Николай-Дарская церковь - это заново воскресший с достаточно богатой историей сельский Храм, со времён переселения Скопицев на Алатырь он стал оплотом православия в приходе, много повидавший на своём тернистом пути, пройденного нога в ногу вместе с селом. Храм всегда являлся источником веры Христовой, высокой морали, нравственности и культуры, неизменно продолжает служить селу и сегодня. Как и раньше он является священным местом на селе, где каждый крестьянин черпал свои духовные силы, начиная с купели для крещения в младенчестве и церковно-приходской школы, где, подрастая, начинал познавать Бога, природу, постигать азы письма, чтения, арифметики. По роду своей деятельности церковь всегда была своеобразным архивным кладезем села: именно по церковным записям, чертежам, метрическим книгам, исповедным росписям, брачным обыскам, журналам церковно-приходской школы, епархиальным адрес-календарям – была восстановлена церковь и её история, а при желании можно восстановить исключительно подробную историю села и, если постараться, то можно расписать родословную каждой семьи Скопинки.
В 1843 году в деревне Николай-Дар произошли три очень важных исторических события. Во-первых, как следует из Межевой книги Российского Государственного Архива Древних Актов (Фонд 1354. Опись 267. Часть 2), что губернским землемером Бастрыгиным 19 сентября 1843 года деревне Николай-Дар - владению Лукояновского уезда Починковской Военно-Коннозаводской волости с населением – 307 душ, было отведено земли - 3258 десятин 378 сажень с небольшими неудобиями. Во-вторых, из клировых ведомостей (Фонд 570, Опись № 557, № 230) стало известно, что именно в 1843 году Епископом Нижегородским и Арзамасским Иоанном Тольско-Майданский священник Александр Алексеевич Садовский был посвящён во священника церкви Божией Матери села Николай-Дар. В-третьих, после назначения священника и освящения церкви Божией Матери Николай-Дар стал селом.
По законодательству Царской России населённый пункт обретает статус села только в двух случаях: когда население села превышает 1000 человек и, когда в населенном пункте численность населения менее 1000 человек, но в нём построена, освещена и действует церковь. Николай-Дар статус села обрёл благодаря построенной церкви, так как население в 1843 году было значительно меньше 1000 человек и являлось деревенским. Первая церковь Божией Матери прослужила до конца шестидесятых годов 19 века. После случившегося пожара сельский сход постановил построить новую церковь. В 1873 году была построена и освещена вторая (временная) однопрестольная деревянная тёплая церковь во честь Святого Великомученика Никиты, а на месте первой в 1875 году Лукояновским Уездным Земским Собранием утвержден план строительства трёхпрестольной деревянной церкви в честь Святого Великомученика Димитрия Салунского, строительство которой было закончено в 1881 году и прослужила до 16 июня 1938 года, после чего прекратила свою деятельность, а с 7 января 1939 года была разобрана на хозяйственные нужды, иконостас и утварь оказались на божницах многих домов Скопинки. По сведениям из «Адрес-календаря Нижегородской епархии, 1904г., 2-й благочинный округ»: Дмитриевская церковь в селе Николай-Дар, характеризовалась как храм деревянный 1881 года постройки, церковных престолов три: главный, холодный в честь Святого Великомученика Дмитрия Солунского; правый придел, тёплый в честь Святого Николая Чудотворца; левый придел, в честь Знамения Божьей Матери.
Всякое было в длинной и непростой жизни села и церкви, но не остыла любовь скопинцев к Богу и храму. Свидетельством тому является факт того, что в 2009 году силами и радением благодарных сельчан, деревянный храм Божий отстроен заново, освещён и работает по сей день с прежним храманаименованием в честь Святого Великомученика Димитрия Салунского. Восстановленный храм послужит примером в возрождении села Николай-Дар(Скопинки) и близлежащих сёл, воскресит их былое величие и славу. По соседству, в трёх верстах от села Николай-Дар, в 1850 году Больше-Мамлеевскими переселенцами была образована деревня Малое Мамлеево. С этого времени приход Николай-Дарской Дмитриевской церкви значительно вырос. В 1901 году в Мало-Мамлееве была построена и освящена своя деревянная трёхпрестольная церковь Покрова Божией Матери, которая просуществовала до 1939 года и была закрыта. По сведениям из «Адрес-календаря Нижегородской епархии, 1904г., 2й благочинный округ», он характеризуется как храм деревянный 1901 года постройки, трёхпрестольный: главный Покрова Божией Матери; придел правый Святого Николая Чудотворца; придел левый Пророка Илии. В 1903 году при железнодорожной дорожной станции было образовано поселение - Городок Николай-Дар, который по сути являлся выселком села Николай-Дар и всегда входил в приход Дмитриевской церкви. С момента постройки новой Дмитриевской церкви в 2009 году села: Малое Мамлеево, Гари, Волчиха, Новая Москва - стали снова входить в приход церкви села Николай-Дар.
Архивные источники: 1. Алфавит дач планов Генерального и Специального межеваний. Лукояновский уезд (1908 г.). Российский государственный архив древних актов. Фонд 1354. Опись 267. Часть 2, деревня Николай-Дар 1843 год 2. ГКУ ЦАНО). Нижегородская духовная консистория, духовные правления и церкви Нижегородской епархии Фонд № 570 Опись № 10 лукояновский уезд дела постоянного хранения за 1847-1931 гг. 3. Нижегородская губерния Лукояновского уезда. Сводный каталог дел фонда 570 (метрические книги, исповедные росписи, брачные обыски). 4. № 2017 Метрические книги Димитриевской церкви с. Николай-Дар (Николай Дар) Лукояновского уезда 1901-1910 — 274 № 1963. Метрические книги Никольской церкви с. Малая Мамлеевка (Малое Мамлеево) Лукояновского уезда — 153 №1964. Метрические книги Покровской церкви с. Малая Мамлеевка (Малое Мамлеево) Лукояновского уезда 1906-1910 — 150 №1965. Метрические книги церквей сёл Малая Мамлеевка (Малое Мамлеево), Николай-Дар (Николай Дар) Лукояновского уезда 1911-1918–221 (С. Малая Мамлеевка - 1911-1918 годы. С. Николай-Дар - 1917-1918 годы. Имеются свидетельства о рождении за 1912, 1917 годы) 5. Архивный Фонд 5 Губернское правление – опись №1 1797-1918гг 583 Лукояновский уезд: "Дело о строительстве церкви в с. Николай-Дар – 1875-1881гг. Фонд 3074 опись 1251: "Дело о ликвидации церкви в с. Николай-Дар Лукояновского района 16 июня 1938 – 7 января 1939гг." 6. Адрес-календарь Нижегородской Епархии за 1904 год..2 Благочинный округ. Церкви села Николай-Дар и села М-Мамлеево. Список священнослужителей и церковных старост 7. Фонд 570 Опись № 557 № 230. Сведения и ведомости о церквях, их имуществе, клире и численности прихожан по селам Новоселки, Пичингуши, Девичьи горы, Маресево, Елфимово, Никулино, Тольский Майдан, Николай-Дар, Мамлеево и Кудеярово Лукояновского уезда, а также Итманово, Какино Ушаково Сергачского уезда за 1845 год 96 листов 8. Список населенных мест Российской империи, составленные и издаваемые Центральным статистическим комитетом Министерства внутренних дел. - СПб.: изд. Центр. стат. ком. Мин. внутр. дел, 1861-1885. [Вып. 25]: Нижегородская губерния: ... по сведениям 1859 года / обраб. Е. Огородниковым. - 1863. - XXXII, 185 с., 1 л. к.2 9. Адрес-календарь Нижегородской епархии 1888 год, 900 лет крещения Руси, церковь села Николай-Дар 2 Благочинный округ 10. Ревизские сказки на крестьян Починковской Военно- Коннозаводской волости Лукояновского уезда. ЦАНО 60-239а-1683 Лукояновский уезд 802 листов, лист 176 Конно-заводские крестьяне с.Николай Дар Рязанской губ. Скопинский уезд. 1850 год.
Гребнев В.А.
Комментарии и обсуждение
В селе Николай-Дар первая церковь Божией Матери сгорела в 50-х годах 19 века, другая церковь в честь великомученика Димитрия Солунского была построена в 1875-1881 гг. и разрушена в 1937-1939 гг.
Архивный Фонд 5 Губернское правление – опись №1 1797-1918гг. 583 Лукояновский уезд. Строительство церкви с. Николай-Дар 1875г. Фонд 3074 опись 1251 Дело о ликвидации церкви в с. Николай-Дар Лукояновского района 16 июня 1938 – 7 января 1939гг. 17 996
Список священнослужителей и церковных старост, упоминаемых в адрес-календаре Нижегородской Епархии за 1904 год
№2809 Токарев М. Г. Церковный староста с. Николай-Дар Лукояновский уезд, 2 благочиние.
№1527 Лебединский Павел Иванович, 56 лет. Иерей с. Николай-Дар Лукояновский уезд, 2 благочиние.
№251 Беляков Н. М., 21 год. Псаломщик с. Николай-Дар Лукояновский уезд, 2 благочиние.
ФОНД 570, ОПИСЬ № 557 № 230 "Сведения и ведомости о церквях, их имуществе, клире и численности прихожан по селам Новоселки, Пичингуши, Девичьи горы, Маресево, Елфимово, Никулино, Тольский Майдан, Николай-Дар, Мамлеево и Кудеярово Лукояновского уезда,а также Итманово, Какино Ушаково Сергачского уезда за 1845 год", 96 листов.
Виктор
В глубокую старину на месте села Николай-Дар и прилегающих к нему сел были дремучие леса. В 1839 году первыми жителями здесь были переселенцы из государственных сёл Скопинского уезда в государственную Починковскую коннозаводскую волость Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Одним из первых священников церкви Божьей Матери в Николай-Даре был Садовский Александр Алексеевич.
Александр Алексеевич Садовский (род. ок. 1817-?). Родился около 1817 г. В 1825 году жил в доме отца в селе Мадаево, обучался псалтырю.
Учился в семинарии, уволен из богословского класса. 1 сентября 1839 года посвящен епископом Иоанном в диакона в село Тольский Майдан Лукояновской округи, а 9 марта 1841 года епископом Иоанном посвящен в то же село во священника. В 1843 году переведен в село Николай Дар. 5 ноября 1844 г. в церкви села Пальцы Нижегородского уезда венчал и был поручителем по жениху своего брата Алексея Алексеевича, при его венчании с Марьей Андреевной Серебровской. В 1845 г. был священником в селе Николай Дар Починковской государственной коннозаводской волости, "поведения очень хорошего". Жена: Анна Ивановна, в 1845 г. ей 21 год, "читать умеет". Марья Андреевна Серебровская (род. около 1827 г. - при венчании ей было 17 лет, ум. после 1883 г.), дочь священника села Пальцы Нижегородского уезда. Венчал села Николай Дар Лукояновской округи священник Александр Садовский. Поручители по жениху: села Николай Дар Лукояновской округи священник Александр Садовский и отставной подпоручик Иван Иванович Голов, а по невесте - села Пальца диакон Иосиф Иконописцев и дьячок Петр Николаев.
ЦАНО 570-10-2172 л. 162 об. Метрики по браку Нижегородской губернии.
Тополев Александр Филиппович. Священник Димитриевской церкви села Николай Дар (Лукояновский р-н) 7-го благочинн. Лукоянов. окр. С 1853 г.р. В 1870 г. окончил курс в Починков. ДУ. С 1872 г. псаломщик в с.Большая Поляна Лукоянов. уез. В 1890 г. посвящен в сан дьякона. В 1893 г. перемещен в с.Николай Дар. Состоял учителем в школе грамоты, с 1899 г. - законоучитель. Жена - Параскева Ив. (1870 г.р.), дети их: Михаил (1900 г.р., учился в НДС).
Ф.570, оп.559, ед.хр. 125 за 1917 г., Ф.1016, оп.2, ед.хр. 162 за 1921 г.
Псаломщик церкви села Николай-Дар Лукояновского района, а затем села Ново-Языково долгие годы прослужил Николай Вейсов. Николай сызмальства прислуживал священнику в сельской церкви во имя святого Димитрия Солунского, а впоследствии и сам служил в ней псаломщиком. Все свободное время уделял он, как бы мы сейчас сказали, самообучению, или самообразованию. Писать и читать он умел хорошо — выучился в детстве у местного священника, с которым дружил его отец.
ЦАНО 570-10-2172 л. 162 об., 163 Метрики по браку Нижегородской губернии с. Шишадеево Лукояновского уезда, 1910 г.
Жених: псаломщик села Ново-Николаевки Лукояновского уезда Федор Иванов Никольский, православного вероисповедания, первым браком, 29 лет. Невеста: дочь псаломщика села Шишадеево Ивана Тимофеева Кроткова девица Агриппина Иванова, православного вероисповедания, 21 год. Поручители по женихе: крестьянин с. Аносова Сергачского уезда Евфимий Михайлов Чернышев, псаломщик села Селищ Михаил Иванов Никольский и потомственный дворянин с. Исупова Петр Михайлов Костин. По невесте: диакон-псаломщик села Николай-Дара Алексей Иванов Кротков и крестьянин села Сырятино Петр Никифоров Мухин. 1891 г. — венчались г. Саранска мещанин Иван Степанович Белоусов, 24 лет, и подпоручика дочь Екатерина Ивановна Засыпкина, 37 лет. Оба — первым браком. Поручители: по жениху — крестьянин села Николай-Дар Федор Петрович Новиков и крестьянин Иван Масляев, по невесте — мещанин Рафаил Душутин и крестьянин Мочалкин.
Знаменский Аркадий Павлович. Священник Дмитриевской церкви села Николай Дар Лукояновского уезда (Лукояновский р-он). С 1884 г.р., из духовн. звания. В 1893 г. по слабости здоровья уволен из 2-го класса. Лысков Д.У. В 1898 г. окончил Нижег. Епарх. ремесл. школу. Состоял послушником в Феодоровском Городецком подворье в должности письмоводителя у земск. начальн. князя Чегодаева. Был взят на военную службу. В 1908 г. 26 авг. Преосвященным Геннадием посвящен в стихарь. В 1914 г. 21 марта Преосвященным Геннадием перемещен в с.Ладыгино Лукоянов. уез. Жена-Софья Никол. (1888 г.р.), дети их: Евгения(1909 г.р. 20 дек.), Михаил (1912 г.р. 10 окт.), Вячеслав (1915 г.р. 6 мая). Ф.570, оп.559, ед.хр.125 за 1916 г., Ф.1016, оп.2, ед.хр. 162 за 1921 г.
Успенский Алексей Иванович. Священник Казанской Церкви с.Ладыгино Лукояновск. уезда. С 1893 г.р., из духовн. звания. Получил полное образование в НДС. В 1915 г. 25 мая Преосвященным Иоакимом посвящен в сан иерея к Димитриевской Церкви с.Николай Дар Лукоянов.уез. В 1916 г. 22 июня тем Преосвященным перемещен на настоящее место. Законоучитель. Жена-Ольга Алексан. (1896 г.р. 13 февр.), дети их: Мария (1916 г.р. 1 сент.). Ф.570, оп.559, ед.хр.125 за 1916 г.
Пронин Петр Иванович. (Адриан?). Псаломщик Димитриевской церкви села Николай Дар (Лукояновский р-н) 7-го благочинн. Лукоянов. окр. С 1877 г.р., из крестьян. В 1917 г. находился на фронте; сведений о нем не поступали. Ф.570, оп.559,ед.хр.125 за 1917 г.
Борис Алексеевич Востоков 1905 г. 28 лет, учитель в селе Николай-Дар Лукояновского р-на. Место рождения Горьковская обл., Ардатовский р-н, с. Випилзово. Место призыва Лукояновский РВК, Горьковская обл., Лукояновский р-н. Дата поступления на службу __.__.1942. Кто наградил: 16 адп РГК. Наименование награды Орден Красной Звезды. Номер фонда ист. информации 33. Номер описи ист. информации 690306. Номер дела ист. информации 894. Архив ЦАМО.
Выписка
Оригинал страницы из книги межеваний по очерёдности в книге №18/m из Генерального (Специального) плана № 69/5 с характеристикой обречные и подлесные дачи «Поляны Мерекуши» ранее принадлежавшие Большому Мамлееву и Тольскому Майдану дачи «Обречные перемежовано 19 сентября 1843 года землемером Бастрыгиным в пользу общинного владения государственных крестьян Николай-Дара – деревни Починковской Военно-Коннозаводской волости Лукояновского уезда, Нижегородской губернии. По ревизии душ – 307, земли - удобий(неудобий) – 3250 десятин 378 сажень, итого: 3258 десятин 378 сажень с небольшими неудобиями. По итогам межевания составлен отчет, который узаконен приказом Нижегородского губернатора от 3 мая 1850 года за № 12960. Этот древний исторический кадастровый документ является земельным паспортом в рождении нашего села Николай-Дар. В этом паспорте наглядно отражен деревенский статус нашей Скопинки. Известно, что в деревне царской России по закону должно быть около 30 домовладений и отсутствие церкви. Даже если домов в населенном пункте мало, а церковь присутствует, значит это уже село. А вот на карте Менде Нижегородской губернии Лукояновского уезда от 1950 года - это уже село Николай-Дар, в котором построено 120 домовладений и церковь Божьей Матери. Рядом с церковью находится дом старосты, а на больших задах изображены мельницы-ветряки в количестве пяти штук. А также выкопаны и оборудованы пять прудов с мостами, а на кладбище у входа отстроена часовня.
По документам Рязанского государственного архива, переселенцы из пяти сёл Скопинского уезда в 1839 года начали переселение в Починковскую Военно-Коннозаводскую волость Лукояновского уезда.
Гребнев В.А.
Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря
24 апреля 1893 года определением Святейшего Синода за № 973 архимандрит Андрей был назначен настоятелем Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Эта обитель одна из самых популярных центров паломничества: По замыслу Святейшего Патриарха Никона главный Воскресенский собор возводился по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Алексей Алексеевич Садовский (будущий архимандрит Андрей) родился в 1821 году в селе Мадаево Лукояновского уезда Нижегородской губернии (ныне село Мадаево Починковского района Нижегородской области) в семье священника. Его отец священник (в сане с 1814 года) Алексей Васильевич Садовский закончил Нижегородскую Духовную семинарию, по окончании которой был определен в храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского села Мадаево. В 1838 году Алексей Садовский поступил в Нижегородскую Духовную семинарию и весной 1844 года окончил богословский класс семинарии по 1-му разряду. В 1844 года вступил в брак с Марией Андреевной Серебровской, дочерью священника из села Палец. Их венчание состоялось 5 ноября 1844 года в храме во имя иконы Божией Матери Одигитрии села Палец, которое совершил его родной брат священник церкви Божией Матери села Николай-Дар Лукояновского уезда Нижегородской губернии Александр Алексеевич Садовский.
В.А. Гребнев