруба второго залома использовали трапецию-шаблон, у которого основа – длина восьмерика (вверху), верхняя грань равна ½ полной ширины плана алтаря и высота равняется высоте восьмерика. Высота второго залома, восьмерика, первого залома и сруба стен равна отдалению между южным углом западной грани плана бабинца и северным углом восточной грани плана центра.

У второго восьмерика длина и ширина равны ½ полной ширины плана алтаря; высота – апофема равностороннего треугольника со стороной равной длине этого же второго восьмерика, или равной полусумме высоты первого восьмерика и первого залома. Высота второго восьмерика, второго залома и первого восьмерика вместе равна диагонали западной половины плана центра.

При составлении третьего залома трапеция-шаблон имела основу – длину восьмеричка-фонаря, верхняя грань равна ½ основы, а высота третьего залома и восьмеричка-фонаря вместе равны полной длине фонаря. У глухого фонаря длина равняется ½ длины второго восьмерика, а высота – один венец.

Высота центрального верха равна диагонали плана центра. Внутренняя высота центральной части – меньше длины плана строения и равна высоте равностороннего треугольника с основанием равным длине плана строения и боками равными диагоналям прямоугольника, в который вписывается план строения.

Высота срубов стен алтаря и бабинца равны ½ диагонали прямоугольника, что составляет ½ плана центра; высота же их вместе с перекрытием равна полусумме длины плана бабинца и центра.

Центр окна второго восьмерика определяется вершиной равностороннего треугольника со стороной = длине плана строения; над верхним венцом первого восьмерика окно второго восьмерика заложено на высоте равной ½ длины плана центра. Центр окна первого восьмерика находится на высоте равной ½ длины плана строения.

Мастер Протопоповской церкви, возможно, построил также еще церковь Николая в соседнем селе Веревкино. Она почти целиком повторяет формы и пропорции Протопоповской церкви; лишь в плане центральный сруб в Веревкином восьмигранник, а не квадрат. Просветы между центром и бабинцем в Веревкином тоже очень близки – и характером, и элементами резного убранства – к оформлению Протопоповской церкви.

Описание храма историка архитектуры Стефана Андреевича Таранушенко по обмерам 1927 г., перевод с украинского, орфография сохранена



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.