ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Коптёвка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский храм


Коптёвка. Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Успения Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Эклектика
Год постройки:Между 1865 и 1867.
Архитектор:Осип Михаэлис (надзор за строительством)
Ссылки: Страница на сайте епархии 
Адрес:
Беларусь, Гродненская область, агрогородок Коптёвка, ул. Победы, д. 46А

Координаты: 53.566898, 23.87136






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Титов П.Н.  22 марта 2016

До 1865 года в центре Коптёвки на месте, где сейчас располагается каменная, стаяла деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Перед строительством каменного храма деревянную церковь разобрали. А из остатков не прогнившего материала на кладбище на время стройки была сооружена часовня во имя великомученика Георгия Победоносца (Ведомость о церкви Успения Божия Матери состоящей гродненского уезда, Гродненской епархии, в с. Коптевке, Гродненского благочиния за 1943 г. – из архива прихода). Туда снесли всю утварь и иконы. И пока поднимались стены нового храма, в этой маленькой часовне возносилась молитва прихожан и батюшки Дмитрия. После того как каменный храм был освящён, часовню оставили для совершения треб при кладбище. Она просуществовала до середины XX века.

По материалам официального сайта Гродненской епархии


Елена Григорьева
 

Деревянный храм Успения, часовня и церковный дом

До 1865 г. в центре Коптевки на месте, где сейчас располагается каменная, стояла деревянная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Историкам еще предстоит выяснить, когда и кем она была построена. Мы же попробуем описать свои впечатления от найденных документальных свидетельств.

Начнем по порядку. Прежде чем попасть «в святая святых» историка – архив, мне посчастливилось обнаружить документ, который, в общем-то, и разбудил мое любопытство. Как часто бывает, приняв приход, священник окунается в весьма интересное занятие – изучение быта и традиций, которые сложились здесь до него. Сюда же входит и разборка письменного «предания». В один из дней, отведенных мною для этого занятия, я почувствовал себя археологом, потому что совершенно случайно (случай друг любопытства!) нашел «артефакт». В моих руках оказался «План и Фасады деревянной Православной Церкви, существовавшей до 1865 г. в Гродненской губернии и уезда в селе Коптевщизне». Согласно плану это была достаточно вместительная церковь в форме трехчастной базилики площадью 12 метров в ширину и 23 в длину.

С другой стороны, о том, что приход старше каменной церкви 1867 г., говорила и надпись на общей могиле священника Николая Омельяновича и его супруги. Священник умер в 1846 г., матушка в 1831 г.

Любопытство привело меня в Национальный исторический архив Беларуси в г. Гродно, где я и нашел папку с такими выходными данными: фонд 2, опись 21, дело 650. Из прочитанного дела за 1841 г. выяснилось следующее. Имение Коптевщизна принадлежало помещику Станиславу Валицкому. Он в свое время израсходовал 245 рублей 32 копейки серебром на укрепление железными стяжками стен и усиление фундамента храма. Тот же человек требовал от крестьян имения Августовка 123 рубля и 65 копеек серебром на починку церкви.

Сложно понять почему, но ремонт обшивки и строительство ограды для церкви поручили помещику имения Августовка Патрику Терентьеву Обриен де Ласси. На что тот стал отвечать прошениями и жалобами в высшие инстанции вплоть до Литовской Духовной Консистории.

В одном из таких прошений говорится, что при церкви (имеется виду рядом) действовала корчма. Кстати, эта же проблема до сих пор актуальна, так как и сейчас у подножия храма работает на потребу «жаждущих» магазин.

Из-за того, что крестьяне «Экономии» (так названо в документе) в ней «по вредному навыку приостанавливаются», имение Августовка имело убыток. Такой довод представляется Обриен де Ласси с целью доказать, что этот ремонт следует делать владельцу имения Коптевщизна Станиславу Валицкому. Который, кстати, и лес свой имеет, и доход с той же корчмы. Вторым доводом в пользу снятия с себя нежеланного груза помещик называет гнилость стен, которая столь сильна, что ремонтировать старый храм вообще не имеет смысла – лучше построить новую каменную церковь. Казалось бы, кто ж откажется от такого!? Но не тут то было.

23 апреля Обриен де Ласси отправляет прошение, адресованное Литовской Духовной Консистории, находившейся тогда в Жировичах.

28 апреля от лица Обриен де Ласси на гербовой бумаге на имя императора Николая Павловича просил управляющий Экономией дворянин Игнатий Викентьевич Павловский. Звучало предложение построить новый храм из дикого камня или смеси вереста на избранном священником Омельяновичем и прихожанами в деревне Сухмени месте. Предлагалось даже приписать к приходу в Коптевке деревни Кругляны (тогда – лашский приход) и Горны (комотовский приход), чтобы крестьянам этих деревень было легче добираться до храма. Кругляны составляли 65 дворов, а Горны – 40. Первая деревня находилась в 4 с небольшим верстах (около 4,5 км) от Коптевки, а вторая – в 3 (3,198 км).

2 мая Гродненский Уездный судья Фома Лопатин докладывает в Гродненское Губернское Правление, что Предводитель Дворянства Каминский вместе с Земским Исправником осмотрел стены и посчитал их «столь здоровыми, что даже предположенную обшивку счел ненужною».

9 октября Гродненский Гражданский Губернатор Доппельмайер Григорий Гаврилович выказал озабоченность Высокопреосвященнейшему Иосифу вопросом о том, как ведется работа Духовной Консистории по рассмотрению прошения Обриен де Ласси, о чем и прислал отношение за номером 8141.

В ноябре 1841 г. в докладной на имя губернатора Владыка Иосиф, архиепископ Литовский, пишет, что еще 29 июля (хотя еще здесь не уместно, так как с момента подачи прошения Обриен де Ласси прошло 2 месяца) он со своей резолюцией отправил прошение в Консисторию. И что он предложил Консистории поспешить с принятием решения и после утверждения преосвященнейшим Михаилом, епископом Брестским, уведомить Губернатора.

27 ноября Литовская Духовная Консистория дала развернутый ответ. Из него следует, что коптевский священник Николай Омельянович был согласен на строительство нового каменного храма, но Епархиальное управление не дало своего благословения. Выясняется, что даже в 1838 г. стены храма были осмотрены Военно – Уездным Начальником подполковником Фонбергом, а также уже упоминаемым Каминским в 1840 г. В результате стены признаны годными к ремонту.

Одним словом, Консистория, став на сторону Валицкого, дала такую резолюцию: стены снаружи оббить доской, и только после ремонта, если господин Обриен де Ласси захочет, то может подать прошение о строительстве новой каменной церкви. Об этом 3 декабря письменно доложил Губернатору преосвященнейший Михаил, епископ Брестский.

С апреля по декабрь 1841 г. длился процесс принятия решения.

Прошло 23 года.

22 мая 1864 г. День заседания Временного Губернского Комитета по сооружению и исправлению Православных Церквей в Гродненской губернии. В этот день учрежден Временный уездный Комитет для Гродненского уезда, который провел освидетельствование состояния храмов в уезде, в том числе и в селе Коптевщизна. Это дело (ф.845, оп.1, д. № 10, л.1-10) тоже хранится в НИАБ Гродно. Один из авторов строк акта осмотра церкви в Коптевке – лютеранин Осип Михаэлис. Приблизительно в 1867 г. он собственноручно напишет на плане деревянной церкви следующие строки: «Нижеподписавшийся дарит этот план прихожанам Коптевщизскаго прихода с просьбою, сохранить оный для своего потомства…». А пока в 1864 г. Михаэлис, вместе со священником коптевского прихода Дмитрием Ястребовом и иными члены Комитета составили и подписали акт, в котором описали проблемы старинного деревянного храма.

«Деревянная церковь оказалась ветхою, почему и нужно: нижние венцы в стенах заменить новыми, сняв ветхую обшивку; стены выпрямить и скрепить новыми сжимами; шпиль исправить и покрыть оный листовым железом, устроить в оном стеллаж для колоколов. Крышу покрыть вновь гонтом и под оною подшить новые карнизы. Потолок разломать и вновь настлать с добавлением половинного количества новых досок. Кирпичный пол разломать и настлать новыми досками, а в Алтаре подшить досками потолок. Наружные стены, фронтоны и башню обшить новыми досками; кругом церкви сделать ограду. Дверные полотна и оконные переплеты сделать новые с надлежащими наличниками. Цоколь облицевать кирпичом на извести, … наружные стены, карнизы и наличники да и окна окрасить на масле».

Честно признаюсь, читая эти строки, я вернулся мысленно в март 2011 г., когда по благословению владыки Артемия стал настоятелем прихода в деревне Коптевка. «Боже мой, – подумал я, – так это про нас. И стены, и потолок, и крыша, и самое страшное дырявый деревянный пол с «жителями подземелья», – все, как и 149 лет назад». Ничего не меняется, история повторяется.

И далее. «Иконостас найден неблаговидной формы старый и ветхий, по этому предположено сделать новый с крылосами; что же относится до церковной утвари и книг то в таковых оказался недостаток…».

Словом, капитальный ремонт по смете потянул на 1675 рублей и 30 копеек серебром. Однако работе не суждено было начаться – впоследствии приняли решение о постройке новой каменной церкви. Строительство началось в мае 1865 г.

Деревянную церковь разобрали, а из остатков не прогнившего материала на кладбище на время стройки была сооружена часовня во имя великомученика Георгия Победоносца . К 22 сентября 1865 г. она «почти оформлена и устроена» . В нее снесли всю утварь и иконы. И пока поднимались стены нового храма, в маленькой часовне совершалась молитва прихожан и батюшки Дмитрия. После того как каменный храм был освящен, и в его стенах зазвучала молитва, часовню оставили для совершения треб при кладбище. Она просуществовала до середины XX в.

При священнике Василии Красникове (1899-1971 г.г.) в 1955 г. в письме к уполномоченному, а так же в акте приходского собрания отразилось общее желание часовню разобрать, а оставшийся материал, годный к использованию, реализовать при строительстве нового церковного дома. В письме гродненского благочинного отцу Василию от 4 января 1956 г. протоиерей Анатолий Петровский сообщает о том, что демонтаж часовни разрешен уполномоченным. Часовню вскоре разобрали, а из ее леса вышел неплохой материал для того дома, что сейчас стоит у подножия коптевского церковного погоста, внизу в северной стороне от храма. Этот дом был в состоянии незаконченного строительства к 1959 г., как об этом свидетельствует сам настоятель в рапорте благочинному. Но уже в это время отец Василий жил в нем.

Коптевская муравьевка

Коптевская муравьевка построена в 1867 г. Церковь строилась по типовому проекту, созданному архитекторами при графе Муравьеве. Вместительность здания рассчитывалась на 300 человек. Официальному появлению Коптевской муравьевки предшествовали 28 месяцев и два дня кропотливых и непростых строительных работ.

Летом 1864 г., еще до начала стройки, велась неизбежная подготовительная волокита. Наблюдателем за стройкой был назначен архитектор статский советник Осип Михаэлис. 22 июля он составил акт осмотра старой деревянной церкви Успения в Коптевке. Суть акта была одна – все плохо. Пол, крыша, стены, утварь и внутреннее убранство – все говорило о том, что пережил и увидел храм. Далее была составлена смета на ремонт церкви общей стоимостью в 1675 рублей серебром. Но по распоряжению «Главного Начальника здешнего края» было решено строить новый каменный храм.

22 декабря 1864 г. священник Дмитрий Ястребов подает рапорт благочинному с просьбой помочь решить вопрос с поставкой стройматериалов. В свою очередь 24 декабря благочинный, настоятель Свято-Софийского собора г.Гродно протоиерей Антоний Шеметилло ходатайствует о том же перед Гродненским уездным Временным Комитетом по устройству православных церквей и помещений для сельских причтов. 30 числа Комитет разрешает брать бесплатно из местных дач Кохановской или Дубницкой лес для стройки причтовых помещений и за определенную сумму для стройки храма.

30 января Комитет предложил строить новый храм на месте старого. 9 марта 1865 г. был заключен контракт по постройке храма с мастером каменных и плотничьих дел Андреем Латышом из Голынки. Он обязался согласно пятому пункту договора начать работы 15 мая 1865 г. и закончить к 15 августа 1866 г.

24 апреля 1865 г. священник Дмитрий Ястребов ходатайствует о выделении первой тысячи рублей на заготовку леса, кирпича и наем каменщиков. На что получает положительный ответ. Начинается процесс сбора материала. Но уже на первом этапе отец Дмитрий столкнулся с трудностью. Жители прихода предмещане г. Гродно из деревень Малой и Великой Ольшанки и Малахович неохотно помогали с подвозом нужного стройматериала. Часто опаздывали на работу и ругались бранью.

Была и другая проблема. 15 мая 1865 г. Гродненским губернатором генерал-майором Скворцовым было принято решение о строительстве новой церкви на месте старой, которую предписывалось снести. Но где совершать службы? Отец Дмитрий предложил из хорошего материала старой церкви построить часовню на кладбище. Эта инициатива была поддержана. На ее возведение было выделено 250 рублей. Таким образом, с 15 мая 1865 г. в Коптевке начались сразу две стройки – храма и часовни вмч. Георгия Победоносца.

2 июня 1865 г. прибыли последние подводы с известью. Непосредственные строительные работы стартовали 8 июня 1865 г. Уже к 23 июля архитектор Михаэлис отрапортовал, что фундамент и цоколь возведены, стены выложены на высоту 4,5 аршин (3,2 м). К 31 августа – уже на 6,5 аршин. В записи же от 25 сентября стены выведены до карниза в алтарной и притворной частях, стены средней части и колокольни выложены на 9 аршин, стропильная система закреплена над алтарем и притвором, покрывается гонтом, а на среднюю – готовится на земле. Но уже к 16 сентября было принято решение и составлена смета на покрытие крыши не гонтом, а железом на 584 рубля 52 копейки серебром.

К 23 января 1866 г. покрыли листовым железом крышу на всем храме (кроме колокольни и без центрального купола). 23 мая из донесения настоятеля храма видно, что ремонт остановился. Мастер Андрей Латыш не только не начал работу, но и не приготовил материал. К тому моменту на его совести была незавершенная колокольня, купол и часть стены. Пауза в работе длилась до июня 1866 г. 21 июня приступили к работе. На 31 июля были проведены следующие работы: с одной стороны церкви окончен карниз, достроена колокольня, и на ней поставлен шпиль со стропилами, устроен купол над алтарем, почти до самой колокольни отштукатурены снаружи стены, начали штукатурить внутри алтарь, заготовили доски для пола и потолка.

Освятили храм 10 сентября (по новому ст. 28 августа) 1867 г. Богослужение в этот день возглавил преосвященнейший Игнатий, епископ Брестскиий. После службы владыка Игнатий особо поблагодарил за усердие и помощь в строительстве храма Викентия Якубецкого, Ивана Бовсюка и Андрея Булака.

Таким образом в непростых условиях работы за 2 года и 4 месяца был выстроен и освящен храм.

Примечание: Отличительной особенностью муровьевки является наличие стен из природного камня.

Автор: Священник Антоний Семилет, «Коптевка православная» (исторический очерк). Духовно-просветительское издание. Гродно, Издательский отдел Гродненской Епархии, 2015 г.


Елена Григорьева
 

Каменный Свято-Успенский храм был возведен в 1867 г. на месте, где находился деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Перед строительством каменного храма деревянную церковь разобрали. Святыня храма - Красностокская икона Божией Матери. В советское время храм не закрывался.

При протоиерее Николае Сапеге в 1946 г. 25 июня был составлен и подписан председателем сельсовета беспрецедентный по тем временам акт передачи приходу в постоянное пользование большой площади земли. При отце Николае в этом же 1946 г. 26 декабря была зарегистрирована церковная община прихода, а 5 июля 1948 г. – церковный совет.

Протоиерей Василий Красников, приняв приход 13 марта 1955 г., погрузился в проблемы, которые встали перед ним. На тот момент жить семье было негде. Дом священника, построенный в 1901 г., еще в 1953 г. был незаконно отобран, или как бы сказали в те времена, национализирован (дом и сегодня стоит на расстоянии чуть более 30 метров от ограды храма). Отец Василий жил некоторое время на съемном жилье в д. Сухмени. Да и храм нуждался в капитальном ремонте.

О том, каким достался отцу Василию приход в Коптевке и сколько сил он приложил, чтобы реанимировать общину, можно судить из доклада уполномоченного в 1957 году: «Коптевская церковная община Гродненского района состоит из 2200-2500 верующих. До 1950 г. эта община постепенно распадалась, духовенство в ней менялось через каждые 2-3 г. Здание церкви было запущено, посещение ее верующими было незначительное, церковный совет и ревизионная комиссия не работали. Годовой доход церкви сократился до 5 тысяч рублей. В феврале 1955 г. прибыл из заключения и назначен в эту церковь священник Красников В.Н. Он заинтересовал церковников и активизировал общину. Вновь назначенный настоятель каждое воскресенье и праздники выступает с проповедью. Например, в прошлом году на «Успение Пресвятой Богородицы» 28 августа в своей проповеди священник Красников сказал: «Благополучие и процветание нашей церкви будет зависеть от вас, братья и сестры, нам будет стыдно и печально перед епархиальной комиссией, если до ее приезда к нам, наш храм останется в таком виде, как сейчас». Через некоторое время было собрано около 15 тысяч рублей и здание церкви отремонтировано и покрашено масляными красками.

В 1957 г. во время престольного праздника 28 августа на богослужении в Коптевской церкви присутствовало около 2-х тысяч человек верующих. Таким образом, если в 1954 г. церковный доход составлял около 5 тысяч рублей, то за 9 месяцев 1957 г. он достиг уже 17 тысяч рублей».

Святыни храма: В православном Успенском храме современного агрогородка Коптевка есть много предметов старины, которые могут «рассказать» о прошлом церкви. Среди старинных святынь приход хранит удивительную Красностокскую икону Божией Матери. Этот образ располагается слева приблизительно в пяти метрах от входа. На кивоте, в который обрамлена икона Богородицы, прикреплена табличка. Она свидетельствует о том, что образ на холсте был пожертвован крестьянином деревни Сухмени Захаркевичем Герасимом Николаевичем в 1914 г.

Как оказалось, имея определенную историческую известность, Красностокская икона пребывает в некотором календарно-богослужебном забвении. Упоминание о ней содержит не каждый церковный календарь, а богослужение, посвященное ее явлению до сих пор даже в Красностокском монастыре (Польша) совершается по Общей Минеи.

Икона имеет богатую историю, которая творилась и на территории гродненской земли. Уже с этой точки зрения Красностокская икона, как достояние белорусской культуры, несправедливо забыта. Стоит задача - восстановить церковную память святыни. А начать это поможет, найденный прихожанами храма, скромный труд по истории иконы, написанный священником Николаем Семеняко в начале XX в.

http://azbyka.ru



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.