СПАС-ШЕЛУТИНО. ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ, кон. 18 в. Расположена на окраине села, на высоком берегу р. Лух. Построена в 1797 г. из кирпича на месте прежней деревянной на средства местных помещиков. Портики на южном и северном фасадах и завершение колокольни утрачены. Вариант храма типа восьмерик на четверике с необычным пятиглавым завершением, по композиции и пропорциям близок некоторым ярославским церквям. Соединяет стилистические приемы барокко (в трактовке венчающей части и особенно в композиции колокольни) с классицистическими элементами декора.
Двусветный грузный основной объем представляет собой приземистый четверик, на который водружен массивный, равный ему по ширине восьмерик с более узкими диагональными гранями. Выше расположен аттиковый ярус, повторяющий форму восьмерика, но меньший его в плане, служащий основанием для высокой граненой купольной кровли, увенчанной пятью близко сдвинутыми главами на цилиндрических барабанах (центральный световой, боковые врезаны в узкие диагональные грани кровли). Широкая одноэтажная трапезная соединяет четверик с трехъярусной с полуярусом колокольней, завершенной вогнутой четырехскатной кровлей и восьмигранным барабанчиком.
Боковые фасады четверика завершаются широким гладким поясом, а в нижней части членятся лопатками, причем крайние значительно отступают от рустованных углов. Огибающие лопатки на ребрах восьмерика и горизонтальные тяги образуют крупные ниши на его гранях с окнами: по три — в широких и по одному ложному - в узких. Арочные окна четверика и с лучковым верхом — восьмерика завершены архивольтами, с дугами которых перекликаются стилизованные кокошники аттикового яруса. Стены восьмерика венчает многопрофильный карниз с зубчиками.Интересна композиция четвериковой колокольни: ярус звона здесь состоит из двух частей. Нижняя - тяжелый полуярус с крупным рустом, круглыми окнами и изгибом карниза над ними - является как бы постаментом для верхней, повторяющей композицию второго яруса - с высокими арочными проемами, фланкированными пилястрами, и врезанными в углы колоннами.
Основное пространство храма перекрыто восьмилотковым сводом на ступенчатых тромпах со световым кольцом в центре. В двустолпной трапезной - система коробовых сводов.Сохранившаяся роспись маслом - характерный для 2-й пол. 19 в. памятник с сюжетными сценами в духе позднего академизма и псевдобарочным орнаментом. Композиционным схемам присуща архаичность, в изображении фигур - отголоски иконописной манеры. В глухом колорите преобладают локальные красные, синие и зеленые тона. На стенах живопись частично утрачена.Свод занят единой многофигурной композицией "Небесная литургия"; в ее основании проходит гризайльный антаблемент. Нетрадиционно - на гранях восьмерика и в тромпах - расположены сцены на тему евангельских блаженств. Между окнами восьмерика помещены изображения святых. На стенах четверика евангельские композиции расположены в два яруса, их иконографический состав традиционен для 2-й пол. 19 в. В построении росписи на западной стене в рудиментарном виде сохранился один из характерных приемов композиций монументальной живописи 1-й пол. 19 в. — раскрепованный карниз.
Иконостас 2-й пол. 19 в., выполненный в духе классицизма, сохранился фрагментарно. Его основу составляли фронтонные портики в двух ярусах, внизу фланкировавшие царские врата с выдвинутым вперед полукруглым навершием. В завершении композиции -треугольный пологий фронтон с завитками-волютами в тимпане. На темно-красном фоне выделяются позолоченные белые и синие детали. В трапезной - остатки невысоких придельных иконостасов, одновременных главному, - бирюзовых, с редкими белыми деталями.
Березин, Добронравов, 1898, с. 405-407. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2». - М., Наука, 2000, с. 705-707