В деревне Солозеро имелась «древняя» часовня во имя явления иконы Тихвинской Божией Матери, к которой в 1881 году была пристроена паперть с колокольней, перекрыта крыша, а сама часовня обшита и окрашена белилами. В этот период в деревне проповедовал старообрядчество расколоучитель Анисим, которого в 1880 году сослали в Сибирь. В десяти верстах от деревни находился его дом, который в 1885-1887 годы использовался как перевалочный пункт через болота для поморских раскольников «с Почтовой дороги из посада Ненокса. гнезда раскольников, в город Онегу».
Для усиления православной веры было принято решение часовню перестроить в церковь. В 1887-1888 годы к часовне был пристроен алтарь, однако освящение новой церкви перенесли, поскольку икона Божией Матери Тихвинской находилась в Санкт-Петербурге «по случаю украшения Ея сребропозлаченнаго ризою». Исторический рисунок «древней» часовни очень ценен для нас, так как он даёт представление об архитектуре традиционных часовен Поморья, сведений о которых сохранилось крайне мало.
Церковь была освящена священником Андреем Ивановым 25 июня 1890 года и приписана к Кяндскому приходу. Согласно Акту осмотра 1890 года, церковь была заново обшита досками, окрашена белилами, шатры на храме и колокольне покрыты медянкой, кресты на храме и колокольне - белилами. После строительства церкви влияние старообрядчества снизилось: «деревня Солозеро находится в глухом лесу за 35 вёрст от ближайшей к ним Церкви Кяндской. Жители этой деревни весьма редко имеют возможность посящать приходской храм, а младенцы их должны оставаться без причащения св. Христовых таин до лета. Еще в недавнем прошлом (в 1990-х годах) деревня Солозеро служила притоком пришельцев расколоучителей и большинство жителей Солозера придерживались раскола. С построением же церкви в Солозере в 1891 году раскол заметно ослабел».
Через десять лет, 23 апреля 1900 года, церковь во имя явления иконы Тихвинской Божией Матери сгорела: «пожар начался под самою крышею между наружною стеною и обшивкою». Имущество церкви было спасено и хранилось в амбаре: «главную святыню и ценность сгоревшаго храма составляла Икона Божией Матери Тихвинская, почитаемая в окрестностях за явленную и Чудотворную. Икона сим также хранится ныне в амбаре». Первоначальный замысел благочинного Андрея Иванова заключался в постройке небольшой часовни размером 2х3 саж. на месте сгоревшей, чтобы впоследствии обратить её в алтарь или трапезную полноценной церкви. Сами крестьяне хотели построить храм по проекту церкви во имя Вознесения Господня (1892) деревни Глинники (Задвинской) Вознесенского прихода Архангельского уезда.
Из архивного дела узнаём, что это была тёплая однопрестольная одноглавая церковь с папертью в одной связи с колокольней, построенная на средства Архангельского купца второй гильдии Власа Степанова Кочнева61. Кресты на церкви и колокольне обиты белым листовым железом; главки, шейки, крыша церкви, колокольни и крыльца - черным листовым железом; глава на церкви выкрашена медянкой, а шея чернедью. Интересный факт, что в деревне Глиннике были сильны старообрядческие традиции: в деревне официально числилось раскольников 29 человек.
Для постройки новой церкви во имя явления иконы Тихвинской Божией Матери в деревне Солозеро был найден благотворитель - санкт-петербургский купец второй гильдии Петр Иванович Кудрявцев, после чего, в марте 1901 года, Архангельская духовная консистория одобрила постройку церкви «по проекту разноволоцкой церкви, приписной к Кольскому собору на средства благотворителя. Эта церковь во имя Алексия человека Божия (1895) предназначалась для лопарей-оленеводов.
Возможно, строительство церкви по плану именно разноволоцкой церкви было пожеланием П.И. Кудрявцева. Обращает на себя внимание тот факт, что строительство церкви в деревне Глиннике обошлось в 2500 руб., в то время как в Разноволоцком погосте всего в 400 руб. (по смете). Случай постройки церкви по утверждённому проекту другой церкви не был исключением. Например, в 1843 году Архангельская духовная консистория рассматривала вопрос о возможности использования утверждённого Святейшим Правительствующим Синодом плана церкви соседнего села Тамици для перестройки по нему часовни из Белощельской деревни Мезенского уезда в церковь, хотя и утверждала, что «общее разрешение на построение подобных Церквей по другим местам Архангельской Епархии неудобно, и потому поставило в обязанность испрашивать таковое, в случае надобности, особыми для каждой представлениями».
19 августа 1901 года новая церковь была освящена А. Ивановым.
Поскольку «для прославления» чудотворной иконы в храмовый праздник (26 июня) приходили жители Ненокского, Унского и Лудского посадов Архангельского уезда, а также Нижмозерского, Кяндского, Тамицкого, Покровского, Вонгудского приходов Онежского уезда и города Онеги, приносящие «немалую пользу как Церкви Божией, так и облагораживанию местных жителей деревни Солозера», то для их размещения, а также размещения местного причта, требовалось построить дом, на что протоирей Исия Иоаннович выделил 1000 руб. В марте 1902 года «дом-гостиница при церкви» была срублена, производилась внутренняя отделка.
Акт осмотра 25 июня 1903 года: «дом устроен на северном берегу озера Солозера в 20 саженях от Церкви и занимает площадь 6 сажень длины, 8 саж. ширины и 2 сажени высоты до основания крыши; дом разделён на две половины поперечным колидором шириною в 1 сажень», имелось 12 окон, крыльцо располагалось с южной стороны, в половине здания, обращённой к церкви (на западе), была поставлена голландская печь, на восточной половине - русская печь.
Жители села Кянда вспоминают, что жители Солозера оставались старообрядцами и в XX веке: «Староверы были в Солозеро. Они 40 км пешком ходили на праздники сюда. У нас была Троица, Петров день, а там - Ильин день. Это у каждого своё».
По материалам статьи: Жигальцова Т.В., Бодэ А.Б. "Архитектурно-планировочная среда исторических поселений Кянда и Солозеро на побережье Белого моря. Традиции и трансформации". https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturno-planirovochnaya-sreda-istoricheskih-poseleniy-kyanda-i-solozero-na-poberezhie-belogo-morya-traditsii-i-transformatsii