ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Солозеро, урочище. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери.

Тихвинская церковь


Солозеро, урочище. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери
Деревянная церковь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →
Престолы:Тихвинской иконы Божией Матери
Год постройки:1901.
Адрес:
Архангельская область, Онежский район, ур. Солозеро

Координаты: 64.286731, 38.719573
Проезд:по трассе Северодвинск-Онега до СОК "Верховка", откуда около 10 км лесовозной дороги, далее - по болотам. Зимой вероятен буранный след. По словам местных, может существовать буранный след от Маложмы.



Сортировка:

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Солозеро, урочище, Онежский район, Архангельская область
Михаил Адамский
10 марта 2014
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Солозеро, урочище, Онежский район, Архангельская область
hanbanah
22 февраля 2014
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, , Солозеро, урочище, Онежский район, Архангельская область
hanbanah
22 февраля 2014
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, верхние венцы упали в озеро<br>, Солозеро, урочище, Онежский район, Архангельская область
верхние венцы упали в озеро
Анонимный участник
22 мая 2010
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Вид с юго-востока<br>, Солозеро, урочище, Онежский район, Архангельская область
Вид с юго-востока
Анонимный участник
22 мая 2010
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Поклонный крест установленный в 2019 году участниками северодвинского православного клуба "Возрождение"  и жителями села Ненокса.<br>, Солозеро, урочище, Онежский район, Архангельская область
Поклонный крест установленный в 2019 году участниками северодвинского православного клуба "Возрождение" и жителями села Ненокса.
Александр Антонов
15 июля 2023
Церковь Тихвинской иконы Божией Матери, Фото 1972 года из фондов Северодвинского городского краеведческого музея<br>, Солозеро, урочище, Онежский район, Архангельская область
Фото 1972 года из фондов Северодвинского городского краеведческого музея
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
1 мая 1972



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Александр Качалин
 
Александр КачалинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 апреля 2015

Приход состоял из с. Кянда (при устье одноименной реки), выселка Кяндозеро и д. Солозеро. В приходе было две церкви: летняя, построенная во второй половине XVII в., с двумя престолами - во имя Богоявления Господня и во имя апостолов Петра и Павла; вторая - зимняя, построенная в 1883 г. петербургским купцом Николаем Полежаевым при участии прихожан, вместо сгоревшей в 1879 г. В зимней церкви было 5 престолов: главный - во имя Вознесения Господня, правый - во имя Благовещения, левый - во имя вмч. Георгия, и два в трапезе - во имя Николая Чудотворца и во имя св. Александра Невского.

Приписная церковь: в поселке Солозеро, где сначала существовала часовня во имя апостолов Петра и Павла. Эта часовня была заменена новой, более обширной, в честь Тихвинской иконы Божией Матери. В 1888-1889 г.г. к часовне были пристроены алтарь, паперть с колокольней над ней, и часовню обратили в церковь. Освящена она была в 1891 г. Средства для устройства церкви пожертвовал крестьянин с. Кянда Михаил Мосеев. Храмовая икона считалась явленной и чтилась как чудотворная.

Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 3 - Архангельск, 1896. - С. 33-35.
http://parishes.mrezha.ru/parish_history.php?id=257


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  12 августа 2019

В деревне Солозеро имелась «древняя» часовня во имя явления иконы Тихвинской Божией Матери, к которой в 1881 году была пристроена паперть с колокольней, перекрыта крыша, а сама часовня обшита и окрашена белилами. В этот период в деревне проповедовал старообрядчество расколоучитель Анисим, которого в 1880 году сослали в Сибирь. В десяти верстах от деревни находился его дом, который в 1885-1887 годы использовался как перевалочный пункт через болота для поморских раскольников «с Почтовой дороги из посада Ненокса. гнезда раскольников, в город Онегу».

Для усиления православной веры было принято решение часовню перестроить в церковь. В 1887-1888 годы к часовне был пристроен алтарь, однако освящение новой церкви перенесли, поскольку икона Божией Матери Тихвинской находилась в Санкт-Петербурге «по случаю украшения Ея сребропозлаченнаго ризою». Исторический рисунок «древней» часовни очень ценен для нас, так как он даёт представление об архитектуре традиционных часовен Поморья, сведений о которых сохранилось крайне мало.

Церковь была освящена священником Андреем Ивановым 25 июня 1890 года и приписана к Кяндскому приходу. Согласно Акту осмотра 1890 года, церковь была заново обшита досками, окрашена белилами, шатры на храме и колокольне покрыты медянкой, кресты на храме и колокольне - белилами. После строительства церкви влияние старообрядчества снизилось: «деревня Солозеро находится в глухом лесу за 35 вёрст от ближайшей к ним Церкви Кяндской. Жители этой деревни весьма редко имеют возможность посящать приходской храм, а младенцы их должны оставаться без причащения св. Христовых таин до лета. Еще в недавнем прошлом (в 1990-х годах) деревня Солозеро служила притоком пришельцев расколоучителей и большинство жителей Солозера придерживались раскола. С построением же церкви в Солозере в 1891 году раскол заметно ослабел».

Через десять лет, 23 апреля 1900 года, церковь во имя явления иконы Тихвинской Божией Матери сгорела: «пожар начался под самою крышею между наружною стеною и обшивкою». Имущество церкви было спасено и хранилось в амбаре: «главную святыню и ценность сгоревшаго храма составляла Икона Божией Матери Тихвинская, почитаемая в окрестностях за явленную и Чудотворную. Икона сим также хранится ныне в амбаре». Первоначальный замысел благочинного Андрея Иванова заключался в постройке небольшой часовни размером 2х3 саж. на месте сгоревшей, чтобы впоследствии обратить её в алтарь или трапезную полноценной церкви. Сами крестьяне хотели построить храм по проекту церкви во имя Вознесения Господня (1892) деревни Глинники (Задвинской) Вознесенского прихода Архангельского уезда.

Из архивного дела узнаём, что это была тёплая однопрестольная одноглавая церковь с папертью в одной связи с колокольней, построенная на средства Архангельского купца второй гильдии Власа Степанова Кочнева61. Кресты на церкви и колокольне обиты белым листовым железом; главки, шейки, крыша церкви, колокольни и крыльца - черным листовым железом; глава на церкви выкрашена медянкой, а шея чернедью. Интересный факт, что в деревне Глиннике были сильны старообрядческие традиции: в деревне официально числилось раскольников 29 человек.

Для постройки новой церкви во имя явления иконы Тихвинской Божией Матери в деревне Солозеро был найден благотворитель - санкт-петербургский купец второй гильдии Петр Иванович Кудрявцев, после чего, в марте 1901 года, Архангельская духовная консистория одобрила постройку церкви «по проекту разноволоцкой церкви, приписной к Кольскому собору на средства благотворителя. Эта церковь во имя Алексия человека Божия (1895) предназначалась для лопарей-оленеводов.

Возможно, строительство церкви по плану именно разноволоцкой церкви было пожеланием П.И. Кудрявцева. Обращает на себя внимание тот факт, что строительство церкви в деревне Глиннике обошлось в 2500 руб., в то время как в Разноволоцком погосте всего в 400 руб. (по смете). Случай постройки церкви по утверждённому проекту другой церкви не был исключением. Например, в 1843 году Архангельская духовная консистория рассматривала вопрос о возможности использования утверждённого Святейшим Правительствующим Синодом плана церкви соседнего села Тамици для перестройки по нему часовни из Белощельской деревни Мезенского уезда в церковь, хотя и утверждала, что «общее разрешение на построение подобных Церквей по другим местам Архангельской Епархии неудобно, и потому поставило в обязанность испрашивать таковое, в случае надобности, особыми для каждой представлениями».

19 августа 1901 года новая церковь была освящена А. Ивановым.

Поскольку «для прославления» чудотворной иконы в храмовый праздник (26 июня) приходили жители Ненокского, Унского и Лудского посадов Архангельского уезда, а также Нижмозерского, Кяндского, Тамицкого, Покровского, Вонгудского приходов Онежского уезда и города Онеги, приносящие «немалую пользу как Церкви Божией, так и облагораживанию местных жителей деревни Солозера», то для их размещения, а также размещения местного причта, требовалось построить дом, на что протоирей Исия Иоаннович выделил 1000 руб. В марте 1902 года «дом-гостиница при церкви» была срублена, производилась внутренняя отделка.

Акт осмотра 25 июня 1903 года: «дом устроен на северном берегу озера Солозера в 20 саженях от Церкви и занимает площадь 6 сажень длины, 8 саж. ширины и 2 сажени высоты до основания крыши; дом разделён на две половины поперечным колидором шириною в 1 сажень», имелось 12 окон, крыльцо располагалось с южной стороны, в половине здания, обращённой к церкви (на западе), была поставлена голландская печь, на восточной половине - русская печь.

Жители села Кянда вспоминают, что жители Солозера оставались старообрядцами и в XX веке: «Староверы были в Солозеро. Они 40 км пешком ходили на праздники сюда. У нас была Троица, Петров день, а там - Ильин день. Это у каждого своё».

По материалам статьи: Жигальцова Т.В., Бодэ А.Б. "Архитектурно-планировочная среда исторических поселений Кянда и Солозеро на побережье Белого моря. Традиции и трансформации". https://cyberleninka.ru/article/n/arhitekturno-planirovochnaya-sreda-istoricheskih-poseleniy-kyanda-i-solozero-na-poberezhie-belogo-morya-traditsii-i-transformatsii



Комментарии и обсуждение


Середина июня, половодье давно прошло, но церковь в воде. Дело в том, что исток реки Солзы из озера перекрыт плотиной, т.е. озеро фактически превращено в водохранилище. То есть уровень Солозера постоянно выше ординара, и церковь постоянно в воде. Несмотря на это, по данным на начало 2010 года, она ещё стоит. Деревня Солозеро, храмом которой была эта церковь, в начале 60-х годов 20 столетия была ликвидирована как неперспективная. Дома свезена в другие сёла (довольно удалённые). Церковь осталась в одиночестве. Добраться сюда довольно сложно. Я шёл от дороги на Онегу 30км пешком по зимнику, нёс резиновую лодку, а потом спустился по Солзе.
14 июня 2014, Михаил Адамский.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.