ГЛАВНАЯ О ПРОЕКТЕ ВХОД РЕГИСТРАЦИЯ

Плешивец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

Покровская церковь


Плешивец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Церковь. Действует.  
Престолы:Покрова Пресвятой Богородицы
Архитектурный стиль:Неорусский стиль
Год постройки:Между 1902 и 1906.
Архитектор:И.С. Кузнецов
Адрес:
Украина, Полтавская область, Гадячский район, с. Плешивец

Координаты: 50.441429, 34.204254



Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Плешивец, Гадячский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
12 августа 2012
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Южный фасад храма<br>, Плешивец, Гадячский район, Украина, Полтавская область
Южный фасад храма
V.Petrovich
11 мая 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Вид на храм с юго-запада<br>, Плешивец, Гадячский район, Украина, Полтавская область
Вид на храм с юго-запада
V.Petrovich
11 мая 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, , Плешивец, Гадячский район, Украина, Полтавская область
V.Petrovich
11 мая 2013
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Рис.  из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"<br>, Плешивец, Гадячский район, Украина, Полтавская область
Рис. из иллюстрированного приложения к газете "Новое Время"
Андрей Агафонов
1 января 1911
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Реализованный проект храма в с. Плешивец (их было несколько). Западный фасад, 1902 г. Источник: ГНИМА<br>, Плешивец, Гадячский район, Украина, Полтавская область
Реализованный проект храма в с. Плешивец (их было несколько). Западный фасад, 1902 г. Источник: ГНИМА
Елена Григорьева
1 июня 1902
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Фото начала ХХ в. Источник: ГНИМА<br>, Плешивец, Гадячский район, Украина, Полтавская область
Фото начала ХХ в. Источник: ГНИМА
Елена Григорьева
??



Карта и ближайшие объекты


Приблизить
Отдалить
Развернуть



Статьи


Т.  9 декабря 2013

Покровская церковь, 1902—1906 гг. Сооружена архитектором-художником И.С. Кузнецовым. Сооружение кирпичное, крестовое в плане, четырехстолпное, девятикамерное, девятиглавое. Пирамидальность композиции усиливается заломами тесно поставленных глав. Плоскость стен разнообразят выступы пилястр, ряды поребрика, мягкие линии наличников, выполненных в формах украинского барокко.

В интерьере высотно раскрыто внутреннее пространство. Памятник является уменьшенной копией шедевра украинской деревянной архитектуры XVIII в. — Троицкого собора в Новомосковске, точно воссоздавая его силуэт до перестройки.

Из книги: «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», т. 3, стр. 288. Издательство "Будивэльнык", 1983-1986 г.


Титов П.Н.  13 октября 2016

Первая церковь в с. Плешивец была построена, по данным "Клировой книги Полтавской епархии за 1902 год", в 1760 году, хотя некоторые историки утверждают, что она возведена значительно раньше, поскольку до 1768 года при ней уже сменилось шесть священников. Рядом с церковью в 1782 году была построена колокольня. Храм перестраивался в 1800 и 1860 годах. Он был деревянным, трехглавым, на каменном фундаменте. На конец ХІХ века его здание настолько обветшало, что появилась необходимость построить новое. Помочь в этом деле прихожане решили попросить своего земляка, выходца из Плешивца, – Тульского епископа Парфения, отец которого тридцать лет был священником в родном селе.

На время обращения к нему Парфений был архимандритом и ректором Московской семинарии. Посетив родное село и встретившись с местными жителями, он поддержал их желание, предоставил посильную материальную помощь и пообещал, что и в будущем по мере возможностей будет помогать и просить других внести свою лепту в это святое дело. Состоянием на 1912 год, по данным "Справочной клировой книги по Полтавской епархии на 1912 год", в с. Плешивец привилегированных прихожан было всего 14, мещан – также 14, казаков – 195, а крестьян – 1731. Материальная бедность прихода заставила остановиться на мысли построить небольшую деревянную церковь стоимостью 8–10 тысяч рублей.

К тому времени в Москве умирает одна чрезвычайно богатая особа, некая Ведмедикова. По духовному завещанию она оставила огромный капитал на построение церквей и других благотворительных учреждений, одним из опекунов которого назвала епископа Парфения. На первому же заседании опекунского совета Парфений доложил о намерении построить церковь в своем родном селе, к чему совет отнесся с сочувствием и выделил на это 30 тысяч рублей из завещанного капитала. Тогда епископ решает построить в с. Плешивец не деревянный храм, а каменный. К тому же нашлась еще одна благодетельница в этом деле – вдова московского банкира Спиридонова, Вера Богдановна, которая пожертвовала на новый храм свыше 60 тысяч рублей.

Нужно было составить план здания. Ни один из проектов, предложенных московскими архитекторами, епископу Парфению не понравился. Он решил посоветоваться с известным исследователем Запорожской Сечи Д.И. Яворницким, который показал ему проект Троицкого собора запорожского городка Самары (ныне г. Новомосковск Днепропетровской области). Эта церковь напомнила Парфению знакомые ему с детства характерные черты архитектуры украинских храмов и была немного похожа на старую плешивецкую. Он решил построить новый храм именно в таком стиле. Проект разработал известный московский архитектор и художник И.С. Кузнецов. Автор плешивецкого храма не только сумел воссоздать в камне точную копию запорожской церкви (деревянной), но и усовершенствовал общий силуэт здания. Кузнецов пропорционально уменьшил размеры храма: Троицкий собор в Самаре имел высоту почти 65 м, а Покровский в Плешивце – немного больше 45 м (от земли до центральной главы с крестами).

План церкви крестообразный, фасады со всех четырех сторон одинаковые. На высоте 4,5 сажен от земли берут начало купола (главы) и, разбиваясь на три группы, соразмерно одна выше другой, поднимаются вверх. Таким образом, из общей основы возвышаются 9 куполов. Главы внутри храма освещаются окнами, причем восемь глав имеют по два яруса окон, каждый по четыре окна, а девятая, центральная глава имеет три яруса окон, по восемь в каждом. Смотря на фасад церкви, трудно представить оригинальность, грациозность и легкость ее внутреннего вида – этот эффект создается наклонами стен куполов. Длина и ширина собора по внешним размерам – 12,56 погонных сажен. Высота от земли к центральной главе с крестом составляет 21 сажень. Шестиярусный иконостас для нового храма выполнил тоже И.С. Кузнецов, а иконы написал московский художник В.П. Гурьянов. Стоимость строительства составила немного больше 100 тысяч рублей.

Строительство собора было начато осенью 1902 года, а в 1906 году, в течение трех дней (7–9 июля по ст. ст.), совершалось освящение нововозведенного храма. Силуэт собора величественно смотрится на фоне крутого склона в долину Псла. Он стал украшением села и очень гармонирует с местными достопримечательностями и ландшафтом. Высоко оценил его даже "отец" украинской истории Михаил Грушевский на страницах своей многотомной "Истории Украины-Руси". С храмом гармонично соединяется колокольня, построенная в 1909–1911 годах с северной стороны собора. Старожилы рассказывали, что в тихую погоду волшебный перезвон ее колоколов был слышен до Лебедина и Гадяча.

По материалам официального сайта Полтавской епархии


Елена Григорьева
 
Елена Григорьева  26 октября 2020

В 1900 году Иван Сергеевич Кузнецов по просьбе викария Московской епархии о. Парфения начал работу над проектом храма в селе Плешивец Полтавской губернии. К началу ХХ века прежняя деревянная церковь настолько обветшала, что остро возник вопрос о её замене каменным зданием. Иван Сергеевич решил его в формах барокко середины XVIII века и представил преосвященному, который в свою очередь решил проконсультироваться с В.М. Васнецовым, признанным авторитетом в области церковного искусства.

«Не следует на русской земле иностранную вещь строить», - произнёс Васнецов, смутившись избранной архитектором «итальянизирующей» стилистикой. Между тем, выбор Кузнецова, по-видимому, был отнюдь не случаен: он предлагал трактовать барокко, запечатлённое в облике Андреевского собора и Царского (Мариинского) дворца в Киеве, выстроенных по проектам Ф.Б. Растрелли в 1750-х годах, как достояние украинской культуры, как малороссийский национальный стиль. Спустя год, Кузнецовым был составлен новый проект, стилистически приближенный к национальной традиции допетровского времени. В этом случае Иван Сергеевич использовал крестообразный план с расстановкой малых глав по сторонам света. Эта типология была усвоена московской архитектурой конца XVII века из традиции украинского храмостроения и воплотилась, в частности, в соборах Донского и Крестовоздвиженского монастырей. Возможно, именно последним (сегодня, увы, утраченным) вдохновлялся Кузнецов, работая над проектом 1901 года.

Характерная компоновка больших форм дополнена здесь декором лексикон которого позаимствован из памятников «нарышкинского стиля». В контексте целого явно диссонирующей деталью кажется нарисованное Кузнецовым завершение, напоминающее не то шатры башен Московского Кремля, не то шпили построек петровского времени. К достойным внимания особенностям этого проекта относится внедрение (пока весьма осторожное, по верху барабанов) в декоративную обработку экстерьера майоликового фриза с растительной орнаментацией. Впоследствии майоликовое убранство фасада прочно войдёт в творческий арсенал Кузнецова.

Среди листов проектной графики мастера, переданной его наследниками в ГНИМА им. А.В. Щусева, фигурирует и ещё один любопытный вариант композиции церковного здания, датированный 1900 годом. Имеет ли он отношение к работе над храмом для Плешивца, с точностью сказать невозможно, но некоторые обстоятельства говорят в пользу именно такого предположения. Первое из них – это дата, а второе – использованная в проекте схема пятиглавия с расстановкой малых глав по сторонам света, характерная для украинского храмостроения. Интересно, что лексикон архитектурных форм и фасадного декора при этом полностью соответствует русскому стилю 1880-х - 1890-х годов, поскольку почти полностью перекочевал из выпускной академической программы, где в усадебном ансамбле также предполагался храм с шатровым завершением. Возможно, данный вариант появился сразу после неудачи «барочного» проекта, и его стилистическое решение стало своеобразным ответом на приведённую сентенцию В.М. Васнецова об «иностранной вещи». Впрочем, ни одно из упомянутых нами предложений Ивана Сергеевича не удовлетворило заказчика, и творческий поиск был продолжен.

Согласно последовательности событий, изложенной в специально посвящённой храму в Плешивце брошюре видным знатоком украинских древностей О.И. Левицкого, ключевым эпизодом работы стало вмешательство историка Запорожской Сечи Д.И. Эварницкого, который рекомендовал Кузнецову в качестве образца деревянный Троицкий собор в городе Новомосковск Екатеринославской губернии, построенный примерно в 1773-1775 годах зодчим по имени Яков Погребняк. По другой версии, запечатлённой семейным преданием наследников архитектора, фотография этого Троицкого собора попалась на глаза вначале о. Парфению, который был тронут видом знакомых с детства форм украинской церковной архитектуры и сам предложил Кузнецову спроектировать каменный храм для села Плешивцы с ориентацией на этот образец.

Храм в Новомосковске (бывшей запорожской слободе Новоселицы) был памятником, овеянным легендарной славой, да и в целом украинское церковное зодчество XVIII века было на рубеже столетий малоизвестным предметом. Только в 1905 году материалы, посвящённые древностям Украины, стали доступны широкому читателю, благодаря специальному изданию Императорского Московского Археологического общества. Так или иначе, в семейном архиве Кузнецова имеется фотокарточка Троицкого собора в Новомосковске с дарственной надписью Д.И. Эварницкого: «Архитектору Погребняку-второму, И.С. Кузнецову».

Кузнецов действительно очень точно воспроизвёл композицию образца. Сохранилось подробное техническое описание проекта, сделанное самим архитектором: «План храма представляет фигуру креста. Фасады со всех четырех сторон одинаковы. От главного массива храма на высоте 4,5 сажен от земли берут начало главы (башни) и, разбиваясь на три группы, пропорционально, одна выше другой, стремятся вверх; таким образом, из общего массива образуется храм о девяти главах. Главы освещаются окнами, причем 8 глав имеют два яруса окон, каждая по четыре окна в ярусе, а девятая, центральная глава имеет три яруса окон, по восьми окон в ярусе. Смотря на фасад церкви, трудно представить своеобразную грандиозность и легкость внутреннего вида церкви. Этот эффект получился как следствие перспективности постройки, достигаемой наклонами стен башен, идущими к центру их.

Церковь по своему плану построена так, что главный груз постройки (600 тысяч пудов) сосредоточен на четырех пилонах, а напряжение на квадратный дюйм сечения пилона допущено 6 пудов. В конструктивном отношении настоящая постройка заслуживает большого внимания тем, что все девять глав с прямоугольников переходят в восьмигранники и, поднимаясь вверх, пропорционально суживаются, причем кладка стен внутренних и наружных (в частях крыш) идет с наклоном внутрь глав и наклон стен по отношению к их высоте достигает трети высоты.

Вопрос кладки наклонных стен решен здесь не так, как это предлагается учебниками, т.е. кладка велась кирпичом горизонтальными рядами с напуском, т.е. сдвигом одного ряда над другим, а не нормально к наклону стены. Сводчатой кладкой (нормально к наклону поверхности стен) исполнены девять сомкнутых сводов в главах».

Подчеркнём, что церковь в Плешивце стала первой в ряду храмов, построенных И.С. Кузнецовым, и опыт этот оказался вполне удачным. Зодчий не только справился с трудностями чисто технического порядка, вызванными необходимостью «транслитерации» форм деревянной постройки на язык каменной архитектуры, но и достиг убедительности художественного образа, удостоившись лестного отзыва критика В.Я. Курбатова, писавшего о постройке как об «очень приятной по украинскому мотиву».

Возвышаясь над берегом реки Псёл, сложный, пирамидальный силуэт церкви гармонирует с окружающим пейзажем. При всей своей реминисцентности, храм в Плешивце обладает несомненным своеобразием. Обработка его фасадов не повторяет образец, но равно далека она и от декоративных приёмов каменного украинского зодчества XVII – XVIII столетий.

В июле 1906 года церковь освятили в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Внутри был устроен шестиярусный иконостас (ныне утраченный), спроектированный самим Кузнецовым.

По материалам: Илья Печенкин в соавторстве с Л.В. Сайгиной, "Иван Сергеевич Кузнецов как архитектор-художник национального стиля", http://blogpechenkin.blogspot.com/2014/03/blog-post.html



Комментарии и обсуждение


Ваш комментарий будет первым.