Не раз приходилось слышать, что в Донбассе не было духовной жизни, не было подвигов подвижников, а христиане не такие боголюбивые и благочестивые, как в других регионах Украины. История Старобельского Свято-Скорбященского монастыря — пример несокрушимости веры, свидетельство любви и добродетели его основателей и насельников, тех, кто «не совещался с плотью и кровью».
Старобельск - районный центр Луганской области, основанный казаками Полтавщины в 17 в. на живописном берегу Айдара. В 1849 г. самоотверженная женщина, муж которой полковник Булич умер от ран на русско-турецкой войне, продала имущество и открыла приют для бедствующих вдов. Время было тяжёлое и приют пополнялся детьми-сиротами и детьми погибших воинов. В скором времени в приюте воспитывались только девочки-сироты, которых Анна Ивановна Булич не только взяла на полное содержание, но и готовила им приличное приданное. Воспитанницы обучались грамоте, рукоделию и изучали Закон Божий, церковное пение и чтение. Благодетельница воспитывала детей как родных дочерей, стараясь привить им высокие моральные ценности.
Так как храм был далеко, Анна Ивановна просила епархиальное начальство об устройстве молитвенного дома в одном из небольших залов. Приютскую церковь освятили в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих радосте», которую почитают в богадельнях, больницах, кладбищенских и тюремных часовнях. Точную копию чудотворной иконы «Всех скорбящих радосте» Ахтырского Троицкого монастыря написали по заказу А.И. Булич и поместили в храме.
Приютское хозяйство укреплялось, были построены флигель, амбары, мастерская, трапезная. Когда рыли один из трёх колодцев, было обнаружено спрятанное серебро, которое помогло решить материальные проблемы. Детей становилось всё больше, они взрослели, и Анна Ивановна подала прошение на преобразование приюта в религиозную общину. Разрешение утвердил Священный Синод и его подписал император Александр II. А.И. Булич приняла постриг с именем Ангелина.
Маленький деревянный домик не мог вместить всех желающих обратиться к Богу с молитвой, и в 1863 г. Архиепископ освятил место под строительство церкви. Получив проект, матушка Ангелина приступила к заготовке материала и возведению храма. Освящение Свято-Троицкого храма состоялось в 1870 г. Он был оснащён церковной утварью и имел позолоченный резной иконостас.
Была возведена звонница с пятью колоколами. В 1872 г. освятили место под летний храм «Всех скорбящих радосте» с правым приделом во имя Архангела Михаила и левым во имя Всех Святых. Проект соответствовал образцу Успенского собора Святогорского монастыря, нынешней Святогорской лавры в Донецкой области. Пять куполов означают Христа и четырёх евангелистов. Материал использовался собственного производства и работы выполнялись мастерски. Толщина шва кирпичной кладки всего строения везде одинакова — семь миллиметров. Из-за отсутствия средств строительство затянулось до 1898 г.
В 1887 г. Священный Синод преобразовал общину в женский монастырь. На меже 19 и 20 в.в. это был крупный духовно-религиозный центр с пекарней, мастерскими, где монахини шили одежду, обувь, ризы, вышивали золотом и серебром, писали иконы и оформляли их дорогостоящими украшениями. Обитель имела кузню, фруктовый сад, сельскохозяйственные угодья в соседнем селе и достигла материального достатка. Через дорогу была построена гостиница, где постояльцы щедро жертвовали монастырю. Для обучения грамоте работала приходская школа и имелась прекрасная библиотека. В 1900 г. обитель насчитывала 300 монахинь и ещё больше послушниц.
Самыми известными подвижницами Свято-Скорбного монастыря можно назвать блаженную инокиню Параскеву и её ученицу монахиню Фаину, которые отказались от собственности, благ, но считали себя великими грешницами. Сохраняя возвышенный дух и имея дар прозорливости, они нередко предсказывали будущее. Не боясь говорить правду в глаза, обличали несправедливость и другие пороки, тем самым спасая сограждан от бед. Благочестивых утешали и лечили страждущих молитвами. Во время Первой мировой войны насельницы монастыря ухаживали за солдатами, заболевших тифом, которых отказались принять госпитали в Сватово.
Всё изменилось в 1917 г. с приходом к власти диктатуры пролетариата с изъятием имущества в пользу государства. В годы красного террора зверства большевистской власти не прошли стороной обитель. Монахини были сосланы, расстреляны, закопаны живьём. В 1930-х годах монастырь превратили в лагерь для «врагов народа», а Троицкий алтарь стал местом изощрённых пыток и казни. В 1950-е годы случайно обнаружили вход в подземные лабиринты монастыря, подземелье было завалена человеческими костями с пулевым ранением в голову, но большая часть оказалась заваленной, чтобы скрыть преступления большевиков.
В начале Второй мировой войны святыня стала местом заключения 4 тысяч польских офицеров, взятых в плен 17 сентября 1939 г. В соответствии с приказом НКВД СССР № 00350 от 22 марта 1940 г. все военнопленные были расстреляны и захоронены в лесопарке Харькова. При эксгумации в 1991 г. были обнаружены останки 4302 польских солдат, документы, награды, знаки отличия, личные жетоны, на основании которых установлены фамилии 3820 офицеров Войска Польского, в том числе, 8 генералов.
Свято-Скорбященский монастырь вошёл в историю Второй мировой войны как место массовой гибели польской военной элиты в результате целенаправленных действий кремлёвского руководства. Во время гитлеровской оккупации на территории монастыря фашисты организовали концлагерь для пленных красноармейцев.
В Старобельске перед войной появилась женщина, которую все знали как великую княгиню Ксению, сестру императора Николая II. К ней приезжали представители духовенства, шли денежные переводы из-за рубежа. Манера общения, владение иностранными языками не оставляло сомнения, что она принадлежит к высшему сословию. Немцы тоже признали в ней царскую особу и не смели отказывать в просьбах. Тем самым удавалось не только передавать пленным посылки от родных, но и спасти многих от гибели. В это время Ксения у себя дома прятала офицера и двух солдат Красной армии. Кто была на самом деле Ксения, остаётся загадкой. Она умерла в 1947 г., а в 1998 г. останки перенесли на территорию обители и захоронили в одном склепе с матушкой Фаиной.
После войны здесь расположилась воинская часть с магазином военторга и армейским клубом в свято-Троицком храме. Лихолетье сопровождалось с крушением куполов, уничтожением религиозной утвари, икон, росписи. Монастырское кладбище и склепы сравняли с землёй и засыпали пруд.
В 1992 г. храмы возвращены верующим, обитель начала возрождаться и через год отслужили первую литургию при большом стечении народа.
http://www.trip-impressions.com/2018/03/starobelsk.html