Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь расположен на границе Польши и Беларуси. История обители начинается с конца XV столетия, когда по реке Буг чудесным образом приплыла в деревню Яблочно икона преп. Онуфрия Великого. Личностью, которая навсегда вошла в историю монастыря, стал архимандрит Серафим (Остроумов), канонизированный Русской Православной Церковью в 2001 годы.
Свято-Онуфриевский Яблочинский монастырь, расположенный над Бугом, на границе Польши и Беларуси, имеет особенное значение для Православия в Польше. История этой обители начинается с конца XV столетия. Первый авторитетный документ в истории монастыря датирован 1488 годом. Народное предание гласит, что закладку монастыря вдохновило чудесное появление недалеко от деревни Яблочно иконы преп. Онуфрия Великого, которая приплыла по реке Буг. Преп. Онуфрий и стал покровителем монастырской братии.
Непростой была судьба монастыря. Знал он и годы удивительного расцвета, пережил и трудные времена лихолетья. Однако братия не отступила от Православия, что для этой земли, страдавшей в течение двух столетий от политики Брестской Унии, было явлением исключительным.
О. Серафим впервые прибыл на Холмщину в 1905 году вместе с профессором М. Тареевым. Тогда он посетил монастыри в Вирове и в Лесной. Полюбил эту землю вместе с ее оригинальным религиозно-национальным характером. В результате, не колеблясь, решил закончить работу в Академии и помочь своему студенческому товарищу, архимандриту Иосифу (Петровых), исполнявшему обязанности настоятеля Свято-Онуфриевского Яблочинского монастыря.
16 декабря 1907 года, на следующий день после выборов о. Серафима новым настоятелем имело место очень важное в истории монастыря событие. Были закончены главные работы, связанные с капитальным ремонтом и частичной перестройкой церкви преп. Онуфрия. В значительной степени работы были финансированы о. Николаем Копьевым из Москвы, который со временем стал крупнейшим жертвователем монастыря. В торжествах принял участие епископ Дмитриевский Трифон, а также епископ Киотский Андроник, специально для этого приехавший из Японии.
Отделочные работы в соборе продолжались вплоть до 6 октября 1910 года. Руководителем комиссии, контролирующей ремонтные работы, был, конечно, сам о. Серафим. Объем проведенных работ был внушителен. Была перестроена практически вся внутренность церкви, терракотовыми плитками выложен пол, реставрирован иконостас, установлена стасидия для настоятеля, купол покрыт новой жестью.
Еще в 1907 году вместо ликвидированного по плану ремонта соборной церкви бокового алтаря Успения Богородицы начались работы, связанные со строительством часовни. На горке напротив Святых Врат монастыря в месте, где ранее размещалась кузница, был залит фундамент. Само строительство часовни, начатое уже в бытность настоятелем архимандрита Серафима, продолжалось около 3 месяцев. Большинство средств на строительство опять пришло с московской общины о. Николая Копьева.
Торжествами освящения церковки руководил епископ Холмский и Люблинский Евлогий (Георгиевский). Днем позже множество верующих пришли в монастырь на торжественное празднование Успения Богородицы.
1909 год ознаменовался в истории монастыря очень важным событием. 4 октября этого года в монастырском скиту над озером Белым состоялось освящение церкви преподобных Сергия и Германа Валаамских. С того же дня в крошечном домике при церкви, а также в кельях под церковью поселились братия с иеромонахом Феодоритом во главе.
Мысль возрождения скита, где монахи могли поселиться и посвятить себя исключительно молитве, родилась еще у епископа Люблинского Германа (Иванова), предшественника упомянутого ранее архимандрита Аркадия. Это он выбрал для этой цели уединенное место, расположенное на расстоянии пяти километров от монастыря, на берегу большого озера. Камень в основании нового скита положен в 1907 году еще во времена настоятельства архимандрита Иосифа.
Однако из-за недостатка средств работы были приостановлены. Только при архимандрите Серафиме работы возобновились. Строительство закончили благодаря помощи того же о. Николая Копьева из Москвы. 6 февраля 1911 года состоялось освящение построенной также благодаря его помощи церковки при Яблочинской двухлетней школе. Два года спустя также благодаря ему появилась и было освящена церковка в Яблочинской сельскохозяйственной школе, а также второй алтарь (посвященный равноапостольному Владимиру) в ските над озером Белым.
Ранее, в 1910 году, благотворитель из Москвы - о. Николай Копьев - пожертвовал для братии стоимостью 6 тысяч рублей. Столько стоил огромный трехсотпудовый колокол (4,8 тонн). Он был повешен на предварительно установленных балках, поскольку существующая колокольня не выдержала бы его тяжести. В то же время появилась идея строительства новой 38-метровой колокольни. Несмотря на отказ в финансовой поддержке этому предприятию со стороны церковных властей, о. Серафим не сдавался. Наконец в 1913 году нужные средства были выделены и должны были передаваться поэтапно до 1916 года. Появился план и проект колокольни, но начавшаяся война разрушила все планы, и колокольню так и не построили.
Кроме возведенной в 1907 году напротив Святых Врат церковки Успения Богородицы, в 1910 году среди окрестных жителей появилась идея постройки аналогичной часовенки над Бугом, в урочище, называемом Святым Полем. О. Серафим с радостью отнесся к этому предложению, тем более, что верующие сами собрали средства для строительства. 11 марта 1911 года он написал рапорт епархиальным властям, в котором просил согласия на возведение церковки и посвящении ее Яблочинской иконе Божьей Матери. Ее освящение состоялось 14 августа 1912 года, однако решением церковных властей новая часовня посвящена была Сретению Господню (в настоящее время церковка Св. Духа).
Стараясь расширить свою проповедническую деятельность среди населения, монастырь из собственных средств закупил более 100 десятин земли (в том числе, лес и луг) в месте, называемом Дратовскими Лесами. Собственно там, на расстоянии 85 километров от Яблочно в Любартовском уезде, появилась церковь и школа, в которой в 1912 году училось уже сорок учащихся. 7 мая того же года Св. Синод объявил о создании на этом месте филиала Яблочинского монастыря, посвященного св. пророку Илие. Поживали в нем тогда 4 монаха и 17 послушников.
Во время руководства о. Серафимом монастырем строились не только храмы. Функционировала здесь чайная для паломников и предназначенная для них гостиница. Тут находились также помещения, которые занимала школа и школьные мастерские, а также другие хозяйственные помещения. В 1911 году была даже открыта лавка с товарами первой необходимости. В монастыре работала аптека и медицинская амбулатория. В ней принимал больных и выписывал бесплатные лекарства монах Агапит, врач по образованию. Число принятых им пациентов выросла с 300 в 1908 году до 1760 в 1912 году.
Монастырь бесплатно кормил обедами нищих. Только 1913 году раздали 4500 обедов. Часть этих предприятий была инициирована еще предшественником о. Серафима. Однако большинство предприятий осуществлялась под его непосредственным руководством. Кроме того, архимандрит выступил с инициативой создания монастырской фабрики по производству кирпича и строительных блоков, чтобы помогать местным жителям, дома которых сгорали в частых пожарах. Однако осуществить эту задумку уже не удалось.
29 мая 1924 года владыка Серафим был возведен в сан архиепископа. Как и ранее, руководил он Орловской епархией. Кроме советской власти архиепископ встретил очередного врага. Много сил он отдал борьбе с обновленческим расколом в Православной Церкви. В ноябре 1926 года иерарх был насильно выслан за границы Орловской епархии.
1 ноября 1927 года руководству архипастыря доверено новую, как оказалось, последнюю в его жизни епархию. В звании архиепископа Смоленского и Дорогобужского он поселился в Смоленске. Так как Собора Успения Богородицы был занят обновленцами, епископская кафедра размещалась в церкви св. Николая. В 1929 году была объявлена кампания по закрытию святынь. Среди четырнадцати закрытых в течение одного года церквей оказалась и церковь св. Николая. Функции кафедры приняла в то время церковь святых апостолов Петра и Павла.
Также и в Смоленске архиепископ вынужден был бороться с антирелигиозно настроенными властями. Ситуация с каждым годом усложнялась. В 1931 году во всех церквах была проведена кампания изъятья литургических облачений. В 1934 году началась неравная борьба за церковь святых апостолов Петра и Павла, в которой власти решили разместить архив. Закончилась она в начале 1936 года закрытием церкви. Годом ранее во всех церквах сняли и изъяли колокола.