ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шабельковка. Церковь Николая Чудотворца.

Николаевский храм


Шабельковка. Церковь Николая Чудотворца
Церковь.  Утрачена.  
Год постройки:1788.
Год утраты:приблизительно 1930 (разрушен)
Адрес:
Донецкая обл., г. Краматорск, пос. Шабельковка, ул. Полетаева, 2




Фотографий пока нет




Статьи


Вадим кр
 
Вадим кр  12 февраля 2019

С 1753-1775 гг. началось заселение земель, расположенных в черте современного Краматорска, так называемых «Торских дач», или «Кромы Торской». Помещики Шабельские, Тарановы и Ивановы, Адамовы и Радовановы переселяли своих крепостных на купленные ими земли, обосновывались и обживались, не забывая о духовных потребностях своих и душ, им принадлежавших. Осознавая свой христианский долг, не видя в том подвига щедрости, помещики отдавали Богу десятину, то есть десятую часть своих доходов жертвовали на строительство и благоустройство храмов.

Церковь строилась в каждом селе, ведь православным был каждый его житель. В конце XVIII века в будущем Краматорске было два храма: Николаевский в селе Шабельковка, построенный в 1788 году, и церковь архидиакона Стефана в селе Белянское, построенная в 1790 году.

Прочитать дореволюционную историю храма святителя Николая Чудотворца с большей или меньшей достоверностью можно начиная с 1855 года. Именно с этого года для нас открыты его летописи — метрические книги, двадцать два бесценных документа, последний из которых датируется 1915 годом.

История храма ведёт отсчёт с 1788 года. Ей предшествует история села, которую мы знаем благодаря Владимиру Коцаренко. Ему первоисточники открыли следующую последовательность событий.

Сначала на месте посёлка Шабельковка появилась заимка — хутор с одним двором — казака Торской сотни Евстафия Киянца. Затем его земля досталась зятю Прокофию Шабельскому и, после его смерти, вдове Матрёне Евстафьевне. Та, в свою очередь, отписала земли сыну Ивану Прокопьевичу, в отличие от знаменитого дядюшки Ивана прозванного Иваном-меньшим.

Первая дата, которую предлагает нам В. Коцаренко — 1758 год, дата покупки Иваном-меньшим соседнего хутора. Два хутора, а именно, четыре избы, хозяйские постройки, пашни, луга дали начало будущей Шабельковке, заселять которую Ивану Прокопьевичу довелось с 1775 года. Слобода росла, «хозяину душ» надлежало заботиться об их спасении. К исповеди и причастию крестьяне ездили в Тор или, что более вероятно, в Дмитровку. Во второй половине XVIII века всего насчитывалось четыре Дмитровки. Все они располагались вдоль речки Маячки: Дмитровка-Алисовка, Дмитровка-Кантемировка (Александровка), Дмитровка-Индиковка. Та, о которой идёт речь, находилась дальше, в 8 км от Шабельковки. Здесь на средства поручика Иовлева ещё в 1732 году был построен Покровский храм. Туда, видимо, ездил молиться и основатель Шабельковки Иван-меньшой, которому суждено было в истории остаться основателем первого храма в Краматорском округе, храма святителя Николая, епископа Мирликийского.

Храм был построен рядом с господским домом-усадьбой в 1788 году. Можно с достаточной достоверностью назвать день его рождения — 9 мая, по новому стилю — 22 мая. В 1795 году в церкви Угодника Божьего и Чудотворца Николая служил священник Димитрий Щербинский. Известно, что в том же году в Шабельковке, втором по величине в округе селе, проживало 730 крестьян.

Исторические сведения следующих лет скупы. В начале XIX века Шабельковкой владел сын Ивана-меньшого Афанасий. Во время Отечественной войны 1812 года он был выбран во временное ополчение и сражался с французами, вместе со своими крепостными. В 1813 году был жив ещё сам основатель Шабельковки — известно о сделанном им распоряжении об отмежевании земель в пользу церкви. Второй сын Ивана-меньшого также был храмоустроителем и благотворителем. Его стараниями в 1830 году церковь святителя Николая была перестроена.

Земли усадьбы Шабельских ограничивались с юга рекой Маячкой, с запада — тополиной аллеей, с востока — липовой аллеей. За последней был птичник с различной птицей. К северу, в тупике нынешней улицы Маринина — панский пруд, в нём разводили рыбу. Рядом с особняком — кухня и другие постройки. Во фруктовом саду росли редких сотров яблони, груши, персики.

Храм находился в пределах усадьбы, в двух шагах от панского дома к северу. На площади 1000 кв. саженей (приблизительно 30 соток) здание храма, сторожка и часовенка. Территория ограничена кирпичной оградой. Кирпичи побелены и сложены в шахматном порядке. Спорный вопрос, была церковь деревянной или кирпичной. Справочная книга гласит, что в 1906 году она была деревянная, холодная. Перестройки церкви до 1920 года не было, но люди не помнят её деревянной. Все говорят о кирпичных стенах, которые часто белились. Лишь один Алексей Волошин утверждает, что колокольня храма была деревянная, стены и фундамент — из кирпича и камня.

Евдокия Бородина рассказывает со свойственным ей красноречием: «Шатёр колокольни возвышался над крышами села. Солнце золотило крест, и его тень падала на дорожки льняного полотна, расстеленного для отбеливания на выгоне за северной оградой». Церковь была одноэтажная, с высоким цоколем и двумя шатрами над колокольней и над куполом. Детям тех лет она казалась огромной и высокой. В плане храм представлял собой крест. К удлинённой западной части была пристроена колокольня, на востоке — апсида алтаря. Шесть колоколов разносили звон на четыре километра, созывая к вечерне и литургии.

Под храмом находился подвал со склепом. Думается, что это был фамильный склеп, где останки основателей храма, Шабельских, обрели недолгий покой до бурных 1920-х годов.

Слева от входа, в притворе, продавали свечи и всё необходимое. Свечи, как правило, продавал староста. Певчие располагались на клиросе в правом приделе, тот был приподнят на высоту около 1 м, в левом приделе читали Псалтирь.

Внутреннее убранство отличалось великолепием. Тут было множество икон в серебряных кивотах, лампады, подсвечники из бронзы. Хрустальное паникадило свисало над престолом перед алтарём. Выше иконостаса — иконы в человеческий рост: Спаситель и Божия Матерь. Справа святитель Николай.

Необыкновенно выразительна была роспись храма. Князья Владимир, Борис и Глеб были изображены как живые. Священник часто поминал их на службах. Два огромных полотна запечатлела память Евдокии Бородиной: «Тайная Вечеря», картина более пяти метров, висела над входом. В храме — «Христос с апостолами в пустыне». Как не удержаться от искушения предположить, что роспись храма была выполнена видным мастером второй половины XIX века Василием Рудецким, жившим и работавшим в Святых Горах? Заказчиком его вполне могли быть Шабельские.

Неприкосновенный капитал церкви составлял 1160 рублей. Священник получал жалование 900 рублей в год, псаломщик — в три раза меньше. Церковь имела надел в 117 десятин пахотных земель и 3 десятины хворостяного леса. Лес так и назывался — Попов лес, он находился в пяти километрах к северо-западу от центра села. Сейчас этот лесной массив носит название Циглерово. Земельный участок общей площадью 120 десятин стал церковными угодьями в 1813 году. В. Коцаренко пишет, что Иван-меньшой распорядился отмежевать на довольствие причта эти богатые земли.

Революция, разруха, гражданская война, немецкая оккупация… Они внесли в жизнь сумятицу и разброд, страх и беспокойство, но не изменили резко духовных устремлений народа. По-прежнему приходские священники совершали своё дело: детей крестили, учили, молодых венчали, покойников отпевали. И больные, и умершие получали необходимую духовную помощь, о чём свидетельствуют метрические книги.

До 1919-1920 годов вёлся учёт треб в церквях. Однако, по понятным причинам, листы книг этого времени столь плохо сохранились, что архивы не смогли их принять к хранению. Первые советские и последние дореволюционные метрики в основном не восстановлены. В 1930-х годах храм был разрушен большевиками...

Сегодняшняя церковь свт. Николая Чудотворца — продолжение старого храма. Открыта она не так давно. Первая служба состоялась 19 августа 1999 года, а торжественное освящение произошло 3 декабря 1999 года, в день памяти священномученика Анатолия и в день именин его пастыря — протоиерея Анатолия Деркаченко. Храм в приспособленном помещении действует с 1999 года.

По материалам: http://gorlovka-eparhia.com.ua/nikolaevskiy-hram-v-nbsp-shabelkovke-230-let-istorii/



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.