В 1900 году Иван Сергеевич Кузнецов по просьбе викария Московской епархии о. Парфения начал работу над проектом храма в селе Плешивец Полтавской губернии. К началу ХХ века прежняя деревянная церковь настолько обветшала, что остро возник вопрос о её замене каменным зданием. Иван Сергеевич решил его в формах барокко середины XVIII века и представил преосвященному, который в свою очередь решил проконсультироваться с В.М. Васнецовым, признанным авторитетом в области церковного искусства.
«Не следует на русской земле иностранную вещь строить», - произнёс Васнецов, смутившись избранной архитектором «итальянизирующей» стилистикой. Между тем, выбор Кузнецова, по-видимому, был отнюдь не случаен: он предлагал трактовать барокко, запечатлённое в облике Андреевского собора и Царского (Мариинского) дворца в Киеве, выстроенных по проектам Ф.Б. Растрелли в 1750-х годах, как достояние украинской культуры, как малороссийский национальный стиль. Спустя год, Кузнецовым был составлен новый проект, стилистически приближенный к национальной традиции допетровского времени. В этом случае Иван Сергеевич использовал крестообразный план с расстановкой малых глав по сторонам света. Эта типология была усвоена московской архитектурой конца XVII века из традиции украинского храмостроения и воплотилась, в частности, в соборах Донского и Крестовоздвиженского монастырей. Возможно, именно последним (сегодня, увы, утраченным) вдохновлялся Кузнецов, работая над проектом 1901 года.
Характерная компоновка больших форм дополнена здесь декором лексикон которого позаимствован из памятников «нарышкинского стиля». В контексте целого явно диссонирующей деталью кажется нарисованное Кузнецовым завершение, напоминающее не то шатры башен Московского Кремля, не то шпили построек петровского времени. К достойным внимания особенностям этого проекта относится внедрение (пока весьма осторожное, по верху барабанов) в декоративную обработку экстерьера майоликового фриза с растительной орнаментацией. Впоследствии майоликовое убранство фасада прочно войдёт в творческий арсенал Кузнецова.
Среди листов проектной графики мастера, переданной его наследниками в ГНИМА им. А.В. Щусева, фигурирует и ещё один любопытный вариант композиции церковного здания, датированный 1900 годом. Имеет ли он отношение к работе над храмом для Плешивца, с точностью сказать невозможно, но некоторые обстоятельства говорят в пользу именно такого предположения. Первое из них – это дата, а второе – использованная в проекте схема пятиглавия с расстановкой малых глав по сторонам света, характерная для украинского храмостроения. Интересно, что лексикон архитектурных форм и фасадного декора при этом полностью соответствует русскому стилю 1880-х - 1890-х годов, поскольку почти полностью перекочевал из выпускной академической программы, где в усадебном ансамбле также предполагался храм с шатровым завершением. Возможно, данный вариант появился сразу после неудачи «барочного» проекта, и его стилистическое решение стало своеобразным ответом на приведённую сентенцию В.М. Васнецова об «иностранной вещи». Впрочем, ни одно из упомянутых нами предложений Ивана Сергеевича не удовлетворило заказчика, и творческий поиск был продолжен.
Согласно последовательности событий, изложенной в специально посвящённой храму в Плешивце брошюре видным знатоком украинских древностей О.И. Левицкого, ключевым эпизодом работы стало вмешательство историка Запорожской Сечи Д.И. Эварницкого, который рекомендовал Кузнецову в качестве образца деревянный Троицкий собор в городе Новомосковск Екатеринославской губернии, построенный примерно в 1773-1775 годах зодчим по имени Яков Погребняк. По другой версии, запечатлённой семейным преданием наследников архитектора, фотография этого Троицкого собора попалась на глаза вначале о. Парфению, который был тронут видом знакомых с детства форм украинской церковной архитектуры и сам предложил Кузнецову спроектировать каменный храм для села Плешивцы с ориентацией на этот образец.
Храм в Новомосковске (бывшей запорожской слободе Новоселицы) был памятником, овеянным легендарной славой, да и в целом украинское церковное зодчество XVIII века было на рубеже столетий малоизвестным предметом. Только в 1905 году материалы, посвящённые древностям Украины, стали доступны широкому читателю, благодаря специальному изданию Императорского Московского Археологического общества. Так или иначе, в семейном архиве Кузнецова имеется фотокарточка Троицкого собора в Новомосковске с дарственной надписью Д.И. Эварницкого: «Архитектору Погребняку-второму, И.С. Кузнецову».
Кузнецов действительно очень точно воспроизвёл композицию образца. Сохранилось подробное техническое описание проекта, сделанное самим архитектором: «План храма представляет фигуру креста. Фасады со всех четырех сторон одинаковы. От главного массива храма на высоте 4,5 сажен от земли берут начало главы (башни) и, разбиваясь на три группы, пропорционально, одна выше другой, стремятся вверх; таким образом, из общего массива образуется храм о девяти главах. Главы освещаются окнами, причем 8 глав имеют два яруса окон, каждая по четыре окна в ярусе, а девятая, центральная глава имеет три яруса окон, по восьми окон в ярусе. Смотря на фасад церкви, трудно представить своеобразную грандиозность и легкость внутреннего вида церкви. Этот эффект получился как следствие перспективности постройки, достигаемой наклонами стен башен, идущими к центру их.
Церковь по своему плану построена так, что главный груз постройки (600 тысяч пудов) сосредоточен на четырех пилонах, а напряжение на квадратный дюйм сечения пилона допущено 6 пудов. В конструктивном отношении настоящая постройка заслуживает большого внимания тем, что все девять глав с прямоугольников переходят в восьмигранники и, поднимаясь вверх, пропорционально суживаются, причем кладка стен внутренних и наружных (в частях крыш) идет с наклоном внутрь глав и наклон стен по отношению к их высоте достигает трети высоты.
Вопрос кладки наклонных стен решен здесь не так, как это предлагается учебниками, т.е. кладка велась кирпичом горизонтальными рядами с напуском, т.е. сдвигом одного ряда над другим, а не нормально к наклону стены. Сводчатой кладкой (нормально к наклону поверхности стен) исполнены девять сомкнутых сводов в главах».
Подчеркнём, что церковь в Плешивце стала первой в ряду храмов, построенных И.С. Кузнецовым, и опыт этот оказался вполне удачным. Зодчий не только справился с трудностями чисто технического порядка, вызванными необходимостью «транслитерации» форм деревянной постройки на язык каменной архитектуры, но и достиг убедительности художественного образа, удостоившись лестного отзыва критика В.Я. Курбатова, писавшего о постройке как об «очень приятной по украинскому мотиву».
Возвышаясь над берегом реки Псёл, сложный, пирамидальный силуэт церкви гармонирует с окружающим пейзажем. При всей своей реминисцентности, храм в Плешивце обладает несомненным своеобразием. Обработка его фасадов не повторяет образец, но равно далека она и от декоративных приёмов каменного украинского зодчества XVII – XVIII столетий.
В июле 1906 года церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Внутри был устроен шестиярусный иконостас (ныне утраченный), спроектированный самим Кузнецовым.
По материалам: Илья Печенкин в соавторстве с Л.В. Сайгиной, "Иван Сергеевич Кузнецов как архитектор-художник национального стиля", http://blogpechenkin.blogspot.com/2014/03/blog-post.html