Исторические описания церкви Воскресения Христова на Великой реке. В этом описании отмечено, что данная церковь относится в Вологодской епархии, Грязовецкого уезда и положена от Вологды на юго-восток в 40 верстах от Грязовца на северо-восток в 25 верстах. Место низменное здесь раньше было, теперь стоит село Воскресенское. Название получило по церкви. Протяженность реки Великой не более 20 верст, ширина в устье не более 13 сажень. Далее сообщается, что преподобный Димитрий Прилуцкий в начале своей деятельности жил в монастыре Пречистыя Богородицы в Переяславле. Затем он основал Никольский монастырь близ Переяславля. Однако бремя славы и почести от Д. И. Донского и народа угнетало его. Он решился на уединение и вместе с учеником Пахомием, преодолев леса и воды, пришёл на реку Великую. О постройке здесь Воскресенской церкви известно только то, что она была выстроена "прежде прибытия его на Прилуки" (то есть до 1371 г.).
"Во всех окрестных странах существует в народе предание, что в древности на р. Великой был немноголюдный монастырь" - следствие трудов преподобного Димитрия". Может быть. Великорецкая обитель существовала бы и теперь (1853г.)... "ежели бы дух злобы не песелил в сердцах жителей страны Авнежской нерасположения к Преподобному не вняли внушениям Диавола и не изгнали его с Великой реки". Так говорится о сем в житии его: "Ненавидящий добра роду человеческому, завистливый враг Диавол, подвиже люди неблагодарныя, от прилежащия тамо веси, авнега зовомыя, и ропот велий на него глаголюще: Отче, неугодно есть нам твоё здесь пребывание (помыслии бо в себе: яко аще сей великий Старей близ нас жити будет, и по мале времени совладеет нами и селы нашими). "Слышав же Святый ненависть их и ропот скоро востав отиде оттуду и прииде на Вологду и возлюби преподобный место на прилуце тако нарицаемо от града за три поприща". ... Если не полезнее. то по крайней мере... обратить внимание на предыдущие... прилежащие тамо веси, авнега замовыя, и ропот велий на него глаголящие".
Какую информацию содержат эти слова? Во-первых, повидимому, резонно будет согласится, что коренное население этих мест - весь, а одно из племён веси называлось авнега. Во-вторых, они жили здесь, возможно, тысячалетия, создали свой, язык обычай, культуру, мировоззрения, особый духовный строй, установившийся психический склад - и всё это пустить прахом? Так что же: модная ныне национальная вражда? Нет! Димитрий уступил, отступил, ушёл, но семена христианской веры остались и земляи крестьяне великорецкие, впоследствии времени и приписаны были к Спасо-Прилуцкому монастырю... всем нам понятны русские названия Славянка, Дьяконово, Святогорье, Воробьёво, Голуби, Крапивино и т. д. А кто обьяснит слово авнега, если не знать перевода? Никто. И тем не менее мы пользуемся этим напряжением словом авнега для обозначения местности и человека: авнежанин. Хорошее слово!
Неизвестно, в каком состоянии находилась Великорецкая пустынь "по отшествии Преподобного", и когда она обращена в приходскую церковь. Приход, конечно, был учрежден после сооружения церкви Димитрием. Сколько церквей было здесь после Димитрия - не известно. До них, как пишут священники Мансветов Порфирий и Алвист Светлосанов, т. е. к 1853 г., дошли не совсем полные и ясные сведения только о двух деревянных. Одна из них сгорела в 1806 году от молнии. О другой узнать некоторые сведения помог случай: Приходской священник нашёл в церковном амбаре "деревянный не окрашенный осьмиконечный крест, из натписи коего видно, что сей храм во имя Преподобного Димитрия Прилуцкого освящен был в царствование Императрицы Елисаветы Петровны, по благословению Пимена Епископа Вологодского и Белозерского в 17 (конечные цифры стерлись) октября 28 дня..." По ветхости она была разобрана и употреблена на ограду вокруг кладбища.
Ныне в Великорецком приходе церковь каменная, одноэтажная, довольно красивой архитектуры. Над холодной церковьюглав не имеет, а над куполом устроен осьмерик, который венчает полуглавие и довольно красивый крест. главы с приличными крестами. " Длинна здания 19 сажень, холодная церковь в вышину от земли до оконечности креста 10,5 и теплая 3 сажени, в ширину 6 сажень. Колокольня вышиною 11 сажень, и купол со шпилем 7 сажень" (здесь стилистическая неясность, почему и на поле рукописи поставлен вопросительнвй знак). Обе церкви построены в 1813 году, а колокольня в 1841 году. Три престола освящены в 1815, 1831 и 1845 году. Далее авторы описания останавливают наше внимание на внутреннем устроении и убранстве церквию оно обильно, но в смысле оформления (резьбы, позолоты и т. п. ) не богато. По утвари они признают эту церковь среднею между богатыми и бедными, предполагают, что в древности" при сей церкви были деревянные и прочие Священные сосуды и вещи".
...В 1781 году прихожан было 284 души мужского пола, в 1832 году приписаны 145 душ (пол не указан, видимо, мужского пола - авт.) бывшего Богородского прихода, "что в Арсениевом монастыре". Ныне 746 душ одного мужского пола. ...Все крестьяне государственные, православные занимаются земледелием, скотоводством, рубят дрова, строевой лес и в большом количестве снабжают ими Вологду и окрестности благодаря удобному водному пути. Многие занимаются рыбной ловлей, некоторые звериной. Состояние порядочного и большей частью бедного... к церкви божией и её служителям довольно усердны. Никаких суеверий не имеют. Но пожертвования и приношенияих, по бедности их малозначющи. Описание сие, первоначально составленно приходским священником Порфирием Мансветовым, исправлен и дополнял Благочинный Священник Алвист Светлосанов. Читали: Николаевской Шеленгской церкви священник Петр Лебедев. Воскресенский Святогорский Священник Василий Подстаницкий. Введенский Белошингарский Священник Флегонт Светлозоров. (ГАВО, ф 833, щ. 1, д 167, лл 93-100.) Через некоторое время Алвист Светлосанов дополнил эти сведения, указав, что "колокольня в высоту 10 сажен, утварь малодостаточна, облачения (священнические) незначительны, серебра только 4 фунта 17 золотников, колоколов - 8; 33 пуда, 17 пудов, прочие меньше.
М. А. Свистунов, Л. Л. Трошкин. Междуречье. Очерки и документы местной истории (1137-1990 гг.)
Комментарии и обсуждение
Приход Воскресенской Великорецкой церкви состоял из деревень: село Воскресенское , деревни Заречье, Поповка, Брянцево, Боброво, Звягино, Великорецкий Липовик, Киселёво, Полушкино, Притыкино, Зимняк, Гора, Надорожный Липовик, Кашино, Бель.