ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Шарино. Сень над домовиной на могиле отца Серапиона.


Шарино. Сень над домовиной на могиле отца Серапиона
Прочие объекты.  (вся деревянная архитектура в каталоге →
Год постройки:приблизительно 1950 - 2000.
Адрес:
Россия, Нижегородская область, Семеновский район, кладбище между деревнями Кулагино и Шарино.

Координаты: 56.73805, 44.250494
Проезд: От Нижнего Новгорода или Семёнова автобусами Нижний Новгород - Семёнов или Красные Баки, Воскресенское до остановки д. Тарасиха (не путать с посёлком), далее пешком на север по грунтовой дороги около 5 км. Объект находится на кладбище правее (восточнее) д. Шарино. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда От Нижнего Новгорода или Семёнова автобусами Нижний Новгород - Семёнов или Красные Баки, Воскресенское до остановки д. Тарасиха (не путать с посёлком), далее пешком на север по грунтовой дороги около 5 км. Объект находится на кладбище правее (восточнее) д. Шарино.






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова 27 декабря 2017

Шарино. Сень над домовиной на могиле отца Серапиона

Кулагино – деревня в Семеновском городском округе (ранее – Семеновский район). Старообрядческое кладбище у деревни Шарино сохранило часовню над могилой отца Серапиона (XVIII в). Между деревней Кулагино и Шарино – памятник истории – скит отца Серапиона: часовня с гробницей отца Серапиона, кладбище. Датировка объекта – XVIII век. Документ о принятии на госохрану № 219.

По материалам сайта: http://www.gttp.ru/map_NN/semenov.htm

... Аналогичная гробница находилась на Серапионовом кладбище – месте упокоения одного из 12 братьев, старообрядцев по вере отца Серапиона. Гробница отца Серапиона находится при дороге между д. Кулагино и Шаринопри р. Шарпанка близ её впадения в р. Линда. Местные жители ходили на могилу отца Серапиона на Пасху. О гробнице отца Серапиона писал в 2006 г. издатель газеты «Старообрядец» С.В. Рудаковю В фондах Нижегородского центрального архива сохранилось несколько дел об "оказательстве раскола“ в виде сооружения гробниц на святых могилах. В качестве примера можно привести полицейское расследование поповоду гробницы старца Серапиона. Как имногие другие дела того времени, расследование начинается с доноса местного новообрядческого священника.

Иерей церкви села Пафнутово Семёновского уезда Павел Ганин 20 августа 1891 г. написал рапорт нижегородскому епископу Владимиру: "Сим честь имею благопочтительнейше донести Вашему Преосвященству, – пишет отец Павел, – что в пределах моего прихода, в 5 верстах от с. Пафнутова, на земле крестьян д. Шарина похоронен в прошлом столетии старец Серапион, которого местные жители-раскольники почитают изгнанником, страдальцем за старую веру и пустынным подвижником. И в память его лжестрадальческих трудов раскольницы скита д. Песочной нынешним летом построили над его могилой деревянную часовню". Далее следует подробное описание этой часовни в виде небольшой избушки сдверью и одним окном, внутри которой назадней стене устроена полка для икон, а посередине находится сруб над могилой Серапиона, над срубом установлен крест с прибитой к нему медной иконой Николы Чудотворца.

"И вот этим надгробным памятником раскольники и желают воскресить и увековечить имя своего обожаемого лжеинока и лжестрадальца Серапиона, – пишет далее священник. – Эти памятники… приносят большой вред для православного народа и ущерб православию“. "Я всепокорнейшее прошу Ваше Преосвященство сделать зависящее распоряжение об уничтожении вышеуказанной часовни“, – заключает свой донос отец Павел.

Через 2 недели, 3 сентября, епископ Владимир обращается к губернатору с просьбой сломать гробницу. По его распоряжению семёновский исправник 10 сентября отправился на место и 18 сентября в своём рапорте доложил о сломе часовни: "В полуверсте от д. Шариной действительно произведена в июне месяце новая постройка, состоящая из бревенчатого в четыре стены сруба. На этом месте более ста лет погребён старообрядческий инок Серапион, над могилой его была устроена бревенчатая гробница, которая от времени вся истлела и летом выстроена вновь крестьянином д. Кулагиной Алексеем Опариным, во время Святой Пасхи раскольнические старицы из д. Песочной приходят петь пасхальные каноны...

Амбар, изображавший собою часовню, уже сломан, что же касается надгробного памятника, построенного в виде гробницы, то я оставил его нетронутым, так как подобных памятников в Семёновском уезде очень много и если сломать этот, то нет оснований оставлять и другие, между тем уничтожение этих памятников, чтимых раскольниками, может возбудить ропот в народе, так как, в сущности, они вреда по отношению к православию никакого не приносят и самое заявление священника Ганина ни на каких фактах не основано и происходит больше из желания показать пред его начальством свою деятельность“.

Сироткин С.В. О почитании мощей отца Софонтия, https://www.borovskold.ru/files/5_Sirotkin_S.V._14.pdf


Нижегородский край с первых дней раскола стал одним из оплотов «древлего благочестия». Это не удивительно, если принять во внимание тот факт, что ключевые фигуры раскола — инициатор церковных «новшеств» патриарх Никон и его яростный антагонист протопоп Аввакум — оба были выходцами с Нижегородской земли. В конце XVII века, спасаясь от преследований, нижегородские раскольники уходили в глухие леса. Здесь они селились, создавая свои небольшие церковные общины - скиты. Наибольший расцвет здешние скиты получили во время Екатерининского религиозного послабления во 2-ой пол. XVIII века. Либеральная политика Екатерины II и Павла I по отношению к старообрядцам продолжалась и в царствование Александра I. С началом правления Николая I (с 1825 года) вновь воцарилась неудержимая реакция. Старообрядцы лишились всех льгот, предоставленных им прежними царями. Они снова были лишены прав гражданства и возможности открыто совершать богослужение. Главный удар был направлен против старообрядческого священства. Тогда были окончательно разорены все их храмы и скиты. Но в народе эти места продолжали оставаться святыми. На их местах начали появляться захоронения умерших родственников. Поэтому сейчас здесь остаются только кладбища с характерными столбиками-голубцами, да кое-где простенькие часовенки.

На Руси смерть, в понимании нашего народа, была возвращением к Источнику жизни - Богу. Поэтому в древние времена над могилой устанавливался небольшой срубик - домовина. Это вытянутый невысокий прямоугольный сруб, покрытый двускатной тесовой кровлей. По древним поверьям, в домовине обитает дух умершего и поэтому ей придаются формы, характерные для земного жилья. В XVIII-XIX веках домовины строили на своих кладбищах только хранители старой дониконовской веры. Сейчас уже домовину нигде почти не увидишь.

На территории бывшего Серапионовского скита, находящегося в устье небольшой речки Шарпанки, правого притока Линды, в 500 м к юго-востоку от д. Шарино, до сих пор местными жителями оберегается от разрушения домовина образца XVIII века, стоящая на почитаемой могиле отца Серапиона. Дошедшая до нашего времени постройка, несомненно, многократно обновлялась, но при этом не теряла свой архитектурный облик.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.