Село Святица (Святицкое, Светица) – первое село на территории /Фаленского/ района. Название получило по названию реки.
Первая деревянная церковь построена в год основания села – в 1651 г. и названа в Честь и память Всех Святых (Всехсвятская). О. Н. Виноградов называет точную дату основания села 19.08.1651. Храмозданная грамота на первую церковь не сохранилась. В 1675 г. вместо нее построена новая деревянная церковь того же наименования. В 1710 году на «Погосте у речки Святицы» проживали одни священники. В 1760 – 63 гг. построена вновь деревянная церковь того же наименования с приделом в честь Святых Афанасия и Кирилла Александрийских Чудотворцев (освящена в ноябре 1763г.). А в следующем, 1764 г. старую церковь разобрали.
В 1805 году начата, а в 1813 – завершена постройка каменного храма Во имя Успения Божьей Матери с двумя приделами в честь Всех Святых и Святейших Афанасия и Кирилла Александрийских патриархов (Храмозданная грамота от 17.01.1805г. выдана в ответ на прошение 1804 г.). Старую деревянную церковь разобрали в 1815 г. Приделы освящены 28 и 29 сентября 1813 г., а холодный Успенский храм освящен в 1818 г. На зиму холодный храм отгораживался временной перегородкой и богослужения велись в теплых приделах. В Пасху, на лето перегородку снова убирали. Позднее, в подвальном этаже, устроен еще один, пещерный престол в честь Св. Пророка Ильи. Эта Успенская церковь и сохранилась до наших дней в полуразрушенном виде.
Самая древняя вещь, хранившаяся в церкви – Служебник, изданный в Москве в 1657 году.
В 1853 г. построена еще и деревянная Трехсвятительская кладбищенская церковь (разобрана в советское время).
В 1882 году прихожане Святицкой церкви из деревни Короли (Вверх по р. Тымпалке) Юрской волости построили деревянную часовню в память мученической смерти царя Александра II. Часовня освящена и названа «Во имя Пресвятой Богородицы небесной покровительнице русского народа и ныне царствующего державного и августейшего дома, в честь преславного Рождества Ея». В 1882 году часовню превратили в церковь, которую назвали в честь Архангела Михаила. 15 января 1886 года указом Священного Синода из деревень Святицкого и Ильинского приходов выделен новый Мало-Королевский приход, включавший деревни по границам современных Фаленского района и Ярского района Удмуртии. Святицкий приход в 1872 г. состоял из 79 селений, а в 1908 – из 73 деревень и починков Глазовского и Слободского уездов. Село являлось центром Святицкой (Лекомской) волости Глазовского уезда. После революции, в названии села букву «Я» поменяли на «Е». Как следует из сводки ЧК-ОГПУ о политическом положении в Вятской губернии, 3 февраля 1919 г. отдел особых формирований по делу о контрреволюционной агитации в Святицкой волости Глазовского уезда приговорил трех священников к расстрелу. Святицкий священник Ардашев Алексей Александрович, арестованный 4 января 1919 года, изобличен, кроме того, в принадлежности к Союзу русского народа и хранение черносотенной литературы. Дело рассматривал Реввоентрибунал штаба 3 армии Восточного фронта. В связи с этим делом Святицким исполкомом было вынесено постановление «о запечатании церкви и полном прекращении церковных обрядов». (Два других священника не упоминаемые в сводке были, очевидно, Филимонов и Курочкин из села Ильинского. О них писал еще Н.П. Шулепов в 1987 г.). 30 декабря 1919 г. представители церковной общины (Козьма Четвертных, Григорий Торопов, Петр Мартьянов, Семен Яговкин, Артем Гордин, Елизар Ветошкин, Николай Московкин, Василий Мартьянов, Исаак Егорович Ушаков, Елизар Андрианович Порошин, Андрей Семенович Целоусов, Василий Меньшиков, Алексей Воробьев, Сергей Бабурин, Алексей Четвертных, Михаил Кропотин и неграмотные Никанор Фоминых и Никанор Кропотин (за них расписался Тимофей Бородин), подписали с председателем Святицкого совета Игнатием Шуклиным соглашение о передаче церковных зданий в бессрочное и бесплатное пользование. В 1920 году Вятским губревтрибуналом осужден к 3 годам лишения свободы условно, за антисоветскую агитацию святицкий священник Князев Михаил Иванович, 1853 г. р. (Дальнейшая судьба неизвестна. Реабилитирован в 1992 г.). В 1924 году председателем исполнительного органа церковно-приходского совета православной религиозной группы с. Святицы был Никулин Федор Корнилович, 1874 г.р. из д. Трехи, казначеем Бабурин Давид Ильич, 1874 г.р. из д. Барминцы, а секретарем – священник Упшинскаий Александр Александрович.
За период с 1919 по 1924 гг. в Успенской церкви переложена одна духовая печь и две печи исправлены. Отремонтированы и остеклены рамы. Вокруг церковной ограды устроены коновязи.Первая попытка закрыть церковь, как описано выше, была еще в 1919 году. Второй раз церковь временно закрыли решением Фаленского райисполкома 27 декабря 1935 «в связи с эпидемией скарлатины». Верующие написали жалобу в Киров. С 26 марта 1936 г. богослужения возобновились. Окончательно закрыта решением Исполкома Областного Совета от 25 мая 1940 г.
Последний священник отец Сергий Ардышев (Ардашев Сергей Алексеевич), 1893 г.р. уроженец с. Святицы и его жена Александра Константиновна, проживавшие в д. Шукли осуждены в 1942 году по статье 58 п. 10 У.К. Р.Ф. За пропаганду или агитацию против советской власти к 10 и 8 годам лишения свободы. Реабилитированы в 1992 г. Их сын Евгений воевал на фронте и числится в безвозвратных потерях дважды. Первый раз, как убитый в бою в 1943 году, причем в листке безвозвратных потерь в графе «адрес жены или родителей» записан брат Юлий Сергеевич, проживающий в д. Шукли. Второй раз Старшина Ардышев Евгений числится пропавшим без вести в 1944 г. на поле боя в Северной Трансильвании. Причем на этот раз запись сделана по данным Фаленского РВК и со слов председателя сельсовета, хотя обычно такие записи делались со слов близких родственников. Видимо, в Шуклях родственники священника уже не проживали. Старший брат Сергея Ардашева, тоже уроженец с.Святицы Ардашев Николай Алексеевич, служивший священником в с. Пудем Удмуртской республики был арестован еще в 1937 году и приговорен к 7 годам лишения свободы.
Война заставила пересмотреть отношение к религии. В стране снова открываются храмы. В сентябре 1943 года жители деревень Мулы и Шешпели написали заявление в Киров с просьбой разрешить богослужение в церкви. Из Кирова запросили доклад о состоянии здания. Районные власти ответили, что святицкий храм – единственное церковное здание в районе, но находится в совершенно непригодном состоянии: нет иконостаса, отсутствует церковное имущество, раскрыта крыша, а колокольня полуразрушена.Вопрос о восстановлении церкви поднимался и в конце ХХ века, но колхозу и местной общине не набрать таких средств, а епархия восстанавливает и строит церкви только в городах и крупных поселках.Зато в конце ХХ века в название села вернулась буква «Я».
С сайта www.falenki.ru