ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Старая Рябка. Церковь Михаила Архангела.

Михайло-Архангельская церковь


Старая Рябка. Церковь Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Михаила Архангела
Архитектурные стили:Эклектика, Русско-византийский стиль
Год постройки:1872. Утраченный основной объём - 1730-е.
Ссылки: Ссылка на temples.ru 
Адрес:
РМ, Краснослободский р-н, с. Старая Рябка, ул. Кузнецова, 2

Координаты: 54.334856, 43.929155






Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Марина Зуйкова  30 июня 2016

Церковь Михаила Архангела в Старой Рябке

Кирпичная Успенская церковь в стиле барокко была построена в 1730-х годах как монастырская при помощи заводчиков Меляковых. Трапезная с Михаило-Архангельским и Никольским приделами пристроена в 1872 году. Михайло-Архангельская церковь была закрыта в 1930-х годах. В настоящее время уцелела только трапезная часть. В 1990-х годах трапезная отремонтирована. Церковь Михаила Архангела в Старой Рябке освящена как храм Михаила Архангела.

По материалам: http://kc13.ru/news/khramy_rossii/2014-03-06-4130


Галина КлимочкинаАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  29 января 2017

Существовавший ранее храм Успения Пресвятой Богородицы с приделами св. Архангела Михаила и свят. Николая, каменный, построен был в 1872 г. Причта по штату положено: 2 священника, диакон и 2 псаломщика.

Земли усадебной 2 ½ дес., пахотной 55 дес. Жалования 931 руб., братского дохода 1220 руб. Прихожан муж. пола 2386 душ, жен. пола 2397 душ.

Приход состоит из села и деревень: Рябкинского завода, Мордовских Полянок, Самозлейки, Шенина и Зубарева. В селе имеется церковно-приходское попечительство и церковно-приходская школа.

«Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г.


Светлана Бубликова
 
Светлана Бубликова  29 декабря 2020

Рябкинская Успенская мужская пустынь была основана монахом Краснослободского Спасо-Преображенского монастыря Изосима на месте пустыннической кельи старца инока Герасима на р. Рябка (правого притока р. Мокша) в период с 1710 по 1713 гг. Своеобразие обители заключалось в том, что она оказалась в эпицентре бурной промышленной жизни: в 1719 г. возле келий появился железоделательный завод купцов Меляковых и при нем рабочий поселок, ныне с. Старая Рябка.

Первоначально общину составили выходцы из двух краснослободских монастырей - Спасо-Преображенского и Предтеченского, затем штат формировался из послушников, поступивших из разных мест. Пустынь испытывала большие материальные затруднения, поэтому сдавала в аренду заводчикам Меляковым свои земли, полученные как вклад от нескольких благотворителей - принявших православие мокшан-язычников братьев Стефана, Василия и Никифора Яковлевых. Заводовладельцы помогали монахам как могли: содержали их, содействовали украшению храма, приобретали необходимую для богослужения утварь и т.д.

В 1725 г. управитель Краснослободской конторы духовных дел протопоп Иван Александров писал в Синодальный казенный приказ, что братия Успенской пустыни «питается с отданной в оброк земли от заводчика Тараса Васильева сына Мелякова, а именно : денег в год 5 руб. на церковные потребы и на всякое монастырское строение получают подаяния от оного Мелякова». В первые годы пустынь называлась просто Рябкинской, потому что церкви не имела, а обходилась часовней.

В 1716 г. появилось название Успенская благодаря закладки полноценного деревянного храма в память Успения Пресвятой Богородицы (освящен по указу из Москвы краснослободским благочинным протопопом Иваном Александровым в 1718 г.). Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан Яворский тогда же утвердил штат пустыни в 31 человека. Однако со строительством завода многие иноки покинули шумное место и перешли в другие обители. В 1724 г. строитель Симон пытался восполнить штат, исчислявшийся 12 черницами, насельниками Краснослободского Предтечева монастыря, но горожане это сделать не позволили.

Церковный ученый нач. ХХ в. А.Л. Хвощев писал в своём обзоре монастырей: «Трудно понять, как она (Успенская пустынь) уцелела при уничтожении малобратственных пустыней 1720-1730 гг.». Пустыни вновь помогли Меляковы: они вызвались возвести каменную церковь, чтобы способствовать сохранению общины. 17 сентября 1727 г. «железных заводов заводчик» Иван Васильевич Меляков подал в Св. Синод прошение следующего содержания: «В Краснослободском уезде, в Рябкинской пустыни имеется церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы деревянная, и оная церковь весьма обветшала, а ныне у меня, ниже поименованного, обещание есть, чтоб вместо той ветхой церкви построить каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Николая Чудотворца, а без указу оной церкви строить не смею и прошу: о строении оной каменной церкви дать указ».

В 1731 г. И.В. Меляков отрапортовал в Петербурге, что свое обещание выполнил, храм построил. Дело было доложено императрицы Анне Иоанновне, бласклонно отнесшейся к «доброхотской» деятельности провинциальных промышленников. Обзаведение новым храмом не избавило пустынь от штатных проблем. К концу 1730-х гг. иеромонахов и иеродьяконов в братстве совсем не осталось. В 1740-х гг. немногочисленные черницы были вынуждены нанимать «белого попа с дьячком и пономарем», - значит, решить вопрос собственного священства иноки не смогли.

В конце 1750-х гг. епископ Тамбовский Пахомий прислал в Успенскую пустынь двух иеромонахов Саранского Ильинского монастыря - Алексия и Германа. Иеромонах Герман вскоре из монастыря бежал, о чем Алексий донес по инстанции, требуя «отыскания утеклеца»; но пустынь тогда же покинули почти все монахи. Всего вернулся в Саранск и Алексий. Вместо него прислали другого иеромонаха, который застал в кельях только одного чернеца-инвалида.

Указ 1764 г. о ликвидации монастыря на Рябке как маломощного и малобратственного только узаконил реальное положение дел. Каменная Успенская церковь перешла к приходу деревни Рябки, получившей таким образом статус села. В 1872 г. храм «исправили», то есть капитально отремонтировали и существенно изменили. Прибавив еще один придел - Михайло-Архангельский; но даже в переделанном виде он не дожил до наших дней, его серьезно повредили воинствующие безбожники.

По материалам: Хвощева А.Л. Несколько дополнительных замечаний к программе историко-статистического описания церквей и приходов епархии – о Пензенских монастырях, существующих и упраздненных //ПЕВ, 1902,№ 11-14; он же: К истории упраздненных монастырей Пензенской епархии // ПЕВ, 1903, № 3-9. Беляев И. Эпизоды из истории города Краснослободска и его уезда в ХVIII столетии// ПЕВ, 1868; Холмогоровы В. и Г. Материалы для истории, статистики и археологии города Темникова и Темниковского уезда ХVII и XVIII ст. - Тамбов, 1890; Бахмустов С.Б. Монастыри Мордовии. - Саранск, 2000. https://pravzhizn.com/hramy/temple/mihajlo-arhangelskaya-czerkov#tab-block



Комментарии и обсуждение


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.