Богоявленская улица выходит на перекресток, на котором стоит Спасо-Слободская церковь, или в просторечии Спас на Жировке. Первоначально она была деревянная и перенесена на свое место переселенцами из села Спасского Нового, не ранее 1649 г. В 1685 г. она значится “в новой слободке” с шестью колоколами. В 1732 г. усердием купца Рыжова построена каменная церковь с приделами: 1) во имя Черниговской иконы Богоматери, и 2) во имя свмч. Харлампия. В 1848—1850 гг. усердием другого Рыжова (Харьковского 2-й гильдии купца) церковь перестроена и украшена; тогда же построена и колокольня.
Наружным видом храм резко отличается от других церквей. Настоящая представляет два поставленных один на другой куба; второй, верхний, уже нижнего и держится на четырех наполовину поднятых вверх плоскостях, наклоненных внутрь храма. Вверху небольшой шатрообразный на четыре ската купол, а над ним удлиненный четырехсторонний трибун (столбиком) с заостренным верхом, на котором миниатюрное яблоко и крест. Над алтарями приделов над общей линией трапезы вытянуты вверх с обеих сторон по кубу, увенчанному византийским куполом; здесь же, по боковому фасаду, окно с наличником из колонок с орнаментом в верхней части.
Колокольня тоже необычной формы. Она напоминает башню-бойницу, и от нее веет чем-то нерусским. Нижний ярус ее четырехсторонний, но с выемками на углах; следующий двойной ярус — восьмигранный, а над ним меньший восьмигранник; все восемь граней у всех ярусов со сквозными пролетами; верх же — высокий пирамидальный, глухой.
Трапеза храма держится на двух столбах, уставленных киотами с иконами. Иконостасы в приделах двухъярусные, иконы византийского стиля, в нижнем ярусе в богатых окладах. Церковь расписана в трапезе живописью недавнего времени. В трапезе обращает внимание икона Черниговской Божией Матери с повешенным на ней крестом-мощевиком, больших размеров, старинная, не позже XVII в. Рядом с ней икона свв. Власия и Модеста, того же времени. В другом приделе старинная икона св. Харлампия с крестом-мощевиком. В притворе большая икона Страшного Суда, “построенная 9 авг. 1713 г. тщанием священника и прихожан”. На иконе много примитивного в композиции. В этой же части есть икона Воскресения, новая по внешнему виду, но старинная по сюжету.
Настоящая без столбов; богато расписана. Живопись, исключая верха, пристроенного и расписанного позже, XVIII в. Сюжеты росписи и исполнение довольно любопытны, как, напр., Петр Афонский, лежащий нагим с бородою до колен и др. Расписанные иконы во многих местах обрамлены и выделены от других. Кое-где заметны следы неловких поновлений.
Иконостас пятиярусный: царские врата с резными евангелистами и их эмблемами; в Верхней части врат — Бог Вседержитель, тоже резной с двумя резными же ангелами по бокам. Из икон обращают внимание: 1) Преображения в богатой ризе, вероятно XVII в.; 2) Иоанна Предтечи с крылами и чашей, а в ней младенец. Над иконами 1-го яруса поставлены небольшие иконки двунадесятых праздников, довольно примитивной живописи; внизу же икон 1-го яруса написаны события из библейской истории — на небольших круглых досках. Из других икон упомянем св. Николая близ правого входа; чудотворец изображен с мечом и церковью в рост небольшого формата; по бокам житие; доска углубленная в середине. Над иконой Калужской Богоматери у левого клироса небольшой складень.
Из евангелий: одно 1657 г., в бархатном окладе с Богом Вседержителем на престоле в наличнике-среднике; другое 1740 г., “тщанием Калужского купца Михаила Щербачева”, весом более 1 п., с богатыми изображениями на эмали и с камнями. Наконец, есть оловянная дарохранительница.
Источник: Источник: Книга Малинина Д.И. (часть 4), http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm