ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Клименицы, урочище. Климецкий Троицкий монастырь.

Климецкий монастырь


Клименицы, урочище. Климецкий Троицкий монастырь
Деревянный монастырь. Не действует. (вся деревянная архитектура в каталоге →) (все монастыри в каталоге →)
Год основания:не ранее 1520.
Адрес:
Медвежьегорский район, остров Большой Клименецкий, урочище Клименицы

Координаты: 61.848595, 35.183646



Храмы монастыря:
Церковь Захарии и Елисаветы
Утраченные:
Церковь Троицы Живоначальной
Церковь Николая Чудотворца (Сретенская)
Церковь Ионы Климецкого
Колокольня
Часовня


Климецкий Троицкий монастырь, Фотография начала XX в.<br>, Клименицы, урочище, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фотография начала XX в.
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Климецкий Троицкий монастырь, Фотография начала XX в.<br>, Клименицы, урочище, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фотография начала XX в.
Дмитрий Волохов
1 июня 1901
Климецкий Троицкий монастырь, Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".<br>, Клименицы, урочище, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация".
Андрей Агафонов
1892
Климецкий Троицкий монастырь, Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1<br>, Клименицы, урочище, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Известия ИАК 1915 http://www.library.chersonesos.org/showsection.php?section_code=1
Андрей Агафонов
1800
Климецкий Троицкий монастырь, Фотография Троицкого монастыря до пожара 1902 года. Слева - церковь Троицы (сгорела в 1902 г.), в центре - церковь Захарии и Елисаветы, справа - колокольня. Фотография с сайта музея-заповедника "Кижи"<br>, Клименицы, урочище, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Фотография Троицкого монастыря до пожара 1902 года. Слева - церковь Троицы (сгорела в 1902 г.), в центре - церковь Захарии и Елисаветы, справа - колокольня. Фотография с сайта музея-заповедника "Кижи"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко
Климецкий Троицкий монастырь, Климецкий монастырь в конце 19 века. Видны все монастырские храмы: церковь Троицы, колокольня, Никольская церковь, церковь Захарии и Елисаветы и часовня у причала. Иллюстрация к книге К.К. Случевского "По Северу России"<br>, Клименицы, урочище, Медвежьегорский район, Республика Карелия
Климецкий монастырь в конце 19 века. Видны все монастырские храмы: церковь Троицы, колокольня, Никольская церковь, церковь Захарии и Елисаветы и часовня у причала. Иллюстрация к книге К.К. Случевского "По Северу России"
Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)Валерий Долженко



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Валерий Долженко
 
Валерий ДолженкоАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  23 августа 2013

По состоянию на начало 20 века комплекс монастыря состоял из 27 строений, из них менее половины располагались непосредственно на территории усадьбы, окруженной каменной оградой. В Троицком Климецком монастыре насчитывалось 5 храмов.

1. Церковь Троицы Живоначальной, деревянная летняя. Построена в 1712 году. Не исключено, что церковь была построена из леса, завезенного на остров с Шокшинского берега. Внешний вид церкви запечатлен на фотографии начала 20 века: она девятиглавая, состоит из двух поставленных друг на друга четвериков с алтарным прирубом, двумя боковыми бочками и завершением в виде крещатой бочки. В 1877 году под нее был подведен каменный фундамент, позднее церковь обшили тесом. Троицкая церковь оставалась главным храмом монастыря до 1906 года, когда она была уничтожена пожаром.

2. Церковь Захарии и Елисаветы, каменная летняя. Построена в 1757 году как первое каменное здание в монастыре, позднее перестраивалась в 1840 году. Церковь уцелела в пожаре 1906 года, но после революции была закрыта, а после Великой Отечественной войны приспособлена под проживание персонала, расположившегося в монастыре пионерского лагеря. Сегодня является единственной сохранившейся постройкой бывшего монастыря.

3. Церковь Николая Чудотворца (точнее, церковь Сретения Господня с приделом святителя Николая), деревянная, зимняя. Построена в 1719 году взамен одноименной теплой церкви, сгоревшей в пожаре 1719 года. По конструкции - простой четверик с двумя прирубами, завершенный четырехскатной крышей с одной главкой. Церковь уничтожена пожаром 1906 года и до наших дней не сохранилась.

4. Церковь Ионы Климецкого, деревянная летняя. Построена в 1899 году на некотором отдалении от остальных построек, у кромки леса, благодаря чему деревянное здание не пострадало при пожаре 1906 года. По конструкции, вероятно, напоминала церковь Сретения, но имела оформление в стиле модерн (сравнимое с церковь пророка Елисея на Сидозере). После революции церковь была закрыта, во время существования в бывшем монастыре пионерского лагеря приспособлена под столовую, в связи с чем ее облик был сильно искажен. Впоследствии, после упразднения лагеря, церковь была утрачена. Сегодня от нее сохранился только фундамент и фрагменты нижних венцов.

5. Часовня у причала начала 20 века, деревянная. Вероятнее всего, после упразднения монастыря была разобрана на дрова. Часовня являлась по совместительству маяком и была освящена в честь Николая Чудотворца.


Марина Зуйкова  15 августа 2019

Располагался на южном берегу Большого Климецкого острова (на «Ужном Наволоке»). В настоящее время руинизирован.

Возникновение монастыря традиционно относят к началу XVIв. Монастырь располагался на торговом пути из Повенца и Повенецкого залива к Заонежским проливам и к Малому Онего. Здесь застигнутые бурей суда могли укрыться на островах в Кижских шхерах. Первое упоминание в исторических документах относится к 1547г. в связи с пожалованием монастырю царем Иваном Васильевичем окрестных земель. Территория монастыря занимала около 53 тыс. квадратных метров и делилась условно на две части: восточную с церквами, кельями, кладбищем, и западную. За оградой обители располагалась хозяйственные постройки, гостиница, а в более позднее время (ХХв.) – поселение Клименицы.

По преданию, православный монастырь основал в конце XVIв. новгородский купец Иоанн Климентов. Во время путешествия из Новгорода на Онего на груженых солью судах его застала страшная буря. Благодаря усердным молитвам, обращенным к Николаю Чудотворцу, и обещаниям посвятить себя служению Богу, купец спасся. Его выбросило на каменную отмель вблизи острова, где впоследствии он воздвигнул крест. Здесь Иоанн услышал голос, призывающий соорудить обитель и храм Св. Троицы, и на том месте, где на можжевеловом кусту он увидел икону пресвятой Троицы, Иоанн соорудил часовню. Возвратившись в Новгород и завершив необходимые мирские дела, он вернулся на остров, где уже под именем Ионы занялся устройством обители.

Как и большинство монастырей Карелии, Климецкий долгое время имел деревянную застройку. По писцовой книге 1563–1566гг., Климецкому монастырю принадлежали земли на пять верст вокруг с угодьями в Нятиной губе и мельницей в Усть–Яндоме. Кроме того, по закладным и купчим грамотам он владел пашенными участками в двух деревнях Кижского погоста и соляным амбаром в Повенце. По словам Е.В. Барсова, «пользуясь разными случаями, климецкие монахи приобретали у правительства формальные права на разные земли и угодья; но соседи их, сенногубские земские люди, не признавали за ними этих прав: они считали себя собственниками этих угодий и упорно отстаивали перед правительством свои исстаринные владения».

В первые же десятилетия своего существования монастырские власти обращались с просьбами о пожаловании им земель, акцентируя внимание на своей бедности и лукавя: живут, дескать, «они на пустом острову, к острову их прилегли мхи и болота, дикий черный лес и необрочные воды». Иван Грозный предоставил монастырю самоуправление, отдал им “на вечныя времена чернаго лесу от монастыря на пять верст, да вод для рыбной ловли от монастыря на пять верст во все стороны”, частные вкладчики, богослужебные книги и прочее церковное имущество. Монастырь ежегодно платил Новгородской Софии церковную (постоянно увеличившуюся) дань. В 1547г. в челобитной царю крестьяне объясняли Грозному, что монахи хитрили, говоря о пустынности и незаселенности острова, в то время как вблизи обители располагалась деревня Конда и рыболовецкие станы. Первое каменное сооружение – церковь Захария и Елизаветы – построено в 1757г.

Условно в строительной истории монастыря можно выделить четыре периода, границы которых определяются большими пожарами 1614, 1709 и 1906 гг.

Первый период охватывает время от основания монастыря, возведения первых церквей и хозяйственных построек до разорения во время ливонского набега в 1614г.

Второй период связан с восстановлением монастыря. Масштабы разрушения отчетливо видны по Писцовой книге XVIIв. – писцы отмечают постепенное возрождение монастыря: отстроены шатровая Троицкая церковь с трапезной и келарской, новые братские кельи и хозяйственные постройки, сожженная Никольская церковь (возведена к 1628–1629 гг.) и ограда оставались в руинах. Второй период закончился в 1709г., когда от удара молнии сгорели практически все строения и в первую очередь шатровая Троицкая и Никольская церкви.

Застройка монастыря началась снова в период 1709–1906гг. Разрешение на постройку и освещение Троицкой церкви, возведенной к 1712г., было дано митрополитом Иовом при условии, «чтобы верх был не шатровый», а «алтарь круглый тройной». Ее построили девятиглавой как аналог Вытегорской церкви и прототип, как полагают некоторые исследователи, Преображенской Кижской. Изображения Троицкой церкви сохранились на многочисленных литографиях второй половины XIX в., а также на фотографическом снимке начала XXв. На них же присутствует и Никольская с одной главкой церковь, построенная в 1719г. Как отмечает финляндский архитектор Л. Петтерссон, изучавший заонежскую архитектуру во время оккупации Второй мировой войны, по своему облику она напоминает Варваринскую Яндомозерскую церковь. В 1877г. вначале под Никольскую, а затем и Троицкую церкви заложили каменный фундамент «с известкою». Но после пожара 1906г. обе церкви уже не упоминаются. До конца XVIIIв. на территории монастыря была построена (в 1757г.) лишь одна каменная церковь Захария и Елизаветы. Судя по стилю, она возводилась какой-то артелью деревенских мастеров, о чем говорят некоторые элементы архитектуры. Все это связано с весьма скудным финансовым положением монастыря.

В 20-е гг. XVIII в. монастырь приписывается к Палеостровскому монастырю, к середине 40-х гг. в нем прекращаются службы и, наконец, после упразднения обитель передается сенногубскому приходу. Возрождение монастыря началось в 30–40 гг. XIXв., интенсивное строительство связано с его припиской к Архиерейскому Дому. С 1834 по 1844гг. вокруг церквей (Троицкой, Никольской и церкви Захария и Елизаветы) сооружается около шести жилых и хозяйственных построек; за пределами монастыря появляются конюшня, баня, рига; по северной границе монастырской усадьбы строятся флигель и амбар. Формируется вид с юга, со стороны Онежского озера, где возводятся Архиерейский корпус и каменная ограда. Общий вид монастыря довершает надвратная каменная колокольня (1853г.). Восстанавливается и вновь освящается (1840г.) каменная церковь Захария и Елизаветы. В 1857г. расписываются ее стены и своды. Но уже к концу столетия, как свидетельствует опись монастыря, она в некоторых местах отсырела.

В 1906г. Климецкий монастырь, за несколько месяцев до его преобразования в женский, посетил М. Пришвин, который оставил описание монастыря. В частности о том, что «стенная живопись изображает между прочим чертей в аду; сам Иона, сложив руки, молится под водой». Но эти сюжеты до наших дней не сохранились. Остатки стенной росписи наблюдаются лишь в алтарной части. Статус самостоятельного монастырь обрел в 1860г. По описи 1898г. комплекс монастыря включал более 10 строений: три церкви, Архиерейский корпус, колокольню и достроенную в 1780г. в юго–восточном углу ограды башню–келью (по южной границе); двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте (1879–1880 гг.) (по восточной); кроме вышеупомянутых флигеля и амбара, еще один флигель и погреб (по северной границе). За пределами монастыря возводятся скотный двор, амбар и другие хозяйственные постройки. В 1899г. у самой окраины леса, за пределами северной границы монастыря, строится четвертая деревянная церковь пр. Ионы на каменном фундаменте. Благодаря своему отдалению она не пострадала от пожара 1906г., уничтожившего деревянные Троицкую и Никольскую церкви.

В четвертый строительный период (первые два десятилетия XXв.) часть монастырских строений была восстановлена, некоторые перестроены, появились новые. Согласно страховой описи 1913г., на монастырской территории располагалось около 27 строений, из них менее половины на территории усадьбы. От старой застройки сохранились церковь Захария и Елизаветы, колокольня, церковь Ионы, башня-келья в юго-восточном углу ограды, четырехугольная часовня на берегу; вновь отстроены или перестроены двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте, двухэтажный малый деревянный братский корпус, деревянная одноэтажная трапезная, одноэтажный домик-келья, погреб-яма на кирпичном фундаменте, ледник. Также упоминаются располагавшиеся, вероятно, за оградой монастыря, двухэтажная гостиница, пекарня, конюшня, хлева, скотный двор, кузница, мельница, риги, бани, дома причта и служителей.

На аэрофотосъемке монастыря 1961г. (тогда в нем располагался пионерский лагерь) зафиксировано около 11 зданий. На самом берегу в здании колокольни размещалась игротека, в Елизаветинской церкви – комнаты преподавательского состава, в нижних этажах – камеры хранения, велосипедная и т.д. За церковью располагалось футбольное поле. Справа от него на старом фундаменте Троицкой церкви находилось здание больницы, напротив, также на старом фундаменте братского корпуса – спальный корпус, за ним – здание клуба. К северу от них располагались еще два длинных спальных корпуса и дом. Самым северным строением была деревянная столовая с арочными окнами (бывшая церковь Ионы), расширенная за счет пристроек с северной и восточной сторон. За оградой лагеря находились метеостанция, зоостанция, хлева и жилые дома. Восточнее Климецкого монастыря сохранились развалины каменной церкви в деревне Конда.

Из комплекса зданий монастыря XIX в. в измененном виде сохранилось единственное каменное строение - церковь св. Захария и Елизаветы 1757г. Сейчас застеклена и обшита досками южная часть второго этажа, где оборудовано жилое помещение. Частично расчищено внутреннее пространство пола здания: пол левого клироса (здесь по преданию захоронены мощи основателя) и пол при входе в церковь, где выкопан ледник-яма. На первом этаже на стенах алтаря и основного четверика видны варварски расчищенные фрески, которые, видимо, пытались снять. В настоящее время, находясь в незастекленном помещении, продуваемом всеми ветрами, они постепенно отсыревают, осыпаются и в конечном счете исчезают. Действие климатических условий самым неблагоприятным образом отразилось и на самом здании церкви, что особенно явно видно по южной стенке здания, обращенной к озеру. Штукатурка давно осыпалась, выветривается и крошится кирпич. Из-за отсутствия крыши может в любой момент обрушиться свод церкви.

Источник: Дмитриева Т.П., Кочкуркина C.И. Остров Большой Климецкий: историко-культурный очерк. // Кижский вестник №5.


Юрий БулкинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  13 октября 2019

Возникновение монастыря традиционно относят к началу XVI в. Е.В.Барсов, основываясь на обнаруженном им в архиве Климецкого монастыря сказании о житии Ионы Климецкого, называет более точную дату – 1520 г. Вслед за ним данная датировка принимается и в более поздних трудах.

В литературе конца XVIII – начала XIX в. годом основания монастыря называют 1490 г. и 1532 г. В единственно известном нам позднем списке жития Ионы Климецкого, хранящимся в собрании Е.В.Барсова Отдела рукописей ГИМ, упоминается 1534 г. год кончины основателя монастыря. Каких-либо прямых или косвенных указаний на время возникновения монастыря в рукописи не содержится. Нет сведений и в более позднем актовом материале архива монастыря, хранящегося в ЛОИИ и частично в собрании Е.В. Барсова. Однако известно, что в писцовой книге 1563–1566 гг. монастырь упомянут в разделе «прибыло». Ни в книге 1496 г., ни в более позднем «приправочном письме» И. Берсень-Беклемишева (казнен в 1525 г.) монастырь не упоминается. О нем заговорили в связи с пожалованием монастырю царем Иваном Васильевичем в 1547 г. окрестных земель. Следовательно, его возникновение, в соответствии с письменными источниками, точнее было бы датировать первой половиной XVI в.

Территория монастыря (около 53 тыс. м²) делится как бы на две части: восточную с церквами, кельями и кладбищем (около 22 тыс. м²) и западную (около 31 тыс. м²), за оградой обители располагалась хозяйственные постройки, гостиница, а в более позднее время (ХХ в.) поселение Клименицы. Климецкий монастырь, как и большинство монастырей Карелии, долгое время имел деревянную застройку. Первое каменное сооружение - церковь Захария и Елизаветы построено лишь в 1757 г.

Условно в строительной истории монастыря можно выделить четыре периода, границы которых определяются большими пожарами 1614, 1709 и 1906 гг.

Первый период охватывает время от основания монастыря, возведения первых церквей и хозяйственных построек до разорения во время набега в 1614 г. В это время функционировали Троицкая и Никольская церкви, около 30 жилых построек. Усадьба монастыря была обнесена деревянной оградой, за которой располагалась гостиница.

Второй период связан с восстановлением монастыря. Масштабы разрушения отчетливо видны по Писцовой книге 1616–1619 гг. и Дозорной книге Дмитрия Лыкова и Якова Гневашева 1620 г. Писцы отмечают постепенное возрождение монастыря: отстроены шатровая Троицкая церковь с трапезной и келарской, новые братские кельи и хозяйственные постройки, но сожженная Никольская церковь (возведена к 1628–1629 гг.) и ограда оставались в руинах. К сожалению, изображения Климецкого монастыря данного периода нам не известны. Возможно, что первоначально усадьба монастыря занимала весьма незначительную территорию вокруг Троицкой и Никольской церквей. Второй строительный период закончился в 1709 г., когда в августе от удара молнии сгорели практически все строения и в первую очередь шатровая Троицкая и Никольская (Е.В .Барсов указывает на три церкви: Троицкую, Никольскую и Сретения Господня, но возможно, что их было две, поскольку в более поздних документах упоминается церковь Сретения Господня с приделом Святителя Николая).

О застройке третьего строительного периода 1709–1906 гг. известно из архивных источников XVIII - первой половины XIX в. Новые веяния в архитектуре коснулись и далекой провинции. Так, разрешение на постройку и освещение Троицкой церкви, возведенной к 1712 г., было дано митрополитом Иовом при условии, «чтобы верх был не шатровый», а «алтарь круглый тройной». Ее построили девятиглавой как аналог Вытегорской церкви и прототип, как полагают некоторые исследователи, Преображенской Кижской. По некоторым свидетельствам, лес на постройку церкви был взят с противоположного Шокшинского берега Онежского озера, поскольку островной лес, как показали современные дендрологические исследования, для этих целей не годился.

Изображения ее сохранились на многочисленных литографиях второй половины XIX в., а также на фотографическом снимке начала XX в. На них же присутствует и Никольская с одной главкой церковь, построенная в 1719 г. Как отмечает финляндский архитектор Л. Петтерссон, по своему облику она напоминает Варваринскую Яндомозерскую церковь. В 1877 г. вначале под Никольскую, а затем и Троицкую церкви заложили каменный фундамент «с известкою». Но после пожара 1906 г. ни та, ни другая не упоминаются. Согласно документам Генерального межевания 1785 г. монастырь и кладбище занимали около 3,3 тыс. м², поселение около 3,5 тыс. м², т.е. общая площадь монастырского комплекса была чуть менее 7 тыс. м².

До конца XVIII в. на территории монастыря была построена (1757 г.) лишь одна каменная церковь Захария и Елизаветы. Судя по стилю, она возводилась какой-то артелью деревенских мастеров, о чем говорят некоторые элементы архитектуры. Все это связано с весьма скудным финансовым положением монастыря. В 20-е гг. XVIII в. он приписывается к Палеостровскому монастырю, к середине 40-х гг. в нем прекращаются службы и, наконец, после упразднения передается сенногубскому приходу.

Возрождение монастыря в 30–40 гг. XIX в. и интенсивное строительство на усадьбе связано с его припиской к Архиерейскому Дому. С 1834 по 1844 гг. вокруг церквей (Троицкой, Никольской и церкви Захария и Елизаветы) сооружается около шести жилых и хозяйственных построек; за пределами монастыря появляются конюшня, баня, рига; по северной границе монастырской усадьбы строятся флигель и амбар. Формируется вид с юга, со стороны Онежского озера, где возводятся Архиерейский корпус и каменная ограда. Общий вид монастыря довершает надвратная каменная колокольня (1853 г.). Восстанавливается и вновь освящается (1840 г.) каменная церковь Захария и Елизаветы. В 1857 г. расписываются ее стены и своды. Но уже к концу столетия, как свидетельствует опись монастыря, она в некоторых местах отсырела. Посетив в 1906 г. Климецкий монастырь, за несколько месяцев до его преобразования в женский, М.Пришвин отмечает, что «стенная живопись изображает между прочим чертей в аду; сам Иона, сложив руки, молится под водой». Но эти сюжеты, к сожалению, до наших дней не сохранились. Остатки стенной росписи наблюдаются лишь в алтарной части.

Статус самостоятельного монастырь обрел в 1860 г. По описи 1898 г., комплекс монастыря включал более 10 строений: три церкви, Архиерейский корпус, колокольню и достроенную в 1780 г. в юго–восточном углу ограды башню–келью (по южной границе); двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте (1879–1880 гг.) (по восточной); кроме выше упомянутых флигеля и амбара, еще один флигель и погреб (по северной границе). За пределами монастыря возводятся скотный двор, амбар и другие хозяйственные постройки. Площадь монастырской усадьбы, рассчитанная по данным страховой описи, после значительных перестроек XIX в. составляла около 9,5 тыс. м², что почти в три раза больше усадьбы монастыря в конце XVIII в. В 1899 г. у самой окраины леса, за пределами северной границы монастыря, сформировавшейся к 40-м гг. XIX в., строится четвертая деревянная церковь пр. Ионы, на каменном фундаменте. Благодаря своему отдалению она не пострадала от пожара 1906 г., уничтожившего деревянные Троицкую и Никольскую церкви.

В четвертый строительный период, первые два десятилетия XX в., часть монастырских строений была восстановлена, некоторые перестроены, появились новые. Согласно страховой описи 1913 г., на монастырской территории располагалось около 27 строений, из них менее половины на территории усадьбы. От старой застройки сохранились церковь Захария и Елизаветы, колокольня, церковь Ионы, башня–келья в юго–восточном углу ограды, четырехугольная часовня на берегу; вновь отстроены или перестроены двухэтажный братский корпус на каменном фундаменте, двухэтажный малый деревянный братский корпус, деревянная одноэтажная трапезная, одноэтажный домик–келья, погреб–яма на кирпичном фундаменте, ледник. Также упоминаются располагавшиеся, вероятно, за оградой монастыря, двухэтажная гостиница, пекарня, конюшня, хлева, скотный двор, кузница, мельница, риги, бани, дома причта и служителей.

На аэрофотосъемке монастыря 1961 г. (тогда в нем располагался пионерский лагерь) зафиксировано около 11 зданий. По свидетельствам очевидца, три года подряд проводившего лето в пионерском лагере, на самом берегу в здании колокольни размещалась игротека, в Елизаветинской церкви комнаты преподавательского состава, в нижних этажах камеры хранения, велосипедная и т.д. За церковью располагалось футбольное поле. Справа от него на старом фундаменте Троицкой церкви находилось здание больницы, напротив, также на старом фундаменте братского корпуса- спальный корпус, за ним здание клуба. К северу от них располагались еще два длинных спальных корпуса и дом. Самым северным строением была деревянная столовая с арочными окнами (бывшая церковь Ионы), расширенная за счет пристроек с северной и восточной сторон. За оградой лагеря находились метеостанция, зоостанция, хлева и жилые дома.

Церковь Захария и Елизаветы (размером 19,6×9,6 м) находится в 27 м от уреза воды на высоте около 3 м. Она имеет незначительное отклонение к северу на 15, что явно выделяет ее на общем плане среди других фундаментов строений. В 26 м северо–западнее угла церкви Захария и Елизаветы у самого обрыва берега находятся остатки фундамента восьмиугольной надвратной колокольни (длина обнаженной части 2 м, ширина не определена из-за развала кирпичей), построенной в 1853 г. Она ориентирована по береговой линии. В 18 м к северо–западу от нее и в 10 м к юго–востоку прослеживаются отдельные камни фундамента каменной ограды.

В 5 м к северо–западу от фундамента колокольни вдоль ограды наблюдаются остатки хозяйственных сооружений в виде двух больших ям глубиной до 2 м. Первая от колокольни размером 8,8×5,2 м ориентирована по линии юго–юго–запад северо–северо–восток. Основная часть сооружения имела подчетырехугольную форму, с северной стороны к ней примыкал узкий вход. Вторая впадина (8×5,2 м) ориентирована в направлении северо–запад юго–восток. Возможно, это остатки построек начала XIX в.: деревянного ледника и погреба–ямы на кирпичном фундаменте, упоминаемых страховой описью 1913 г. Некоторое несовпадение размеров, вероятно, может быть связано с перестройками советского периода и аморфностью очертаний в настоящее время. На берегу в 76 м к юго–востоку от колокольни обнаружены остатки каменной кладки со связующим раствором. На видах монастыря второй половины XIX в. здесь находилась небольшая четырехугольная часовня.

В 45,6 м северо–восточнее церкви Захария и Елизаветы, у самой границы леса обнаружены нижние венцы бревенчатой постройки размерами 8,8×6 м. К какому периоду строительства оно относится и каково его назначение неизвестно. В 30,4 м от северо–западного угла церкви Захария и Елизаветы зафиксирован фундамент (14×8,8 м), ориентированный в направлении север–юг. Максимальная высота каменной кладки (0,93 м) отмечена на южной стенке фундамента и сходит на нет по направлению к северной, нивелируя поверхность. Ориентировка фундамента указывает на его «жилой» характер, а не на культовый. Манера кладки, в которой он выполнен, аналогична зафиксированным фундаментам братского корпуса и двум сооружениям на второй поляне. Это позволяет отнести их строительство примерно к одному времени к началу XIX в. В процессе исследования удалось выяснить, что в основе этого фундамента находится часть фундамента Троицкой церкви. Точные размеры церкви неизвестны. Насколько можно судить по остаткам кладки ее длина без алтарной части составляла около 20,8 м, ширина соответствовала длине более позднего фундамента 14 м. К востоку от него на месте алтарной части наблюдается яма (11,2×10 м). Каково было назначение сооружения, возведенного на месте Троицкой церкви, неизвестно. По свидетельствам очевидцев, в наше время на данном фундаменте располагалось здание больницы.

По мнению финляндского архитектора Л. Петтерссона, она была разобрана в 20-30-х гг. XX в. Мы не исключаем вероятности ее гибели в пожаре 1906 г., поскольку в описаниях монастыря 1910 г. о ней не упоминается. Возможно, здание несколько раз перестраивалось, поскольку зафиксирован каменный фундамент, частично наращенный по периметру более раннего. Остатки последнего можно проследить в западном направлении. Кладка выполнена из небольших камней и скреплена известковым раствором. Характер кладки напоминает обнаруженный фундамент Никольской церкви и может быть отнесен, согласно письменным известиям, к концу 70-х гг. XIX в. В 40 м северо–западнее фундамента Троицкой церкви находится фундамент братского корпуса (14×25 м). Его строительство относится к 1879–1880 гг. Это было двухэтажное здание на каменном фундаменте с известью.

В описи 1913 г. также упоминается двухэтажный братский корпус, но построенный в 1900 г. Возможно, на месте старого здания было возведено новое с соблюдением тех же параметров. К северо–западу от братского корпуса на второй поляне зафиксированы еще два аналогичных ему фундамента. Первый (13,6×12 м) находится в 55,2 м от юго–западного угла Братского корпуса, в 19 м юго–восточнее второй фундамент (10,8×13,2 м). К нему с северной стороны примыкает вымостка из мелких камней с углублением (колодцем?) посредине.

Самое северное строение монастыря - деревянная церковь Ионы, построенная в 1899 г. Она находится примерно в 126 м к северу от сохранившейся каменной церкви, у кромки леса. В настоящее время удалось зафиксировать лишь линию кладки фундамента высотой в 12 камня (до 0,4 м) и нижний венец бревен. Размеры церкви (26×6,8 м) соответствуют описаниям начала XIX в. Во времена существования пионерского лагеря к данному зданию сделаны пристройки, проведен водопровод, поставлены печи. Ее развалины сохранялись до 1992 г., но впоследствии были разобраны местными жителями.

При археологическом обследовании восточной части усадьбы особое внимание уделено поиску одной из ранних церквей монастыря - Никольской. Во второй половине XVIII в. под нее подвели каменный фундамент. Но несмотря на сохранившиеся фотографии и виды монастыря, точной привязки на местности до последнего времени не было. Еще в 1994 г. примерно в 10 м к северу от церкви Захария и Елизаветы, как уже говорилось, собраны археологические предметы. В 1996 г. ее контуры лишь примерно удалось наметить по вывороченным камням, встреченным между борозд в высокой траве. В результате работ 1997 г. эти контуры уточнены.

Сразу же под дерном на площади около 23,547 м² выявлены юго–восточный угол фундамента, участок южной стенки, его средняя линия до северной стены. Фундамент церкви с небольшими отклонениями ориентирован в направлении север–юг, запад–восток. Ширина кладки 0,80–0,85 м. Она представляла собой сложенные в один ряд камни, связанные раствором. По обеим сторонам линии фундамента укладывались камни прямым краем по внешней поверхности, образуя прямую линию, внутри кладка забутовывалась мелкими камнями, поверхность покрывалась известковым раствором. В некоторых местах кладка повреждена вспашкой: юго–восточный угол фундамента Никольской церкви в худшем, чем средняя стенка, состоянии. Границы его несколько размыты, их определяет только известковый раствор, краевые камни, ограничивающие линию фундамента, вывернуты при распашке. Основание фундамента лежит на материке (светло–желтый песок), его высота не более 0,26 м. Кладка залегает в слое пожарища, темно–коричневой супеси с примесью темно–желтого песка, угольной массы, осколками кирпичей, древесной трухи и другого строительного мусора. Встречены большое количество кованых гвоздей, как строительных, так и очень мелких мебельных, подкова, фрагменты медных сосудов, осколки стеклянной чашки с изображением ангелов и фрагмент черноглиняной керамики.

По материалам: Кижский Вестник №5, Петрозаводск. 2000. http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-5/240.html


Марина Зуйкова  13 октября 2019

15 октября 2018 года Священный Синод постановил открыть Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь на острове Большой Клименецкий Медвежьегорского района. На заседании Священного Синода, которое проходило под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Минске, был заслушан рапорт Преосвященного архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии монастырей, назначении/освобождении от должности игуменов и игумений монастырей. Священный Синод постановил: В связи с прошением Преосвященного митрополита Петрозаводского и Карельского Константина открыть Клименецкий Свято-Троицкий мужской монастырь на острове Большой Клименецкий Медвежьегорского района Республики Карелия и назначить игуменом этого монастыря игумена Александра (Марченко).

Возникновение монастыря исследователи традиционно относят к первой четверти XVI в. Клименецкий монастырь, как и большинство обителей Карелии, долгое время имел только деревянную застройку. В тот период в обители действовали Троицкая и Никольская церкви. Первое каменное сооружение – церковь во имя праведных Захарии и Елисаветы – было построено в 1757 г. С начала XX века монастырь был закрыт и разрушен. К 2015 году остались только полуразрушенные стены храма праведных Захарии и Елисаветы.

С назначением на Карельскую кафедру митрополита Петрозаводского и Карельского Константина началось новое возрождение обители. В 2015 году был создан приход храма праведных Захарии и Елисаветы Клименецкого монастыря. Настоятелем возрождающейся обители был назначен игумен Александр (Марченко). Для организации подворья монастыря митрополитом Петрозаводским и Карельским Константином был передан монастырю дом в Петрозаводске, который длительное время являлся резиденцией Петрозаводских владык.

12 мая 2016 года приехали на историческую монастырскую землю первые насельники, чтобы вплотную начать восстановительные работы. Сегодня можно оценит плоды их трудов – осенью 2016 года под стенами самого древнего в Карелии каменного храма праведных Захарии и Елисаветы начались регулярные богослужения. Паломники, несмотря на частые шторма, стали приезжать в монастырь, чтобы помолиться преподобному Ионе Клименецкому.

Построен за три месяца первый монастырский деревянный храм святителя Николая Чудотворца на старом фундаменте, который 3 сентября 2017 года освятил митрополит Константин.Это было первое архиерейское богослужение в обители за более чем сто лет.

Информационный отдел Петрозаводской и Карельской епархии, 2018. https://klimenets.ru/v-karelii-poyavilsya-novyj-monastyr/


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 октября 2024

В последнее десятилетие ХХ в. Свято-Троицкому Клименецкому монастырю уделялось достаточное внимание в краеведческой литературе, однако богатая история этой северной обители остается для нас до сих пор во многом terra incognita. Существует целый ряд отдельных вопросов, ускользнувших из поля зрения отечественных историков, между тем многие уже опубликованные сведения требуют некоторого уточнения и дополнения.

Середина XVIII в. для Клименецкого монастыря Олонецкой епархии, как и для остальных иноческих обителей Российской империи, оказалась переломным периодом. Именной указ Екатерины II от 26 февраля 1764 г. полностью изменил привычный, веками существовавший порядок монастырской жизни. Все имения Синода, епископских кафедр, монастырей и приходов были окончательно секуляризованы в обмен на скудное государственное жалование. При этом маловотчинные и безвотчинные монастыри, какими являлось подавляющее большинство местных обителей, предполагалось «на своем содержании оставить» или «по недостатку доходов упразднить и приходскими церквами учинить». В случае отсутствия приходских дворов следовало «в оные монастыри определить по одному священнику и по два церковника… А если по близости от тех монастырей находятся приходы большие, то оных убавить, или совсем те приходы к оным упраздненным монастырям приписать».

По указу 1764 г. упразднению подлежали практически все существовавшие, на тот момент, в Олонецкой епархии иноческие обители, в том числе и Клименецкая, к середине века совсем обедневшая после разорений «Смутного времени», и к тому же опустевшая в силу возрастных, сословных и гражданских ограничений, предписанных «Прибавлением к Духовному регламенту» (1722 г.).

Клименецкий монастырь был закрыт чуть позднее, чем остальные небольшие монастыри и пустыни Олонецкой епархии, а именно в 1769 г. Дело в том, что незадолго до секуляризационной реформы, в 1757 г. в нем появилась первая церковь из камня во имя свв. Захария и Елисаветы. Согласно записанному в XIX в. монастырскому преданию, этот храм возвели на деньги императрицы Елизаветы Петровны, которая узнала от одной своей фрейлины, проезжавшей через Клименецкий монастырь на Соловки, о том, что святые мощи основателя обители — прп. Ионы Клименецкого — не имеют приличного надгробия и почивают под крышей ветхой часовенки. В донесении строителя иеромонаха Корнилия от 1744 г., уточняются обстоятельства построения храма — в нем упоминается имя одного из богатых вкладчиков Клименецкого монастыря, Вонифатия Митрофанова, испросившего у Елизаветы Петровны сумму в 1 063 р., на которые братия и пожелала выстроить каменную церковь. То обстоятельство, что в появлению монастырского храма способствовала сама императрица, позволило отодвинуть на некоторое время закрытие этой обители.

Наименее освященным в работах отечественных историков оказался сложный период существования Клименецкого монастыря в качестве своеобразного по характеру прихода. Надо полагать, что после закрытия этой сравнительно скромной обители с последовавшим выводом всей ее братии, в ней по-прежнему продолжались богослужения, а значит и вечное поминовение душ бывших богатых вкладчиков. Как и в остальных упраздненных монастырях, при соборной церкви Святой Троицы, ставшей приходской, для совершения необходимых служб суточного и годового круга был определен особый причт, традиционно состоявший из одного белого священника и двух причетников — дьячка и пономаря. Однако, на самом деле, Клименецкая церковь оставалась во второй половине XVIII в. «бесприходной», т. е. не имела своих приходских дворов и прихожан (в XVIII-XIX вв. подобные бесприходные храмы, содержавшиеся на свой счет, открывались при различных учреждениях, учебных заведениях и пр.). Таким образом, она лишалась своей основной функции, а именно — служить местом сбора христианской общины для совершения Евхаристии. Преобразование монастыря в приход также неизбежно повлияло на характер богослужения — строгий монастырский богослужебный чин был сменен на значительно сокращенный «приходской».

Основным источником средств пропитания бесприходных причтов служили земельные участки, выделенные им по «писцовому наказу» из бывших монастырских вотчин. В распоряжении клименецких священно- и церковнослужителей и их семей находились: пашни — 38 десятин 2 010 саженей, сенокоса — 31 десятина 100 саженей, лесу — 162 десятины 366 саженей; они могли пользоваться рыбной ловлей в Онежском озере. Дополнительные доходы — «немалое количество подаяния» — поступали от богомольцев, проезжавших мимо в Соловецкий монастырь.

В начале XIX в. в опустевшем Клименецком монастыре стояли три церкви, две из них деревянные — Святой Живоначальной Троицы и свт. Николая с приделом Сретения Господня и одна каменная — свв. Захария и Елисаветы. По свидетельству местного причта, все они находились «в твердости, утварью довольно снабженные». В каменном храме пребывали главные монастырские святыни — медная чеканная рака над почивавшими «под спудом» (в земле), святыми мощами прп. Ионы Клименецкого (была устроена в 1743 г.) и древняя икона Святой Троицы, согласно житию, явленная самому преподобному основателю после его чудесного спасения от бури.

К сожалению, выявленные архивные документы содержат лишь самую лаконичную информацию о тех священно- и церковнослужителях, которые жили вместе со своими семьями в Клименецком монастыре в первой трети XIX в. Очевидно, что судьбы их складывались по-разному. Из-за отсутствия прихожан священники не могли в полной мере нести свое пастырское служение, исповедуя и причащая лишь тех богомольцев, которые приходили во время престольных праздников, постов или «по обету», а также, время от времени, исполняя заказанные паломниками требы, в основном, панихиды или молебны. Некоторые клирики стремились найти вакансии в более «многолюдных» приходах, другие оставались до самой смерти и передавали свое место священника, дьячка или пономаря выросшим сыновьям.

Известно, что в 1808 г. при монастырских церквах находился неполный причт из престарелых дьячка Саввы Васильева (69 лет) и пономаря Ивана Федорова (70 лет). Прежний священник в мае 1807 г. по своему прошению был переведен на другое место, в один из формировавшихся в то время гусарских полков. Тем не менее, на прошение дьячка Типиницкого прихода Петрозаводского уезда Федора Иванова об определении его на праздное священническое место, последовала следующая резолюция Его Преосвященства: «Особого причта нет нужды иметь, а потому пономаря и дьячка, хотя бы и следовало к другим местам вывесть, но уважая их старость, оставить по смерть их при монастыре по-прежнему». В подобной ситуации оказался целый ряд закрытых обителей Олонецкой епархии, например Андрусова и Сяндемская пустыни. Далее, постановлением Новгородской духовной консистории от 5 мая 1809 г. упраздненный Клименецкий монастырь переходил в ведении причта ближайшего Сенногубского прихода. Как правило, в подобном случае в обязанности приходского священника и причетников входило следить за сохранностью церквей и церковного имущества, а также проводить богослужения в престольные и главные православные праздники.

В первой половине XIX в. начался длительный обратный процесс восстановления некоторых, наиболее почитаемых обителей Олонецкой епархии, в том числе и Клименецкой, которая была возрождена трудами первого архиерея учрежденной в 1828 г. Олонецкой епархии — архиепископа Игнатия (Семенова). Уже в 1831 г. Владыка, обративший внимание на упраздненный Клименецкий монастырь, указывал на необходимость исправления его ветхих «огнивших» деревянных строений, но реальное «поновление» храмов и строительство новых хозяйственных зданий началось только после приписки обители к Олонецкому архиерейскому дому (1833 г.). Одной из первых была поновлена и вновь освящена церковь свв. Елисаветы и Захария. Согласно любому иноческому уставу, монастырь, прежде всего, представляет собой духовную общину монахов и послушников, для которых совместная молитва в храме — первая необходимая и неотъемлемая часть внутреннего строя монашеской жизни. До получения самостоятельности хозяйством приписного Клименецкого монастыря распоряжался особый управляющий из числа штатных иеромонахов архиерейского дома.

Есть все основания полагать, что начавшееся возрождение Клименецкой обители благотворно повлияло на духовную жизнь крестьян ближних селений. Так, жителями деревни Конда была построена церковь вмц. Параскевы (1849 г.), в которой монахи Клименецкого монастыря по праздникам отправляли торжественные богослужения. Немного позднее, с 1860 г., из Сенногубской церкви, находившейся в 17 верстах от обители, в престольный праздник обители — в день памяти свв. Захария и Елисаветы (5 сентября), по инициативе сельчан стал совершаться торжественный крестный ход по случаю бывшей здесь сильной вспышки эпизоотии.

Самостоятельный статус Клименецкий монастырь обрел в 1860 г. Он был открыт как заштатный, на собственных способах содержания со строительским настоятельством (т. е. настоятель не имел сана игумена) и семью монашескими вакансиями — три иеромонаха, один иеродиакон и три монаха. В восстановлении внешнего благолепия обители немалый вклад сделали известные в Олонецкой губернии благотворители — купцы Иван Малокрошечный из Пудожа и братья Пименовы из Петрозаводска.

Постепенно, после долгого перерыва, в Клименецкой обители налаживалась обычная иноческая жизнь, по уставу состоявшая из череды общей и келейной молитвы, труда и краткого отдыха. Уже с 1853 г. в нем было введено каждодневное богослужение. В первое время после открытия монастыря Литургию служили только по воскресным и праздничным дням, по будням же братия собиралась в храме на утреню и на вечерню. Следует особо подчеркнуть, что Клименецкая обитель, как и остальные возрожденные в XIX в. монастыри и пустыни Олонецкой епархии, в своей внутренней жизни руководствовалась общежительным уставом. Это означало, что ее насельники в равном количестве получали все необходимое за счет монастыря, питались на общей трапезе и не имели своих собственных денег.

На первый, непосвященный взгляд «простая» и «легкая» жизнь монаха заключала в себе немало повседневных трудностей, не говоря уже о должном духовном росте каждого из них. Монашествующие посещали все продолжительные монастырские богослужения, которые, в общем, занимали от 9 до 12 часов в сутки. Кроме обязательных послушаний (хлебника, квасовара, ложкомоя и т.д.), общежительный устав также предполагал участие всей братии в хозяйственных, наиболее тяжелых делах — уборке хлеба и сена. Помимо этого, сама жизнь на острове при скудном питании зачастую приводила к полному расстройству физического здоровья.

Известные архивные материалы практически не сохранили конкретных упоминаний об особых подвижниках благочестия, подвизавшихся в Клименецком монастыре в XIX в. Например, благочинный священник, посылая в 1879 г. свой ежегодный отчет в консисторию, писал: «В братии хотя и не замечается строгих иноческих подвигов, но все тщатся вести себя сообразно своему знанию, и все по силам стараются исполнять обязанности, какие требуются чином монастырским, с усердием проходят возлагаемые на них послушания и безропотно повинуются начальствующим». Между тем, очевидно, что мы не вправе выносить здесь свой строгий приговор о полном внутреннем упадке института монашества, ведь Клименецкий монастырь как живой духовный организм, по сути, находился еще на стадии своего становления. В силу отсутствия в обители опытных старцев-наставников, «духоносных подвижников», монашествующие могли руководствоваться на собственном пути к спасению имевшимися в библиотеке святоотеческими писаниями и житийной литературой.

Клименецкий монастырь внес свою пусть малую, но все же важную лепту в борьбу с раскольническим движением и невежеством местного населения в вопросах православной веры. В 1901 г. в его стенах проходили курсы, организованные епархиальным миссионером и священником Константином Плотниковым, при большой поддержке настоятеля иеромонаха Варнавы (Накропина). Всем слушателям монастырь предоставил бесплатное помещение и содержание, а после окончания курсов на монастырские деньги для них были приобретены книги А. И. Озерского с необходимыми сведениями по истории раскольнического движения.

Крайне важное значение для любого православного монастыря традиционно имели личные качества его настоятеля. Иеромонах Варнава, в будущем епископ Каргопольский, сумел, в какой-то мере, вывести Клименецкий монастырь из очередного кризисного состояния. Благодаря его активной деятельности за стенами родной обители заметно участились и стали более щедрыми пожертвования и вклады. В 1902 г. о. Варнава был представлен в Гатчинском дворце государыне Марии Федоровне и великой княгине Ольге Александровне, которые впоследствии неоднократно присылали в далекий Клименецкий монастырь свои подарки, чаще всего деньгами. От великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы Маврикиевны на остров пришла посылка с темной материей «на подрясники всем монашествующим».

Огромный удар по материальному состоянию монастыря нанес сильный пожар, случившийся 15 апреля 1902 г. (а не в 1906 г., как считалось ранее). В огне пострадали все деревянные постройки монастыря, включая девятиглавую Троицкую церковь (возможно, эта церковь сгорела не полностью и была в 1910-е гг. восстановлена, т. к. упоминается в списке памятников архитектуры, составленном в середине 1940-х гг.). Несмотря на то, что в краткий срок необходимые жилые и хозяйственные здания были вновь возведены, Клименецкий монастырь все более клонился к полному упадку и в 1906 г. в качестве своеобразной спасательной меры был преобразован в женскую обитель. Однако, в настоящее время не представляется возможным делать уверенные выводы о том, имел ли Клименецкий монастырь достаточно сил, чтобы выжить и продолжить свой духовный рост — после установления советской власти в Карелии он, как и все остальные местные обители, подлежал насильственному уничтожени.

Источник: Кижский вестник №7 // Редколлегия: И.В.Мельников (отв. ред.), Р.Б.Калашникова, К.Э.Герман Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2002

По материалам статьи: Кожевникова Ю.Н. «Свято-Троицкий Клименецкий монастырь во второй половине XVIII - начале ХХ века» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-7/277.html


Юрий Верещагин
 
Юрий ВерещагинАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  9 октября 2024

Свято-Троицкий Клименецкий мужской монастырь был основан в первой четверти 16 века на южном побережье Большого Клименецкого острова в озере Онеге. К этому времени монастыри составляли разветвленную сеть, охватывавшую важнейшие хозяйственные зоны северных земель, водные и сухопутные коммуникации, административные центры. С течением времени, обрастая хозяйством, землей, промысловыми угодьями, монастырские обители становились экономически устойчивыми. Получая основательную государственную поддержку, они имели большие возможности для углубления христианизации в освоенных землях.

Клименецкий монастырь появился в кижских землях как форпост православия, в период значительных территориальных угроз со стороны Швеции. Христианизация населения Русской Церковью дополнительно закрепляло принадлежность этих мест к Московскому государству. Кроме того, монастырь был основан вследствие большой заинтересованности в новых землях Новгородской епископской кафедры, делившей Северные земли с Псковской епархией. Место расположения монастыря было выбрано тщательно и позволяло контролировать торговый путь через Повенец к Белому морю.

В большинстве случаев, начиная свою судьбу одинокой монастырской кельей, монастыри быстро разрастались и, набирая силы, становились сложным многофункциональным объединением. Русский историк и публицист М.М. Богословский, рассматривая вопрос взаимодействия монастыря и общества на Русском Севере, отмечал, что «по своим задачам северный монастырь имел гораздо более мирской, житейский характер, чем чисто религиозный». Как заведение общественного призрения, он давал приют пострадавшим от войн, беженцам, убогим, старикам. Имея «больничные кельи», оказывал окружающему населению некоторую медицинскую помощь.

Северный монастырь был источником нравственного влияния на общество. Тем, кто отрекался навсегда от мира, он становился местом спасения, для мирянина — местом нравственного отдыха и духовного просвещения. Кроме того, монастырь играл роль страхового учреждения. Принимая вклады «на пострижение», на помин души, он обеспечивал вкладчику достойную старость в стенах обители (соразмерно вкладу), и вечную память после кончины. Выдавая просителям под залог земель денежные ссуды, монастырь выступал и в роли кредитного учреждения.

Взаимоотношения крестьянской общины и монастыря — вопрос сложный и неоднозначный. С одной стороны, выстраивались отношения между мирским обществом и монастырем — собственниками с пересекающимися земельными и имущественными интересами. С другой стороны, строились отношения между крестьянами как носителями православных этико-религиозных норм, прихожанами церквей, паломниками и монашеской обителью, местом, где жили «молитвенники за грехи мира», учреждением, обладавшим могущественными средствами для спасения души человека, местной святыней. Это противостояние и тесное сосуществование продолжалось на протяжении 16-20 веков и в жизни Клименецкого монастыря.

В первую очередь, для верующего человека монастырь являлся особым духовным институтом Церкви, призванным давать миру пример единения, любви и братства. Для тех, кто уходил в его сень от мира, он становился средством спасения душ; для общества – местом, где жили «молитвенники за грехи мира».

Духовное предназначение монастыря сказывалось и на его внешнем облике. Это был особым образом организованный комплекс культовых, жилых и хозяйственных построек, как правило, обнесенных стеной. В первые годы существования Клименецкой обители в ней находилось два храма, построенные в честь живоначальной Троицы и Святителя Николая. В конце 17 века строится церковь в честь Сретения Господня. Но в августе 1709 года от удара молнии храмы «сгорели без остатка». Новую церковь во славу Живоначальной Троицы освятили 23 сентября 1712 года. В 1719 году была возведена церковь во имя Сретения Господня. Строительство каменной церкви в честь Святых и Праведных Елизаветы и Захария завершилось в 1757 году.

Число братии Клименецкого монастыря менялось в зависимости от благосостояния обители, церковной политики, внутри и внешнеполитической обстановки. Как можно было предположить, первоначально братия пополнялась за счет жителей окрестных деревень и часто не только из числа ищущих уединения от мира. В 17 веке среди начальственных лиц монастыря были и такие, кто происходил из Сенногубских крестьян и имел вблизи множество родственников. В 60-е годы 17 века в монастыре проживал келарь Иаков, который «имел в Сенногубской волости и сестру, и детей, и братьев, и род, и племя». Е.В. Барсов упоминал имена монастырских служителей «Сенногубской волости пономаря Жданка Субботина, старца Феодосия Чучи, старца Заклея с соседы», которые в 1665 году, постригшись, «жили в мире у своих сородичей и владели монастырскими угодьями». Подобный шаг для них был выгоден, так как монастырские земли считались на тот момент нетяглыми и, не требуя налога, приносили доход пользователю. Позже ситуация изменяется и к 19 – началу 20 века в числе братии нет ни одного выходца из Кижских деревень, за исключением богорадников.

С начала 16 века, с момента основания, Клименецкий монастырь оказался в центре спора с местным кижским и сенногубским крестьянством за право владения некоторыми пахотными землями и рыболовными тонями. Несмотря на тяжбу, продолжавшуюся более трех столетий, Клименецкая обитель почиталась местными жителями как православная святыня. Судя по отчетам священников 19 века, многие из прихожан, по заведенному исстари обыкновению, ежегодно весной отправлялись в паломнические путешествия в монастыри. Большинство посещало Соловецкий, некоторые Палеостровский, немногие Клименецкий, Ошевенский и Киевскую лавру.

«В дни злоключений, сибирской язвы, во время повальных болезней, засухи или безведрия» прихожане обращались с прошениями к Богу. Кроме молебнов и обетов, распространенным способом борьбы с напастью были общинные крестные ходы. Так, в 1862 году 4-5 сентября состоялся крестный ход, опоясавший южную часть о. Клименецкий. Он прошел от церквей Сенногубского прихода до Клименецкого монастыря и закончился в дер. Конда освящением церкви. По замечанию благочинного, многие прихожане участвовали в этом торжестве все 25 верст. В Клименицах регулярно служились молебны для отправлявшихся на Соловки паломников. Крестьяне, собиравшиеся на рыбные ловли, заказывали молебны на изобилие улова.

Паломнические сборы, подаяния и вклады на поминовение всегда оставались важной статьей дохода Клименецкого монастыря. Со времен основания обители до 17 века число вкладчиков составило 654 человека. Не смотря на вековую тяжбу, большая часть средств последовала от жителей соседних деревень. Из Сенной Губы 250 вкладчиков, из деревни Конда – 55, из Кижей – 107 (!). Значительным вкладом считались два колокола, находившиеся в монастыре до конца 19 века. Они были пожертвованы, по монастырскому преданию, «дворцовым крестьянином Захарием Кирилловым сыном Игумновым». Один — в 1 пуд 30 фунтов с надписью: «Deo gloria in excelsis, anno 1643», другой – в 25 пудов 20 фунтов, с надписью «ЗPNГ» (1645)».

Для местного населения Клименецкий монастырь выступал в роли культурного и образовательного центра. Есть косвенное свидетельство, что в середине 17 века в нем находилась переплетная мастерская. В 1667 году в описи имущества инока Иоасафа упоминаются: «книги печатные и письменные,… золото и серебро плавленое на сусальное дело, да два зобья со снастями, книжные переплетные снасти, тиски и обрезы, и колки, и середники». Не известно, существовала ли мастерская раньше, но ее появление в разгар реформ патриарха Никона можно объяснить потребностью епархии в новых богослужебных книгах. Особенно это касалось заонежских земель, где прочно закрепился раскол.

До начала 20 века монастырь владел хорошей библиотекой, подписывался на периодические издания, покупал учебную литературу. В 60-х годах 19 века в обители находились 16 рукописных богослужебных книг «Минеи месячные», подаренные ему еще при основании в 1522 году. Часто библиотека пополнялась за счет вкладов духовных лиц. В 1862 году 22 многотомных духовных служебных издания были переданы от строителя иеромонаха Ираклия. Часть книг приобреталась на собственные средства. В 1902 году в монастырь были доставлены девять книг. Среди них находились «Прописи» Гербача, «История христианской православной церкви» Рудакова, «Церковный устав» Никольского, «История государства Российского» Карамзина, «Греческая грамматика», «Слова» и «Речи» священнослужителей.

В 19 веке монастырь выполнял некоторые просветительские функции. Многие крестьянские семьи нередко направляли сюда мальчиков-подростков на 2-3 года. В Клименицы они поступали в качестве богорадников. Обучались чтению, письму и церковному пению и выполняли нетяжелую хозяйственную работу. Стараниями управляющего монастыря отца Варнаввы в 1903(?) году в обители был отстроен двухэтажный дом на 10 комнат, где открылась церковно-приходская уездная школа. Как долго она просуществовала, много ли было учеников, сведений нет. Известно лишь, что попечителями ее стали княжна Мария Николаевна Шаховская и графиня Евгения Георгиевна Менгден. В том же году изъявил желание принять под свое покровительство эту школу Великий Князь Константин Константинович. Преподавали в Клименецкой школе законоучитель Иоанн Певин и учитель Александр Александрович Пятницкий. Кроме того, монастырь ежегодно вносил деньги на счет Епархиального женского и православного духовного училища.

Интересен вопрос о взаимоотношениях монастыря и белого духовенства. Священники, служащие в приходах, являлись частью церковной общины. На правах духовных пастырей они тесно общались с населением, проводя катехизацию, проповедуя христианское нравственное учение, религиозные нормы и догматы. В то же время они выступали и как собственники, владели земельными наделами, вели обычное сельское хозяйство, но в подушном окладе не находились.

Клименецкий монастырь на протяжении трехсот лет своего существования постоянно пребывал в тесном контакте с местным белым священством. В братию монастыря входили проштрафившиеся, вдовые служители церкви, отпрыски священнических семей, ожидавшие места. Монастырь регулярно получал денежные вклады от клира Сенногубских и Кижских церквей. Еще в 17 веке как вкладчик упоминается великогубский белый священник Илья Архипов (1645 г.).

С 1772 года по 30-е годы 19 века упраздненный Клименецкий монастырь находился в ведении священников Сенногубского прихода. По данным «Ведомости о состоянии церквей и приходов» за 1802 год в монастыре проживали: Иоанн Леонтьев (был переведен в обитель из Типиницкого прихода), дьячок Савва Васильев (сын кижского пономаря Василия Алексеева), пономарь Дмитрий Иванов (произведенный на должность из праздноживущих; был сыном клименецкого пономаря Ивана Федорова) и заштатный пономарь Дмитрий Иванов (сын сенногубского священника Федора Косьмина). Большинство из них нигде не обучались, богослужение и церковное пение «знали по ноте и наслышкою».

В первой четверти 19 века монастырь стал для молодого поколения заонежских священников местом ожидания вакансии в родном или соседнем приходе. Преемственность, существовавшая в духовном сословии, была закреплена законодательством 18 века. При подушном обложении выбор священников из податных групп населения становился невыгодным, так как грозил потерей полноценного плательщика. Кроме того, община лишалась земельного надела. Молодой человек духовного звания вставал перед выбором, либо уходить в другое сословие, либо ждать места, поскольку количество приходской церковной земли было ограничено и не могло прокормить большую семью. Бывали случаи и иного решения проблемы. В прошении студента богословия Ивана Лукьянова от 1819 года содержалась просьба о перемещении престарелого отца в Клименецкий монастырь, а его – на священническое отцовское мест.

При поступлении на вакантное место в приход претендент должен был получить от членов церковной общины особое «Одобрение». Обычно в нем говорилось, что это «есть человек добрый, не пьяница, в домостроительстве своем не ленивый, не клеветник, не бийца (убийца - И.Н.), в воровстве и обманах не изобличенный, добронравен и поведения честного, и потому мы его желаем иметь при нашем приходе». В некоторых случаях претендентам, чтобы добиться места, приходилось идти на жертвы. Так, Иван Федулов, священник упраздненного Клименецкого монастыря, в 1815 году при переходе в Кижский приход обязывался ежегодно отдавать шестую часть пашенной земли на пропитание осиротевшим дочерям местного священника.

В годы своего существования Клименецкий монастырь не раз выступал в роли странноприимного заведения, места общественного призрения, был инициатором благотворительных акций, участвовал в сборах добровольных пожертвований в пользу нуждающихся.

На протяжении четырех веков Клименецкий монастырь оставался источником значительного нравственного влияния на окружающее его общество. По мнению некоторых исследователей, именно традиционная монастырская община стала прообразом церковной общины, а в дальнейшем — церковного прихода Русского Севера. Религиозное сознание кижского крестьянства, его нравственные интересы не могли быть разрушены имущественными интересами общины, подчас вступавшей в конфликт с монастырем.

Источник: Кижский вестник №7 // Редколлегия: И.В. Мельников (отв. ред.), Р.Б. Калашникова, К.Э. Герман Музей-заповедник «Кижи». - Петрозаводск. 2002

По материалам статьи: Набокова И.И. (г.Петрозаводск) «Клименецкий монастырь и его влияние на жизнь кижского крестьянства» на сайте музея-заповедника "Кижи": http://kizhi.karelia.ru

https://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-7/278.html



Комментарии и обсуждение


Сводка по археологическим раскопкам на территории монастыря с описанием истории построек и сохранившихся фрагментов - http://kizhi.karelia.ru/library/vestnik-5/240.html

Координаты указаны по монастырской колокольне (1853, сохранился фундамент и частично нижний ярус)

23 августа 2013, Автор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное) uchazdneg.


Поделитесь своей информацией.  Не забывайте указать источник ваших данных.  Зарегистрируйтесь, если вы не хотите чтобы ваш комментарий остался анонимным.