ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Залужье. Церковь Спаса Преображения.

Церковь Спаса


Залужье. Церковь Спаса Преображения
Церковь. Действует.  
Престолы:Преображения Господня
Год постройки:не позже 1600.
Адрес:
Украина, Тернопольская область, Тернопольский район, село Залужье

Координаты: 49.661908, 25.752909



Церковь Спаса Преображения, Фото 1910 г. Польская национальная библиотека https://polona2.pl/item/cerkiew-w-zbarazu,MTg1NTUzNjY/<br>, Залужье, Тернопольский район, Украина, Тернопольская область
Фото 1910 г. Польская национальная библиотека https://polona2.pl/item/cerkiew-w-zbarazu,MTg1NTUzNjY/
Т.
1 октября 1910



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  9 декабря 2013

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1600 г.

Каменная, оборонного типа, трехмастная. Над притвором — два яруса оборонной башни, первоначальные бойницы замурованы. Стены башни имеют заметный уклон внутрь. Три объема увенчаны декоративными главами. Неф перекрыт полуциркульным сводом с распалубками, притвор — крестовым, апсида — полуциркульным с распалубками и сомкнутыми сводами.

Памятник относится к группе трехмастных культовых сооружений оборонного типа, получивших наибольшее распространение на Подолье.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 4, стр. 68, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Т.  17 мая 2023

Тип сооружения: оборонная церковь, построенная на месте более раннего (ныне не существующего) оборонного монастыря. Также известна как  Спасская церковь, Спасский монастырь, Василианский монастырь Святого Онуфрия, Святоонуфріiвський монастир у Старому Збаражі (укр.).

Первый этап строительства: 13-15 века (монастырь), 1600 год (церковь). Последний этап строительства: конец 17 века.

Историческое исповедание: православие, после 1700 – униатство. Современная принадлежность: православие.

13 век. По преданиям, на Чернечей горе в этот период был основан монастырь. Был он построен в нескольких сотнях метров от Старозбаражской крепости и соединялся с ней подземным ходом. Монастырь был защищён валом, деревянными укреплениями и рвом. Оборонный комплекс монастыря усиливал защитный периметр Старого Збаража.

1474 год. Монастырь был разрушен ордой хана Айдора, войска которого так же уничтожили и Старый Збараж.

1480 год. Князь Василий Збаражский восстанавливает укрепления Старого Збаража, строит новый монастырь и окружает его каменной стеной. Судя по остаткам фундаментов стен, их толщина составляла около метра.

1525 год. Монастырь был разрушен татарами.

1589 год. Большая татарская орда двинулась на Збараж. Князь Януш Збаражский тайно собрал замковую артиллерию, а так же замковый гарнизон и сбежал на север, в Кременец. Орда разрушила до основания все оборонные сооружения города и монастырь. Укрепления Старого Збаража после этого не восстанавливались. Новые укрепления строились в другом месте, в 3 км. восточней разрушенного поселения.

1600 год. На месте монастыря строится церковь оборонного типа. Каменная, трехчастная. Такой тип храмов получил наибольшее распространение на Подолье. Над притвором церкви возвышались два яруса оборонной башни (она же колокольня). Стены башни имеют заметный уклон внутрь. В баше были прорезаны бойницы, смотревшие на 3 стороны. На уровне хоров колокольня имеет дверной проём, ведущий в середину храма. В старых планах показан ход в колокольню с притвора, в середине северной стены, но очевидно он был замурован. Неф перекрыт полуциркульным сводом с распалубками, притвор - крестовым, апсида - полуциркульным с распалубками и сомкнутыми сводами. На уровне 1 – 1,5 метров от земли в стенах церкви были прорезаны бойницы, ещё один ряд бойниц шёл в верхней части церкви. Толщина стен храма достигает 1,5 - 2 метров. Вход в церковь, расположен не с западной, как обычно, стороны, а с южной. Вход обрамляет вырезанный из камня карниз. Первоначально церковь имела бани с 4-скатной гонтовой крышей с заломами. Позднее к верхней части стен церкви будет достроен карниз, а три объёма храма увенчают декоративными главами. На стене церкви с южной стороны были устроены солнечные часы.

Над входом церкви вмурована массивная плита с надписью «В лето от созданія міру ЗРА (7108) а іже от воплощенія іс Пресвятия Деви Марії Господа нашого Іїсуса Христа АХ-го (1600) року на сем святом месці старожитного монастиря за благоізволеніем Божіїм на вечную честь і хвалу Его святую сооружена бисть сія церковь Святого Великого Спаса за держави і щасливого панування його милості Януша Збаражского воеводи Брацлавского старости Кременецького за старанням і працею слуги его мілості многогрішного раба Божія Григорія Новицького на той час старости Збаразького»

Лето 1649 года. По преданию церковь во время осады Збаража посетил Богдан Хмельницкий, который подарил храму несколько икон.

Конец 17 века. Белзский воевода князь Дмитрий-Юрий Вишневецкий (1628 - 1682) восстанавливает и отстраивает монастырь. Здесь снова поселились монахи.

1700 год. Монастырь переводят под власти униатов. С этого момента начинается его упадок.

1707 год. По свидетельствам Филиппа Орлика гетман Иван Мазепа посетил Спасский монастырь, где отстоял службу. Случилось это в ходе встречи Петра I и польского короля Августа II в Збаражском замке.

1754 год. В монастыре осталось всего 5 униатских монахов.

1760-е годы. Монастырь оживает. Здесь даже открывается философская школа.

1771 год. В монастыре вспыхнул пожар. После этого случая школу переносят в Загаецкий монастырь

1776 год. Монахи восстанавливают монастырь.

1786 год. Монастырь ликвидирован.

1788 год. Окружающие территории находятся под властью Австро-Венгрии. В этот период комплекс монастыря (в количестве 14 строений) был выставлен на аукционе и продан Йогану Веллеру за 8300 злотых рынских. Монастырские строения разобрали на стройматериал. Спасская церковь стала парафияльной.

1870 год. На стенах хоров сделана надпись, свидетельствующая о проведении в этом году внутреннего ремонта.

1886 год. На одном из блоков конструкции крыши есть надпись этого года, очевидно, её сделали в ходе реконструкции куполов.

1920-е годы. Вместо гонта (аутентичного кровельного материала) крышу покрывают жестью.

1961 год. При Советской власти церковь была закрыта и постепенно пришла в упадок.

1982 – 1983 годы. Церковь была серьёзно повреждена и разграблена. Был разбит каменный пол и престол, повреждены стены, двери, интерьер, изувечен иконостас.

1989 год. Храм вернули верующим. На пожертвования верующих храм был отремонтирован как внутри, так и снаружи. В этот период в церкви были замурованы все бойницы.

Конец 1990-х годов. В честь 400-летнего юбилея храма в церкви были проведены значительные реставрационные работы.

2003 год. Во время проведения земляных работ были обнаружены многочисленные погребения периода 16 века. Вероятно это были останки погибших защитников монастыря (кости и черепа носили следы увечий). Тогда же с северной стороны церкви был обнаружен фундамент неизвестного сооружения, возможно древнего храма.

Наши дни. На юге, востоке и частично на севере территории монастыря сохранились фундамент стен, которыми в 1480 году были окружены монастырские постройки. Ров монастыря сохранился частично, он относительно хорошо заметен с северо-восточной стороны комплекса. Оборонная церковь 1600 года сохранилась хорошо, отреставрирована.

Источники: Справочник "Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР", том 4, с. 68; «Галицька брама», № 109-111; сайт Zamki-Kreposti.com.ua http://zamki-kreposti.com.ua/ternopolskaya-oblast/spaso-preobrazhenskaja-cerkov-zaluzhe/


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 марта 2025

Типы деревянных сооружений имеют аналогии в каменном строительстве. Более простому типу деревянной церкви - домовому - в каменном строительстве соответствовал тип общего храма, где основой сооружения было центральное удлиненное в плане помещение, перекрытое обычным цилиндрическим сводом, как церковь в Залужье (1600 г.), Ильинская церковь в Субботове (1653 г.) и Михайловская церковь (1646–1666 г.г.) в Переяславе-Хмельницком, хоть каждая из них имеет свои композиционные и стилистические особенности.

Отличием церкви в Залужье является то, что в ней над притвором поставлена двухъярусная башня, которая составляет одно целое с церковью. Такие приёмы наблюдаются и в деревянном строительстве (церковь в Стеблевке). В этом некоторые исследователи усматривают определенные черты готической архитектуры, но такие утверждения условны. Это явление связано прежде всего с потребностями тогдашней жизни – приспосабливать сооружения для целей обороны.

Таким требованиям именно и соответствовал приём сочетания в одном строении оборонительной башни и церкви. К тому же и в средствах художественной выразительности эти небольшие с массивными стенами и малыми проемами сооружения ничего общего не имеют с композиционными, конструктивными и декоративными особенностями готических сооружений. В Залужье башня имеет перекрытие на уровне хоров и проём внутрь церкви, что было шагом вперед по сравнению с тем, как это делали в деревянных церквях.

«История украинского искусства». – К.: «Наукова думка», 1967 г., т. 2, перевод с украинского.


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  15 марта 2025

Церковь построена в чрезвычайно живописнейшей местности на высоком, покрытом лесом мысе. Её хорошо видно от Старозбаражского замчища в 1,5 – 2 км к северо-востоку. Как свидетельствует надпись на белокаменной плите, встроенной над косяками южного фасада, церковь построил брацлавский воевода Иван Збаражский в 1600 году «на месте древнего монастыря». Она принадлежит к трёхчастным безбанным храмам, распространенным на Подолье с XIV века. Их распланировка архаична. В частности в залужевской церкви притвор и апсида уже невы. Такая структура культовых зданий на Подолье известна с первой четверти XVI века.

Спасо-Преображенская церковь представляет собой тип оборонительных храмов, сложившийся в условиях постоянной угрозы турецких и татарских нападений на Подолье. Архитектура церкви представляет большой интерес. К прямоугольному, приближенному в плане к квадрату (8,1х7,4 м) нефу, перекрытому коробовым сводом с распалубками, прилегают пятигранная апсида и притвор, также имеющие сводчатые перекрытия. Неф отделяет от апсиды аркада каменного алтарного ограждения. С притвором неф соединяется аркой. Окна нефа небольшие, удлиненной формы, с лучковыми перемычками, широкими лутками снаружи и внутри. Благодаря их небольшим размерам неф полузатемнен.

Притвор является основой башни-колокольни, приспособленной к обороне, хотя одновременно имела и хоры на уровне второго яруса. Для оборонных целей служили три боевых яруса со стрельницами (уже в середине XIX в. они были частично замурованы). Сейчас после ремонтов их следов под штукатуркой не видно. Круглое оконный проем в восточной грани апсиды также носит характер стрельницы. Стены навы толщиной примерно 1,3 м, у башни-колокольни они достигают 1,5 м.

Сначала церковь не имела бань: наву перекрывала двускатная крыша, возможно, с сигнатуркой. Башня-колокольня была с палаточным завершением. В конце XVIII – начале XIX века верхи переделали: над навой и апсидой они приобрели банистую форму и завершение в виде фонариков и маковок. Над башней-колокольней появилась крыша с заломом, увенчанная низкой палаткой. Массивные бани играли только декоративную роль, ведь неф и апсида имели сводчатые перекрытия. На следующем строительном этапе палатку над башней заменили банястой крышей, а высоту бань над новой и апсидой увеличили, благодаря деревянным подбанникам с окнами, освещающими чердак над сводом. К северному фасаду пристроили ризницу. Эти перестройки церкви очень изменили первоначальный вид.

Интересной уцелевшей до сих пор деталью постройки являются солнечные часы на южном фасаде. А. Чоловский сообщает, что видел возле церкви фундаменты монастыря, о котором идёт речь в тексте пропамятной таблицы. Недалеко, на соседнем холме, тогда ещё хранились фундаменты какой-то постройки, которую этот исследователь считал костелом. Теперь их не видно. У церкви есть только надмогильный крест и очень древнее поколенное скульптурное изображение почитаемого в этой местности св. Онуфрия, поставленное на постамент в XIX веке.

Пламеницкая О. «Оборонительные храмы Подолья».- «Достопримечательности Украины», 2001 г., № 1-2. Литература: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР»: Иллюстрированный справочник-каталог. – К., 1986. – Т.4.; Czolowski A., Janusz B. «Przeszlosc i zabytki wojiwodztwa Tarnopolskiego». – «Tarnopol», 1926 г., перевод с украинского.



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.