ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Михайловка. Церковь Чуда Михаила Архангела.


Михайловка. Церковь Чуда Михаила Архангела
Церковь. Действует.  
Престолы:Чуда Михаила Архангела в Хонех
Архитектурный стиль:Ампир
Год постройки:1827.
Адрес:
Луганская область, Перевальский район, поселок Михайловка, улица Ленина, 115

Координаты: 48.496995, 38.903538
Проезд:Трасса Луганск-Донецк



Церковь Чуда Михаила Архангела, , Михайловка, Перевальский район, Украина, Луганская область
Андрей Кононов
1 октября 2016
Церковь Чуда Михаила Архангела, , Михайловка, Перевальский район, Украина, Луганская область
Андрей Кононов
14 февраля 2014
Церковь Чуда Михаила Архангела, , Михайловка, Перевальский район, Украина, Луганская область
Андрей Кононов
14 февраля 2014
Церковь Чуда Михаила Архангела, , Михайловка, Перевальский район, Украина, Луганская область
Андрей Кононов
14 февраля 2014



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  26 февраля 2014

Дата основания вырезана на плите, вмурованной в стену южного фасада. Аналогичная плита на северном фасаде сообщает о дате перестройки, 1824 г., при которой здание значительно расширено, западная ветвь удлинена притвором с колокольней. Полусферическое завершение было переделано в 1932 г. Кирпичная, облицована плитами песчаника, в плане — вытянутый прямоугольник с пристроенным с запада притвором, более широким, чем основное здание, над которым высится колокольня. Основное пространство перекрыто полусферическим куполом на высоком цилиндрическом барабане. Трансепт на южном и северном фасадах выступает в виде ризалитов с четырех-колонными портиками. Фасады и ризалиты завершены треугольными фронтонами, стены делит на два яруса поясок. В интерьере памятника тематические росписи конца XIX — начала XX вв.

Источник: Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр.119, издательство "Будивэльнык", 1983-1986 год


Егор Сельский
 
Егор СельскийАвтор опубликовал свой список любимых храмов Каталога (Избранное)  1 октября 2019

За ветхостью старой деревянной церкви в 1827 году старанием помещиков Павла и Михаила Миоковичей (сербов) построена каменная  однопрестольная церковь. Здание в длину около 35 м, в ширину 8,5 м, толщина стен у основания достигает 1,3 м. В 1900 году на средства прихожан она расширена постройкой новой трапезной и колокольни. К 1908 году, согласно Справочной книге Екатеринославской губернии, к приходу Михайло-Архангельской церкви относились деревни Елисаветовка, Алексеевка, Исаковка, Осиповка, Мало-Константиновка, Троицкое, Мало-Ивановка, Богодаровка, Мало-Михайловка, Константиновка. Всего в приходе числилось 467 дворов с 2621 прихожанином. При церкви имелась школа грамоты, а в деревне Константиновка - церковно-приходская школа. По штату церкви было положено: один священник и псаломщик, котороые были обеспечены общественными домами.

Церковь была закрыта в 1930-е годы. Приход возродился в 1942 году, во время немецкой оккупации, а официально был зарегистрирован 9 ноября 1944 года в количестве 357 человек. На стенах храма остались следы войны в виде пулевых отметин. В 1955 году церковь была включена в список сакральных сооружений, с которыми могли ознакомиться иностранные делегации. Постановление Совета Министров УССР №907 от 23 августа 1963 года храм взят на учёт как памятник истории и культуры.

Известны имена священнослужителей храма: Герасим Бощановский (1898-1912); И. Чистяков (на 08.1925); Григорий Шимко (на 15.07.1944); Иустин Кутепов (с 24.11.1944); Михаил Сахновский (01.1945-06.1947); Георгий Ковалев (с 27.12.1945); Владимир Василевский (с 01.09.1950); Лука Самойленко (с 23.09.1950); Николай Образцов (с 15.11.1950); Иван Малахиев (с 09.02.1951); Кирилл Вельченко (с 02.1953-09.1966); Андрей Кругляк (с 22.06.1965); Яков Волошин (со 02.11.1965); Евгений Истомин (с 16.05.1968); Виталий Дорошко (08.05.1973); Василий Голубовский (с 23.02.1974).

Информация из буклета "К святыням земли Луганской", 2018 г.


Вадим кр
 
Вадим кр  1 апреля 2020

Село Михайловка образовалось в XVIII веке. В 1776 году по ходатайству Бахмутской провинциальной канцелярии и по распоряжению Азовского губернатора Черткова, отданы были земли в «ранговую дачу» секунд-майорам Аврааму Игнатьевичу Миоковичу, Василию Степановичу Сабову и капитану Исааку Игнатьевичу Миоковичу. Каждому по три тысячи десятин. На основании правил эти новые помещики обязаны были на приобретенных участках земли основать слободы и населить их «народом семейным и оседлым, вольным и свободным». И примерно в 1780 году усердием Миоковичей и Сабова образовались и устроились населенные слободы: Громовка-Плоская (с.Михайловка) – Авраама Игнатьевича Миоковича, Исаковка (Исаковское вдхр.) – Исаака Степановича Миоковича и Васильевка (г. Алчевск) – Василия Степановича Сабова.

До 1784 года жители Громовки принадлежали приходом к Покровской церкви слободы Белой, а жители Васильевки (Алчевск) и Исаковки приписаны были к Николаевской церкви села Черкасского. Очевидно, что это было очень неудобно, и в 1785 году Миоковичи и Сабов решились общими силами построить у себя церковь во имя Архистратига Михаила. Для этого в Громовке было выбрано удобное для церкви место. И далее подано прошение правителю Екатеринославского наместничества господину Синельникову исходатайствовать у первосвященного Никифора, архиепископа Славенского и Херсонского, благословение и разрешение на постройку церкви в слободе Громовка. По поводу этой просьбы господин Синельников от 31-го декабря 1785 года писал к первосвященному Никифору: «Донецкого уезда помещики секунд-майоры Авраам Миокович, Василий Сабов и капитан Исаак Миокович в поданном мне доношении представляют, что именно они в реченном уезде деревни Громовку, Васильевку и Исааковку, в которых состоит дворов 102, и в них жительствует подданных малороссиян мужеского полу 271, женска 241, всего 512 душ. Просят дозволения состроить им в слободе помянутого секунд-майора Миоковича Громовке во имя святого Михаила Архангела деревянную церковь, представя притом приписку, что они сами ту церковь сооружат, как иконостас, так и все церковные утвари».

12 июня 1786 года была выдана «благословительная храмозданная грамота» на закладку и сооружение церкви, а 5 июля того же 1786 года бахмутский протоиерей Петр Расевский освятил место под церковь. Доношением от 13 октября 1787 года Бахмутское духовное правление уведомляет преосвященнейшего Амвросия, архиепископа Екатеринославского и Херсоно-Таврического, что «заложенная в слободе Громовке к сооружению Архангело-Михайловская церковь постройками и производством работ приведена в окончательное совершенство». А потому правление просило выдачи грамоты на освящение церкви и на освященный антиминс для совершения священнодействий. На стене южного придела храма за колоннами портика сохранилась мемориальная надпись: «Состроена Авраамомъ и Исаакомъ Мiоковичами 1787 г.». С июня 1788 года слобода Громовка в бумагах уже начинает называться Михайловкой.

С северной стороны здания есть расположенная прямо против прежней следующая надпись: «Перестроена Павломъ и Михаиломъ Миоковичами». Документы говорят, что верхняя часть восьмерика и колонный портик северного придела перестроены в 1824 году (паспорт на здание). Очевидно, в это время и произошла перестройка деревянной церкви на каменную. В паспорте также записано: «В 1908 году общиной с. Михайловки пристроена колокольня и часть трапезной по шов». Здание возведено основательно и прочно. И хотя почвы здесь слабые и влажные и здание осело почти на метр, нигде не появилось ни одной трещины. Церковь возведена из тщательно отесанных прямоугольных блоков, местного желтого песчаника, который добывался в нескольких верстах от места строительства. У этого песчаника есть удивительный природный рисунок, как на срезе дерева. Подцветили камень включения железистых соединений, а строители использовали такое свойство для оживления однообразной глади стен, кажется, что у них бархатистая поверхность. Несомненно, сооружение представляет большой интерес для истории строительного мастерства.

В 1878 г. в селе проживала К. Алчевская, которая за свои деньги построила школу и учила сельских детей. В 1904 г. в селе действовала подпольная типография, в которой печатались листовки Луганской большевистской организации. После революции, в 1930-х годах, молодежь села срубила кресты на западном фасаде, выполненные на плоскостях стен из того же материала, что и сами стены. Также был уничтожен резной деревянный иконостас, представлявший значительную художественную ценность (паспорт на здание). В храме был устроен клуб. До сих пор можно увидеть «шрамы» на стенах с богоборческих времен. Во время Великой Отечественной войны разрушены верх звонницы, южный фронт западной части здания и часть главы барабана. Возрождение службы в храме приходиться на время оккупации немцами Донбасса.

https://forum.vgd.ru/post/611/40980/p1135427.htm



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.