ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ивановка. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери.

Боголюбивая церковь


Ивановка. Церковь Боголюбской иконы Божией Матери
Церковь. Действует.  
Престолы:Боголюбской иконы Божией Матери
Архитектурные стили:Эклектика, Русский стиль
Год постройки:1892.
Ссылки: Официальный сайт 
Адрес:
Россия, Ульяновская область, Старомайнский район, с. Ивановка

Координаты: 54.456175, 48.868322



Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, , Ивановка, Старомайнский район, Ульяновская область
Евгений Савенков
23 сентября 2023
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, , Ивановка, Старомайнский район, Ульяновская область
Елена-Алена
9 ноября 2013
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, , Ивановка, Старомайнский район, Ульяновская область
Елена-Алена
9 ноября 2013
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, В период реставрации<br>, Ивановка, Старомайнский район, Ульяновская область
В период реставрации
Антон Юрьевич Шабалкин
21 октября 2009
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, Со стороны колокольни<br>, Ивановка, Старомайнский район, Ульяновская область
Со стороны колокольни
Антон Юрьевич Шабалкин
21 октября 2009
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, Фрагмент кирпичной кладки колокольни<br>, Ивановка, Старомайнский район, Ульяновская область
Фрагмент кирпичной кладки колокольни
Антон Юрьевич Шабалкин
21 октября 2009
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, , Ивановка, Старомайнский район, Ульяновская область
Евгений Савенков
23 сентября 2023
Церковь Боголюбской иконы Божией Матери, Фото 1960-ых годов из фондов Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова<br>, Ивановка, Старомайнский район, Ульяновская область
Фото 1960-ых годов из фондов Ульяновского областного краеведческого музея имени И.А. Гончарова
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Василий Артамонов
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Анонимный участник  18 ноября 2014

История появления Боголюбивой церкви

Сельцо Ивановское считалось зажиточным, хотя предпочтительнее здесь жили бывшие удельные крестьяне из первого общества. к 1884 году в этом обществе было 152 двора и 873 жителя, за обществом числилось 2191 десятина земли, из них 1539 десятин пашни. Если разделить эту землю, как при советской власти по едокам, то получилось бы более 2,5 десятины… Несмотря на значительный материальный урон (за последние 10 лет в обществе сгорело 127 дворов), общество имело 313 рабочих лошадей, 221 корову, 720 овец, не считая молодняка, 11 хозяйств занимались пчеловодством, имея 83 улья. По тем скромным меркам в обществе 23 человека считались грамотными, а 8 продолжали учебу. Во втором обществе сельца, бывшем помещичьим, было 46 дворов и 284 жителя, на которых приходилось 320 десятин, из них 268 – пашни, Нетрудно заметить, что земли на каждого жителя здесь было в два раза меньше, чем в первом. Во втором обществе было 88 лошадей, 59 коров, 139 овец, 5 хозяйств занимались пчеловодством, имея 125 ульев.

В 1898 году в сельце вместо сгоревшей деревянной часовни начали строить каменную церковь в память чудесного события, происшедшего 17 октября 1898 года. Известно, что в этот ненастный осенний день императорский поезд, вышедший из станции Тароновка Курско-Харьковско-Азовской железной дороги, потерпел крушение на 277 версте на насыпи, пролегающей через довольно глубокую балку. Во время крушения Александр III с семьей находился за завтраком в вагоне – столовой. При схо-де с рельсов перво-го вагона следую-щие вагоны слета-ли по обе стороны. Вагон-столовая, хотя и остался на полотне, но в неуз-наваемом виде: все основание его – пол с колесами - выбросило, и все находившиеся в вагоне упали на насыпь. В следую-щий момент стены вагона отделились от крыши и начали падать внутрь, а крыша повалилась на них…. К счастью, стены при падении встретились и образовали спасительный домик, на который и свалилась крыша вагона… Невозможно было представить, что кто-либо мог уцелеть при таком разрушении, но видимо Господь Бог сохранил царя и его семью, и избавил русский народ от великого горя, от возможных смут и потрясений.

Вот в честь этого чудесного спасения императора и его семьи и была заложена церковь в сельце Ивановское, где значительная часть крестьян были бывшими удельными, тоесть непо-средственно принад-лежали царской семье, были неплохо обеспечены землей и потому особенно его
Храм в с. Ивановка почитали. Можно догадаться и об ответном ходе императора – в храме села Ивановка появляется довольно значимая икона Боголюбивой Пресвятой Богородицы, что подняла престиж здешнего храма.

К концу 19 века в Ивановке была школа грамоты, преобразованная в начале 20 века в церковно-приходскую школу. В селе, вместо обветшалых деревянных изб, строили добротные кирпичные дома, что говорило о достатке здешних крестьян. Дореволюционное многолюдное, крепкое село с тревогой перешло в новую советскую эпоху и не без оснований, ибо время показало, что новая власть мало считалась с нуждами селян и своими непродуманными, недальновидными действиями обезлюдило село до зыбкого края его полной неперспективности…

В 1959 году в селе 447 жителей. В следующем году колхоз имени Мичурина был присоединён к «Старомайнскому Птицесовхозу». Присоединение совпало с проводимой в стране очередной кампанией по борьбе с религией, которая сопровождалась закрытием действующих храмов. Не обошла эта волна атеизма и наш район. Так с присоединением к совхозу началась неприглядная кампания по закрытию Ивановской церкви. Даже задним числом бесполезно искать по вертикали власти авторов закрытия, но черную часть работы пришлось исполнять районному руководству, правда, по сценарию должно было выглядеть так, будто причиной к закрытию церкви послужило письмо, поступившее от жителей Ивановки в райком партии с жалобой на ежегодное паломничество. Хотя нетрудно было догадаться, что это инициатива самого райкома… Задуманная и подготовленная кампания стремительно набирала ход.

Из статьи Г. Карелина («Ленинская искра» за 12 июля 1961 года): «Недавно на центральной усадьбе совхоза «Старомайнский», на уткоферме и на птицеферме и в селе Ивановка состоялись многолюдные собрания, на которых обсуждали письма жителей села Ивановки и Дмитриево-Помряскино, опубликованные в газете «Ульяновская правда» и «Ленинская искра». В письмах с гневом рассказывалось о пагубном влиянии церкви и чёрных делах её прислужников». Шофёр Каракозов: «Церковь – это тень проклятого прошлого. Многие служители церкви сами не верят ни в бога, ни в черта и прислуживают Богу ради своего обогащения» Решетов, комбайнер: «Для попа темнота народа – источник дохода, нужно закрыть поповскую лавочку». Г. Захаров, сторож: «Вся их вера и надежда сосредоточена только в том, чтобы поживиться от промысла божьего…» Снежкин, механик: «Эти люди променяли убеждения и совесть на длинные рубли». П. Еремеев: «Церковники без спиртного не бывают ни один праздник. Попа Зайцева нередко можно видеть пьяным…» Только двое из членов церковной двадцадки, Д.А.Абакумов и Е.Г. Сашкова решили порвать с церковью. Д.А. Абакумов признался, что ходил в церковь только потому, что ему платили ежемесячно по 31 рублю… «Церковь нам не нужна, ее нужно закрыть», – это единое требование участников собраний рабочих совхоза «Старомайнский».

Из статьи Г. Шерстнева: («Ленинская искра» от 19 июля 1961 года): «Фанатки из церковной двадцадки Кривова, Котова, Черкасов дошли до того, что стали ходить ночью по селу и собирать подписи»,– сказал Анисимов. «Требую закрыть церковь в Ивановке, чтобы она не мешала нам жить и строить народное счастье». Учительница Стрелкова: «Некоторые верующие родители заражают дурманом своих детей, водя в церковь… Пожалейте детей, дайте им возможность расти настоящими хозяевами своей жизни!…» Учитель Тухтаманов на многих примерах доказал, что церковь – поборник невежества и мракобесия. Григорьев, директор совхоза: «Село Ивановка является частью совхоза, здесь имеются богатейшие возможности для развития совхозного производства, но церковь стоит преградой на пути хозяйственного развития. Можно было построить в Ивановке мясоптицекомбинат, но нам не разрешают, дело в том, что здесь действует церковь, и всякие паломники могут занести заразу. На этом сходе надо решить – или церковь или комбинат с благоустройством посёлка. От церкви получают пользу только поп да его пособники, а основной массе людей от церкви ничего, кроме вреда нет. Надо закрывать церковь…» За это высказались управляющий шестым отделением Курылёв, бригадир Н. Валяйкин, сторож фермы Ф.М. Герасимов. На сходе присутствовало 250 человек. Не соглашались с выступающими только верующие особы: Хваткова, Кацапова, Котова и им подобные, их было ничтожное меньшинство. Сельский сход села Ивановка большинством голосов вынес решение о закрытии Ивановской церкви. И надо полагать, что облисполком утвердит это решение, ведь оно выражает волю трудящихся».

Все, словно под копирку, взято из роковых тридцатых, та же нетерпимость, те же отлаженные властью методы получения всеобщего одобрения, когда каждый понимает, что всё уже решено заранее и требуется лишь соблюсти элементарную формальность. Потому вновь при явной пассивности собравшихся требовалось лишь несколько специально подготовленных выступлений, в которых должно быть больше решительности и хлестких выражений. Задним числом, уже не секрет, что селян старательно обрабатывали, даже членов «двадцадки» вызывали в сельский Совет, разводили по разным кабинетам, уговаривали согласиться на закрытие… И поводы для закрытия подбирались надуманные: то церковь попадала в зону затопления, то от паломников, то есть от народа, зараза всякая. А обещания после закрытия церкви обустроить село оказались пустыми…

Интересно, что активно выступающий за закрытие церкви директор совхоза Геннадий Петрович Григорьев, много сделавший для становления совхоза - выходец из потомственной семьи священнослужителей… Вот так система переиначивала духовное наследие человека, то ли ради карьеры, то ли искренне поверив в призрачную иллюзию коммунистического будущего…

Церковь, под стандартное – по просьбе трудящихся – закрыли… Церковный староста, Павел Котов стал бумаги в разные инстанции писать да по начальственным кабинетам ходить, да все бесполезно. Впрочем, на этом история Ивановской церкви не закончилась. В зиму 1972 года руководство района под вывеской учения по гражданской обороне собрало около ста человек наиболее активных работников, разработало и провело разграбление церкви. Операцией руководил председатель райисполкома. Главного защитника церкви – церковного старосту Павла Котова преднамеренно изолировали, вызвав его в райцентр. Сначала к церкви подъехали на легковой машине, вскрыли двери, сняли Боголюбивую икону, завернули ее в одеяло и увезли. Следом в село въехал автомобильный караван и плотным кольцом окружил церковь. В машины грузили имущество церкви, забрали плащаницу, спрятанную в старом сосуде – по словам верующих, ее сожгли…

Ивановцы, предвидя изуверства властей, предварительно протянули веревку за церковную ограду, привязав ее к дереву. В колокол ударил Иван Крайнов, подняв всё село, но спасти от разграбления церковное имущество им не позволили, хотя старушки бесстрашно ложились под машины и их приходилось оттаскивать в сторону… А утром в помещении церкви был уже склад, куда спешно завезли приготовленное для этого зерно… Впрочем, и на этом церковная история не закончилась, у власти был опробированный прием по уничтожению церквей. Ещё до Ивановской церкви был организован пожар в Дмитриево-Помряскинской церкви, где был склад травяной муки, которая легко воспламенялась; точно так был организован пожар и в Ивановской церкви, где точно так же воспламенилась завезённая сюда травяная мука. Со стороны – будто несчастный случай, а в церкви внутри все сгорело… Боголюбивую икону, по просьбе районного начальства, поместили в подвал краеведческого музея.

С закрытием церкви село значительно обезлюдело. В 1979 году здесь 185 жителей. Попытка оживить село за счёт мелиоративной системы закончилась неудачей. Вложенные в паутину каналов и спецтехники большие средства не оправдали надежд. Пришла в запустение и насосная станция… Зарастает дорога к храму, хиреет село, а оставшиеся немногочисленные жители живут в тревожном ожидании за своё будущее…

Автор: Павел Галямин, сайт: боголюбивая.рф


Владимир К  14 марта 2023

Икона “Боголюбивая” Божией Матери по преданию была написана и освящена на святой горе Афон (Греция) в конце 19 века. Заказана была царским домом и передана в храм села Ивановка, который был заложен 17 октября 1892 г. в честь ее образа, т.к земли и угодья непосредственно принадлежали Царю. Икона находилась в храме с. Ивановка до 1961 г., то есть до его закрытия. После закрытия храма икону увезли в запасники краеведческого музея, где она находилась до 80 г. XX столетия. В 1990 г. икону из запасников музея передали Епархиальному управлению. В 1991 г. указом правящего митрополита Прокла и по многочисленным просьбам верующих Старомайнского района икона была торжественно передана в Богоявленский храм р.п. Старая Майна, где она находится и до сего времени. 

Храм Боголюбской иконы Божией Матери возвращен верующимв 2008 г., отремонтирован. В 2014 г. состоялось торжественное освящение списка Боголюбской иконы Божией Матери и передача его в храм села Ивановка. Здание церкви покрашено, установлены новые главки на основной части и на колокольне, благоустройство и восстановление до сих пор продолжается.

Источники: https://xn--80abaed5atwb5npa.xn--p1ai/svyatini/; https://azbyka.ru/palomnik/%D0%A5%D1%80%D0%B0%D0%BC_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B_%D0%91%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9_%D0%9C%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8_(%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0)



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.