ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Ферапонт. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы.

Благовещенская церковь, Свято-Благовещенский храм


Ферапонт. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Благовещения Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца
Год постройки:не позже 1798.
Адрес:
Костромская область, Буйский район, село Ферапонт (около села Курилово).

Координаты: 58.76665, 41.3328



Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, Благовещенская церковь,с.Ферапонт. Архивное фото С.А.Орлова нач.20 века.(Фотоархив ИИМК РАН).<br>, Ферапонт, Буйский район, Костромская область
Благовещенская церковь,с.Ферапонт. Архивное фото С.А.Орлова нач.20 века.(Фотоархив ИИМК РАН).
Игорь Стрельников
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Игорь Стрельников
 
Игорь Стрельников  17 марта 2013

Благовещенский Ферапонтово-Монзенский мужской монастырь (именовавшийся также Адриановой пустынью) был основан в конце XVI века преподобным Ферапонтом, выходцем из Москвы, "где он жил у мощей Василия Блаженного" - то есть служил в Покровском соборе на Красной площади в Москве. Преподобный Ферапонт преставился ко Господу в 1595 году 12 декабря (по старому стилю). В Благовещенской церкви монастыря, кроме его основателя, были погребены ученик святого Ферапонта преподобный Адриан и преподобный Феодосий (даты кончины преподобных Ферапонта и Адриана в разных источниках приводятся по-разному).

Монастырь располагался в Корежской волости, в 40 км северо-западнее города Буя, по буйско-солигаличскому тракту. Корежская волость объединяла в своем составе обширную местность при слиянии рек Костромы и Вексы, вниз по реке Костроме и вверх по ее притоку Кореге. В те времена пространство Корежской волости, как и соседних костромских волостей, было покрыто дремучими лесами, преимущественно хвойными. В рукописной "Книге, глаголемой Козмография", составленной неизвестным автором в XVII веке и хранившейся затем в Паисиево-Галичском монастыре, говорится: "А леса великие, страшные, дикие, непроходимые, во всем свете таких лесов мало, леса те подобны морю". Такой эта сторона оставалась вплоть до начала XVII века.

В голодное время 1602 года игумен Ферапонтова монастыря преподобный Адриан безвозмездно раздавал хлеб всем нуждающимся; к нему сходились люди со всей округи и даже из других волостей. Благодаря этому около монастыря возникли многочисленные деревни. Впрочем, отметим: деревня XV-XVI веков выглядела совсем по-другому, нежели в XIX-XX веках. Типичной для того времени была деревня в 1-4 двора, а само слово "деревня" означало не селение или постройки, а участок пашенной земли и покосов, составлявший в целом деревенское хозяйство. Документальных указаний точного времени возникновения монастыря не обнаружено - сохранились относящиеся к нему грамоты только с начала XVII века, к примеру: "122 года (1614) Благовещенского монастыря, что на реке Монзе, строителю Андриану дана жалованная грамота на монастырские вотчины".

В Писцовой книге 1628 года записано: "Благовещенский монастырь Андрианова пустынь на реке Костроме, на устье реки Монзы, на монастыре церковь Воскресение Христово, да теплая церковь Благовещения, обе древяны, клецки, на монастыре келья игумена, келья келарская, шесть келий братских, а в них десять старцев, да двор конюшенный, да двор коровий, да под монастырем на реке Монзе мельница мелет…"
В течение XV-XVI веков земли Корежской волости не раз подвергались набегам казанских татар, которые грабили местных жителей и отводили их в плен. Особенно сильному разграблению земли, где позднее возник монастырь, подверглись летом 1536 года. Во время польско-литовской интервенции начала XVII века (в 1618 году) один из отрядов захватчиков разграбил и сжег Благовещенский монастырь. В 1684 году к Ферапонтову Благовещенскому монастырю был приписан Унорожский Благовещенский монастырь (с. Унорож на реке Вексе в 10 км от Галичского озера).

В 1724 году Благовещенский Ферапонтов монастырь, согласно Духовному регламенту, причислили к Железноборовскому монастырю - со всей землей, крестьянами и угодьями. О церквах и постройках, имевшихся в Ферапонтовом монастыре, можно судить по описанию, сделанному в 1701 году: "… В Благовещенском монастыре в Андреянове пустыне, что на реке Монзе, церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезою древянная мшеная об одной главе окожученой лемехами древянными, крест опаян белым немецким железом…

Часовня чудотворца Ферапонта древянная рублена в замок бревенная, на ней крест древянный, в той часовне под гробом Чудотворца гробница древянная, на гробнице плащаница шита золотом и сребром, на ней вышит образ чудотворца Ферапонта, по краям слова шиты золотом же, гробница одета камкою-лазоревою, над гробом лампада сребряная резная весу 2? фунта, на гробе крест благословящей древянной обложен окладом сребряным басемным, образ преподобного отца Ферапонта…

У паперти церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, колокольня о двух столбах бревенных, на ней 2 колокола, весу в одном 11 пудов 2? фунта, в другом 1 пуд 5 фунтов, да колокол отвезен к Москве на пушечный двор. Под монастырем в дву полях 2 часовни древянные, одна рублена в замок, а другая забрана в брусье тесом… Церкви и олтари, часовня и колокольня крыты тесом…" Монастырь был огражден деревянной стеной, в которой имелись входные ворота. Над этими воротами располагалась надвратная церковь во имя Архангела Михаила. В 1725 году в монастыре было пять деревянных церквей (Благовещенская, Воскресенская, Архангельская, Космодемьянская и Никольская); братию составляли 30 насельников.

В течение длительного времени монастырские постройки были только деревянные, они часто страдали от пожаров. Еще в двадцатые годы XVIII века в Сенат неоднократно из костромских волостей поступали просьбы о строительстве каменных церквей. Однако в 1721 году царем Петром I был издан указ о запрещении строительства каменных зданий в губерниях, что связано с интенсивным развитием Санкт-Петербурга.

В 1764 году по указу императрицы Екатерины II монастырь был закрыт. С этого времени на месте бывшей обители продолжала действовать только приходская церковь. Каменный Благовещенский храм с колокольней и каменной оградой был построен здесь в 1798 году. В церкви имелись престолы в честь Воскресения Христова, в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая Чудотворца.
В начале XIX века внутри церковной ограды были устроены каменные лавки, где по ярмарочным дням проводилась торговля. Наиболее известными являлись две ярмарки: Благовещенская - 25 марта (по старому стилю) и Ферапонтовская - 27 мая (по старому стилю). На этих ярмарках шла широкая торговля полотном, кожей, сукном, косами, серпами и другими необходимыми в крестьянском хозяйстве вещами.
В настоящее время Благовещенская церковь села Курилово, в стенах которой пребывают под спудом святые мощи преподобных Ферапонта, Адриана и Феодосия Монзенских, возвращена Костромской епархии (после закрытия в тридцатых годах ХХ века) и восстанавливается.

По информации с сайта: kostroma-eparhiy.narod.ru


Марина Зуйкова  25 сентября 2020

Пример сельского приходского комплекса с церковью в стиле позднего барокко и вспомогательными постройками периода эклектики. В кон. 16 в. преподобным Ферапонтом здесь был основан Ферапонтов Благовещенский Монзенский монастырь (Адрианова пустынь), который в 17 столетии имел большое значения для этого края (так, в 1684 г. к нему был приписан Унорожский Благовещенский монастырь). В 1725 г. в обители значилось пять деревянных храмов, включая надвратный и трапезный. Монастырь был упразднен в 1764 г.

Приходская церковь Благовещения с приделами Воскресения и Николая Чудотворца и с отдельно стоящей колокольней сооружена на средства прихожан, согласно одним источникам в 1789 г., согласно другим – в 1798 г. Вероятно, первая дата указывает на начало строительство (или выдачу храмозданной грамоты), вторая – на освящение церкви. В приделах хранились мощи Ферапонта и его ученика игумена Адриана. В сер. – 3-й четв. 19 в. территория храма была обнесена каменной оградой, в линии которой с запада от колокольни по сторонам ворот выстроили сторожку (с севера) и просфорню (с юга), а рядом с последней – земскую школу (учреждена в 1856 г.). Вероятно, к тому же времени относятся портики храма, а позднее во 2-й пол. 19 в. была перестроена трапезная церкви: ее объем продлили на запад до колокольни, а фасады первоначального объема в значительной степени перелицевали новой кирпичной кладкой. В кон. 20 – нач. 21 в. кирпичные фронтоны портиков заменили деревянными, на колокольне вместо прежнего шпиля с основанием в виде вазона сделан новый. Все постройки комплекса кирпичные, покрытые по кладке обмазкой.

Церковь Благовещения

Церковь Благовещения имеет сильно вытянутую симметричную относительно продольной оси композицию. Высокий двусветный храм-четверик завершен восьмидольной кровлей и глухим восьмигранным барабаном с луковичной главкой. Почти равная по ширине четверику пятигранная апсида значительно ниже храма. Несколько более высокая прямоугольная в плане трапезная со скругленными углами шире храма. Четырехъярусную колокольню составляют последовательно уменьшающиеся по ширине квадратные в плане объемы. Нижний ярус имеет скругленные углы, остальные – срезанные. В завершении композиции помещен ярус-резонатор с невысоким шпилем.

Фасады храма, разделенные на два яруса ступенчатым карнизом, обладают симметричными композициями в три оси проемов. Каждый ярус подчеркнут по краям пилястрами с выпущенными между ними углами. На южном и северном фасадах нижний ярус оформлен портиком с четырьмя тосканскими колоннами, поставленными почти вплотную к стенам, и пологим треугольным фронтоном. Все проемы прямоугольные (на средней оси внизу – более широкие входные), заключены в рамочные наличниками с ушами и сережками, а также с трехчастными замками. Над входом помещена крупная полукруглая ниша с обрамлением, превосходящая по ширине средний интерколумний. Все окна западного и восточного фасадов (на уровне второго яруса) – ложные. На средних осях всех фасадов над венчающим карнизом поднимаются полукруглые аттики с прямоугольными филенками. Фасады апсиды, акцентированные на углах огибающими пилястрами, прорезаны прямоугольными окнами – по одному на каждой из трех основных граней. На диагональных гранях им соответствуют ложные окна. И те и другие обрамлены такими же наличниками, как проемы храма. Над ними по осям расположены прямоугольные лежачие филенки. Фасады трапезной делятся филенчатыми лопатками на разные по ширине прясла с неравномерно размещенными семью окнами (в том числе одно ложное). Прямоугольные проемы первоначальной части трапезной оформлены наличниками, аналогичными храму и апсиде, но имеющими сложное завершение. Над ушами поднимаются боковые стойки, несущие профилированные сандрики; на них опираются щипцы с заплечиками, объединенные полкой. Простенки обработаны фигурными накладными досками, которые, как и прямоугольные накладные доски под окнами, принадлежат, по-видимому, к единственным уцелевшим при перелицовке фасадов первоначальным элементам декора. Расположенные в западной, более поздней части ложное окно и два световых проема шире остальных. Они обрамлены рустованными наличниками, завершенными сандриками и щипцами, а под окнами выложены прямоугольные филенки с круглыми медальонами. Завершены фасады трапезной единым антаблементом, раскрепованным над лопатками, с лентой зубцов под архитравом, гладким фризом и ступенчатым карнизом. Четыре яруса колокольни прорезаны арочными проемами, ярус-резонатор – круглыми люкарнами. В первом ярусе входной проем на западном фасаде и полукруглые окна на южном и северном фасадах оформлены пилястрами и опирающимися на их капители архивольтами. Боковые части фасадов покрыты ленточным рустом. Остальные ярусы колокольни отличаются более развитой пластикой с использованием развитых ордерных форм. Пилоны украшены пучками из пяти пристенных колонн, заслоняющих углы и края фасадов. Колонны поставлены на высокие пьедесталы и несут отрезки раскрепованного антаблемента. Боковые пары колонн в третьем ярусе частично сохранили единые капители с волютами – возможно, такие же капители были во втором и четвертом ярусах. Второй ярус над проемами выделен лучковыми сандриками, соединяющимися с архивольтами вертикальными стойками. Сандрикам вторят выложенные над карнизом лучковые аттики.

Бесстолпный храм перекрыт сомкнутым четырехлотковым сводом. Три узких проема соединяют его с апсидой, перекрытой граненой конхой. Более широкий арочный проем ведет в двустолпную трапезную. Два крещатых столба разделяют основное (первоначальное) помещение трапезной и западную пристройку. На столбы опираются массивные подпружные арки, несущие коробовые своды с распалубками. В западной части пристройки капитальной стеной отделен притвор с тремя компартиментами: средний перекрыт коробовым сводом, боковые – полулотковыми. В первом ярусе колокольни – крестовый свод.

В церкви фрагментарно сохранились масляные росписи нач. 20 в. Живопись выполнена в позднеакадемических традициях, частично – под влиянием манеры В.М. Васнецова. В алтаре на своде изображена Богоматерь с младенцем (иконография В.М. Васнецова) и серафимы, на юго-восточной грани помещены фигуры шести святителей (Николай Чудотворец, Василий Великий и другие). Четыре евангелиста написаны в круглых медальонах, расположенных на западной стене по сторонам проемов и по краям южной и северной стен. Над центральным проемом, ведущим в храм, в круглом медальоне изображен Христос с евангелием и благословляющим жестом. В основном объеме храма на четырех лотках свода в трехлопастных клеймах представлены «Троица Новозаветная» и три группы пророков и святых, прославляющих ее. На уровне окон второго света на западной и восточной стенах храма расположены по три сюжетных клейма. В центральном западном изображено «Сошествие Святого духа на апостолов». На востоке по сторонам образа «Троицы Ветхозаветной» помещены клейма с «Вознесением» и «Преображением». Под окнами второго света храм с трех сторон опоясан тянутым карнизом, под которым расположены крупные сюжетные клейма Страстного цикла (по три на каждой стене, кроме восточной). На западе это «Несение креста», «Снятие с креста» и «Положение во гроб». Клейма Страстей заключены в широкие рамы с графически стилизованной лиственно-цветочной полихромной орнаментикой с крестами. Ниже проходит широкий фриз с растительной орнаментикой, с поясными образами избранных святых в круглых клеймах. По сторонам входной арки на западной стене помещены две композиции крупного формата, в арочных рамах. На южной стороне – «Явление Христа Марии Магдалине».

В трапезной на центральном своде представлен Христос на троне с символами евангелистов, на своде северного придела – Богоматерь на троне, на своде южного – «Благовещение». На столбах остались фрагменты фигур святых. Остальная поверхность стен и сводов трапезной забелена.

В храме сохранился столярный каркас главного иконостаса, исполненного в стиле позднего классицизма во 2-й четв. 19 в. Иконостас двухъярусный, на семь прясел в нижнем ярусе, с двумя откосными ризалитами по сторонам западающего центра, с аттиком в средней части. Первый ярус включает два ряда икон – местный и праздничный, первый с высокими прямоугольными рамами, второй с круглыми. Передние стороны ризалитов завершаются треугольными фронтонами, которые опирались на пары колонн. В аттике устроена конха, первоначально декорированная кессонами и розетками. Впоследствии в конхе написан образ «Троицы Новозаветной». По сторонам конхи сохранились рамы стрельчатой формы для икон. Над венчающим карнизом второго яруса в иконостасе имеется более поздний надставной киот в русском стиле, на три иконы. Кокошники киота имеют килевидные очертания.

Земская школа

Одноэтажное сильно вытянутое в направлении север-юг прямоугольное в плане здание. Вальмовая кровля охватывает также рубленную с остатком восточную пристройку, примыкающую на всю длину объема. Главный западный фасад с восемью окнами и торцы с тремя окнами каждый обладают одинаковым декором. Арочные проемы с рамочными наличниками имеют рустованные архивольты. Края фасадов закреплены рустованными огибающими лопатками. В уровне подоконников проходит полочка, по верху стен – карниз с двухступенчатыми зубцами и с деревянной профилированной выносной частью. Внутри пространство разделено капитальной поперечной стеной на две неравные части. Тонкие перегородки, формировавшие планировку, не сохранились.

Просфорня

Одноэтажное прямоугольное в плане здание под двускатной кровлей, немного вытянутое в направлении север-юг. Западный фасад прорезан прямоугольным входным проемом и двумя квадратными окнами, забранными металлическими решетками ромбического рисунка. Остальные фасады глухие. По верху стен выложен двухступенчатый карниз.

Сторожка

Одноэтажная крытая на два ската сторожка имеет прямоугольный план, несильно вытянутый в направлении север-юг. На главном западном фасаде расположены прямоугольный входной проем и два арочных окна, заглубленные в ниши. Окна обрамлены профилированными штукатурными наличниками. На глухом южном торце сохранились следы примыкания ограды. По всем фасадам проходит венчающий карниз с двухступенчатыми зубцами.

Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 238 – 239; Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Т. II. М., 1892. № 1336; Известия императорской археологической комиссии (ИИАК). СПб., 1909. Вып. 31. С. 131. № 168; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 213 – 214, Буйская земля. Кострома, 2002. С. 48–52; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 10: Буйский район, Сусанинский район. Кострома, 2008. С. 94-98. Архивные источники: ГАКО. Ф. 130. Оп. 11. Д. 2203.

http://svodokn.ru/object/111856866



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.