ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Чухели. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Свято-Рождество-Богородичный храм


Чухели. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Рождества Пресвятой Богородицы
Год постройки:Дата постройки неизвестна.
Адрес:
Украина, Хмельницкая область, Волочиский район, с. Чухели

Координаты: 49.667482, 26.427718



Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, , Чухели, Волочиский район, Украина, Хмельницкая область
Петро
9 мая 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Петро
 
Петро  4 октября 2014
Здание начало строиться в 1939 г. как торговый объект (сельский магазин), но недостроенно в связи с началом войны в 1941 г. Во время войны население самостоятельно достроило это здание и открыло церковь. В 1944 г. церковь опять была закрыта и только в 1989 г. после реконструкции была открыта вновь.

Петро
 
Петро  8 октября 2014

Православная церковная жизнь села Чухели берет свое начало с Литовско-Польских времен. Большое значение имело наличие церкви в селе. Церковь была центром образования, местом сохранения православных святынь; здесь хранились и постоянно пополнялись записи метрических сведений и сведений о движении жителей; местом, где хранились архивные документы и старые записи. В храмах происходили исцеления, благотворительные мероприятия, как для простого люда так и привилегированного населения, одинаково по мере возможностей давали средства на их строительство и содержание. Церковь была местом единства жителей, культурного возрождения приобретенных традиций, церковно-религиозной жизни, формирования украинской православнои и национальной идеологии, общественного мнения через распространение письменности, летописания, и др.

В период до 1618 г. в селе была хорошая деревянная церковь, на каменном фундаменте. Построена она была во времена Литовского княжества. В ней совершалось богослужение по православному обряду. После Люблинской унии 1569 г., когда началось заселение поляками села (первая волна) состоялся принудительный переход богослужения на греко-католический (униатский) обряд. В 1618 г. эта церковь вместе с селом и его жителями была сожжена Крымскими татарами. В селе с давних -давен существует легенда религиозного содержания, что церковь эта во время вражеского татаро - монгольского нападения вошла в землю, и в ней якобы продолжается богослужения, а потому из земли до сих пор слышны звуки колоколов и плач людей, если приложить ухо к земле там, где стояла церковь. После сожжения деревни церкви у нас не было. Поэтому село в этот период уже не называлась селом, а везде в исторических документах оно называлось как деревушка, «деревня» (по российским обычаями) и поэтому как приселок м. Базалия оно стало принадлежать к приходу церкви Преображения Господня этого же городка. Не было также и кладбища и покойников как православных, так и католиков возили хоронить в Базалию. Свое кладбище в селе было основано лишь в 20-х годах 20 в. Древнейшее захоронение на этом кладбище датировано 1924 годом. Церковь для прихожан села была построена в Базалии в 1765 г. Первоначально церковь существовала как униатская, относилась к Луцкой епархии. В этот период (1715 -1795р.р.) все православные храмы были униатскими. Однако, как отмечает Я. Гижицкий, после третьего раздела Речи Посполитой большинство верующих вернулись к православию, но церковь Преображения Господня вплоть до 1839 г. придерживались униатства. Часть населения ходили к униатской (тепе ее называют греко-католической) церкви, которой была тогда Преображенская церковь, а поляки - в римско-католический костел св. Троицы (в Базалии). Когда после 1839 началась эпоха восстановления московского православия, церковь св. Преображения перевели в разряд православной. В связи с этим все прихожане - униаты села, не признали московского православия, начали ходить на богослужение в костел св. Троицы, где тогда получила убежище униатская церковь. Происходили отдельно католическое и униатский богослужения. Но это продолжалось недолго. Православие московское со временем задавило униатскую церковь и поэтому все прихожане от униатства постепенно перешли в католицизм. Этим и объясняется то явление, что со временем в нашем селе католиков стало больше, чем православных. А потом всех католиков начали зачислять к польскому населению.

Священниками униатской церкви были: Степан Якубович (1802), Семен Якубович (1807). При церкви Преображения Господня был церковно - приходское Братство, народное училище и три церковно-приходские школы грамоты (одна из них - в с. Чухели) К приходу церкви были приписаны только два села - Чухели и Новая Гребля. Священниками при Преображенской церкви были: Николай Семенович Доленга-Ковалевский (с 1795 по 1835 г.г.), Яков Николаевич Доленга-Ковалевский (с 1835 по 1886 г.г.), Александр Васильевич Червинский (с 1886 по 1903 г.г. ) он же был и благочинным. В Житомирском областном архиве хранятся метрические книги по регистрации браков, рождений и смерти Базалийский церкви Преображения Господня по приходу сел Новая Гребля и Чухели. В 1906 году по инициативе и под непосредственным руководством тогдашнего старосты села Марущака Петра Акимовича была построена своя церковь. Церковь вошла в приход Преображенской церкви местечка Базалии. К церкви было приобретено весь церковный инвентарь и иконы. Очень ценную икону Божьей матери было приобретено в Почаевской Лавре, которую паломники пешком несли с святого места к селу. При церкви была библиотека, которая в основном состояла из книг на религиозную тему, метрических и исповедальных книг. Старожилы вспоминают, что церковь была деревянной, очень хорошей, высокой. Особенно она просматривалась при въезде в село со стороны с.Лонкы.

Пытаясь лишить украинский народ его родной веры и собственной церкви, большевистский тоталитарный режим стремился уничтожить в нем чувство национального сознания и гуманизма, заменив слепой верой в мифическое "светлое будущее". Поэтому по поводу прихода к власти безбожного режима церковь наша просуществовала до 1936 г. Церковь разрушили, а иконы, церковный инвентарь люди успели разобрать по домам. В годы немецкой оккупации активизировалось религиозную жизнь. Немецкая власть стремилась продемонстрировать отличие ее политики от антирелигиозных кампаний советских времен. Немецкие власти несколько толерантнее, чем советская относилась к верованиям украинском. Поэтому во время Второй мировой войны в 1941г. немецкое оккупационное правительство разрешило верующим восстановить церковь в селе. Недостроенный перед войной сельский магазин население толокой достроило его и в этом помещении разместили сельский храм, снеся иконы и церковный инвентарь, который успели спасти при разрушении церкви в 1936 г. С вступлением советских войск в село 8 марта 1944 церковь вновь была ликвидирована.

В Советские довоенные времена священниками в селе были: Голюк Максим Архипович, Кравчук Степан Дмитриевич. После войны, в 1946 г. священником в селе стал протоиерей Гелета Василий, прибывший к нам из Тернопольской обл. (пгт. Вишневец). Перейдя с греко-католической в православную веру, прослужил он Богу и людям до конца своих дней (умер в 1982 г.). Похоронен на кладбище нашего села. В период Перестройки, когда М.С.Горбачев дал волю религии в СССР, по инициативе прихожанки Марущак Надежды Ивановны в селе была создана церковная община, которая начала требовать возврата сельской общине бывшего помещения церкви, в котором за послевоенный период вновь разместили сельский магазин. И добились своего. Помещение было возвращено. После этого люди активно взялись перестраивать это помещение, чтобы оно выглядело как церковь. Надстроили купол, сделали притвор. Перестройкой помещения магазина в церковь занимался сельский умелец Василий Платонович Максимюк и его бригада. Большие средства для реконструкции храма внес наш земляк, теперь житель Эстонии, Фурса Борис Алексеевич. Теперь святыня принадлежит Украинской православной церкви Московского патриархата. Носит название Свято-Рождество-Богородичный храм.



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.