ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне.

Церковь Спаса на Запрудне


Кострома. Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне
Церковь. Действует.  
Престолы:Спаса Нерукотворного Образа, Феодоровской иконы Божией Матери, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Димитрия Прилуцкого, Татианы Римской , Андрея Критского, Владимира равноапостольного, Наталии
Год постройки:1754.
Ссылки: Ссылка на портале prihod.ru 
Адрес:
Россия, Костромская область, г. Кострома, улица Запрудня, д. 2, лит. А, Б, В

Координаты: 57.79231, 40.918573
Проезд:автобусы № 1, 2, 66; маршрутные такси № 1, 2, 23, 47, 48, 49, 50, 55, 58, 83, остановка ТПК Октябрь (Фабрика Октябрьской революции)



Сортировка:

Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
KONDORFOTO
20 июня 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Игорь Стрельников
5 августа 2012
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
27 декабря 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
25 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
25 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
14 октября 2023
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Altaets
15 апреля 2021
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
25 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
25 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Шелёмин
4 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
14 октября 2023
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
14 октября 2023
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Алексей Кротов
14 октября 2023
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
19 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
19 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)kinyava
19 августа 2018
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, , Кострома, Кострома, город, Костромская область
JuNe
25 октября 2005
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, Фото В.В. Лелецкого<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото В.В. Лелецкого
Андрей Агафонов
1 апреля 1991
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, 1908 г. Источник: «Соборная библиотека Костромской епархии», www.bibl-kostroma.ru<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
1908 г. Источник: «Соборная библиотека Костромской епархии», www.bibl-kostroma.ru
Елена Григорьева
1 июня 1908
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, Фото из журнала "Русский паломник".<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото из журнала "Русский паломник".
Андрей Агафонов
1 января 1896
Церковь Спаса Нерукотворного Образа на Запрудне, Фото 1910-1913 гг.<br>, Кострома, Кострома, город, Костромская область
Фото 1910-1913 гг.
Алексей Кротов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


JuNe  16 декабря 2005

Храм Спаса на Запрудне. Поставлен в 1754 году, в 1806 году пристроены приделы. Знатоки архитектуры обычно не отводят церкви никакого внимания. Может, и справедливо, но она сама по себе и не столь интересна, как место – якобы именно тут Василий Квашня нашел икону Федоровской Богоматери. Более того, под престолом храма якобы лежит пень той самой сосны, на которой нашли икону. Это место лежало на пути крестного хода из Ипатьевского монастыря в город, вот и показалось удобным привязать его к чтимой святыне. Легенда, сложившаяся в 17-м столетии, говорит, однако, о другом – якобы сразу после обретения иконы Василий повелел поставить тут Спасскую церковь и сделать монастырь. Однако, монастырь известен лишь с 17-го столетия как «домовый патриарший». В 1721 году в нем было всего четыре монаха, в 1724 году упразднен, в 1761 - окончательно.

По материалам сайта http://arheologia.narod.ru


Александр Богданов
 
Александр БогдановАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 марта 2010

Церковь вместе с относящимися к ней постройками образует выразительный храмовый комплекс, отражающий различные этапы в развитии костромской архитектуры с середины XVIII по начало XX вв. Церковь построена в 1754 г. в Спасо-Запрудненском монастыре, который, по преданию, был основан во второй половине XIII в. князем Василием Ярославичем на месте явления ему иконы Федоровской Божьей Матери. До середины XVIII в. все постройки монастыря, включая церковь во имя Федоровской иконы Богоматери, были деревянными. В 1724 г. монастырь был приписан к Богоявленскому монастырю, а в 1758 г. в него была переведена духовная семинария, в связи с чем на монастырской территории был сооружен целый ряд деревянных зданий, в том числе деревянная Введенская церковь. После пожара 1813 г. семинария была переведена в город. В 1764 г. монастырь был упразднен, а его храм стал приходским. В 1806 г. на средства купца В.И. Стригалева к храму пристроены трапезная и колокольня. В конце XIX - начале XX вв. в церкви была растесана большая часть окон и изменены обрамления нижних окон второго этажа. Тогда же к колокольне пристроена западная паперть. Часовня, стоящая восточнее храма, относится, вероятно, ко второй четверти XIX в. В середине XIX в. территория церкви была обнесена новой оградой со Святыми воротами на западе по оси церкви и с четырьмя башнями. Она устроена по периметру участка, имеющего прямоугольную форму со скругленной восточной стороной. Перепад в линии северного прясла ограды, вызванный небольшим расширением участка с северо-запада, отмечен домом причта (нач. XX в.).

Храмовый комплекс живописно расположен на высоком правом берегу реки Запрудни. Кирпичная, оштукатуренная и побеленная двухэтажная церковь отличается стилевой разнородностью, обусловленной разновременностью частей здания. Храм типа “восьмерик на четверике” с широкой полукруглой апсидой выстроен в запоздалых для середины XVIII в. формах “нарышкинского барокко”. Почти квадратная со скругленными углами трапезная и двухъярусная колокольня сооружены в стиле классицизма. Фасады четверика и трапезной частично переделаны в формах архитектуры эклектики. Окна первого этажа и восьмерика храма обрамлены характерными для “нарышкинского барокко” колончатыми наличниками, завершенными разорванными фронтонами. По-видимому, аналогично были оформлены и окна второго этажа четверика, которые в настоящее время имеют эклектичные наличники. Остатки первоначальных фронтонов, врезающихся в карниз, уцелели над поздними лучковыми сандриками. К декору XVIII в. относятся также угловые колонки и карнизы с поясами зубцов и поребрика. Фасады трапезной расчленены вертикальными нишами, в которые заглублены окна обоих этажей. Верхние окна обрамлены профилированными наличниками с высокими фигурными завершениями. Фасады колокольни без существенных изменений сохранили первоначальный облик. Высокий двухэтажный четверик первого яруса отличается сдержанным и плоскостным декором. Значительно меньший по площади верхний четверик, завершенный ярусом резонатора и шпилем, решен более пластично. В его декоре еще сильны отзвуки архитектуры барокко. Арочные проемы звона фланкированы тосканскими пилястрами. Скругленные углы яруса обработаны более низкими пилястрами, не достигающими антаблемента. Антаблемент на каждой грани завершен лучковым фронтоном. Нижняя церковь имеет необычную внутреннюю структуру. Пространства храма и апсиды разделены продольной капитальной стеной на неравные по ширине северный и южный приделы, перекрытые коробовыми сводами. В трапезной поперечная и продольная капитальные стены выделяют два коридора, идущих вдоль северной и восточной сторон. Помещения трапезной имеют плоские перекрытия. Одномаршевая лестница на второй этаж расположена между четырьмя массивными пилонами первого яруса колокольни, на которые опирается второй ярус. Во втором этаже четверик храма переходит в восьмерик при помощи ступенчатых тромпов, верхние из которых поддерживаются фигурными кронштейнами. Храм перекрыт сомкнутым восьмилотковым сводом с круглым отверстием для светового барабана. (В настоящее время окна барабана заложены).

Бесстолпная трапезная имеет деревянное перекрытие, имитирующее очень пологий восьмидольный свод с узкими диагональными лотками. Художественное оформление интерьера — разновременное. Росписи верхнего храма и трапезной — масляные, поздние, многократно правленые. Они имеют иконографическую основу, восходящую к середине - второй половине XIX века. Письмо академическое, отдельными композициями, размещенными в простенках, на сводах и над аркой, соединяющей четверик с трапезной. В простенках восьмерика помещены композиции “Преображение”, “Воскресение”, “Вознесение”. Над иконостасом — сонм летящих херувимов. Розовощекие, с пушистыми крыльями, сохраняющие стилистику письма ХVIII в., они заставляют предположить более раннюю основу иконографии настенных росписей. Иконостасы приделов — резные, позолоченные; резьба — геометризованная, в псевдорусском стиле. Архитектурные формы главного иконостаса напоминают силуэт храма с тремя главами на высоких пьедесталах. Боковые главки расположены ниже центральной и вместе составляют высотную шатровую композицию, характерную для конца ХIХ в. В отдельных элементах декора иконостаса уже просматриваются приемы модерна. “Тело” иконостаса окрашено в голубой цвет, детали накладной резьбы, царские врата, главки и пьедесталы позолочены. Иконы современны резьбе. Только храмовая икона “Нерукотворный Спас” и образ Богоматери Федоровской, связанные с событиями явления чудотворного образа, перешли из старого деревянного храма. Обе иконы реставрировались, раскрыты от поздних записей, потемневшей олифы, что позволяет датировать образ “Нерукотворного Спаса” (реставраторы Брягины) не ранее XVI в., а Федоровскую икону Богоматери (реставратор Н.А. Волкова) концом XVII в. Последняя икона относится к одному из распространенных в Костроме вариантов образа со сказанием о чудесах. Характер письма позволяет отнести ее к работам иконописца, прошедшего выучку в знаменитой артели Гурия Никитина.

Сохранность миниатюрного письма заставила ограничиться раскрытием только средника иконы. Отделка стен восьмерика каннелированными пилястрами, многообломными карнизами и тягами, а также чугунные ступени и плиты лестничных площадок с рельефным растительно-геометрическим рисунком относятся к концу ХIХ - началу ХХ вв.Часовня — кирпичная, покрытая обмазкой постройка в стиле позднего классицизма. Ее композиция включает четверик с четырехлотковой кровлей и более низкие западный притвор и восточную пристройку рубежа XIX-XX вв. Фасады четверика обработаны трехчастной аркатурой с выделенными импостами, архивольтами и замками. Углы тамбура оформлены рустованными лопатками, которые повторяются в декоре восточной пристройки. Глухая кирпичная ограда разделена лопатками на равные прясла с горизонтальными прямоугольными нишами. Угловые кирпичные башни (северо-западная башня из-за расширения участка утратила свое угловое расположение) представляют собой глухие восьмигранные сооружения, увенчанные шатровыми кровлями. Грани башен обработаны двумя ярусами прямоугольных ниш. Кирпичные Святые ворота имеют высокий арочный проем в центре и прямоугольные проемы калиток в боковых пилонах. Всю композицию объединяет килевидный фронтон. Проемы ворот со стороны улицы фланкированы пилястрами, а фронтон обработан профилированными тягами. Сохранились металлические решетчатые створки ворот и калиток. Дом причта — одноэтажное здание в кирпичном стиле. Прямоугольный в плане объем с выступом сеней на боковом фасаде завершен двускатной кровлей. Торцевые фасады, выходящие на улицу и к церкви, решены одинаково. Их симметричные композиции в четыре окна завершены щипцами, под карнизом которых проходит зубчатый пояс. На кладбище, занимающем значительную часть церковной территории, сохранилось большое количество художественных надгробий. Среди них особенно ценны памятники в виде резных саркофагов кон. XVIII - нач. XIX вв. Типологическим разнообразием отличаются надгробия второй половины XIX - начала XX вв. в форме каменных и металлических стел, киотов, часовен. Художественный интерес представляют кованые ограды некоторых могильных участков.

Лит.: И. Беляев. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863, С. 14-15; Н.О. Андроников. Исторические записки о Костромской духовной семинарии и Костромской губернской гимназии. Кострома, 1874. С. 56, 61; В.В. Зверинский. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. 3. СПб., 1897. С. 171; ИАК. Вып. 31. СПб., 1909. С. 98; М.Я. Диев. Упраздненные монастыри Костромской епархии. Кострома, 1909. С. 14; Н. Зонтиков. На Запрудне.// Благовест. Май. 1990 г. С. 6, 7. КИАМЗ, КОК 24830 (История Костромской иерархии), информация с сайта - http://enckostr.ru/start.do


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  5 марта 2013

ХРАМ СПАСА на ЗАПРУДНЕ. Первый деревянный храм во имя Спаса Нерукотворного появился на речке Запрудне около восьмисот лет тому назад, в XIII в. Согласно преданию, здесь на месте чудесного явления главной святыни нашего края – Феодоровской иконы Божией Матери – костромским князем (позднее – великим князем Владимирским) Василием Ярославичем (1241–1277), младшим братом святого благоверного князя Александра Невского, был основан Спасо-Запрудненский монастырь – один из древнейших в Костромском крае.

История монастыря – это часть общей истории Костромы. Наверняка не раз он страдал от татарских набегов. В эпоху Смутного времени, в 1609 г., обитель разорили захватившие Кострому поляки и тушинцы. Долгое время все строения монастыря оставались деревянными: лишь в середине XVIII в. здесь взамен деревянного возвели каменный двухэтажный одноглавый храм, освящённый в 1754 г. Скорее всего, его построили на средства жертвователей – вероятно, костромских купцов Дурыгиных. Через несколько лет, в 1758 г., в Cnaco-Запрудненский монастырь было решено перевести Костромскую духовную семинарию. Под её нужды заняли и нижний этаж Спасо-Запрудненской церкви, где разместились одна из аудиторий и семинарская библиотека. Среди выпускников семинарии, чьи судьбы неразрывно связаны с этим храмом, немало известных людей: протоиерей Михаил Диев (1794–1866) – выдающийся историк Костромского края; протоиерей Фёдор Голубинский (1797–1854) – профессор Московской духовной академии, религиозный философ; протоиерей Фёдор Островский (1770–1843) – дед драматурга А.Н. Островского (позднее – иеросхимонах Феодорит московского Донского монастыря); его старший сын, отец драматурга – Николай Фёдорович Островский (1796–1853) и др. Конец «семинарского» периода в истории храма положил опустошительный пожар в декабре 1813 г., после которого семинарию с Запрудни перевели в город.

В 1764 г. Спасо-Запрудненский монастырь был упразднён и обращён в приходской храм. Со второй половины XVIII в. кладбище при Спасо-Запрудненской церкви стало главным местом погребения представителей ведущих купеческих родов Костромы, имена которых неотделимы от истории города, – Дурыгиных, Солодовниковых, Стригалевых. После перевода семинарии в город почти четыре десятилетия Запрудня – церковь и небольшая слобода возле неё – жила тихой размеренной жизнью. Но в 50-е гг. XIX в. происходящий в России промышленный переворот захватил и Кострому. В окрестностях церкви, где ещё недавно пасли скот и косили сено, стали быстро расти краснокирпичные корпуса фабрик. Соседние слободки заселялись приходящими на фабрики крестьянами, становящимися новыми прихожанами храма. В силу традиции земной путь почти всех основателей крупнейших костромских фабрик завершался на кладбище у стен церкви. Во второй половине XIX – начале XX вв. здесь были похоронены: К.Я. Кашин (1826–1880) – один из основателей и многолетний директор Большой Костромской льняной мануфактуры, его сын и преемник Н.К. Кашин (1858–1905); И.С. Михин (1816–1896) – в 1854 г. основавший льнопрядильную Михинскую фабрику (в советское время – фабрика «Знамя труда»); Андрей Алексеевич Зотов (1803–1868) – основавший в 1859 г. льнопрядильную фабрику «Товарищества братьев Зотовых» (в советское время – фабрика «Искра Октября»); его преемник и наследник Владимир Андреевич Зотов (1836–1908). (Именно Зотовы, чья фабрика стояла непосредственно рядом с церковью, в предреволюционные десятилетия являлись её главными покровителями.)
На рубеже XIX и XX вв. праздник 16 августа отмечался на Запрудне особенно широко. На традиционный крестный ход с Феодоровской иконой Божией Матери и архиерейское богослужение к стенам храма в этот день стекались тысячи людей, здесь проходила ярмарка, водились хороводы, играли оркестры. С конца XIX в. находящиеся по соседству с храмом фабрики в этот день не работали.

В начале XX в. губернские власти обратились в Петербург с ходатайством об объявлении 16 августа для Костромы нерабочим днем. В октябре 1901 г. Комитет министров npинял положение, согласно которому 16 августа становилось в Костроме гражданским праздником. 30 октября 1901 г. это положение было утверждено императором Николаем II и вступило в силу. Революция 1917 г. изменила многое и в жизни церкви. В 1921 г. сюда в последний раз пришёл многолюдный крестный ход с чудотворной Феодоровской иконой. С конца 20-х гг. и на протяжении всех 30-х многократно предпринимались попытки закрыть Спасо-Запрудненскую церковь. В её здании предлагали устроить то клуб для фабрики «Искра Октября», то – мясной магазин. Однако хорошо отлаженный механизм закрытия церквей в случае с запрудненским храмом раз за разом давал сбой. Одна за другой закрывались и разрушались остальные церкви, находившиеся на фабричной окраине города, а храм на Запрудне, который, казалось, должны были закрыть в самую первую очередь, всё действовал.

Из тех, кто служил на Запрудне в 30-е гг., нельзя не назвать священника Николая Миславского (1882–1942), представлявшего собой поразительную даже для того времени фигуру. Дворянин, с юных лет активный член партии эсеров, участник революционного террора. Увидев в 1917–1918 гг., к чему ведут идеи, в которые он так верил, Миславский переживает духовный кризис, в результате которого возвращается к вере и принимает духовный сан. С 1922 г., постоянно подвергаясь преследованиям, он служил в Костроме, три года провёл в заключении на Соловках, несколько раз был в ссылке. С 1933 г. о. Николай служил на Запрудне. В апреле 1938 г. он вновь был арестован, осуждён к 8 годам лагерей и скончался в 1942 г.

Обычно считается, что храм на Запрудне никогда не закрывался. Однако это не совсем так. Незадолго до войны многолетняя борьба тех, кто умел только разрушать, казалось, увенчалась успехом: 29 апреля 1941 г. Костромской горисполком вынес решение о закрытии Спасо-Запрудненской церкви (это был, так сказать, подарок трудящимся к 1 Мая), гласившее: «Запрудненскую церковь, как молитвенное здание, ликвидировать и передать фабрике им. Молотова (позднее – фабрика им. Октябрьской революции.) для культурно-бытовых нужд рабочих». Решение горисполкома подлежало утверждению Ярославским облисполкомом, но там до 22 июня 1941 г. этот вопрос так и не успели рассмотреть. Вскоре грянула война, и фактически решение от 29 апреля осталось, что является редчайшим случаем, только на бумаге. Во время Великой Отечественной войны (богослужение в храме возобновилось в 1942 г.) здесь служились молебны о победе нашего оружия, совершались панихиды по павшим, звучали слова утешения и сострадания...

Храм на Запрудне не давал покоя властям и в послевоенные годы. В 1950 г. органами МГБ был арестован служивший здесь священник о. Андрей Артамонов. Постоянная слежка велась и за жившим в 1952–1953 гг. на первом этаже храма вернувшемся из эмиграции протоиереем Борисом Старком (1909–1996). Сын контрадмирала, участник Гражданской войны, принявший во Франции сан священника, о. Борис с 1940 г. служил на русском православном кладбище Сент-Женевьев де Буа под Парижем, где участвовал в отпевании и погребении многих знаменитых русских: Ф.И. Шаляпина, Д.С. Мережковского, о. Сергия Булгакова, митрополита Евлогия (Георгиевского), К.А. Коровина и др.

В 1954–1965 гг. настоятелем храма служил игумен Никандр (Манчев), необычайно популярный среди верующих города. В 1965 г. власти перевели его из Костромы в с. Сущёво (с просьбами о возвращении о. Никандра община обращалась во все инстанции, но тщетно). В 1959–1961 гг. в храме неоднократно совершал богослужения управлявший тогда Костромской епархией архиепископ Пимен (Извеков), в 1970–1990 гг. – патриарх Московский и всея Руси. 29 августа 1990 г. впервые за семь десятилетий на Запрудню вновь пришёл крестный ход с Феодоровской иконой (и с тех пор он совершается ежегодно). 7 мая 1993 г. во время своего первого посещения Костромы Спасо-Запрудненскую церковь посетил предстоятель Русской православной церкви патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Информация взята из газеты "Северная правда",29 октября 2004 г., автор Н.А.Зонтиков и с сайта: kostromka.ru.


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  6 марта 2014

Спасо-Запрудненская церковь каменная, двухэтажная, построена в 1754 г. на средства жертвователей. К ней в 1806 г. на средства купца Василия Ивановича Стригалева пристроена теплая церковь с каменной колокольней. Окружена каменной оградой, внутри которой кладбище.

Престолов в церкви 5: в честь нерукотворного образа Спасителя, в честь Феодоровской иконы Божией Матери, равноап. князя Владимира и мч. Наталии, мч. Татианы (на верхнем этаже), в честь Введения Пресвятой Богородицы, во имя преп. Димитрия, Вологодского чудотворца, в нижнем этаже. Главную достопримечательность церкви составляет нерукотворный образ Спасителя письма Вятской Строгановской школы XV в.

Постоянные средства: капитал в 9938 руб. 80 коп. и капитал в 4000 руб., пожертвованных Д. Я. Дурыгиным специально для отопления усыпальницы и поддержание устроенного им храма. При церкви существует Запрудненское попечительство Костромского Александровского братства и общество трезвости. Расстояние церкви от центра города 3 версты.

Причт: 2 священника, 2 псаломщика в сане диакона. Причт помещается в церковном доме. В пользовании причта церковной земли имеется 28 десятин 1322 кв. сажени, из коих 1 десятина уступлена под богадельню Зотовых безвозмездно. По качеству земля сенокосная, заливаемая весенней водой. Аренда от этой земли приносит причту 650 руб. в год. Планы и межевые книги есть.

Прихожан муж. пола 96, жен. пола 106, занятия их – фабричный труд, все живут в Запрудненской слободе. При фабрике Зотовых имеется Спасо-Запрудненское училище министерское.

«Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии». Справочная книга, Кострома, Губернская типография 1911 г.

Каменная двухэтажная церковь, построенная 1754 года; приделы же устроены 1806 года иждивением купца Василия Ивановича Стригалева, с такою же колокольнею. Престолы: во имя Иисуса Христа Спасителя, празднования его нерукотворного Образа, и в честь Божией Матери, празднования явления ее иконы Феодоровской, на сем месте бывшего введения Божией Матери в храм Иерусалимский и преп. Димитрия, Вологодского чудотворца. В сем храме местная икона Христа Спасителя, древняя и многочтимая.

Причт состоит: священник, диакон и пономарь. Земли при церкви пахотной и сенокосной состоит 37 десятин. Планы и межевые книги на землю имеются. Прихожан муж. пола 46, жен. пола 45. В пособие к содержанию церковного причта и церкви с давних времен ежегодно получается от Костромского Успенского собора 14 руб. 28 коп. и столько же на содержание церкви. С капитала, внесенного в разные времена и разными лицами в кредитные учреждения на всегда, 1562 руб. 70 коп. Проценты поступают в пользу причта.

Церковь состоит вне города, обнесена со всех сторон каменною оградою, внутри которой имеется кладбище.

Иоанн Беляев «Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии», Санкт-Петербург, типография Почтового Департамента, 1863 г.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  29 января 2020

На берегу небольшой реки Запрудни некогда стоял монастырь, история которого связана с явлением одной из самых почитаемых православных святынь – Федоровской иконы Божией Матери. Обитель построили в дремучих костромских лесах более 800 лет назад. Сегодня на память о ней остался красивый белостенный храм, в котором нашли отражение разные этапы развития костромского зодчества.

Приходящийся младшим братом Александру Невскому, костромской князь Василий Ярославович имел прозвище Мизинный, так как был самым младшим в семье. По старинному преданию, однажды в лесу ему была явлена икона Божией Матери. Князь торжественно перенес чудесный образ в главный собор Костромы, а на месте его обретения повелел основать монастырь. Произошло это в середине XIII века. Поэтому историки считают, что созданная обитель была первым мужским монастырем на костромской земле. Обитель долгое время была небольшой, а все ее строения - деревянными. Самый первый монастырский храм, построенный еще Василием Ярославовичем посвятили Нерукотворенному Образу Иисуса Христа. Только в 1754 году здесь появилась первая каменная церковь. И деньги на ее строительство собирали все прихожане. Согласно преданию, храмовый алтарь устроили на месте соснового пня, где костромской князь впервые увидел чудотворную икону.

Спустя 6 лет на территорию обители перевели Костромскую Духовную семинарию. С приходом семинаристов жизнь в монастыре преобразилась. Для нужд учеников и преподавателей выстроили несколько деревянных корпусов и красивую Введенскую церковь. А первый этаж каменного храма отдали под аудиторные занятия и библиотеку. Однако вскоре (1764 г.) монастырь упразднили, и семинария стала использовать все монастырские строения. Она просуществовала в обители чуть более полувека – до пожара, случившегося зимой 1813 года. Огонь уничтожил сделанный из дерева учебный корпус, и семинаристов вынуждены были перевести в Богоявленский монастырь. За время своего существования в Запрудне семинария оставила заметный след и выпустила немало образованных священнослужителей и среди них – Михаила Диева, ставшего крупнейшим церковным историком Костромского края, и Федора Голубинского, занявшего в последствие должность профессора Духовной Академии в столице. С семинарией также тесно переплетена судьба священников их семьи Островских. Ее закончил дед известного русского писателя А.Н. Островского, автора сказки о Снегурочке.

После упразднения обители Спасо-Запрудненская церковь стала приходской. В 1806 году на деньги, выделенные местным купцом первой гильдии Василием Ивановичем Стригалевым, к ней пристроили одноэтажную трапезную со скругленными углами и двухярусную колокольню. С середины XIX века тихая и размеренная жизнь городской окраины поменялась. Кострому, как и другие российские города, охватила промышленная революция. В окрестностях храма, где совсем недавно выпасали скотину, стали строить фабричные корпуса. А соседние слободы заселяли прибывающие на заработки крестьяне, которые и пополняли число прихожан.

До конца XIX века и в начале века XX эта церковь считалась центром христианской жизни Костромы. При ней существовала школа для женщин, за четыре года обучения в которой костромские жительницы обучались востребованным в те времена ремеслам и рукоделью. Каждый год, 16 августа из Успенского собора к храму приходил многолюдный крестный ход, отмечавший праздник чудотворного образа Федоровской Божией Матери.

В конце XIX и начале XX века в здании церкви провели значительные переделки. Большую часть ее окон растесали, изменили часть декора оконных проемов второго этажа, а к колокольне с запада пристроили паперть. Кроме того, за ветхостью был разобран старый деревянный Введенский храм. Кладбище при церкви стало местом погребения самых знаменитых костромичей – двух генерал-губернаторов, членов семей богатых купеческих фамилий и известных костромских фабрикантов. Здесь были похоронены купцы Дурыгины, Кашины, Солодовниковы, Стригалевы, Зотовы и Михины, многие из которых при жизни много раз жертвовали на церковные нужды. По завещанию на церковном кладбище погребли основателя Большой льняной мануфактуры Н.К. Кашина, создателя льнопрядильной Михинской фабрики И.С. Михина и владельцев льнопрядильного производства «Товарищества братьев Зотовых» А.А. Зотова и В.А. Зотова. Последние были основными попечителями церкви с конца XIX века.

После революционных событий, прошедших в 1917 году, Запрудненский храм оставался действующим. Однако, власти не разрешили больше проводить крестные ходы. Два раза областная партийная газета сообщала жителям, что церковь ликвидирована. Колокола с нее сняли, а многие надгробья на церковном погосте подвергли разрушению. Но случилось так, что Запрудненский храм стал одним из трех в Костроме, которые в годы советской власти так не были закрыты, и богослужения здесь не прерывались даже во время активной борьбы государства с религией. А с 1990 года была возобновлена и ежегодная традиция проведения крестного хода.

Двухэтажная одноглавая церковь была выстроена на монастырской территории в середине XVIII века. А часовня, стоящая от неё с востока, по мнению специалистов, датируется второй четвертью XIX века. Храмовая территория с середины XIX века обнесена оградой, в которой в западной стороны есть Святые ворота и четыре угловых башенки. Ограда по церковному участку имеет прямоугольную форму и скругленную стену с востока. Издалека заметно, что основное здание храма отличает стилевая разнородность. Это стало последствием проводимых на протяжении долгого времени переделок и реставраций. Храм «восьмерик на четверике» выполнен в стиле нарышкинского барокко, а более позднее строение - колокольню возвели в традициях классицизма. Кроме того, церковные фасады нижней части храма и трапезной при переделке наделили чертами эклектики.

Примечательно, что внутри нижняя часть храма имеет очень необычную структуру. Капитальная стена разделяет пространства для молящихся и алтарную абсиду на неравные по ширине части. И образованные такой планировкой северный и южный приделы имеют коробовые своды. На второй этаж церкви ведет одномаршевая лестница. Внутренний декор, подобно самому храму, очень разностилевой, поскольку художественное оформление помещений делалось в разное время. Настенные росписи второго этажа и трапезной проведены в середине XIX века маслеными красками и позже многократно подновлялись. Художники, сделавшие их, работали в манере академического письма и писали фрески на иконографической основе. Главный иконостас по форме напоминает силуэт трехглавого храма. Его основа имеет голубой цвет, а элементы декора позолочены. Иконостас был вырезан костромскими мастерами в конце XIX века. Тем же временем датируются и написанные для него иконы. Только «Нерукотворенный Спас» имеет более раннее письмо и перешел в каменную церковь из древнего деревянного храма – самого первого монастырского строения.

Спасо-Запрудненская церковь – действующая. Ее побеленное здание очень живописно смотрится на высоком берегу Запрудни и является памятником истории и культуры федерального значения.

http://putidorogi-nn.ru/evropa/760-spaso-zaprudnenskaya-tserkov-v-kostrome


Иконостас главного придела устроен при настоятеле священнике Андрее Писемском в 1894-1895 гг., при обновлении всего храма (тогда же летняя церковь сделана тёплою). Иконостас этот весьма оригинален. Несмотря на то, что помещение имеет достаточный объем, иконостас (не считая царских и боковых врат) включает всего 8 икон. Из них две древние местные иконы имеют очень большой размер и квадратную форму. Вновь написанные иконы не только значительно уступают им по размеру, но и пропорции их совершенно иные. Такой приём позволил зрительно выделить храмовые святыни, оставив их в иконостаса: они находятся в нём как бы в отдельных киотах с резной золочёноё сенью.

Тогда же, в 1892 г. образ Нерукотворного Спаса был впервые "поновлён" - монахине костромского Богоявленского монастыря Алипии доверили удалить с него многовековую копость. В 1914 г. был поставлен вопрос уже о научной реставрации древнего образа, письмо которого по заявлению причта и старосты пришло "в состояние начинающегося разрушения". После расчистки и укрепления живописи, которая была произведена иконописцем-реставратором Г.О. Чириковым в помещении Синодальной конторы в Москве, икона сохранила "красивый вид древности".



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.