Троицкая церковь прославилась тем, что она была построена на средства последнего кошевого Запорожской Сечи Петра Калнышевского 1773 года: "В духовную протопопію роменскую управу доклад. Войска запорожского низового господин кошевой атаман Петр Иванович Калныш, в селе ведомства протопопы роменской Пустовійтівці, в котором он, господин кошевой, родился, от своего кошту собственного вновь деревянную во имя пресвятой Троицы церковь на вольном городе построили". Памятник хорошо знали в XIX в., в частности, она была удостоена отдельной статьи в изданиях - ["Киевская старина", 1892, №5]; [Макаренко Н. На родине последнего гетмана запорожского П. Калнышевского. Покровская церковь в Ромнах, построенная Калнышевским. «Искусство и художественная промышленность». 1901, VIII].
Церковь выдающаяся не только своей историей, но и архитектурой. В 1929 году ее детально исследовал и описал доктор искусствоведения профессор С. Таранушенко.
После войны церковь перестроили в клуб, а в 1980-е годы она уже стояла в руинах.
Но в начале 2000-х годов церкви неожиданно повезло. Виктор Ющенко считает Петра Калнышевского своим предком, поэтому он проникся идеей возрождения. Еще когда он был премьер-министром, в Пустовойтовке был заложен камень, который означал начало реконструкции. В начале ее в фундамент заложили капсулу с посланием уже не премьера, а президента Ющенко. Его фотографии теперь украшают стены храма. Строители, которые выиграли тендер на восстановление церкви, возводили ее по старинным способом, без единого гвоздя. На Покров 2006-го года церковь освятили.
В 2007 году был создан государственный историко-культурный заповедник "Посулье" (так называются эти земли вокруг реки Сулы). К нему, кроме отстроенной Троицкой церкви, вошли мемориальный комплекс Калнышевского, музей (экспозиция охватывает весь период истории села) и памятник, установленный в 1991 г. У него теперь ежегодно проводят "Калнишеву совет" - казацкий праздник с молебном, шествиями, казацкими развлечениями, концертами.
Таранушенко С.А. Монументальная деревянная архитектура левобережной Украины. - К. : 1976 г., с.240-242:
"Церковь трехъярусная, тризрубна. План состоит из несколько удлиненных в направлении восток - запад шестиугольников - бабинца и алтаря и центрального восьмигранника, вытянутого по оси север - юг. В Государственном историческом архиве в Киеве в делах Запорожской Сечи хранится дело, в котором записано: «5 августа 1772 г. титарі сторгували 130 дубов для Пустівійтівської церкви» [Фонд 229. Описание 1. Единица сохранения 231 лист, 12].
В «Описании» церкви 1827 г. записано, что «церковь - о трех главах, первоначально купола были покрыты гонтом, а вся церковь ошелевана. Но в 1818 г. купола и вся церковь вновь покрыты черным железом, окрашены зеленой краской, внутри выбелена, пристроены к церкви притворы, пономарня и ризница». На кладбище «состоит колокольня деревяная в один ярус покрыта дранью». Около 1887 г. церковь ремонтировали; при этом коробки старой двери с резной надписью выбросили. Из этого можно сделать вывод, что в это время построили новую колокольню, связали ее притвором с бабинцем. Церковь в Пустовійтівці в 1929 г. была нами обследована, обмерена, фотографирована, но обмерные чертежи не сохранились.
Церковь строил один из лучших мастеров того времени. Об этом свидетельствуют обработка древесины (дуб), сборка срубов, рубка замков. Состояние сохранности ее безупречное. Здание высокое, одна из самых импозантных и величавых на Левобережье. Могучие формы ее не лишены грациозности, но не мягкой, а мужественной.
Снаружи сруб стен центрального участка значительно выше сруба алтаря и бабинца. Верх центрального участка тоже доминирует: он массивнее и выше боковых верхом. Сруб стен алтаря и бабинца стройный и высокий. Если смотреть на здание с востока, то высота сруба кажется вдвое больше ширины. В таких же пропорциях выдержаны и формы сруба стен центра. Корпус срубов обшит вертикально. Примерно на половине высоты срубов алтаря и бабинца здание перепоясывает пояс, что объединяет срубы и подчеркивает горизонталь. Над поясом прорезаны окна на одном уровне и одной величины во всех срубах. В крайних срубах окон по трое (по сторонам света), а в центральном - в каждой внешней грани. После пристройки приделов окна с юга и севера в центральном срубе и западном в притворе были зашиты. Венчает срубы четко прорисованный карниз, состоящий из четвертьвалков и полочек с сухариками.
Грани первых заломов всех срубов плоские. Заломы боковых верхов стройные, умеренной высоты, а залом центрального верха очень высокий. Восьмерики прорезаны окнами по сторонам света, но в алтаре на запад, а в притворе на восток окон нет. Вторые заломы перекрыты крышами, которые в контурах образуют красивые волнистые линии. Они облегчают массы верхов и переходят в глухие фонари; завершают их грушевидной формы главки с коваными позолоченными крестами.
Удели, паламарня, ризница и особенно колокольня, нарушили первоначальный вид памятника, уменьшили целостность восприятия.
С центром алтарь соединяет высокий просвет. Нижняя половина просвета шире, верхняя (над стяжкой) уже, но контуры обоих одинаковые: в верхних углах этих частей вырезано что-то вроде «гуська» в карнизах. Общее впечатление от алтаря - гармоническая стройность, широкий размах. Бабинец подобный к алтарю. Только просвет до центра имеет отличие; контур верхней половины такой же, как и в алтаре, а нижняя половина имеет форму прямоугольника.
Центр выше и просторнее. Его составные элементы такие же, как у алтаря, но более мощные, выполненные с большим размахом. Восьмерик имеет, в противоположность залома, четко очерченную форму. Предел срубов стен с одной стороны, и первого залома с другой подчеркивают ригели. Весь объем, верха мастер трактует как сплошную форму".