ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД / РЕГИСТРАЦИЯ
Вход

У меня есть логин и пароль

Регистрация

Я новый пользователь

 

Восстановление пароля

Я забыл пароль


Межирич. Троицкий Межирицкий мужской монастырь.


Монастырь. Действует.  (все монастыри в каталоге →)
Престолы:Троицы Живоначальной
Год основания:приблизительно не ранее 1386.
Адрес:
Украина, Ровненская область, Острожский район, с.Межирич, ул. Набережная

Координаты:50.306949, 26.489344
Проезд: Межиричский монастырь-крепость расположен в 4 км от Острожской крепости и расположен между двух рек Вилиею и Збитенкою. Добраться в монастырь можно рейсовым автобусом, маршруткой, такси
До Острога следуют прямые поезда из Москвы (идет до Ковеля), Киева (маршруты до Ровно, Луцка, Ужгорода, Ковел ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда
Межиричский монастырь-крепость расположен в 4 км от Острожской крепости и расположен между двух рек Вилиею и Збитенкою. Добраться в монастырь можно рейсовым автобусом, маршруткой, такси
До Острога следуют прямые поезда из Москвы (идет до Ковеля), Киева (маршруты до Ровно, Луцка, Ужгорода, Ковеля), Луганска и Харькова (поезда на Львов). Железнодорожная станция «Острог» находится в селе Оженин в нескольких километрах от города, куда от вокзала ходят автобусы и маршрутки. Село Межирич — в трех километрах от Острога: можно взять такси, а можно и прогуляться пешком.
Автомобилистам следует выезжать из Ровно (на объездной есть указатель; из центра же нужно ехать по улице Чорновила) по шоссе Р-05; до Острога — около пятидесяти километров неплохой дороги. В центре Острога, у памятника князьям Острожским, поворачивайте направо (шоссе Р-26) — и через пять минут будете в селе Межирич.





Добавить фотографию
Троицкий Межирицкий мужской монастырь - Межирич - Острожский район - Украина, Ровненская область
Dmitry N.
23 сентября 2012




Добавить статью/комментарий
Статью добавил(а): Т.,  8 ноября 2013

Межирич расположен совсем недалеко от Острога (юго-запад). Это село, как и Острог, в свое время был тесно связан с семьей князей Острожских. А возникло оно в первой половине 14 века. Хотя существует легенда о значительно раньше основания села и о ските, который существовал здесь до монголо-татарского нашествия. В 1389 году владельцем Межирича стал князь Федор Острожский. Именно он на месте деревянной сельской церкви начал строительство новой большой каменной, с которой и начался монастырь.

Церковь, как и большинство подобных сооружений того времени, выполняла кроме культовых и оборонительные функции. Первоначально она имела готические архитектурные формы. Достроили церковь уже во второй половине 15 века (по некоторым данным строительство церкви началось во второй половине 15 в).

Вокруг церкви постепенно вырос монастырский комплекс. А вокруг монастыря город, который в начале 17 века, находясь в собственности Януша Острожского, получило Магдебургское право.

Монастырь сначала был православным. Последний из князей Острожских - Януш, перешел в католичество. Этот потомок выдающегося рода защитников православия спровоцировал большое крестьянско-казацкое восстание, которое пришлось укрощать его отцу Василию-Константину. Януш Острожский передал Межирицкий монастырь католическим монахам-францисканцам. Он же в 1606-1610 гг. построил высокие стены с башнями вокруг монастыря. Высота стен 8 м, толщина - 1,5 м.

Троицкая церковь была превращена в костел. С юга и севера к ней пристроили два корпуса келий с парными круглыми трехъярусными башнями на углах.
Эти башни существенно дополнили архитектурный облик монастыря и укрепили его обороноспособность, превратив обитель на настоящий замок, не похожий ни на один другой фортификационный или культовый комплекс Украины, а церковь - на цитадель. Католическим Межирицкий монастырь был до 1856 года. Тогда по приказу царского руководства обитель вернули православной церкви.

Троицкую церковь, которая два столетия была костелом, опять превратили в православный храм. А в 1909-1912 годах был проведен ремонт зданий монастыря.

После смерти Януша Острожского и Освободительной войны 1648-1654 годов Межирич обветшал, постепенно превратился в небольшой городок, а потом на деревню.

Среди архитектурных памятников Межирича, кроме зданий монастыря, заслуживает на внимание большая старинная печь, расположенная недалеко от монастырских стен. До конца определить его функциональное назначение исследователям не удалось. Говорят что печь служила для обогрева стражей в холодное время года.

Ныне монастырь действующий. Его здания, что выстояли в советские атеистические времена и находятся сейчас в хорошем состоянии.

Источники информации: сайт "Украина Инкогнита" и сайт "doroga.ua"


Статью добавил(а): Т.,  9 декабря 2013

ТРОИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ-КРЕПОСТЬ, XV — XVII вв.
Ансамбль состоит из Троицкой церкви, келий, надвратной колокольни и юго-восточного корпуса. Трапециевидный в плане двор окружен стенами с четырьмя угловыми башнями.

1) Троицкая церковь. Точная дата постройки неизвестна. Большинство исследователей относят ее к XV в. Сложена из кирпича и песчаника. Планово-пространственная структура повторяет крестовокупольную схему древнерусских культовых сооружений. Трехнефная, трехапсидная, шестистолпная, пятикупольная. Апсиды значительно ниже трехнеф-ного объема, который слегка вытянут в плане по оси восток-запад. Опорные столбы квадратного сечения, восточная пара соединена со стенками, разделяющими апсиды. Фасады по оси опорных столбов имеют контрфорсы, а западный, кроме того в завершении — декоративную аркатуру на каменных кронштейнах, над которым проходит пояс плоских ниш с парными арочными перемычками. Подкупольные барабаны внутри круглые, снаружи — восьмигранные, опираются на систему арок и парусов. В 1606—1610 гг. над объемом сооружения устроены парапеты с бойницами для огнестрельного оружия, а барабаны куполов декорированы орнаментом-плетенкой, выполненным в технике сграффито. Тогда же были сделаны нервюрные своды в нартексе и апсидах, последние украшены ренессансной резьбой. Высокие окна декорированы готическими белокаменными переплетами. Центральная часть парапетов трех фасадов подчеркнута полуциркульным ампирным окном (XIX в.).

Высотно раскрытый пятью куполами интерьер дополняется витражными окнами, настенной масляной живописью (худож. Ермаков).

Памятник — произведение волынской архитектурной школы, сочетающее традиции древнерусских конструктивных приемов с элементами готико-ренессансной архитектуры XV—XVI вв.

2) Кельи, 1606—1610 гг. Сооружение состоит из двух идентичных корпусов, симметрично примыкающих с юга и севера к Троицкой церкви. Каждый корпус — кирпичное, двухэтажное, прямоугольное в плане здание с двумя круглыми трехъярусными башнями на углах
его торца. Ренессансный декор. Прямо-большие на первом этаже и втором, эффектно обрамлены белокаменными наличниками с чередующимися резными треугольными и сегментными сандриками, на первом этаже — сандрики на резных каменных консолях. Арочные входы южного и северного крыльев
оформлены порталами, которые состоят из каннелированных пилястр, несущих антаблемент. Фриз антаблемента декорирован триглифами, розетками и маскаронами. Завершает композицию разорванный фронтон с картушем. Базы пилястр и участки стены над аркой входа украшены резьбой. На первых этажах, по сторонам сеней с лестницами на второй этаж, находятся по два больших зала, перекрытых сложной системой звездчатых сводов с нервюрами и резными розетками в центре. Второй этаж перекрыт крестовыми сводами, имеет коридорную планировку. Башни соединялись с кельями, были оборонными, снабжены ключевидными бойницами.

3) Юго-восточный корпус, 1606—1610 гг. Полуразрушен, кирпичный, прямоугольный а плане, одноэтажный с подвалом, увенчан глухой аркадой. Углы здания, оконные и дверные проемы подчеркнуты белокаменным рустом.

4) Колокольня, 1606—1610 гг. Представляет собой перестроенную мадвратную башню. Первый ярус соединяется с Троицкой церковью голепеей. Сооружение трехъярусное, нижние деления составляют единый прямоугольный в плане объем, имеют три членения, лерекрытые по первому ярусу полуциркульными сводами. Верхний ярус квадратный в плане, с шатровой крышей со сложным заломом.
Сооружение имеет архитектурные черты позднего барокко, проявляющиеся в тяжелом антаблементе со сложнопрофилированным карнизом нижнего объема и пилястрах, усиливающих вертикальный ритм композиции памятника.

5) Стены с башнями, 1606—1610 гг. Сложены из красно-коричневого песчаника, периметрально окружают территорию комплекса. Толщина их достигает 1,5 м, высота — от 5 до 8 м, завершены фигурными зубцами. Обороноспособность стен усиливалась четырьмя угловыми двухъярусными с аттиком башнями, каждая из которых представляет в плане правильный шестигранник.

Ренессансным декором наделены второй ярус и аттик, возвышающиеся над стенами. Углы второго яруса подчеркнуты белокаменным рустом; изящный аттик придает облику башен светский характер. Декоративную выразительность башен и стен дополняет фриз, украшенный орнаментом-плетенкой в технике сграффито.
Башни имеют ключевидные бойницы. Первый ярус северо-западной башни перекрыт сомкнутым сводом, здесь находилась печь. По своей регулярной планировке, симметричной уравновешенной композиции, гармоничному соединению в архитектуре светских, оборонных и культовых черт, выразительному ренессансному декору памятник принадлежит к выдающимся архитектурным ансамблям Украины XVII в.

«Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 3, стр.322-324, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  16 апреля 2020

За свою долгую историю Свято-Троицкий Межиричский монастырь ни разу не закрывался. Более двух веков он находился в руках католиков, потом существовал в качестве прихода, но никогда в его соборе не было ни колхозного гаража, ни тюрьмы. Многие монастыри Украины и юго-западной части России ведут свою родословную от Киево-Печёрской Лавры. Во всяком случае, так гласят предания. Бытует мнение на сей счёт и в Межиричском монастыре. Считается, что первые монахи из Киева появились здесь ещё в домонгольское время - или, по крайней мере, сразу после разорения стольного града Святой Руси Батыем. Летописи этой версии не противоречат: древнейшее упоминание о существовании иноческой жизни в живописных окрестностях Острога как раз и датируется первыми "послебатыевыми" годами.

О селе Межирич нам становится известно гораэдо позднее: оно впервые упомянуто в грамоте великого князя Литовского Витовта от 1396 года. Этой грамотой Витовт подтверждает, что село Межирич по праву владеет князь Фёдор Острожский (впоследствии принявший постриг в Киево-Печёрском монастыре и прославленный в лике преподобных). Следовательно, село возникло раньше этого времени. Но когда именно - неизвестно. С постройкой в Межириче деревянной крепости - а строил её упомянутый князь Фёдор - Троицкая церковь Межиричского монастыря стала центром всего поселения. Деревянной она оставалась вплоть до середины ХV столетия, когда её уничтожил пожар. Приблизительно в 1454 году очередной острожский князь, Иван Васильевич, начал строительство обширного каменного собора. Вероятно, приимерно тогда же возводился и Богоявленский собор в Остроге - очень уж близки они по стилю. Важно подчеркнуть, что и каменная Троицкая церковь с самого начала была не приходской, а монастырской. Да и сам монастырь представлял собой отдельную "единицу" в составе поселения - своего рода крепость в крепости. Межиричская обитель имела важное значение - как духовное, так и оборонительное, защищая Острог с юга. На то, что она мыслилась строителями как крепость, указывает её чрезвычайно удачное с точки зрения фортификации положение: на возвышении, ограниченном речками Вилией и Сбитенкой. Собственно говоря, и сами названия - Межиричский, Межирич - говорят о местонахождении монастыря в междуречье.

Долгое время Межиричский монастырь являлся православной святыней. Князья Острожские, не будучи его "фундаторами" (основали его, как уже было сказано, киевские иноки - и, видимо, по собственному почину), быстро приняли на себя роль покровителей и вкладчиков обители - так уж велось в те старинные благочестивые годы. К сожалению, упоминаний о каких-то конкретных вкладах, сделанных князьями, в исторических документах встречается очень мало. Среди таковых можно с уверенностью назвать лишь запись о вкладе Константина Ивановича Острожского, помеченную 1523-м годом. Но в том, что князья постоянно поддерживали Межиричский монастырь материально (помимо принятия на себя строительных расходов) - сомневаться не приходится. В 1603 году Межирич перешёл к Янушу Острожскому, старшему сыну Константина Ивановича Острожского, видного прсветителя и защитника Православия в своих землях. Как это часто и случается, свою собственную семью он не сумел уберечь от католических влияний - да и то сказать, наследники князя острожского были лакомой добычей для отцов-иезуитов, и охота на них велась нешуточная. Жертвой этой охоты и пал князь Януш. Межирич сделался владением Януша Острожского в результате раздела между им и его младщим - православным - братом Александром. К описываемому времени разногласия между братьями достигли точки кипения, чуть не вылившись в кровавую междоусобицу. Дабы прекратить вражду между ними, их отец разделил сыновье наследство. Важным условием соглашения он выставил соблюдение обоими отпрысками веротерпимости: ни один из них не должен был притеснять в своих вотчинах ни православных, ни католиков. Януш нарушил условие договора: он отдал Свято-Троицкий монастырь францисканцам. Это принесло много горя окрестному православному населению - хотя Януш по-своему очень любил Межирич и стремился привести его к процветанию. В 1605 году польский король Сигизмунд III по его неотступным просьбам дал Межиричу Магдебургское право, а уже на другой год Януш начал масштабную перестройку всего Межиричского монастыря. Он не жалел средств на его благоустройство, и к 1610 году обитель совершенно преобразилась, превратившись в неприступную крепость. На её содержание князь выделил достаточное количество земли, да сверх того обещался отдавать ещё и десятину с хлебного урожая, получаемого в других владениях. В 1620 году Януш умер. Он не оставил после себя наследника - единственного сына Владимира князь потерял ещё в младенчестве. Незадолго до смерти Януш передал Межиричскому монастырю родовую святыню - икону Божией Матери "Жизнеподательница". Она стала, таким образом, святыней всего края.

В середине ХVII столетия монастырь переживал нелёгкие времена. Шла освободительная война, и казаки Богдана Хмельницкого нещадно расправлялись с польскими панами и католическими монахами. Даже высокие монастырские стены не могли обезопасить францисканцев. Казаки дважды разоряли монастырь - да так, что восстановление его затянулось на более чем 50 лет. В 1795 году, после третьего раздела Польши, Межирич оказался на территории России. Обитель, тем не менее, ещё свыше семидесяти лет принадлежала католикам. Более того, Екатерина II пожаловала монастырю царский подаркок - резные киоты чрезвычайно тонкой работы. Обитель в то время жила и не бедствовала. Согласно описи 1850 года, здесь находилось 20 монахов, в монастырской библиотеке насчитывалось 1900 рукописей, а убранство Троицкого собора поражало великолепием. В 1854 году оно сильно пострадало от пожара, начавшегося в еврейском квартале Межирича и быстро распространившегося по всему городку. В огне исчезли купола собора, кровля, полопались окна. Сгорели и все деревянные монастырские строения. Ущерб был велик, и монастырю опять потребовались масштабные ремонтные работы. В 1866 году францисканцев изгнали из обители. Власти уличили их в помощи полякам во время восстания 1863-1864 годов. Тогда были закрыты многие католические монастыри Западной Украины, а храмы их - переданы православным приходам. Так произошло и с Межиричским монастырём.

Возвращение Свято-Троицкого храма православным явилось огромным событием для всего Острожского края. Богоявленский собор Острога в то время практически лежал в руинах, а других столь же величественных и просторных храмов в ближайших окрестностях просто не имелось. К 1870-м годам полностью окончилось переустройство Троицкого храма в соответствии с его новым положением. Были убраны изображения католических святых и некоторые декоративные элементы. Лишь Межиричская икона Божией Матери - как великая православная святыня - осталась не тронутой. Её поместили в иконостасе над Царскими вратами. Все земли, принадлежавшие прежде францисканцам, отошли теперь в казну. Священнику, служившему в Троицкой церкви, была выделена под усадьбу одна десятина зеили. Сверх того весь церковный причт (священник, псаломщик и просфоник) имели право пользоваться землями упразднённой к тому времени Свято-Михайловской церкви Межирича, а к ней относилось до 22 десятин пахотной земли, около 6 десятин покосов и 2 десятины леса. По документам 1884 года приход Свято-Троицкого храма составляли 860 прихожан. При нём имелась и школа с 27 учениками. Первый настоятель Троицкого храма, протоиерей Константин Червинский, умер в 1895 году, во время эпидемии холеры. Как говорится в архивах, "на нем эпидемия прекратилась". После него настоятельствовал отец Константин Рогальский. При нём - и по его инициативе - проводилась реставрация иконы Божией Матери "Жизнеподательница", а также шли ремонтные работы в самом храме. Несчастливым выдался для прихода 1913 год: вновь случился пожар, приведший к повреждению монастырских строений. Правда, тогда существовала надежда, что бывший Межиричский монастырь вскоре станет резиденцией викарного епископа Острожского и будет как следует отреставрирован. Начавшаяся в 1914 году война нарушила эти планы, и монастырские здания продолжили ветшать. В 1918 году в Межириче стояли немецкие войска, и это лишь усугубило плачевное состояние монастыря.

В 1921 году территория Западной Украины опять перешла к Польше. Межирич сделался приграничным городком. Въезд сюда отныне возможен был только по специальному разрешению польских властей, а в ближайшем лесу разместилась застава. Из-за всех ограничений, связанных с прикордонным положением Межирича, он совершенно захирел, превратившись из бойкого городка в тихое село. Обеднела и Троицкая церковь, жившая на приношения прихожан. Лишь иногда её посещали группы туристов. Экскурсии проводил тогдашний настоятель храма отец Стефан Рыхлицкий. Небольшой доход, который храм получал от экскурсантов, целиком шёл на поддержание его в сносном состоянии. В конце 1920-х - начале 1930-х годов существовала опасность, что церковь передадут католикам, но отцу Стефану в ходе судебного разбирательства удалось доказать, что храм возводился именно как православный, и католики потерпели поражение. А впереди были присоединение Западной Украины к СССР и новая война, принесшая неисчислимые бедствия Троицкой церкви, её служителям и прихожанам. В 1943 году отец Стефан вынужден был навсегда оставить родные края: он эмигрировал в Аргентину, спасая своего сына, солдата Красной армии, выкупленного им из немецкого плена. Сама церковь сильно пострадала в 1941 году, при освобождении Межирича от немецких войск и формирований УПА.

В 1950 - 1960-е годы Свято-Троицкий храм не раз находился на грани закрытия, но эту грань так и не перешёл. В 1991 году на месте сельского прихода вновь открылся монастырь. В 1991 году администрация Ровенской области удовлеторила прошение архиепископа Ровенского и Острожского Иринея об открытии на месте сельского прихода Межиричского Свято-Троицкого мужского монастыря. В августе того же года состоялись первые монашеские постриги и рукоположения. Возглавил восстанавливающуюся обитель архимандрит Феодор (Мельничук). Он и сейчас является её наместником. Хотя первым насельникам монастыря не приходилось всё начинать с нуля - храм, как-никак, существовал и действовал, - но подчас бывало нелегко. Монастырская жизнь - совсем не то, что приходская. Нужны и кельи для житья, и хозяйство более серьёзное. А в келейных корпусах, обступивших Троицкий собор, со времён монахов-францисканцев никто не жил. Ремонт потребовался нешуточный, но к 1993 году братия уже могли разместиться в северном келейном корпусе, на первом этаже которого были оборудованы трапезная и тёплый храм в честь иконы Божией Матери "Воспитание". К 1999 году закончилась внешняя реставрация Троицкого собора. Он освободился, наконец, от клетки лесов и предстал во всей своей красе, сияя золотом и синевой куполов. В 2007 году в соборе началась реставрация настенных росписей. Сегодня в Межиричском монастыре около двадцати насельников. Священноархимандрит его с 1995 года - архиепископ Ровенский и Острожский Варсонофий.

Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №86, ООО "Де Агостини", 2010


Статью добавил(а): Алексей Кротов,  17 апреля 2020

Несколько веков икона Божией Матери "Жизнеподательница" была родовой святыней князей Острожских. А потом почти беспрерывно - не считая трёхлетней эвакуации в Харьков во время Первой мировой войны - находилась в Межиричском монастыре, привлекая сюда множество паломников со всей Украины. Межиричская икона Божией Матери, именуемая ещё "Жизнеподательницей", - самая чтимая святыня Межиричского монастыря, да и едва ли не всей Ровенщины. Согласно преданию, Князь Даниил Острожский получил её в ХIV веке от Вселенского Патриарха - как благословение и дар за верность Православию и его защиту. По своей иконографии икона Божией Матери "Жизнеподательница" принадлежит к типу "Одигитрии". Она написана в соответствии с канонами византийской иконописи и, вероятно, является одной из древнейших икон Богоматери, сохранившихся до наших дней на Волыни. Ещё в то время, когда Межиричская икона являлась родовой святыней князей Острожских и передавалась от отца к сыну, от неё проистекали многие чудеса.

Одно из этих чудес непосредственным образом связано с рождением князя Константина Константиновича Осторожского, защитника Православия в Западной Руси, а точнее - со встречей его родителей. Произошло это в 1522 году. В начале июля на земли современных Белоруссии и Украины напали татары. Они подошли к городу Слуцку, надеясь, что тот станет для них лёгкой добычей: князя Симеона Слуцкого тогда не было на месте, и татары знали об этом. Они рассчитывали на растерянность жителей, оставшихся без своего господина и предводителя, но расчёт их оказался опрометчивым. В крепости находилась дочь Симеона Слуцкого, Александра. Решительная девушка возглавила оборону города. В её распоряжении - не считая простых горожан - имелась лишь небольшая дружина, тогда как нападавшие подступили к Слуцку с большой ратью. И Александра, не мешкая, послала гонца к князю Константину Острожскому, известному своими многочисленными победами над татарами. Сама же она обратилась с горячей мольбой к Богородице: да не оставит Пречистая город без Своей помощи. Князь Константин, едва получив весть о бедствии, постигшем Слуцк, поспешил на помощь. Путь был не близкий, и князь боялся не успеть. С собою, в обозе, он вёз родовую святыню - икону Божией Матери, всегда сопровождавшую его во всех походах. И вот, эта икона, как гласит предание, перенеслась по воздуху к осаждённому Слуцку и встала в небе над стенами крепости. Увидев в небе образ Пресвятой Богородицы, татары испугались и в панике бросились прочь от города, давя и топча друг друга. Подоспевший со своим войском князь довершил их разгром. В городе его встречали благодарные жители во главе с княжной Александрой.

И тут произошло новое чудо: Константин полюбил с первого взгляда смелую княжну, а она полюбила князя. Константин был уже далеко не молод, с месяц тому назад умерла его первая жена, и он предложил Александре Слуцкой руку и сердце. Она ответила согласием. Через два с половиной года у супругов родился сын Константин - будущий просветитель и защитник Православия в Польше. Встреча родителей Константина Константиновича Острожского есть только чудо любви - любви, подаренной Божией Матерью, ведь именно под Её покровом произошла эта встреча. Сама встреча, последующий брак и рождение наследника послужили к пользе всего украинского народа. От первой жены князь Константин Иванович Острожский имел лишь одного сына - Илью, который умер, не оставив после себя детей, кроме единственной дочери. И если бы у Константина Ивановича не родился второй сын, то род князей острожских неминуемо пресёкся бы ещё в середине ХVI столетия, а православная Украина не получила бы стойкого борца за свободу вероисповедания, немало сделавшего для облегчения народной участи.

В свете описанных событий легко понять, какое благоговение имел Константин Константинович Острожский к иконе Божией Матери "Жизнеподательница". Но к нему она перешла лишь после смерти его единокровного брата, князя Ильи Острожского. Илья тоже чтил родовую святыню. Умирая, он завещал сделать для иконы серебряную ризу и отписал на её изготовление серебра. От этой, самой старой ризы сегодня сохранилась только широкая рама, украшенная богатым растительным орнаментом. После князя Константина Константиновича Острожского икона Пресвятой Богородицы перешла к его старшему сыну Янушу, принявшего католичество. Сыновей у него не было, и он передал образ в Межиричский монастырь, "переоборудованный" им во францисканский. Монахи берегли икону и скрупулёзно записывали в особую книгу чудотворения, происходившие от этого образа.

В 1613 году по заказу Межиричского монастыря львовский ювелир Франтишек Клюбчик изготовил новый серебряный оклад для иконы Божией Матери. Ему помогал острожский мастер Павло Похилий, уже работавший некоторое время назад для Межиричской обители. Этот оклад, изготовленный почти 400 лет назад, по сей день украшает икону - случай редчайший, учитывая все войны и революции, пронёсшиеся по этой земле за прошедшее с тех пор время. Правда, в середине ХIХ века, после возвращения монастыря православным, некоторые детали оклада были переделаны в соответствии с православной традицией. Например, из центральной его части убрали так называемое "сердце Девы Марии". Слава о чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, пребывающей в Межиричском монастыре, распространилась далеко за пределы Волыни. В 1779 году по указу Папы Римского Бенедикта ХIV состоялась её коронация. Перед этим монастырь посетила особая комиссия, подробно ознакомившаяся со всеми чудотворениями, происходившими от иконы. Во время работы комиссии в обители художник Ян Мокршеньский написал копию Межиричского образа Божией Матери. Ныне она находится в тёплом храме монастыря.

Итак, 15 августа 1779 года икона была коронована, причём сохранились не только эти короны, присланные Папой, но и "коронационный столб" - памятный обелиск, установленный в полутора километрах от Межирича. Его хорошо видно с тернопольской дороги. 1866 годом датируется долгожданное для православных жителей края событие - Свято-Троицкую церковь Межиричского монастыря, а вместе с нею и чудотворную икону Божией Матери вернули православным. В память об этом российская императрица Мария Александровна, супруга Александра II, приложила к образу серебряную цату с шестью изумрудами и даровала ещё шесть изумрудов в корону. Цату создал знаменитый петербургский ювелир Иван Сазиков. На ней до сих пор можно рассмотреть два клейма: "IC" (инициалы мастера) и 84 (проба серебра). В 1915 году, когда фронт приближался к Межиричу, икону Божией Матери "Жизнеподательница" эвакуировали в Харьков. Обратно она вернулась в 1920 году и была помещена над Царскими вратами Свято-Троицкой церкви, где и находилась вплоть до 2004 года, когда для чудотворного образа изготовили резной позолоченный киот в виде часовенки.

Из журнала: "Православные Монастыри. Путешествие по святым местам". Выпуск №86, ООО "Де Агостини", 2010

Комментарии и обсуждение

К сожалению, барочную колокольню нач. 17 века, в 2013 году братия полностью разобрала и возвела на ее месте абсолютный новодел, не являющийся ни уместным, ни ценным сооружением. Надо было монастырю столько вынести за всю историю, чтобы в 21 веке его просто уничтожали священники.
11 сентября 2014.


Внести изменения в объект

Что нужно изменить:

Пожалуйста, не забывайте указывать источник ваших данных.

Добавить статью или комментарий

Текст статьи

Если Вы не являетесь автором статьи – не забудьте, пожалуйста, указать источник


Пожалуйста, войдите на сайт или зарегистрируйтесь. Анонимно вы можете отправить лишь небольшое уточнение. Добавлять в каталог полноценные статьи могут лишь зарегистрированные авторы.




Добавить фотографию

Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.