ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Панозеро. Церковь Илии Пророка.

Ильинская церковь


Панозеро. Церковь Илии Пророка
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Илии Пророка
Архитектурный стиль:Шатровые храмы
Год постройки:не ранее 1865.
Адрес:
Республика Карелия, Кемский район, Панозеро

Координаты: 64.973474, 32.894421



Церковь Илии Пророка, Фото 1914 г. из фондов Российского этнографического музея. (ГК №19405745)<br>, Панозеро, Кемский район, Республика Карелия
Фото 1914 г. из фондов Российского этнографического музея. (ГК №19405745)
Дмитрий Волохов
1 февраля 1914
Церковь Илии Пророка, Фото 1914 г. из фондов Российского этнографического музея. (ГК №19405787)<br>, Панозеро, Кемский район, Республика Карелия
Фото 1914 г. из фондов Российского этнографического музея. (ГК №19405787)
Дмитрий Волохов
1 февраля 1914
Церковь Илии Пророка, Фото начала XX в из собрания Мультимедийного комплекса актуальных искусств (с сайта goskatalog.ru)<br>, Панозеро, Кемский район, Республика Карелия
Фото начала XX в из собрания Мультимедийного комплекса актуальных искусств (с сайта goskatalog.ru)
Сергей Меркулов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  11 марта 2014

Историческое местоположение: Кемский уезд, Архангельская губерния

Приход некогда назывался Лопским Панозерским. В его состав до 1846 г. входил весь Юшкозерский приход и несколько деревень Ухтинского прихода. К концу XIX в. в приход входили с. Панозерское, 6 деревень и 2 выселка. Приходской храм находился в с. Панозеро. Первая приходская церковь, простоявшая до 1864 г., была начата при Борисе Годунове и патриархе Иове в 1596 г., а освящена уже в царствоввание Михаила Феодоровича 12 июля 1624 г. игуменом Александро-Свирского монастыря по грамоте митрополита Новгородского и Великолуцкого Макария. Записи об этом были сделаны на двух крестах, на одном из которых, водруженном при закладке храма, значилось: "обложена церковь св. прор. Илии в лето 7104-ое июля 2 дня", а на другом: "лета 7132 июля в 12-й день освящена бысть церковь сия святаго прор. Илии при Государе Царе и Великом Князе Михаиле Феодоровиче всея россии, при великом Господине преосвященном митрополите Макарии великаго Нова града и великих Лук". Столь долгое строительство объяснялось, видимо, тем, что по Столбовскому договору вся Карелия, в том числе и описываемый приход, была уступлена шведской короне за помощь, оказанную в борьбе против самозванцев и поляков. В нарушение договоров шведские власти притесняли православных и насаждали лютеранство. Естественно, в таких обстоятельствах строительство было затруднено.

По преданию, первоначально церковь была построена на левом берегу р. Кеми, точнее - на острове, который почти каждый год затоплялся весенним половодьем. Здесь же находилось и с. Панозеро. Затем жители решили перенести церковь на правый (материковый) берег р. Кеми, куда впоследствии переместилось и село. Справедливость предания косвенно может быть подтверждено тем, что деревня, находившаяся на острове, называлась Погостской. В ней не было креста, который устанавливали обычно на месте алтаря, - видимо, церковь перенесли еще до освящения.

Церковь находилась в ведении Новгородского митрополита и Александро-Свирского монастыря, поэтому причт, подобно другим карельским приходам, находившимся в таком же положении, платил в пользу Софийской Владычней казны разного рода казенные пошлины (1руб. 3 алт. и 4 деньги), записные (5 алт. и 2 деньги), десятильничного корма с 16 дворов, венечные (брачные) и похоронные и др. С тех, кто венчался тертьим браком, пошлина взималась втрое больше. В гражданском отношении Лопский Панозерский приход входил в состав Олонецкого воеводства. В трапезе Панозерской церкви обсуждались все земские дела, здесь же хранились все бумаги и указы воевод и царских стольников. В одном из них об оброках в пользу царской казны, подписанном князем Семеном Федоровичем Барятинским, упоминаются все лопские погосты, а именно: Линдозерский, Сергозерский, Селецкий, Паданский, Ругозерский, Шуезерский и Панозерский.

Приходской храм был построен в 1865 г. на средства Св. Синода (1000 руб.). Особо чтилась храмовая икона в честь прор. Илии (5 1/4 х 4 арш.). Жители приписывали чудесному заступничеству иконы неоднократные случаи спасения села от шведов и финляндцев, легко разорявших многие соседние селения, напрмер, д. Сапосалму. В ризнице храма хранились старинные холщовые фелони, предняя часть которых поднималась на пуговицы, богослужебные книги иосифовского исправления - Евангелие, Минеи и др., а также несколько деревянных свещей в виде окрашенных и расписанных столбиков с жестяными трубочками (гнездами) для восковых свечей. После освящения храма долго не было своего священника, и приходом заведовали священники Ругозерского прихода Олонецкой епархии.

В 1885 г. приход был включен в состав Поньгамско-Калгалашского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). В декабре 1893 г. епархиальным съездом духовенства был освобождён от процентов сборов с капиталов капитал в 30 р., принадлежавший Панозерской церкви и имевший специальное назначение.

Священники: 1) Стефан Михеев Камкин (по устному преданию, священствовал более 125 лет с 1690 г., причем последние 5 лет своей службы был уже слепым, умер в 1816 г.); 2) его сын Афанасий Камкин 1817-1843 г.г. (переведен из Шуярецкого прихода уже пожилым, умер 10 июля 1851 г. в Панозере в возрасте 100 лет). По преданию, эти два священника совершали все службы по старым иосифовским книгам и тем противодействовали развитию и распространению в Панозерском приходе раскола начавшего проникать сюда в 30-х г.г. XIX в. 3) Григорий Иванов Тимофеев 28.11.1843-1848 г. (Олонецкая ДС); Андрей Георгиев Усердов 1848-1859 г.г.; Лука Семенов до 19.10.1859; место праздно с 23.7.1873 по 20.12.1874; Николай Молчанов до 1877 г.; Александр Васильев Ульяновский 21.9.1877-15.3.1889; Григорий Николаев Канорский до авг. 1891 г. (Владимирская ДС, звание студент, в 1887 г. к празднику Пасхи награжден камилавкой).
Церковный староста: Фадей Попов с 1884 г.

Источник: Православные приходы и монастыри Севера



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.